АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. № А44-4795/2009
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2009 года.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуальных предпринимателей Б., Д. к Думе Боровичского муниципального района о признании частично недействующим Положения
о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района, утвержденного решением Думы Боровичского муниципального района № 294 от 27.11.2008,
установил:
индивидуальные предприниматели Б. и Д. (далее - Заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим абзаца 3 пункта 8.4
Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района (далее - Положение), утвержденного решением Думы Боровичского муниципального района (далее - Дума) № 294 от 27.11.2008 года.
В судебном заседании представитель заявителя Б. - С. и заявитель Д. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении с учетом их уточнения. Полагали, что абзац 3 пункта 8.4
оспариваемого Положения противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не содержит требования о проведении аукциона о предоставлении земельных участков в случае подачи двух и более заявок на один земельный участок, поскольку статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предметом торгов может быть только сформированный земельный участок с установленными границами. Считали, что статья 34 Земельного кодекса РФ не предусматривает опубликование в газете информации о поступлении заявления о предоставлении земельного участка, поскольку последний еще не сформирован. Полагали, что оспариваемым пунктом
не установлен предельный срок подачи дополнительных заявлений после опубликования информации в газете. Считали, что внесение изменений в Положение
в части установления порядка и сроков проведения аукциона не устранило имеющиеся несоответствия. Нарушение своих прав и законных интересов Заявители обосновали тем, что подав в КУМИ Администрации Боровичского муниципального района заявление о предоставлении земельного участка в аренду для организации стоянки такси, получили отказ, мотивированный поступлением дополнительных заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка и, как следствие, предоставление земельного участка через аукцион.
Представитель Думы в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Пояснил, что в целях осуществления общих принципов управления и распоряжения земельными участками, указанными в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, а также по аналогии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 3 пункта 8.4
оспариваемого Положения предусмотрено проведение аукциона в случае подачи двух и более заявок на один земельный участок. Дополнительно указал, что решением
Думы от 29.10.2009 года № 365 в оспариваемое решение внесены дополнения, в том числе Положение дополнено пунктом 8.4.1
, регламентирующим порядок и сроки принятия решения о проведении аукциона. Пояснил, что подача заявлений другими лицами возможна после опубликования информации в газете в течение одного месяца.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Следовательно, Федеральный закон № 131-ФЗ определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положение
о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района относится к экономической основе местного самоуправления, затрагивает права и законные интересы юридических лиц и граждан, самого муниципального образования в лице его органов местного самоуправления при осуществлении прав собственника муниципального имущества.
Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основаниям для его принятия, возлагает на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Таким образом, утверждение представительным органом местного самоуправления Положения
о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района относится к компетенции муниципального района и принято Думой в рамках ее полномочий.
27 ноября 2008 года Думой Боровичского муниципального района принято решение
№ 294, которым утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района, опубликованное в газете "Красная искра" 08.01.2009 № 2.
29.10.2009 года Думой принято решение
№ 365, опубликованное в газете "Красная искра" 12.11.2009 № 46, "О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района", которым глава 8
была дополнена пунктом 8.4.1
, регламентирующим процедуру принятия решения о проведении аукциона и подготовку к его проведению.
Глава 8
Положения определяет порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, который устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новгородской области по принципу открытости, гласности, публичности, и распространяется, в том числе, на случаи предоставления земельных участков для размещения стоянок такси сроком до одного года.
Пунктом 8.3
Положения установлено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление в КУМИ. В заявлении указываются цель использования земельного участка, возможное местоположение, предполагаемые размеры, испрашиваемое право на землю.
Пункт 8.4
данного раздела гласит:
"Администрация района обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Красная искра".
В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка дополнительные заявления не поступили, КУМИ готовит проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Кадастровые работы и осуществление государственного кадастрового учета этого земельного участка выполняются за счет лица, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка.
В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка поступили дополнительные заявления, принимается решение о проведении аукциона. Кадастровые работы и осуществление государственного кадастрового учета этого земельного участка выполняются за счет Администрации района".
Заявители не согласились с абзацем третьим пункта 8.4
Положения и оспорили его в судебном порядке.
Довод Заявителей о несоответствие оспариваемого положения статьями 34 и 38 ЗК РФ в части проведения аукциона в случае подачи двух и более заявок не принимается судом.
В соответствии с общей нормой, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ устанавливается, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно части 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
При этом, часть 1 статьи 34 ЗК РФ, регламентирующая предоставление земельных участков, для целей не связанных со строительством, устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
С этой целью органам местного самоуправления предписано:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Частью 4 статьи 2 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, реализуя полномочия, предоставленные частью 1 статьи 34 ЗК РФ, Дума при принятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, должна руководствоваться принципами: эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, не допускать установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. В противном случае несоблюдение перечисленных принципов влечет за собой неравное положение одного субъекта по отношению к другому, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, орган местного самоуправления обязан не только опубликовать информацию для неопределенного круга лиц о предоставлении испрашиваемого земельного участка, но и при получении других заявлений, обеспечить равный доступ к предусмотренному законом праву на предоставление земельного участка.
Как подтверждается материалами дела, Б. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на один год 30 декабря 2008 года. 22 января 2009 года в газете "Красная искра" было опубликовано извещение о том, что в Администрацию Боровичского муниципального района поступило заявления о предоставлении земельного участка для размещения стоянки "Такси" площадью 60 кв. м, местоположение: Новгородская область, Боровичи, пл. Спасская, по направлению к ул. Кропоткина. 20 февраля 2009 года в Администрацию поступило два заявления от других лиц на испрашиваемый земельный участок, в связи с чем Заявителю было разъяснено о предоставлении земельного участка через аукцион. Аналогичный отказ от КУМИ Администрации Боровичского муниципального района получен Д. письмом от 28.04.2009 года за № 473-з.
Статьей 38 ЗК РФ, регулирующей приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), предусмотрено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В этом случае формирование земельного участка, то есть проведение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета, должно быть инициировано органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, за его счет.
Таким образом, орган местного самоуправления, обладая полномочиями на принятие процедуры в соответствии с частью 1 статьи 34 ЗК РФ, учитывая общие принципы управления и распоряжения земельными участками, а именно открытость, публичность и прозрачность, правомерно предусмотрел норму Положения
о проведении аукциона в случае подачи двух и более заявок на один земельный участок, что соответствует статьям 34 и 38 ЗК РФ.
Довод Заявителей об отсутствии в решении порядка и сроков проведения аукциона не принимается судом, поскольку внесенные 29.10.2009 года Думой изменения в Положение
, устранили такое отсутствие.
Вместе с тем, первое предложение
оспариваемого абзаца пункта 8.4 противоречит статьей 34 ЗК РФ в части неустановления предельного срока поступления дополнительных заявлений.
Как уже отмечалось выше, статьей 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления, принимая акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, должны предусмотреть порядок рассмотрения заявок и принятия решений, срок поступления заявок.
Устанавливая в оспариваемом абзаце
начальный срок подачи заявлений - со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка, Дума не предусмотрела до какого момента такие заявления могут быть поданы. Буквальное толкование слов "В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка поступили дополнительные заявления" подразумевает возможность поступления дополнительных заявлений по истечении месяца со дня опубликования информации в течение неопределенного времени, то есть одного - двух - трех месяцев, что нарушает права не только первого обратившегося за предоставлением земельного участка гражданина, но и нарушает принцип прозрачности, открытости процедуры предоставления земельного участка.
Таким образом, первое предложение абзаца 3 пункта 8.4
Положения противоречит статье 34 ЗК РФ в части срока подачи дополнительных заявлений.
Следует также отметить, что внесенные Думой изменения в оспариваемое Положение
, а именно новый пункт 8.4.1
определяет, что решение о проведении аукциона принимается путем издания постановления Администрации района в двухнедельный срок со дня окончания приема дополнительных заявлений, что подтверждает необходимость установления срока окончания приема дополнительных заявлений.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что требование Заявителей подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы Заявителей по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с Думы.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Требования индивидуальных предпринимателей Д. и Б. о признании недействующим абзаца 3 пункта 8.4
Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района, утвержденного решением Думы Боровичского муниципального района № 294 от 27.11.2008 года, удовлетворить частично.
2. Признать недействующим первое предложение абзаца 3 пункта 8.4
Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района, утвержденного решением Думы Боровичского муниципального района № 294 от 27.11.2008 года, в части срока подачи дополнительных заявлений как несоответствующее статье 34 Земельного кодекса РФ.
3. В остальной части требований индивидуальных предпринимателей Д. и Б. отказать.
4. Взыскать с Думы Боровичского муниципального района в пользу индивидуального предпринимателя Б. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
5. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
6. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
М.С.КИСЕЛЕВА
Судьи
Л.А.МАКСИМОВА
И.В.НЕСТЕРОВА