Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2009 г. № 7-5-153-2009

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

Руководителю
Управления федеральной службы
по ветеринарному и
фитосанитарному надзору
по Пензенской области
Еськину В.Н.

Прокуратурой Пензенской области по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка в Управлении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пензенской области исполнения законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ субъектам Российской Федерации переданы полномочия в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Положением о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 327, контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, а также государственный пожарный надзор в лесах возложен на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Также Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, государственный лесной контроль и надзор возложен в т.ч. на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно указанному Положению государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора в установленной сфере деятельности обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства.
Исполнение полномочий по государственному лесному контролю в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области 29.12.2006 № 835-Пп, возложено на Управление лесами Пензенской области
Статьей 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со ст. ст. 28.3, 23.24 КоАП РФ и Постановлением Правительства Пензенской области от 22 марта 2007 г. № 181-пП должностные лица Управления лесами Пензенской области составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Аналогичными полномочиями наделены должностные лица Управления Россельхознадзора по Пензенской области.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно приложению № 1 к Инструкции по организации и проведению государственными органами Управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утвержденной Приказом Рослесхоза от 24.10.1994 № 224, в перечень вопросов, подлежащих изучению, анализу и проверке при проведении государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, относится соблюдение порядка и своевременность оформления дел о лесных пожарах, их прохождение в следственных органах, судах и арбитражных судах. Проведение служебных расследований причин возникновения и распространения лесных пожаров.
Вместе с тем Управление лесами Пензенской области не принимало в 2008 году и текущем периоде 2009 года мер к установлению лиц, виновных в возникновении лесных пожаров, и их привлечению к административной ответственности. В целях реализации полномочий по лесному контролю, кроме составления протоколов и рассмотрения дела об административных правонарушениях, Управление наделено правом направлять материалы о нарушениях действующего законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах компетенции.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах.
Кроме того, между Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пензенской области, Управлением лесами Пензенской области и Главным управлением МЧС России по Пензенской области 12 февраля 2009 года было заключено соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий по предотвращению и тушению лесных пожаров.
Как показала проверка, в текущем периоде 2009 года в области возникло и ликвидировано 409 лесных пожаров на площади 576 га. В 2008 году в области возникло и ликвидировано 111 лесных пожаров на площади 60 га. Однако информация о лесных пожарах в органы МЧС и Управление Россельхознадзора по Пензенской области в нарушение требований закона и указанного соглашения в подавляющем большинстве случаев не направлялась, ущерб, причиненный лесными пожарами, который только за истекший период 2009 года составил более 5 млн. руб., с виновных лиц в судебном порядке не взыскивался.
Так, в органах дознания в 2008 году зарегистрировано только 5 сообщений о преступлениях, связанных с пожарами в лесах, а в 2009 году - 12.
В результате ненадлежащего взаимодействия в рамках данного соглашения проверки в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ по лесным пожарам не проводились, а виновные лица не привлекались к установленной законом ответственности.
Согласно Порядку организации работы по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 26.09.2008 № 443, должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов при осуществлении контроля и надзора за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий обязаны проводить контрольные мероприятия на основании и в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов.
Однако при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Россельхознадзора по Пензенской области меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений, не были приняты.
К тому же самостоятельно было возбуждено и рассмотрено только 10 дел об административных правонарушениях по фактам лесных пожаров.
Таким образом, вышеперечисленные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пензенской области обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах и контроля и надзора за исполнением Управлением лесами по Пензенской области переданных полномочий в сфере лесных отношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению и недопущению впредь нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Решить вопрос о привлечении лиц, допустивших указанные нарушения законодательства, к дисциплинарной ответственности.
О времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру области.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с сообщением о результатах его рассмотрения в прокуратуру области в месячный срок (с приложением копии соответствующего приказа).

Заместитель прокурора области
советник юстиции
А.Н.ЦУКАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru