УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. № 1165н
НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2009 Г. № 223-П
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОВЕРОК УПРАВЛЕНИЕМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЛЕСНОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Приказа
Управления лесного хозяйства Администрации Волгоградской области от 16 октября 2009 г. № 223-п "Об утверждении административного регламента проведения проверок Управлением лесного хозяйства администрации Волгоградской области при осуществлении государственного лесного контроля и надзора на территории Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом
утвержден административный регламент
проведения проверок Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области при осуществлении государственного лесного контроля и надзора на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа
являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления государственного лесного контроля и надзора.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 18.07.2009 № 175-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 17.07.2009 № 164-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора" (в редакции от 26.02.2009 № 176);
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области;
- Постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 22.12.2006 № 1623 "Об утверждении Положения об Управлении лесного хозяйства Администрации Волгоградской области" (в редакции от 13.07.2009 № 790);
- Постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 28.04.2007 № 687 "Об установлении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Волгоградской области, - государственных лесных инспекторов Волгоградской области" (в редакции от 15.04.2009 № 387).
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация в области лесных отношений передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
Следовательно, исследуемый Приказ
издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34
Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно Приложению
к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление лесного хозяйства входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42
Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
В соответствии с пунктом 2.1.15
Положения об Управлении лесного хозяйства Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22.12.2006 № 1623 (далее - Положение), Управление в установленной сфере деятельности осуществляет государственный лесной контроль и надзор в пределах предоставленных полномочий.
Пунктом 3.4.1
указанного выше Положения определено, что начальник Управления осуществляет общее руководство деятельностью Управления, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения сотрудниками Управления, контролирует их исполнение.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Частью 3 раздела 3.2
"Организация и проведение внеплановой проверки" административного регламента проведения проверок Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области при осуществлении государственного лесного контроля и надзора на территории Волгоградской области, утвержденного исследуемым Приказом (далее - Регламент), определено, что обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 раздела 3.2
настоящего Регламента, в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Подпунктами "а"
и "б" пункта 2 части 2 раздела 3.2
Регламента определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Управление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем частью 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня обращений и заявлений, которые не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Кроме того, в тексте анализируемого нормативного правового акта выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем:
1. Согласно части 9 подраздела 3.1
Регламента плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок.
Однако частью 10 статьи 9 Федерального закона определено, что плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.
Следовательно, федеральный законодатель предусматривает возможность установления федеральными законами иных количественных ограничений.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в установлении в тексте Регламента
четко определенного количественного ограничения проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации.
2. Частью 5 раздела 3.3
"Документарная проверка" Регламента определено, что в случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у должностного лица Управления и (или) полученным в ходе осуществления государственного лесного контроля и надзора, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
С целью устранения нарушения смыслового содержания приведенного выше положения предлагаем дополнить текст части 5 раздела 3.3
Регламента после слова "Управления" словом "документах".
В тексте исследуемого Приказа
положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта на момент проведения юридической экспертизы не опубликован.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Приказ
Управления лесного хозяйства Администрации Волгоградской области от 16 октября 2009 г. № 223-п "Об утверждении административного регламента проведения проверок Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области при осуществлении государственного лесного контроля и надзора на территории Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый Приказ
в соответствие с действующим законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ