Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. № 1165н

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2009 Г. № 223-П
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОВЕРОК УПРАВЛЕНИЕМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЛЕСНОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Приказа Управления лесного хозяйства Администрации Волгоградской области от 16 октября 2009 г. № 223-п "Об утверждении административного регламента проведения проверок Управлением лесного хозяйства администрации Волгоградской области при осуществлении государственного лесного контроля и надзора на территории Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент проведения проверок Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области при осуществлении государственного лесного контроля и надзора на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления государственного лесного контроля и надзора.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 18.07.2009 № 175-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 17.07.2009 № 164-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора" (в редакции от 26.02.2009 № 176);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22.12.2006 № 1623 "Об утверждении Положения об Управлении лесного хозяйства Администрации Волгоградской области" (в редакции от 13.07.2009 № 790);
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 28.04.2007 № 687 "Об установлении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Волгоградской области, - государственных лесных инспекторов Волгоградской области" (в редакции от 15.04.2009 № 387).
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация в области лесных отношений передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление лесного хозяйства входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
В соответствии с пунктом 2.1.15 Положения об Управлении лесного хозяйства Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22.12.2006 № 1623 (далее - Положение), Управление в установленной сфере деятельности осуществляет государственный лесной контроль и надзор в пределах предоставленных полномочий.
Пунктом 3.4.1 указанного выше Положения определено, что начальник Управления осуществляет общее руководство деятельностью Управления, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения сотрудниками Управления, контролирует их исполнение.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Частью 3 раздела 3.2 "Организация и проведение внеплановой проверки" административного регламента проведения проверок Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области при осуществлении государственного лесного контроля и надзора на территории Волгоградской области, утвержденного исследуемым Приказом (далее - Регламент), определено, что обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 раздела 3.2 настоящего Регламента, в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 2 раздела 3.2 Регламента определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Управление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем частью 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня обращений и заявлений, которые не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Кроме того, в тексте анализируемого нормативного правового акта выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем:
1. Согласно части 9 подраздела 3.1 Регламента плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок.
Однако частью 10 статьи 9 Федерального закона определено, что плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.
Следовательно, федеральный законодатель предусматривает возможность установления федеральными законами иных количественных ограничений.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в установлении в тексте Регламента четко определенного количественного ограничения проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации.
2. Частью 5 раздела 3.3 "Документарная проверка" Регламента определено, что в случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у должностного лица Управления и (или) полученным в ходе осуществления государственного лесного контроля и надзора, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
С целью устранения нарушения смыслового содержания приведенного выше положения предлагаем дополнить текст части 5 раздела 3.3 Регламента после слова "Управления" словом "документах".
В тексте исследуемого Приказа положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта на момент проведения юридической экспертизы не опубликован.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Приказ Управления лесного хозяйства Администрации Волгоградской области от 16 октября 2009 г. № 223-п "Об утверждении административного регламента проведения проверок Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области при осуществлении государственного лесного контроля и надзора на территории Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru