Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2009 г. по делу № А29-2910/2009

(извлечение)

9 июня 2009 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
10 июня 2009 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Лес-Экспо", г. Сыктывкар
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
о признании недействительным решения от 29.01.2009 г. и взыскании убытков в сумме 800 рублей
при участии в заседании:
от заявителя: Ф. - по доверенности от 30.01.2009 г.
от ответчика: М. - по доверенности № 04-05/22 от 16.09.2008 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лес-Экспо" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару от 29.01.2009 г. об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и взыскании с ответчика убытков в сумме 800 руб.
Инспекция ФНС по г. Сыктывкару требования ООО "Лес-Экспо" не признает, возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве и дополнении к нему.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Лес-Экспо" было зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару 23.01.2006 г., единственным учредителем Общества являлся Ш.
В пункте 4.1, 4.2 Устава ООО "Лес-Экспо", представленного в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица, было указано следующее: "Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и на момент учреждения составляет 10 000 (десять тысяч) рублей.
Размер и номинальная стоимость доли участника составляет 100% - 10 000 рублей принадлежат единственному учредителю".
19.01.2009 г. между Ш. (продавец) и Б. (покупатель) был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым продавец передает покупателю свою долю в уставном капитале ООО "Лес-Экспо", а покупатель принимает ее и обязуется оплатить по согласованной сторонами цене.
В связи с изменением участника ООО "Лес-Экспо" руководителем предприятия 22.01.2009 г. в Инспекцию ФНС по г. Сыктывкару было подано заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма № Р14001).
По результатам рассмотрения указанного заявления регистрирующим органом 29.01.2009 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица. Как следует из решения и письма № 05-08/01692 от 29.01.2009 г., основанием для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие заявления по установленной форме: изменения в составе участников юридического лица, о внесении которых в Единый государственный реестр юридических лиц просит заявитель, связаны с внесением изменений в учредительные документы, и, соответственно, для их государственной регистрации должны быть представлены заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001) и изменения в учредительные документы.
Вышеуказанные требования регистрирующего органа ООО "Лес-Экспо" были выполнены; при этом за свидетельствование подлинности подписи представителя на заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001), уплачено нотариусу 400 руб., а также произведена уплата государственной пошлины в сумме 400 руб. за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Несмотря на выполнение требований Инспекции ФНС по г. Сыктывкару, ООО "Лес-Экспо" полагая, что отказ во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, был незаконен, обжаловало его в судебном порядке, указав на то, что изменения в учредительные документы не вносились, поскольку, учитывая содержание пунктов 4.1, 4.2 Устава, их внесение не требовалось; что пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" к числу обязательных сведений, которые должен содержать устав общества с ограниченной ответственностью, относятся сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника, а не сведения об участниках; что сведения о размере и номинальной доле единственного участника Устав ООО "Лес-Экспо" содержал.
Возражая против заявленных требований, Инспекция ФНС по г. Сыктывкару указывает на то, что поскольку в силу положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать сведения о его участниках; изменение состава участников влечет изменение учредительных документов и соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц могут быть внесены после государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, которая производится на основании заявления по форме № Р13001.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что требования ООО "Лес-Экспо" удовлетворению не подлежат.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что к числу сведений о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, относятся сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно пункту 1 статьи 89 Гражданского кодекса РФ учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.
Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 14-Ф от 08.02.1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что в учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.
Устав общества должен содержать: полное и сокращенное фирменное наименование общества; сведения о месте нахождения общества; сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; сведения о размере уставного капитала общества; сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества; права и обязанности участников общества; сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества; сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу; сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам; иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества; при этом внесение в устав сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника предполагает указание идентифицирующих сведений об участниках, независимо от их количества, и, соответственно, изменение состава участников влечет необходимость внесения изменений в устав юридического лица.
Поскольку в силу вышеизложенного сведения об участниках относятся к числу обязательных сведений, которые должны содержаться в уставе общества с ограниченной ответственностью, в случае изменения состава участников в устав юридического лица данной организационно-правовой формы должны быть внесены соответствующие изменения, которые в силу пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса РФ, пункта 4 статьи 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" подлежат государственной регистрации в общеустановленном порядке.
То обстоятельство, что Устав, который был представлен в регистрирующий орган для государственной регистрации ООО "Лес-Экспо", не содержал обязательных сведений, не является основанием для того, чтобы в дальнейшем в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об изменении состава участников вносились без внесения соответствующих изменений в учредительные документы и их государственной регистрации.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что в случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений (в том числе сведений об учредителях (участниках) юридического лица) произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации № 439 от 19.06.2002 г. "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" были утверждены формы
- заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001);
- заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма № Р14001).
Таким образом, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в регистрирующий орган должны быть представлены заявление по форме № Р13001; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
При таких обстоятельствах Инспекция ФНС по г. Сыктывкару правомерно отказала ООО "Лес-Экспо" во внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц на основании заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма № Р14001).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Лес-Экспо" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru