Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. № А44-4795/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2009 года.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуальных предпринимателей Б., Д. к Думе Боровичского муниципального района о признании частично недействующим Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района, утвержденного решением Думы Боровичского муниципального района № 294 от 27.11.2008,

установил:

индивидуальные предприниматели Б. и Д. (далее - Заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим абзаца 3 пункта 8.4 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района (далее - Положение), утвержденного решением Думы Боровичского муниципального района (далее - Дума) № 294 от 27.11.2008 года.
В судебном заседании представитель заявителя Б. - С. и заявитель Д. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении с учетом их уточнения. Полагали, что абзац 3 пункта 8.4 оспариваемого Положения противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не содержит требования о проведении аукциона о предоставлении земельных участков в случае подачи двух и более заявок на один земельный участок, поскольку статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предметом торгов может быть только сформированный земельный участок с установленными границами. Считали, что статья 34 Земельного кодекса РФ не предусматривает опубликование в газете информации о поступлении заявления о предоставлении земельного участка, поскольку последний еще не сформирован. Полагали, что оспариваемым пунктом не установлен предельный срок подачи дополнительных заявлений после опубликования информации в газете. Считали, что внесение изменений в Положение в части установления порядка и сроков проведения аукциона не устранило имеющиеся несоответствия. Нарушение своих прав и законных интересов Заявители обосновали тем, что подав в КУМИ Администрации Боровичского муниципального района заявление о предоставлении земельного участка в аренду для организации стоянки такси, получили отказ, мотивированный поступлением дополнительных заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка и, как следствие, предоставление земельного участка через аукцион.
Представитель Думы в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Пояснил, что в целях осуществления общих принципов управления и распоряжения земельными участками, указанными в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, а также по аналогии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 3 пункта 8.4 оспариваемого Положения предусмотрено проведение аукциона в случае подачи двух и более заявок на один земельный участок. Дополнительно указал, что решением Думы от 29.10.2009 года № 365 в оспариваемое решение внесены дополнения, в том числе Положение дополнено пунктом 8.4.1, регламентирующим порядок и сроки принятия решения о проведении аукциона. Пояснил, что подача заявлений другими лицами возможна после опубликования информации в газете в течение одного месяца.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Следовательно, Федеральный закон № 131-ФЗ определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района относится к экономической основе местного самоуправления, затрагивает права и законные интересы юридических лиц и граждан, самого муниципального образования в лице его органов местного самоуправления при осуществлении прав собственника муниципального имущества.
Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основаниям для его принятия, возлагает на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Таким образом, утверждение представительным органом местного самоуправления Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района относится к компетенции муниципального района и принято Думой в рамках ее полномочий.
27 ноября 2008 года Думой Боровичского муниципального района принято решение № 294, которым утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района, опубликованное в газете "Красная искра" 08.01.2009 № 2.
29.10.2009 года Думой принято решение № 365, опубликованное в газете "Красная искра" 12.11.2009 № 46, "О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района", которым глава 8 была дополнена пунктом 8.4.1, регламентирующим процедуру принятия решения о проведении аукциона и подготовку к его проведению.
Глава 8 Положения определяет порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, который устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новгородской области по принципу открытости, гласности, публичности, и распространяется, в том числе, на случаи предоставления земельных участков для размещения стоянок такси сроком до одного года.
Пунктом 8.3 Положения установлено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление в КУМИ. В заявлении указываются цель использования земельного участка, возможное местоположение, предполагаемые размеры, испрашиваемое право на землю.
Пункт 8.4 данного раздела гласит:
"Администрация района обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Красная искра".
В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка дополнительные заявления не поступили, КУМИ готовит проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Кадастровые работы и осуществление государственного кадастрового учета этого земельного участка выполняются за счет лица, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка.
В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка поступили дополнительные заявления, принимается решение о проведении аукциона. Кадастровые работы и осуществление государственного кадастрового учета этого земельного участка выполняются за счет Администрации района".
Заявители не согласились с абзацем третьим пункта 8.4 Положения и оспорили его в судебном порядке.
Довод Заявителей о несоответствие оспариваемого положения статьями 34 и 38 ЗК РФ в части проведения аукциона в случае подачи двух и более заявок не принимается судом.
В соответствии с общей нормой, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ устанавливается, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно части 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
При этом, часть 1 статьи 34 ЗК РФ, регламентирующая предоставление земельных участков, для целей не связанных со строительством, устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
С этой целью органам местного самоуправления предписано:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Частью 4 статьи 2 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, реализуя полномочия, предоставленные частью 1 статьи 34 ЗК РФ, Дума при принятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, должна руководствоваться принципами: эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, не допускать установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. В противном случае несоблюдение перечисленных принципов влечет за собой неравное положение одного субъекта по отношению к другому, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, орган местного самоуправления обязан не только опубликовать информацию для неопределенного круга лиц о предоставлении испрашиваемого земельного участка, но и при получении других заявлений, обеспечить равный доступ к предусмотренному законом праву на предоставление земельного участка.
Как подтверждается материалами дела, Б. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на один год 30 декабря 2008 года. 22 января 2009 года в газете "Красная искра" было опубликовано извещение о том, что в Администрацию Боровичского муниципального района поступило заявления о предоставлении земельного участка для размещения стоянки "Такси" площадью 60 кв. м, местоположение: Новгородская область, Боровичи, пл. Спасская, по направлению к ул. Кропоткина. 20 февраля 2009 года в Администрацию поступило два заявления от других лиц на испрашиваемый земельный участок, в связи с чем Заявителю было разъяснено о предоставлении земельного участка через аукцион. Аналогичный отказ от КУМИ Администрации Боровичского муниципального района получен Д. письмом от 28.04.2009 года за № 473-з.
Статьей 38 ЗК РФ, регулирующей приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), предусмотрено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В этом случае формирование земельного участка, то есть проведение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета, должно быть инициировано органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, за его счет.
Таким образом, орган местного самоуправления, обладая полномочиями на принятие процедуры в соответствии с частью 1 статьи 34 ЗК РФ, учитывая общие принципы управления и распоряжения земельными участками, а именно открытость, публичность и прозрачность, правомерно предусмотрел норму Положения о проведении аукциона в случае подачи двух и более заявок на один земельный участок, что соответствует статьям 34 и 38 ЗК РФ.
Довод Заявителей об отсутствии в решении порядка и сроков проведения аукциона не принимается судом, поскольку внесенные 29.10.2009 года Думой изменения в Положение, устранили такое отсутствие.
Вместе с тем, первое предложение оспариваемого абзаца пункта 8.4 противоречит статьей 34 ЗК РФ в части неустановления предельного срока поступления дополнительных заявлений.
Как уже отмечалось выше, статьей 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления, принимая акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, должны предусмотреть порядок рассмотрения заявок и принятия решений, срок поступления заявок.
Устанавливая в оспариваемом абзаце начальный срок подачи заявлений - со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка, Дума не предусмотрела до какого момента такие заявления могут быть поданы. Буквальное толкование слов "В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка поступили дополнительные заявления" подразумевает возможность поступления дополнительных заявлений по истечении месяца со дня опубликования информации в течение неопределенного времени, то есть одного - двух - трех месяцев, что нарушает права не только первого обратившегося за предоставлением земельного участка гражданина, но и нарушает принцип прозрачности, открытости процедуры предоставления земельного участка.
Таким образом, первое предложение абзаца 3 пункта 8.4 Положения противоречит статье 34 ЗК РФ в части срока подачи дополнительных заявлений.
Следует также отметить, что внесенные Думой изменения в оспариваемое Положение, а именно новый пункт 8.4.1 определяет, что решение о проведении аукциона принимается путем издания постановления Администрации района в двухнедельный срок со дня окончания приема дополнительных заявлений, что подтверждает необходимость установления срока окончания приема дополнительных заявлений.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что требование Заявителей подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы Заявителей по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с Думы.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования индивидуальных предпринимателей Д. и Б. о признании недействующим абзаца 3 пункта 8.4 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района, утвержденного решением Думы Боровичского муниципального района № 294 от 27.11.2008 года, удовлетворить частично.

2. Признать недействующим первое предложение абзаца 3 пункта 8.4 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района, утвержденного решением Думы Боровичского муниципального района № 294 от 27.11.2008 года, в части срока подачи дополнительных заявлений как несоответствующее статье 34 Земельного кодекса РФ.

3. В остальной части требований индивидуальных предпринимателей Д. и Б. отказать.

4. Взыскать с Думы Боровичского муниципального района в пользу индивидуального предпринимателя Б. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.

5. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

6. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
М.С.КИСЕЛЕВА

Судьи
Л.А.МАКСИМОВА
И.В.НЕСТЕРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru