Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2009 г. № 258

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 396 от 25.08.2009, возбужденное по признакам нарушения Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с заключением договора аренды № 17 от 01.02.2007 для размещения операционной кассы вне кассового узла 2410/039 Тайшетского ОСБ № 2410 и осуществления банковской деятельности с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, без проведения публичных процедур, что приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, что обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими (потенциальными) хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке,

установила:

Инспекцией Управления ФАС по Иркутской области проведена плановая проверка актов и действий администрации МО "Тайшетский район" на предмет наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства. В процессе вышеуказанной проверки установлено, что между Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района и Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации был заключен договор аренды № 17 от 01.02.2007 без проведения публичных процедур, исследовав который, возбуждено дело в отношении Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту преимущества, которое обеспечивает ему по сравнению с другими (потенциальными) участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества в приоритетном порядке.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством РФ.
Согласно части 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В то же время частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в муниципальной собственности.
Пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" регламентирует, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
В связи с этим было возбуждено дело.
Из письменных объяснений Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района следует, что:
Договор аренды № 17 от 01.02.2007 для размещения операционной кассы вне кассового узла 2410\039 Тайшетского ОСБ № 2410 и осуществления банковской деятельности с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации заключен с нарушением требований, указанных в Федеральном законе № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В настоящее время Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района устранены данные нарушения и проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды в отношении данного объекта недвижимого имущества.
Комиссия не может согласиться с доводами представителя Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района о том, что ими соблюден публичный порядок передачи муниципального имущества хозяйствующему субъекту в аренду по следующим основаниям:
Документы, представленные представителем Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района на рассмотрение дела о проведении Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района открытого аукциона на право заключения договора аренды, являющегося предметом договора аренды № 17 от 01.02.2007, признанного несостоявшимся, и решение о заключении договора аренды указанного помещения на условиях аукционной документации с размером арендной платы, предложенной Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, не могут быть приняты Комиссией как доказательство добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, его совершившим, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 ст. 17.1, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 53 ФЗ "О защите конкуренции" до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования), аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Часть 3 ст. 18 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает, что аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Данным законом не установлены особенности проведения аукциона, в том числе возможность заключения договора с единственным участником аукциона, не состоявшимся в связи с тем, что в нем участвовал один претендент.
На основании ст. 23 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в случае, если аукцион был признан несостоявшимся, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется посредством публичного предложения.
26.10.2006 вступил в законную силу Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в котором ч. 1 ст. 15 говорит о том, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 20 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" № 135-ФЗ введено, что предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав представляет собой муниципальную помощь.
В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, согласно ст. 20 ФЗ "О защите конкуренции" муниципальная помощь может предоставляться:
1) в соответствии с федеральным законом;
2) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год;
3) в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;
4) за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
5) за счет резервного фонда органа местного самоуправления;
а также согласно ст. 19 ФЗ "О защите конкуренции" с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) проведения фундаментальных научных исследований;
3) защиты окружающей среды;
4) развития культуры и сохранения культурного наследия;
5) производства сельскохозяйственной продукции;
6) поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
7) социального обслуживания населения;
8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Иные случаи передачи муниципального имущества в аренду или в безвозмездное пользование не являются муниципальной помощью.
Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ изменено понятие государственной или муниципальной помощи на государственную или муниципальную преференцию.
Также Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в частности, добавлен пункт 7 части 1 статьи 15, в соответствии с которым органам местного самоуправления запрещается предоставлять государственные или муниципальные преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, Комиссия считает, что Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района было допущено нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, поскольку был нарушен порядок проведения публичных процедур, предусмотренных ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", при заключении договора аренды № 17 от 01.02.2007 для размещения операционной кассы вне кассового узла 2410/039 Тайшетского ОСБ № 2410 и осуществления банковской деятельности с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, что приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими (потенциальными) хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Комиссия

решила:

1. Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района признать нарушившим п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 в связи с заключением договора аренды № 17 от 01.02.2007 для размещения операционной кассы вне кассового узла 2410/039 Тайшетского ОСБ № 2410 и осуществления банковской деятельности с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации с нарушением порядка проведения публичных процедур, предусмотренных ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", что приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими (потенциальными) хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке.
2. Департаменту по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 31.12.2009 путем проведения публичных процедур по передаче в пользование и владение помещения, расположенного в здании по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, р.п. Новобирюсинский, ул. Ленина, 37.
3. Копию решения и предписания направить Департаменту по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района.
4. Копию решения направить Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru