ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОРОНЕЖА
ИНФОРМАЦИЯ
от 15 декабря 2009 года
ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ПОЛЕЙ ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ
НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
При оформлении платежного поручения на перечисление налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, в доход бюджетов всех уровней РФ следует соблюдать особые правила.
Расчетные документы на перечисление платежей в бюджет оформляются в соответствии с требованиями, установленными следующими документами:
1. Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н.
2. Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком РФ от 03.10.2002 № 2-П.
3. Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утвержденным Центральным банком Российской Федерации и Минфином России от 13.12.2006 № 298-П/173н.
Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060 (приложение № 1 к Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденному Центральным банком Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П).
Поля "ИНН получателя" (61), "КПП получателя" (103) и "Получатель" (16):
Проблемы у налогоплательщика возникнут при ошибочном указании ИНН, КПП получателя, например если он укажет ИНН не того налогового органа, в который должны попасть платежные документы. Согласно рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденным Приказом ФНС России от 16.03.2007 № ММ-3-10/138, при получении информации в электронном виде из УФК по субъекту РФ сотрудники отдела информатизации УФНС с использованием программного комплекса сортируют платежные документы в соответствующие налоговые инспекции на основании сведений, отраженных в полях 61 "ИНН получателя", 103 "КПП получателя", 16 "Получатель", а у налогоплательщика в указанном налоговом органе есть обязанность по уплате налога и открыта карточка "РСБ" ("Расчетов с бюджетом"). Таким образом, платежный документ по налогу будет направлен в ту налоговую инспекцию, ИНН которой указан в поле 61 "ИНН получателя". Если в этих реквизитах будет допущена ошибка, платежный документ будет отправлен в другой налоговый орган, где у налогоплательщика нет налогового обязательства и карточки "РСБ", а в карточке "РСБ" по месту уплаты возникнет недоимка, на которую будут начисляться пени за несвоевременное перечисление налога в бюджет, хотя платеж был перечислен. Для того чтобы суммы по платежным документам попадали в инспекцию, где открыты соответствующие карточки "РСБ", необходимо правильно указывать:
"ИНН получателя" (61) - значение ИНН налогового органа, где открыты карточки "РСБ" по соответствующему налогу;
"КПП получателя" (103) - значение КПП налогового органа, где открыты карточки "РСБ" по соответствующему налогу;
"Получатель" (16) - наименование в сокращенном виде органа Федерального казначейства, и в скобках - наименование в сокращенном виде налогового органа, где открыты карточки "РСБ" по соответствующему налогу.
Особое внимание при заполнении полей "ИНН получателя" (61), "КПП получателя" (103) и "Получатель" (16) расчетных документов на перечисление налогов и сборов следует уделить налогоплательщикам, изменившим свое местонахождение. Платежные документы, направленные в налоговый орган после снятия с учета в данном налоговом органе, не могут быть отражены в КРСБ и попадают в разряд "невыясненных платежей". При изменении местонахождения налогоплательщиков в пределах одного субъекта РФ по его заявлению возможно уточнение получателя платежа (инспекция по новому месту учета налогоплательщика). Но если налогоплательщик уходит в другой субъект РФ, то суммы платежа подлежат возврату на расчетный счет по заявлению налогоплательщика, направленному в налоговый орган по новому месту постановки на налоговый учет. На сумму задолженности по налогу, переданную в налоговый орган другого субъекта, будут начислены пени.
Поле "Статус налогоплательщика" (101):
Разноска налоговыми органами поступивших сумм налогов и сборов в карточки "Расчеты с бюджетом" производится строго в соответствии с реквизитами, указанными налогоплательщиком в платежном поручении на уплату налогов (сборов).
В случае неправильного заполнения налогоплательщиком поля 101 "Статус лица, оформившего платежный документ" указанный документ относится к разряду "невыясненных платежей" и не может быть разнесен в карточку "Расчеты с бюджетом".
Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено разграничение обязательств по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов юридическим лицом, являющимся одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
При уплате налогоплательщиками в данном поле может быть указано одно из следующих значений статуса:
налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо ("01") - при уплате налога на прибыль, НДС, налога на имущество, земельного налога, акцизов, налогов со специальными налоговыми режимами и т.д.;
налоговый агент ("02") - в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговые агенты - это лица, которые обязаны исчислить за налогоплательщика налог, удержать его из доходов налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговые агенты, по сути, являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами) - при уплате налога на доходы физических лиц (с выплат физическим лицам - наемным работникам), налога на добавленную стоимость (в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса);
индивидуальный предприниматель ("09") - при уплате налога на добавленную стоимость, налогов со специальными налоговыми режимами, фиксированных платежей в Пенсионный фонд, единого социального налога (в части уплаты со своих доходов), налога на доходы физических лиц (в части уплаты со своих доходов) и т.д.;
налогоплательщик (плательщик сборов) - частный нотариус ("10"), налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет ("11"), налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства ("09") - при уплате налогов со своих доходов;
налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам согласно пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ ("14") - при уплате единого социального налога и обязательных пенсионных платежей (уплата налога с выплат физическим лицам - наемным работникам).
Поле "Код бюджетной классификации" (104) и поле "Тип платежа" (110):
Код бюджетной классификации должен состоять из 20 знаков, 14 - 17-й разряд КБК (код программы платежа) корреспондируется с полем 110 (тип платежа).
Значения 14 - 17-го разрядов КБК и соответствующие значения поля 110 приведены ниже:
значение 14 - 17-го разряда поля 104 - 1000, значение поля 110 - уплата налога "НС", уплата взноса "ВЗ", уплата платежа "ПЛ", уплата аванса "АВ", уплата государственной пошлины "ГП";
значение 14 - 17-го разряда поля 104 - 2000, значение поля 110 - уплата пени "ПЕ", уплата процента "ПЦ";
значение 14 - 17-го разряда поля 104 - 3000, значение поля 110 - уплата санкции "СА", уплата административного штрафа "АШ", уплата иного штрафа "ИШ".
Более подробно с правилами заполнения расчетных документов на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ можно ознакомиться в Приказе Министерства финансов Российской Федерации № 106н от 24 ноября 2004 года.
Поле "ОКАТО" (105):
С 1 января 2006 года вступил в действие Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 1, 2, 3 ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), согласно которому налоговые органы Воронежской области ведут учет поступления налогов и сборов в разрезе 534 муниципальных образований, действующих на территории Воронежской области. В связи с этим стал актуальным вопрос о правильности заполнения поля 105 платежного документа на перечисление налогов и сборов.
В поле 105 указывается значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему Российской Федерации. Согласно информации в данном поле денежные средства поступают в то или иное муниципальное образование-бюджетополучатель. В случае если в расчетном документе не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО - платеж также требует уточнения.
Любая ошибка, допущенная при заполнении вышеперечисленных формализованных полей, ведет к зачислению сумм по данным расчетным документам в разряд "невыясненных платежей" и требует дополнительной обработки налоговым органом. По документам (в которых правильно указан бюджетный счет), требующим уточнения реквизитов, налоговый орган согласно Приказу ФНС от 16 марта 2007 года № ММ-3-10/138@ направляет плательщику уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. После получения заявления налогоплательщика проводится работа по уточнению реквизитов расчетного документа. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Хочется отдельно отметить, что уточнение КБК может производиться в пределах одного и того же налога, к которому относятся соответствующие КБК, утвержденные Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации. Данный процесс занимает определенное количество времени, что влияет на состояние расчетов с бюджетом налогоплательщика.
На сайте УФНС по Воронежской области (www.r36.nalog.ru) размещена программа для заполнения платежных документов на перечисление налогов и сборов.
Начальник отдела учета,
отчетности и анализа ИФНС России
по Ленинскому району г. Воронежа,
советник государственной
гражданской службы РФ III класса
И.М.ДОЛГИХ