Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2009 г. по делу № А76-26992/2008-57-672/24

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2009 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Щукина Г.С.
при ведении протокола судебного заседания пом. судьи Чигинцевой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации г. Челябинска
к 1. Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (территориальный отдел № 4 Управления Роснедвижимости по Челябинской области)
2. Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата"
Третьи лица:
1. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
2. Общество с ограниченной ответственностью "Стройсвязьурал", г. Челябинск
3. МОУ "Гимназия № 1" г. Челябинск
о признании незаконными действий по утверждению землеустроительного дела, и признании незаконными действий по внесению в государственный земельный кадастр части земельного участка кадастровый номер 74:36605 08010:0004/001 расположенного по адресу г. Челябинск Центральный район ул. Васенко
в судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: А.Д., доверенность № 05-419 от 18.03.2009 г., удостоверение № 1134 от 14.10.2008 г.; К.А., доверенность № 05-422 от 18.03.2009 г., удостоверение № 450 от 25.10.2006 г.
от ответчика: М.Н., доверенность № 04/09 от 11.01.2009 г., удостоверение № 538 от 24.11.2008 г.
от третьих лиц: 1. Б.Н., доверенность № 61 от 01.12.2008 г., 2. Л.С., доверенность б/н от 20.11.2008 г., 3. Б.Ю., доверенность № 12761 от 26.12.2008 г., удостоверение № 179 б/д; Г.Л., доверенность № 1101 от 05.02.2009 г., паспорт; 4. Ш.Н., доверенность б/н от 03.03.2009 г., паспорт

установил:

администрация города Челябинска, (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит:
1) признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Челябинской области по утверждению землеустроительного дела, на основании которого в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74636:05 08 010:0004, расположенном по ул. Васенко в Центральном районе г. Челябинска и составлен кадастровый план земельного участка от 14.06.07 г. № 36.08/07-01-3441;
2) признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, Территориального отдела № 4 Управления Роснедвижимости по Челябинской области по внесению в государственный земельный кадастр сведений о части земельного участка, имеющей учетный кадастровый номер 74636605 08 010:0004/001 площадью 1426 кв. м, расположенного на пересечении пр. Ленина и ул. Российской (кадастровый номер 74:36:05 11 07:0026);
3) обязать Управление Роснедвижимости по Челябинской области внести в Единый государственный реестр земель запись о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 11 07:0026.
Определением от 28.01.09 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МОУ "Гимназия № 1" г. Челябинск, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУИиЗО). (т. 1 л.д. 139 - 142).
Определением от 28.01.2009 г. по ходатайству заявителя (т. 1 л.д. 85) было уточнено процессуальное положение общества с ограниченной ответственностью "Стройсвязьурал-1" (далее - ООО "Стройсвязьурал-1", Общество), данное общество было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований.
28.01.09 г. заявителем было заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований (т. 2 л.д. 88 - 90)., в результате уточнения заявитель просит - признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Челябинской области по утверждению землеустроительного дела № 146 по межеванию границ земельного участка, на основании которого в государственный земельный кадастр были внесены сведения о части земельного участка, имеющей учетный кадастровый номер 74:36605 08 010: 0004/001, занятой объектом недвижимости - строящимся зданием,
- признать незаконными действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, Управления Роснедвижимости по Челябинской области по внесению в государственный земельный кадастр сведений о части земельного участка, имеющей учетный кадастровый номер 74:36:05 08 010:0004/001, занятой объектом недвижимости - строящимся зданием;
- обязать Управление Роснедвижимости по Челябинской области исключить из государственного земельного кадастра запись о части земельного участка с кадастровым номером 74636605 08 010:0004, расположенного по адресу г. Челябинск, район Центральный, ул. Васенко, имеющей учетный кадастровый номер 74:36:05 08 010:0004/001, площадью 3806 кв. м, занятой строящимся зданием. Учитывая, что в силу п. 4 ст. 49 АПК РФ право на уточнение заявленных требований предоставлено заявителю, уточнения судом приняты.
Заявителем было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока (т. 2 л.д. 86 - 87). Из заявленного ходатайства следует, что кадастровый план земельного участка от 14.06.2007 г. № 36.08/07-01-3441, действия по которому обжалуются, был представлен в администрацию 14.06.07 г. вместе с заявлением о выкупе земельного участка, с кадастровым номером 74:36:056 08 010:0004. В процессе работы по указанному заявлению было установлено, что схема расположения объекта недвижимости, указанная в кадастровом плане не соответствует действительности. Документальное подтверждение администрация получила в ноябре 2008 г. и 01.12.08 г. обратилась в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. О нарушении прав Администрации стало известно в ноябре 2007 года, когда были получены результаты геосъемки, в связи с чем срок на обращение в суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд считает подлежащим восстановлению.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и в объяснениях (т. 1 л.д. 4 - 6, т. 2 л.д. 88 - 90, т. 3 л.д. 20 - 22).
Требования обоснованы проведением землеустроительных работ без участия и извещения Администрации, нахождением части объекта недвижимости на землях общего пользования, земельный участок имеет смежества от 1 до 2 по ул. Коммуны, от 2 до 3 земли общего пользования. Ссылается на незаконность постановки на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 08 010:0004, расположенного по ул. Васенко в Центральном районе г. Челябинска в нарушение ст. 70, ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396 "Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства", "Инструкции по межеванию земель", утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. В результате нарушены права заявителя как смежного землепользователя, а также как органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться спорным земельным участком.
Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (сокращенное наименование - Управление Роснедвижимости по Челябинской области,) с заявленными требованиями не согласился, по основаниям изложенным в отзыве (т. 2 л.д. 74 - 76) указав, что границы и местоположение земельного участка определены самим заявителем при утверждении акта выбора земельного участка, тогда же и было согласовано место размещения объекта, в силу чего согласования границ на местности с Администрацией не требовалось. Кроме того, считает, что согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса действия органа государственной власти могут быть признаны незаконными при наличии совокупности следующих обстоятельств: оспариваемые действия не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одновременное наличие двух вышеуказанных условий является объективно необходимым, поскольку только при наличии фактов нарушения закона возможно наличие фактов нарушения прав заявителя. Полагает, что права заявителя оспариваемыми действиями не нарушены.
Представитель Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Челябинской области заявленные требования не признал по основаниям изложенным в отзыве (т. 2 л.д. 52 - 54)). Оснований для отказа ООО "Стройсвязьурал-1" в постановке земельного участка на кадастровый учет не имелось, все предусмотренные законом документы, предусмотренные п. 2 ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" позволяющие осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, были представлены. Кроме того, считает, что заявителем пропущен срок подачи заявления, установленный ст. 198 АПК РФ.
Представитель ООО "Стройсвязьурал-1" заявленные Администрацией требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве и в объяснениях (т. 1 л.д. 88 - 91, т. 3 л.д. 23 - 24), где указал на отсутствие нарушения прав заявителя, поскольку в территориальный отдел был представлен полный пакет документов, позволяющих осуществить дарственный кадастровый учет указанного земельного участка, а также пояснил, что 14.06.2007 г. обществу выдан кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 08 010:0004, расположенный по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Васенко, площадью 4782 кв. м, в котором было указано на обременение в виде аренды земли в пользу ООО "Стройсвязьурал-1". Кроме того, полагает, что срок подачи заявления, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ истек, поскольку о постановке земельного участка на кадастровый учет заявителю стало известно 03.07.2007, кода ООО "Стройсвязьурал-1" направило в Администрацию заявку на приобретение земельного участка в собственность.
Представители КУИиЗО в судебном заседании поддержали позицию Администрации, ссылаясь на доводы, изложенные в мнении по делу (т. 2 л.д. 143 - 145), где указали, что в проведении кадастрового учета земельного участка должно быть отказано, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться кадастровый учет нарушены права смежных землепользователей. Документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства РФ, т.к. при проведении МУП "АПЦ" исполнительной съемки положения здания на земельном участке было установлено, что объект недвижимости частично выходит за границы представленного в аренду земельного участка площадью 4782 кв. м и находится на землях общего пользования (в красных линиях ул. Васенко).
Представитель МОУ "Гимназия № 1" поддерживает позицию Администрации по основаниям, изложенным в мнении (т. 3 л.д. 97) и полагает что, проведенная по делу землеустроительная экспертиза не может являться объективным доказательством, т.к. при проведении экспертизы эксперт не оценивал расположение объектов недвижимости на местности.
В связи с возникшими сомнениями в том, что часть объекта расположена на землях общего пользования, по ходатайству третьего лица - ООО "Стройсвязьурал-1" (т. 3 л.д. 25), определением от 5 марта 2009 г. была назначена землеустроительная экспертиза. С учетом мнения сторон перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1) Выходит ли за пределы земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 080 010:0004, часть земельного участка имеющая кадастровый номер 74:36:05 080 010:0004/0001, занятая объектом недвижимости (зданием), границы которой установлены в соответствии с землеустроительным делом № 146?
2) Совпадают ли сведения геоданных границ участка, площадью 4782,00 кв. м, с кадастровым номером 74:36:05 080 010:0004, поставленного на кадастровый учет в 2002 году (ранее учтенный) с геоданными границ участка площадью 4782,00 кв. м, определенными при подготовке землеустроительного дела № 146?
3) Выходит ли за пределы земельного участка площадью 4782,00 кв. м с кадастровым номером 74:36:05 080 010:0004, учтенного в 2002 году часть земельного участка площадью 3806,00 кв. м с кадастровым номером 74:36:05 080 010:0004/0001, учтенная в 2007 году, занятая строящимся зданием и определенная землеустроительным делом № 146?
4 мая 2009 г. в арбитражный суд поступило заключение эксперта, в соответствии с которым на поставленные вопросы были даны следующие ответы:
1. Часть земельного участка, имеющая кадастровый номер 74:36:05 08 010:0004/0001, занятая объектом недвижимости (зданием), границы которой установлены в соответствии с землеустроительным делом № 146, за пределы земельного участка с кадастровым номером 74636:05 08 010:0004 не выходит.
2. Геоданные границ земельного участка, площадью 4782,00 кв. м, с кадастровым номером 74636:05 08 010:0004, поставленного на кадастровый учет в 2002 году (ранее учтенный), совпадают с геоданными границ земельного участка, площадью 4782,00 кв. м, определенными при подготовке землеустроительного дела № 146.
3. Часть земельного участка, имеющая кадастровый номер 74:36:05 08 010:0004/0001, учтенная в 2007 году, согласно землеустроительному делу № 146, занятая объектом недвижимости (строящимся зданием), за пределы земельного участка, площадью 4782,00 кв. м, с кадастровым номером 74636605 08 010:0004, учтенного в 2002 году, не выходит (т. 3 л.д. 62 - 64).
Исследовав письменные материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Постановлением Главы города Челябинска от 25.12.2001 № 1927-п "О предоставлении земельного участка из земель поселенный (историко-культурного назначения) в аренду для проектирования и строительства торгово-административного здания с подземной автопарковкой по ул. Васенко в Центральном районе ООО "Стройсвязьурал 1" (т. 1 л.д. 57), в аренду для проектирования и строительства ООО "Стройсвязьурал 1" был предоставлен земельный участок площадью 4782 кв. м.
Постановлением Главы города Челябинска № 1165-п от 24.06.2004 г. был утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения торгово-административного здания с подземной автопарковкой по ул. Васенко в Центральном районе г. Челябинска ООО "Стройсвязьурал 1" (т. 1 л.д. 126 - 131, 148).
На основании заявки ООО "Стройсвязьурал 1" от 07.06.2007 г. № 36.08/07-1-566, а также описания земельного участка площадью 4782 кв. м, копий Постановления от 25.12.2001 г. № 1927-п "О предоставлении земельного участка из земель поселенный (историко-культурного назначения) в аренду для проектирования и строительства торгово-административного здания с подземной автопарковкой по ул. Васенко в Центральном районе ООО "Стройсвязьурал 1", Постановления от 17.07.2002 г. № 974-п "О внесении изменений в Постановление Главы города от 25.12.2001 г. № 1927-п "О предоставлении земельного участка из земель поселенный (историко-культурного назначения) в аренду для проектирования и строительства торгово-административного здания с подземной автопарковкой по ул. Васенко в Центральном районе ООО "Стройсвязьурал 1", копии дополнительного соглашения № 2 к договору аренды земли г. Челябинска УЗ № 003419-К-2002 от 21.03.2002 г. (т. 2 л.д. 61 - 72) был проведен государственный кадастровый учет земельного участка, сформировано землеустроительное дело № 146 (т. 1 л.д. 43 - 76).
14.06.2007 г. обществу выдан кадастровый план № 36.08/0701-3441 (т. 1 л.д. 117) земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 08 010:0004, расположенный по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Васенко, площадью 4782 кв. м, с указанием обременения в виде аренды земли в пользу ООО "Стройсвязьурал 1".
Администрацией г. Челябинска была проведена исполнительная съемка положения здания на земельном участке по ул. Васенко, в результате которой, как утверждает заявитель, было установлено, что объект недвижимости частично выходит за границы предоставленного в аренду земельного участка и находится на землях общего пользования.
Площадь земель общего пользования, занятая зданием составляет 16 кв. м. Данный факт администрация подтверждает письмом МУП "Архитектурно-планировочный центр" от 28.11.2008 г. № 10006/ч/с, а также схемой границ, выполненных топографо-геодезических работ (т. 1 л.д. 16 - 22).
Считая действия по проведению государственного кадастрового учета, а также по постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, проведенными с нарушением действующего законодательства, и нарушающими права Администрации г. Челябинска, последняя обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопросы организации и порядка проведения землеустройства, согласования и утверждения землеустроительной документации регулируются статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396 "Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства" и от 11.07.2002 № 514 "Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О землеустройстве", Положением об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (утв. Приказом Роснедвижимости от 19.07.2006 № П/0186) в функции управления входят организация, координация и контроль за выполнением топографических, геодезических, картографических и других обследовательских, землеустроительных и других проектно-изыскательных работ специального назначения для обеспечения ведения государственного земельного кадастра, землеустройства и других работ; утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации; утверждение карт и материалов по межеванию объектов землеустройства.
В силу ст. 19, 22 Федерального закона "О землеустройстве" землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы, в том числе материалы межевания объектов землеустройства.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства" технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В связи с этим 17 февраля 2003 года утверждены "Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства" и "Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства".
Вопросы организации и порядка проведения землеустройства, согласования и утверждения землеустроительной документации регулируются также "Инструкцией по межеванию земель", утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и прошедшей правовую экспертизу Минюста России в 1996 году (далее - Инструкция по межеванию земель). В письме Росземкадастра от 28 февраля 2003 года № АО/54 "О применении Инструкции по межеванию земель", указано, что данная Инструкция применяется в части, не противоречащей Федеральным законам и актам Правительства, а также утвержденным Росземкадастром 17 февраля 2003 года Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства.
В соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях - для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет, границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Следовательно, межевание земельного участка происходит после подготовки и утверждения проекта границ земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как указано в п. 4 ст. 69 ЗК РФ, п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, п. 14 Методических рекомендаций при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
- определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
- закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
- изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Согласно п. 11, 14.1 Методических рекомендаций работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).
Согласно п. 8.2 Инструкции и п.п. 12, 13 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, регламентирован порядок извещения всех заинтересованных лиц о проведении землеустройства. Извещение передается заинтересованным лицам под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой "Вручить лично", с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам). Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу. Извещения, адресованные юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, вручаются полномочным должностным лицам.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, заинтересованными лицами не представлено доказательств проведения процедуры межевания в соответствии с установленным порядком.
Из содержания землеустроительного дела № 146, представленного заявителем (т. 1 л.д. 43 - 76), следует, что в нем отсутствовали вышеназванные документы, подтверждающие установление и согласование границ земельного участка и уведомление об этом Администрации.
Суд, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что в нарушение требований указанных норм права в деле отсутствует уведомление о вручении Администрации извещения о времени проведения межевых работ. Проект межевания с Администрацией не согласовывался. Администрация, являясь лицом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, не была уведомлена о проведении межевых работ. Доказательств обратного лицами, чьи действия оспариваются заявителем, в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ, не представлено.
Материалами дела установлено, что Постановлением Главы города Челябинска № 1165-п от 24.06.2004 г. "Об утверждении акта выбора земельного участка № 0000602-05-2004 и предварительном согласовании места размещения торгово-административного здания с подземной автопарковкой по ул. Васенко в Центральном районе г. Челябинска ООО "Стройсвязьурал-1" (т. 1 л.д. 148) был утвержден акт выбора земельного участка № 0000602-05-2004 (т. 1 л.д. 126 - 131).
Таким образом, границы спорного земельного участка в 2004 году определялись самой администрацией г. Челябинска, ею же был утвержден и акт выбора земельного участка и согласовано место размещения объекта, то есть права заявителя при установлении границ на местности не могут быть нарушены, так как они устанавливались на основании ее решения.
В силу ч. 1 ст. 198 и ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не может свидетельствовать о нарушении прав и то обстоятельство, что в силу п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации администрация обязана при наличии утвержденного акта выбора земельного участка и кадастрового плана принять решение о предоставлении земельного участка, поскольку такая обязанность установлена законом. В случае принятия органом местного самоуправления не соответствующего закону ненормативного акта, который является основанием для принятия такого решения, орган местного самоуправления вправе принять установленные действующим законодательством меры по устранению указанного обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах возлагается на орган местного самоуправления - администрацию г. Челябинска.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 названного Кодекса).
Из материалов дела следует, что проект границ земельного участка был утвержден Главой города Челябинска.
Нарушение процедуры межевания, выразившееся в неизвещении органа местного самоуправления, утвердившего проект границ земельного участка, который явился основанием для проведения землеустроительных работ, само по себе не является основанием для вывода о том, что оспариваемыми действиями были нарушены права заявителя.
Довод заявителя о том, что объект недвижимости частично расположен на землях общего пользования не подтверждается материалами дела.
Из материалов землеустроительного дела № 146, описания земельного участка и из кадастрового плана земельного участка видно, что ни площадь участка, ни его конфигурация по результатам межевания не изменилась. По имеющимся в материалах дела сведениям государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок не налагается, не пересекается ни с какими другими участками, следовательно, результатами межевания ничьи права не могут быть нарушены.
На основании землеустроительного дела № 146 были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости как сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 08 010:0004, так и о части указанного земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 08010:0004/001.
Подтверждением того, что объект недвижимости частично выходит за границы спорного земельного участка и находится на землях общего пользования, может служить только заключение экспертизы.
По делу была проведена экспертиза, в результате которой было установлено, что:
часть земельного участка, имеющая кадастровый номер 74:36:05 08 010:0004/0001, занятая объектом недвижимости (зданием), границы которой установлены в соответствии с землеустроительным делом № 146, за пределы земельного участка с кадастровым номером 74636:05 08 010:0004 не выходит,
геоданные границ земельного участка, площадью 4782,00 кв. м, с кадастровым номером 74636:05 08 010:0004, поставленного на кадастровый учет в 2002 году (ранее учтенный), совпадают с геоданными границ земельного участка, площадью 4782,00 кв. м, определенными при подготовке землеустроительного дела № 146,
часть земельного участка, имеющая кадастровый номер 74:36:05 08 010:0004/0001, учтенная в 2007 году, согласно землеустроительному делу № 146, занятая объектом недвижимости (строящимся зданием), за пределы земельного участка, площадью 4782,00 кв. м, с кадастровым номером 74636605 08 010:0004, учтенного в 2002 году, не выходит (т. 3 л.д. 62 - 64).
Учитывая заключение экспертизы суд критически относится к представленным заявителем доказательствам - исполнительной геосъемки, так как из представленных в материалы дела данных (т. 1 л.д. 17 - 20) не усматриваются сроки проведения съемки, кем была проведена данная съемка, в связи с чем, и что означают представленные координаты.
Рассмотрев в совокупности представленные в дело материалы и доказательства, а также заключение экспертизы суд считает, заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении заявленных администрацией г. Челябинска требований.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления его в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья
Г.С.ЩУКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru