СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2009 года
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску А. к администрации г. Саратова (далее Администрация), 3-е лицо Комитет по труду и социальному развитию администрации г. Саратова, Комитет по финансам администрации г. Саратова о понуждении к включению периода работы в стаж для назначения доплаты к пенсии,
по кассационной жалобе Администрации на решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 мая 2009 года, которым постановлено: "Включить А. в стаж работы в должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Саратова период работы с 08.08.1992 года по 14.12.1994 года в должности директора Дворца бракосочетания г. Саратова для назначения ежемесячной доплаты к пенсии на основании "Положения
о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Саратове", утвержденного решением Саратовской городской Думы № 27-288 от 29.04.2008 года",
установила:
А. обратилась в суд с иском к Администрации о понуждении к включению периода работы в стаж для назначения доплаты к пенсии. В обоснование иска указывала, что в период с 08.08.1992 года по 14.12.1994 года работала директором Дворца бракосочетания г. Саратова, кроме того, работала в других должностях в структурных подразделениях Администрации и других муниципальных учреждениях. 18.03.2009 года она обратилась в Комитет по труду и социальному развитию Администрации (далее Комитет) с заявлением о назначении ей доплаты к пенсии по возрасту (за муниципальный стаж работы в органах исполнительной власти на основании п. 1
Положения о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове. Однако период работы с 08.08.1992 года по 14.12.1994 года не был включен в стаж, дающий право на доплату. Основанием такого решения послужило то, что должность "директор Дворца бракосочетания" не входит в Реестр
должностей муниципальной службы в Саратовской области. Считая данное решение незаконным, А. просила включить период работы с 08.08.1992 года по 14.12.1994 года в должности директора Дворца бракосочетания г. Саратова в стаж работы на должностях муниципальной службы г. Саратова с назначением ежемесячной доплаты к пенсии.
Волжским районным судом г. Саратова постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация просит решение суда отменить, полагает, что судом неверно применены нормы материального права, дана неправильная оценка представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
При разрешении спора, суд правильно применил закон, регулирующий спорные правоотношения.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года имеет номер 27-288, а не 27-2888.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-2888 принято Положение
о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове (далее Положение).
Положением
определен порядок установления, выплаты и перерасчета доплаты к пенсии лицам, замещавшим на 16 декабря 1998 года и позднее в соответствии с Законом
Саратовской области от 02.08.2007 № 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области" должности в органах местного самоуправления г. Саратова и аппарате избирательной комиссии г. Саратова, предусмотренные Реестром
должностей муниципальной службы в Саратовской области. В целях поощрения за многолетнюю добросовестную службу лицам после прекращения муниципальной службы и достигшим пенсионного возраста, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии (п. 1)
. Право на доплату к пенсии имеют лица, указанные в п. 1
настоящего Положения, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Саратова, аппарате избирательной комиссии г. Саратова не менее 10 лет и уволенные с муниципальной службы по следующим основаниям: - ликвидация или реорганизация органа местного самоуправления, а также сокращение штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления, структурных подразделениях органа местного самоуправления г. Саратова, аппарате избирательной комиссии г. Саратова; - истечение срока трудового договора (контракта); - достижение установленного федеральным законом предельного возраста для замещения должности муниципальной службы; - обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы; - собственное желание; - перевод; - соглашение сторон (п. 2)
. Доплата к пенсии устанавливается и выплачивается к пенсии, назначенной (досрочно оформленной) в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. Назначение и выплата доплаты к пенсии производится независимо от последней должности работника, занимаемой перед возникновением права на доплату к пенсии (п. 3)
. Лицам, обладающим правом на установление доплаты к пенсии, доплата к пенсии устанавливается только после назначения (досрочного оформления) пенсии в соответствии с федеральным законодательством, в том числе к пенсии по инвалидности на срок назначения пенсии по инвалидности (п. 5)
.
В соответствии со ст. 8
Закона Саратовской области № 157-ЗСО от 02.08.2007 года "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области" исчисление стажа муниципальной службы и зачет в него иных периодов трудовой деятельности осуществляются в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации для государственных гражданских служащих.
Указом Президента РФ от 27.09.2005 года № 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что стаж государственной гражданской службы, дающий право на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, определяется в соответствии с порядком исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей, утверждаемым Президентом Российской Федерации (подпункт "а", п. 2). Соответствующий порядок Президентом РФ не утвержден.
Однако, при разрешении настоящего дела суд правильно исходил из того, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Закон № 25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (п. 1). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (п. 2). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (п. 3).
Статья 25 Закона № 25-ФЗ предусматривает, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (п. 1). Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (п. 2).
Согласно ст. 7 Закона № 25-ФЗ реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций (п. 1).
Приложением № 1 к Закону Саратовской области № 157-ЗСО от 02.08.2007 года "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области" утвержден Реестр
должностей муниципальной службы в Саратовской области. Должность директора Дворца бракосочетания в него не входит.
Вместе с тем, удовлетворяя требования А. суд первой инстанции правильно исходил из того, что фактически в спорный период она замещала должность муниципальной службы. При этом в основу указанного вывода судом правомерно положено то, что Постановлением Главы Администрации № 73 от 17.07.1992 года "О структуре, структурных подразделениях, органах управления администрации г. Саратова" был утвержден перечень структурных подразделений и органов управления администрации г. Саратова, в который входил Городской Дворец бракосочетания. А. в спорный период назначалась на должность директора городского Дворца бракосочетания постановлениями Главы Администрации.
В соответствии со ст. 141 Кодекса о браке и семьи РСФСР (действовавшего в спорный период трудовых отношений А.) регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрах производится отделами (бюро) записи актов гражданского состояния исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах - исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов.
Таким образом, в спорный период А. фактически выполняла обязанности руководителя отдела ЗАГС г. Саратова.
Об этом свидетельствуют и Постановление первого заместителя Главы администрации г. Саратова № 700 от 14.12.1994 года "Об отделе записей актов гражданского состояния администрации города", которым Дворец бракосочетания реорганизован в отдел записей актов гражданского состояния администрации города, а также Постановление исполняющего обязанности Главы администрации г. Саратова № 705 от 15.12.1994 года, которым утверждено Положение об отделе записей актов гражданского состояния, согласно которому Отдел записи актов гражданского состояния города относится к органам местного самоуправления, возглавляется заведующим и имеет в своем составе структурное подразделение Дворец бракосочетания. Характерно при этом, что последующий период работы А. с 14.12.1994 года в должности заместителя заведующей отделом ЗАГС г. Саратова - директора Дворца бракосочетания включен Комитетом в стаж муниципальной службы А.
При включении спорного периода в стаж муниципальной службы А. он составит более 10 лет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно и правомерно удовлетворил требования А.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы жалобы сводятся к неверному толкованию автором норм действующего законодательства и к переоценке имеющихся в деле доказательств. Однако сама по себе иная оценка автором жалобы норм действующего законодательства и представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Судебная коллегия считает, что доводы жалобы несостоятельны, никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене. Кроме того, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 мая 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г. Саратова - без удовлетворения.