Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2009 г. по делу № А71-5086/2009-А19

Резолютивная часть решения объявлена 7 мая 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 8 мая 2009 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной,
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Г. Зориной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань,
к акционерному коммерческому банку "Ижкомбанк" (открытое акционерное общество), г. Ижевск,
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие заявителя;
от ответчика - Халиуллина И.Н., по доверенности от 01.01.2009 г.,

установил:

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань (далее - РО ФСФР России в ВКР), обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о привлечении акционерного коммерческого банка "Ижкомбанк" (открытое акционерное общество) (далее - ОАО АКБ "Ижкомбанк"), г. Ижевск, ул. Ленина, д. № 30, к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности по управлению ценными бумагами с нарушением условий лицензии ФСФР России от 24.08.2006 г. № 018-09350-001000, брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с нарушением условий лицензии ФСФР России от 24.08.2006 г. № 018-09342-100000, дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с нарушением условий лицензии ФСФР России от 24.08.2006 г. № 018-09346-010000.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил.
В соответствии с приказом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 23.01.2009 г. № 11-09-59/пз административным органом проведена проверка деятельности ОАО АКБ "Ижкомбанк" на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки РО ФСФР России в ВКР выявлен факт нарушения АКБ "Ижкомбанк" лицензионных требований и условий, в том числе несоблюдение требования п. 3.1.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 06.03.2007 г. № 07-21/пз-н, а именно: ОАО АКБ "Ижкомбанк" при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не соблюдается законодательство Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В нарушение требований п. 3 Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденного постановлением ФКЦБ России № 32 и Минфина Российской Федерации от 11.12.2001 г. № 108н, пункта 2.1 Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденных постановлением ФКЦБ России № 9 от 11.10.1999 г., ОАО АКБ "Ижкомбанк" не ведет внутренний учет сделок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В нарушение п. 39 Порядка ведения внутреннего учета сделок регистр внутреннего учета сделок с ценными бумагами за период с 01.08.2006 г. по 20.01.2009 г. (по собственным сделкам), с 01.01.2008 г. по 04.02.2009 г. не предусматривает содержание обязательной информации, а именно: время (с указанием часов и минут) заключения сделки с ценными бумагами (за исключением регистра за период с 01.01.2008 г. по 04.02.2009 г.); номер/дату отчета профессиональному участнику/номер распорядительной записки; указание сторон по всем сделкам с ценными бумагами.
Пункт 4.6 Порядка предоставления информации и документов инвестору в связи с обращением ценных бумаг, утвержденного директором ОАО АКБ "Ижкомбанк" 14.07.2006 г., не соответствует требованиям ст. 6 Федерального закона № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
В нарушение требований п. 70 Порядка ведения внутреннего учета сделок отчеты о состоянии счетов клиентов Мерзлякова А.А., Чукавина И.Ю., Наговицына А.В. по сделкам с ценными бумагами за период с 01.12.2008 г. по 31.12.2008 г., с 01.01.2009 г. по 31.01.2009 г. не содержат следующую информацию: сумму вознаграждения профессионального участника за отчетный период; сумму других расходов, подлежащих возмещению профессиональному участнику за отчетный период; заключенные, но не исполненные на дату составления отчета сделки, включая информацию о наименовании эмитента, виде, категории (типе), выпуске, транше, серии приобретенных/отчужденных ценных бумаг, цене, количестве, месте заключения сделки.
В нарушение требований п.п. 4.4, 4.7 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденного приказом ФСФР России от 03.04.2007 г. № 07-37/пз-н, отчеты за периоды с 01.07.2007 г. по 28.09.2007 г., с 01.10.2007 г. по 29.12.2007 г., с 01.01.2008 г. по 31.03.2008 г., с 01.04.2008 г. по 30.06.2008 г., с 01.07.2008 г. по 30.09.2008 г., с 01.10.2008 г. по 31.12.2008 г., представленные Крашенинникову С.В. согласно договору доверительного управления от 23.01.2007 г., не содержат следующую информацию: дату/время заключения сделки; дату оплату и дату поставки ценных бумаг по сделке в соответствии с заключенным договором купли-продажи; наименование контрагента по сделке; информацию обо всех расходах, понесенных управляющим в связи с осуществлением доверительного управления в интересах учредителя управления.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки соблюдения лицензионных требований и условий от 17.03.2009 г.
На акт проверки ОАО АКБ "Ижкомбанк" представлены возражения от 14 апреля 2009 г. № 1030-8180.
Письмом от 26.03.2009 г. № 11-09-СВ-05/1710 ОАО АКБ "Ижкомбанк" извещено о необходимости явки 15.04.2009 г. в 15-00 ч. в РО ФСФР России в ВКР для составления протокола об административном правонарушении. Указанное письмо получено ОАО АКБ "Ижкомбанк" 02.04.2009 г. (почтовое уведомление № 75269).
15 апреля 2009 г. в отношении ОАО АКБ "Ижкомбанк" с участием представителя по доверенности от 14.04.2009 г. Чукавина И.Ю. составлен протокол об административном правонарушении № 11-09-343/Пр-ап, в котором указано, что ОАО АКБ "Ижкомбанк" совершено правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.
В обоснование заявленных требований административный орган указал, что актом от 17 марта 2009 г. и протоколом № 11-09-343/Пр-ап от 15 апреля 2009 г. зафиксированы факты нарушения ОАО АКБ "Ижкомбанк" условий, предусмотренных лицензиями ФСФР России от 24.08.2006 г., указанных в пунктах 3, 39, 70 Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденного постановлением ФКЦБ России № 32 и Минфина Российской Федерации от 11.12.2001 г. № 108н, п. 2.1 Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденных постановлением ФКЦБ России № 9 от 11.10.1999 г., пунктах 4.4, 4.7 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденного приказом ФСФР России от 03.04.2007 г. № 07-37/пз-н, статье 6 Федерального закона № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". В действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Данное правонарушение является длящимся. По мнению административного органа, днем обнаружения правонарушения является день составления акта проверки (17.03.2009 г.), протокол от 15.04.2009 г. в отношении ответчика составлен в пределах двухмесячного срока привлечения к административной ответственности.
В обоснование своих возражений ответчик указал, что банком ведется регистр внутреннего учета в электронном виде, который содержит все обязательные сведения. Содержание неполной информации на бумажном носителе при наличии электронного регистра в полном объеме не является нарушением п. 39 Порядка ведения внутреннего учета сделок. Составление акта проверки и протокола осуществлялось не по месту нахождения банка, поэтому административным органом не было учтено содержание электронных отчетов. Электронная версия учета административным органом не запрашивалась. По мнению ответчика, пункт 4.6 Порядка предоставления информации и документов инвестору в связи с обращением ценных бумаг не нарушает положений статьи 6 Федерального закона № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. Статья 6 Федерального закона № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. не предусматривает обязанность банка предоставить информацию на бумажном носителе до внесения платы в установленном в соответствии с законом размере. Информация о сумме вознаграждения профессионального участника рынка ценных бумаг за отчетный период и сумме расходов, подлежащих возмещению профессиональному участнику за отчетный период, указывается в разделе "Информация об операциях с денежными средствами". Информация о заключенных, но не исполненных на дату составления отчетах сделках, указывается в разделе "Информация о сделках с ценными бумагами". Вся необходимая информация содержится в отчетах о состоянии счетов клиента по сделкам с ценными бумагами и операциями, с ними связанными, в соответствии с п. 70 Порядка ведения внутреннего учета сделок. Нормативно-правовые акты ФСФР России не содержат требований по структуре отчетов, соответственно, банк самостоятельно определяет, в каких графах и какая информация размещается при условии указания всей предусмотренной действующим законодательством информации. Кроме того, по мнению ответчика, административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в гл. 2 Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными им органами на основании генеральной лицензии. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи.
Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, уполномоченным осуществлять лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, является ФСФР РФ (п. 5.3.3 Положения о ФСФР РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 317).
Приказом ФСФР от 6 марта 2007 г. № 07-21/пз-н утвержден Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
ОАО АКБ "Ижкомбанк" является организацией, осуществляющей виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, - брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению ценными бумагами.
ОАО АКБ "Ижкомбанк" имеет лицензию ФСФР России от 24.08.2006 г. № 018-09350-001000 на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, лицензию от 24.08.2006 г. № 018-09342-100000 на осуществление брокерской деятельности на рынке ценных бумаг, лицензию от 24.08.2006 г. № 018-09346-010000 на осуществление дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.
Основанием для обращения в арбитражный суд послужило установление административным органом нарушения лицензионного требования, установленного пунктом 3.1.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 06.03.2007 г. № 07-21/пз-н, в соответствии с которым к лицензионным требованиям отнесено соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая указанный Порядок.
В ходе проверки административным органом выявлено нарушение ответчиком требований п. 39 Порядка ведения внутреннего учета сделок в связи с тем, что регистры внутреннего учета сделок с ценными бумагами за периоды с 01.08.2006 г. по 20.01.2009 г. (по собственным сделкам), с 01.01.2008 г. по 04.02.2009 г. не предусматривают содержание обязательной информации, а именно: время (с указанием часов и минут) заключения сделки с ценными бумагами (за исключением регистра за период с 01.01.2008 г. по 04.02.2009 г.); номер/дату отчета профессиональному участнику/номер распорядительной записки; указание сторон по всем сделкам с ценными бумагами.
Согласно п. 3 Порядка ведения внутреннего учета сделок профессиональные участники, включая их филиалы, должны вести внутренний учет сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Информация, содержащаяся в подтверждающих документах внутреннего учета, должна вноситься, систематизироваться и обобщаться в регистрах внутреннего учета, ведение которых осуществляется профессиональным участником на бумажном носителе и/или в электронной форме (п. 32 Порядка).
В регистре внутреннего учета сделок с ценными бумагами ежедневно фиксируется информация о сделках с ценными бумагами, совершенных профессиональным участником (п. 38 Порядка).
]]>
Регистр внутреннего учета сделок с ценными бумагами должен содержать, в том числе, следующую информацию: дату и время (с указанием часов и минут) заключения сделки с ценными бумагами; номер/дату отчета профессиональному участнику/номер распорядительной записки (номер договора купли-продажи (в случае если день заключения сделки, совершенной на внебиржевом рынке, совпадает с днем подписания договора купли-продажи)); указание сторон по сделке с ценными бумагами (п. 39 Порядка).
Представленный ОАО АКБ "Ижкомбанк" в материалы дела регистр внутреннего учета сделок с ценными бумагами за период с 01.08.2006 г. по 20.01.2009 г. содержит информацию о времени (с указанием часов и минут) заключения сделки с ценными бумагами, о дате отчета профессиональному участнику. Сведения о номере распорядительной записки, указание сторон по сделке с ценными бумагами в регистре внутреннего учета сделок с ценными бумагами отсутствуют. Регистр внутреннего учета сделок с ценными бумагами за период с 01.01.2008 г. по 04.02.2009 г. содержит информацию о номере/дате отчета профессиональному участнику, однако, в нем отсутствуют сведения о номере распорядительной записки, указание сторон по сделке с ценными бумагами.
При изложенных обстоятельствах факт нарушения ответчиком требований п. 39 Порядка ведения внутреннего учета сделок материалами дела подтвержден частично, в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд считает, что РО ФСФР России в ВКР пропущен двухмесячный срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ. В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Административным органом ответчику вменено нарушение требований п. 70 Порядка ведения внутреннего учета сделок в связи с тем, что отчеты о состоянии счетов клиентов Мерзлякова А.А., Чукавина И.Ю., Наговицына А.В. по сделкам с ценными бумагами за периоды с 01.12.2008 г. по 31.12.2008 г., с 01.01.2009 г. по 31.01.2009 г. не содержат следующую информацию: сумму вознаграждения профессионального участника за отчетный период; сумму других расходов, подлежащих возмещению профессиональному участнику за отчетный период; заключенные, но не исполненные на дату составления отчета сделки, включая информацию о наименовании эмитента, виде, категории (типе), выпуске, транше, серии приобретенных/отчужденных ценных бумаг, цене, количестве, месте заключения сделки.
Согласно п. 70 Порядка ведения внутреннего учета сделок отчет о состоянии счетов клиента по сделкам и операциям с ценными бумагами должен содержать, в том числе сумму вознаграждения профессионального участника за отчетный период; сумму других расходов, подлежащих возмещению профессиональному участнику за отчетный период; информацию о заключенных, но не исполненных на дату составления отчета сделках, включая информацию о наименовании эмитента, виде, категории (типе), выпуске, транше, серии приобретенных/отчужденных ценных бумаг, цене, количестве, месте заключения сделки.
Судом в данной части принимается довод ответчика о том, что информация о сумме вознаграждения профессионального участника рынка ценных бумаг за отчетный период и сумме расходов, подлежащих возмещению профессиональному участнику за отчетный период, указана в разделе "Информация об операциях с денежными средствами" соответствующих отчетов о состоянии счетов клиентов по сделкам с ценными бумагами и операциям, с ними связанным. Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела копиями отчетов о состоянии счетов клиентов Мерзлякова А.А., Чукавина И.Ю., Наговицына А.В.
В части отсутствия в указанных отчетах информации о заключенных, но не исполненных на дату составления отчета сделках суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, пришел к выводу о недоказанности административным органом события административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Судом в данной части принимается довод ответчика о том, что информация о заключенных, но не исполненных на дату составления отчета сделках отсутствовала в отчетах в связи с тем, что неисполненных сделок на дату составления отчетов не было.
При производстве по делу об административном правонарушении заявителем не исследовано, имелись ли на момент составления отчетов о состоянии счетов клиентов по сделкам с ценными бумагами заключенные, но неисполненные сделки. Соответствующие доказательства факта наличия такого рода сделок с ценными бумагами в материалах административного дела отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах протокол об административном правонарушении в указанной части составлен неправомерно, факт нарушения ответчиком требований п. 70 Порядка ведения внутреннего учета сделок, вина ответчика административным органом не доказаны.
Кроме того, РО ФСФР России в ВКР пропущен срок давности привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ. В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ответчику вменено нарушение требований ст. 6 Федерального закона № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" в связи с тем, что пункт 4.6 Порядка предоставления информации и документов инвестору в связи с обращением ценных бумаг, утвержденного директором ОАО АКБ "Ижкомбанк" 14.07.2006 г., предусматривает, что информация предоставляется инвестору только после получения банком оплаты.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон) предусмотрена обязанность эмитента на предоставление инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации.
В пункте 2 ст. 6 Закона установлен перечень документов и информации, которые обязан предоставить по требованию инвестора профессиональный участник рынка ценных бумаг, предлагающий ему услуги на рынке ценных бумаг. В этот перечень включены следующие документы и информация: копия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; копия документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны); сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.
В пунктах 3 и 4 ст. 6 Закона определены сведения, которые обязан по требованию инвестора предоставить профессиональный участник рынка ценных бумаг в следующих случаях: при приобретении у него ценных бумаг инвестором; при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора; при отчуждении ценных бумаг инвестором.
Профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, указанную в статье 6 Закона. При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам - физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (п. 5 ст. 6 Закона).
Профессиональный участник вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию, указанную в пунктах 3 и 4 статьи 6, плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование. Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками или эмитентами, возлагается на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 6 ст. 6 Закона).
В пункте 4.6 Порядка предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг, утвержденного директором ОАО АКБ "Ижкомбанк" 14.07.2006 г., предусмотрено, что за предоставление информации на бумажном носителе, указанной в п. п. 2.2. и 2.3. Порядка, с инвестора взимается плата в размере, не превышающем затрат на ее копирование. Информация предоставляется инвестору только после получения банком оплаты. Если информация предоставляется инвестору - юридическому лицу, то в комплект включается также счет-фактура.
Судом в указанной части принимаются доводы ответчика о том, что пункт 4.6. Порядка не нарушает норм ст. 6 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Перечень сведений, которые обязан по требованию инвестора предоставить профессиональный участник рынка ценных бумаг, указанный в п.п. 2.2 и 2.3 Порядка, в полном объеме соответствует сведениям, указанным в пунктах 3 и 4 ст. 6 Федерального закона. Пунктом 6 статьи 6 Федерального закона не определена последовательность совершения действий по оплате услуг за предоставление информации в письменной форме.
С учетом изложенного суд считает, что пункт 4.6 Порядка предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг в части положений о том, что информация предоставляется инвестору только после получения банком оплаты, не нарушает требования, предусмотренные ст. 6 Федерального закона № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Протокол об административном правонарушении от 15.04.2009 г. в указанной части составлен РО ФСФР России в ВКР неправомерно.
Ответчику вменено нарушение требований п.п. 4.4, 4.7 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами в связи с тем, что отчеты за периоды с 01.07.2007 г. по 28.09.2007 г., с 01.10.2007 г. по 29.12.2007 г., с 01.01.2008 г. по 31.03.2008 г., с 01.04.2008 г. по 30.06.2008 г., с 01.07.2008 г. по 30.09.2008 г., с 01.10.2008 г. по 31.12.2008 г., представленные Крашенинникову СВ. согласно договору доверительного управления от 23.01.2007 г., не содержат следующую информацию: дату/время заключения сделки; дату оплату и дату поставки ценных бумаг по сделке в соответствии с заключенным договором купли-продажи; наименование контрагента по сделке; информацию обо всех расходах, понесенных управляющим в связи с осуществлением доверительного управления в интересах учредителя управления.
Согласно п. 4.1 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами управляющий обязан предоставлять учредителю управления отчет о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами, содержащий информацию, предусмотренную Порядком (далее - Отчет), в сроки, предусмотренные договором доверительного управления, но не реже одного раза в квартал.
В Отчете должна содержаться информация обо всех сделках, совершенных управляющим с принадлежащими учредителю управления объектами доверительного управления, а также операциях по передаче в доверительное управление учредителем управления и возврату ему объектов доверительного управления, за период времени, исчисляемый с даты, на которую был сформирован предыдущий отчет (даты заключения договора доверительного управления, если отчет не выдавался), до даты формирования предоставляемого Отчета (даты, указанной в письменном запросе учредителя управления), а также информация об объектах доверительного управления, принадлежащих учредителю управления на последний день отчетного периода, и их оценочная стоимость (п. 4.3 Порядка).
Информация о сделках и операциях, предоставляемая в Отчете учредителю управления, должна, в том числе содержать: дату/время заключения сделки; дату оплаты и дату поставки ценных бумаг по сделке в соответствии с заключенным договором купли-продажи; наименование контрагента по сделке (п. 4.4 Порядка).
Отчет также должен содержать информацию обо всех расходах (по видам), понесенных управляющим в связи с осуществлением доверительного управления в интересах учредителя управления (выгодоприобретателя) в отчетном периоде, а также информацию о вознаграждении, причитающемся управляющему за отчетный период, с указанием его расчета. В случае если отчетный период и период для расчета вознаграждения управляющего не совпадают, Отчет должен содержать информацию о вознаграждении за тот отчетный период, в котором взимается вознаграждение в соответствии с договором доверительного управления (п. 4.7 Порядка).
Представленные в материалы дела отчеты о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами по клиенту Крашенинникову Сергею Вениаминовичу содержат информацию о дате/времени заключения сделки с ценными бумагами, однако, в указанных отчетах отсутствуют сведения о дате оплаты и дате поставки ценных бумаг по сделке в соответствии с заключенным договором купли-продажи, о наименовании контрагента по сделке. Отчеты также не содержат информацию обо всех расходах, понесенных управляющим в связи с осуществлением доверительного управления в интересах учредителя управления. Факт отсутствия указанной информации в отчетах ответчиком не опровергается.
При изложенных обстоятельствах факт нарушения ОАО АКБ "Ижкомбанк" требований п.п. 4.4, 4.7 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами материалами дела подтвержден, в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд считает, что РО ФСФР России в ВКР пропущен двухмесячный срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ. В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя о том, что правонарушение является длящимся, что днем обнаружения правонарушения является день составления акта проверки (17 марта 2009 г.), судом отклоняются.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с п.п. 14, 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Для длящегося правонарушения характерны такие признаки, как продолжающееся противоправное поведение вопреки указанию правовой нормы и непрекращающееся причинение вреда общественным отношениям, являющимся объектом соответствующего правонарушения, а также непрерывное осуществление состава правонарушения в течение определенного периода времени.
Совершенное ОАО АКБ "Ижкомбанк" правонарушение связано с невыполнением обязанности по отражению определенной информации при составлении отчетов о состоянии счетов клиентов, отчетов о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами учредителю управления, регистров внутреннего учета сделок с ценными бумагами за соответствующие периоды времени. Данное правонарушение не может быть отнесено к категории длящихся, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения.
Таким образом, с даты совершения правонарушений (20.01.2009 г., 04.02.2009 г., 31.12.2008 г., 31.01.2009 г., 28.09.2007 г., 29.12.2007 г., 31.03.2008 г., 30.06.2008 г., 30.09.2008 г.) на дату составления протокола об административном правонарушении (15.04.2009 г.) и, соответственно, на дату рассмотрения дела о привлечении ответчика к административной ответственности в суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, истек.
С учетом изложенного и на основании ст. 206 АПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе о привлечении акционерного коммерческого банка "Ижкомбанк" (открытое акционерное общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 202 - 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст. 4.5, 14.1 ч. 3, 29.9 - 29.11, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. В удовлетворении требования Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань, о привлечении акционерного коммерческого банка "Ижкомбанк" (открытое акционерное общество), г. Ижевск, ул. Ленина, д. 30, к административной ответственности по части 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, г. Екатеринбург, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Н.Г.ЗОРИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru