Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2008 г. по делу № А12-17962/08

Арбитражный суд Волгоградской области в составе
председательствующего: судьи Романова С.П.,
судей: Пономарева А.В., Наумовой М.Ю.
при ведении протокола судебного заседания судьей Романовым С.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Волгоградской области
к Думе Алексеевского сельского поселения
третье лицо - администрация Алексеевского сельского поселения
об оспаривании нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Б., удостоверение № 149015
от ответчика - извещен, не явился
от третьего лица - извещен, не явился
Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать положения пунктов 2, 3, пункта 4 абзаца 2 статьи 14 "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении", в части отсутствия положений, предусматривающих проведение конкурсов или аукционов при отчуждении и распоряжении муниципальным имуществом, принадлежащем муниципальному унитарному предприятию, казенному предприятию и муниципальному автономному учреждению на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, не соответствующими ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.06.2008) "О защите конкуренции".
В порядке ст. 49 АПК РФ прокурор уточнил и дополнил первоначально заявленные требования, в связи с чем, просит:
1) признать пункты 2, 3 абзаца 2 пункта 4 статьи 14 "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении", в части отсутствия условий, предусматривающих проведение конкурсов или аукционов при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования при распоряжении муниципальным имуществом, принадлежащим муниципальному унитарному предприятию, казенному предприятию и муниципальному автономному учреждению на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, не соответствующими части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ (ред. от 8.11.2008 года) "О защите конкуренции" и не действующими.
2) признать пункт 2 статьи 25 "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении" в части, устанавливающей не предусмотренные действующим законодательством исключительные случаи внеконкурсного заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления муниципальным имуществом, не соответствующим части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ (ред. от 8.11.2008 года) "О защите конкуренции" и не действующим.
В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемые нормы "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении" (далее по тексту - Положение) вступили в противоречие с нормами части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ (ред. от 8.11.2008 года) "О защите конкуренции", которой установлены исключительные случаи заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Учитывая, что оспариваемые нормы Положения не содержат исключений, при которых допускается заключение договоров без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров и напротив, содержит исключения, не предусмотренные федеральным законодательством, а также не содержит норму, регламентирующую необходимость проведения конкурса при распоряжении имуществом, они, по мнению прокурора нарушают интересы организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности, так как лишают их возможности реализации своего права на участие в конкурсе или аукционе на право заключения договоров в отношении недвижимого муниципального имущества.
Представитель Думы Алексеевского сельского поселения и администрации Алексеевского сельского поселения, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица просят отказать в удовлетворении требований по основаниям, указанным в отзыве. Дума Алексеевского сельского поселения и администрация Алексеевского сельского поселения, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица представителей в судебное заседание не направили, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Изучив представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

как следует из материалов дела, Решением Думы Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 05.12.2007 года № 18/73 утверждено "Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении".
Пунктом 2 статьи 14 Положения предусмотрено право муниципального унитарного предприятия распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом: отчуждать, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом только с согласия местной администрации.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 3 статьи 14 Положения казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом только с согласия местной администрации.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 14 Положения муниципальное автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Пунктом 2 статьи 25 указанного Положения установлено, что внеконкурсное заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления муниципальным имуществом может заключаться в случае:
1) если торги признаны несостоявшимися вследствие того, что на момент окончания срока приема заявок на право заключения торгов зарегистрирована единственная заявка организации или гражданина и при рассмотрении этой заявки конкурсной комиссией по проведению торгов установлено, что она отвечает условиям и требованиям конкурсной документации;
2) если муниципальное имущество предоставляется в аренду или безвозмездное пользование организациям, финансируемым из местного бюджета, а также федеральным учреждениям или учреждениям субъекта РФ;
3) если по истечении срока договора аренды арендатор, не имевший нарушений условий договора, выразил желание на возобновление арендных отношений.
В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ (ред. от 8.11.2008 года) "О защите конкуренции" установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Так, частью 3 указанной статьи предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением:
1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;
3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Из оспариваемых норм пунктов 2, 3 абзаца 2 пункта 4 статьи 14 "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении" следует, что в них отсутствуют условия, предусматривающих проведение конкурсов или аукционов при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования при распоряжении муниципальным имуществом, принадлежащим муниципальному унитарному предприятию, казенному предприятию и муниципальному автономному учреждению на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Оспариваемый заявителем пункт 2 статьи 25 "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении" не содержит изъятий, при которых допускается заключение договоров без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров порядке, предусмотренном указанной нормой закона и напротив, содержит исключения, не предусмотренные федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах нормы "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении" в оспариваемой части не соответствует закону и нарушают интересы организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности, так как лишают их возможности реализации своего права на участие в конкурсе или аукционе на право заключения договоров в отношении недвижимого муниципального имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующим и неподлежащим применению:
1) пункты 2, 3 абзаца 2 пункта 4 статьи 14 "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении", в части отсутствия условий, предусматривающих проведение конкурсов или аукционов при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования при распоряжении муниципальным имуществом, принадлежащим муниципальному унитарному предприятию, казенному предприятию и муниципальному автономному учреждению на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, не соответствующими части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ (ред. от 8.11.2008 года) "О защите конкуренции".
2) пункт 2 статьи 25 "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в Алексеевском сельском поселении" в части, устанавливающей не предусмотренные действующим законодательством исключительные случаи внеконкурсного заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления муниципальным имуществом, не соответствующим части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ (ред. от 8.11.2008 года) "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок со дня его вынесения.

Председательствующий судья:
С.П.РОМАНОВ

Судьи:
М.Ю.НАУМОВА
А.В.ПОНОМАРЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru