Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2009 г. № 3-Г09-20

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П.Меркулова
судей В.И.Анишиной и Г.В.Макарова
при секретаре В.Н.Росляковой

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Бушковского Вадима Александровича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Постановления Правительства Республики Коми "О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми" от 3 августа 2004 года № 134 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 7 февраля 2007 года № 17 и утвержденного им Положения о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми,
по кассационной жалобе Главы Республики Коми
на решение Верховного суда Республики Коми от 10 июля 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя Главы Республики Коми Черкасовой О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя заявителя Овсянникова В.Н., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Бушковский В.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующими Постановления Правительства Республики Коми "О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми" от 3 августа 2004 года № 134 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 7 февраля 2007 года № 17 и утвержденного им Положения о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми, ссылаясь на то, что оспариваемые постановление и утвержденное им положение, которые устанавливают порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых и (или) масса нагрузки на одну ось превышают нормы, установленные законодательством Российской Федерации, и порядок определения такого вреда, противоречат Федеральному закону "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым данные полномочия отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.
Решением Верховного суда Республики Коми от 10 июля 2009 года постановлено: заявление индивидуального предпринимателя Бушковского Вадима Александровича удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу Постановление Правительства Республики Коми "О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми" от 3 августа 2004 года № 134 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 7 февраля 2007 года № 17 и утвержденное им Положение о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми.
Глава Республики Коми подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Нормами ст. ст. 26.1, 26.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать участие в осуществлении полномочий Российской Федерации, но только в тех пределах в каких они прописаны в федеральных законах.
Согласно ст. ст. 11, 13 Федерального закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и порядка определения размера такого вреда; установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка, осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Пунктом 7 ст. 12 закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено только определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Суд проанализировал оспариваемые нормативные правовые акты и правильно пришел к выводу о том, что вопросы компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми, порядок взимания платы с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы; порядок выдачи специальных разрешений на провоз таких грузов; правила контроля за пропуском грузов, отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
Порядок возмещения вреда, определения размера такого вреда и порядок выдачи специального разрешении, определены Постановлениями Правительства РФ № 962 от 26 сентября 1995 г. и № 1079 от 22 сентября 1999 г., Приказом Минтранса РФ от 31.07.2007 № 107, Инструкцией, утвержденной Приказом Минтранса РФ 27.05.1996 не могут применяться в связи с тем, что ст. 62 Федерального закона 08.11.2007 № 287 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что со дня вступления закона в силу и до приведения в соответствие с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Постановление Правительства РФ от 26.09.1995 № 962, Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденная Приказом Минтранса РФ от 27.05.1996, административный регламент, утвержденный Приказом Минтранса РФ № 107 от 31.07.2007 действуют в отношении федеральных дорог. При этом, содержащиеся в п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.09.1995 № 962 рекомендации органам исполнительной власти РФ ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов РФЛ организовать службы весового контроля, а также указание в п. 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1079 на то, что стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки на других автомобильных дорогах, организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не содержат необходимых элементов реализации. Кроме того, данные акты в части предоставления указанных полномочий субъекту Российской Федерации противоречат Федеральному закону № 257-ФЗ.
Необоснованность иных доводов кассационной жалобы отражена в судебном решении с изложением соответствующих выводов, которые, как указано выше, Судебная коллегия считает правильными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Коми от 10 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru