Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


МОСКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТВЕРИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2006 г. по делу № 2-1711/06

Московский районный суд гор. Твери
в составе председательствующего Ипатова В.Е.
при секретаре Беловой Ю.В.
с участием заявителя Л.,
представителей заинтересованного лица К., М.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании указания первого заместителя начальника Тверской таможни недействительным

установил:

Л. обратился с заявлением о признании указания первого заместителя начальника Тверской таможни недействительным, мотивируя свои требования тем, что в 1998 году он решил приобрести автомобиль для личного пользования, для чего попросил знакомых из г. Минска пригнать ему подходящую машину. В мае 1998 года, после постановки машины на учет в МРЭО ГАИ на имя А. и оформления свидетельства о регистрации, он купил автомобиль Шкода - Фелиция за № Р 636 ВВ 69 и оформил в соответствии с действующим разъяснением Генеральной Прокуратуры РФ доверенность на право управления автомобилем. После этого он эксплуатировал машину в своих интересах: неоднократно ездил в г. Москву, в г. Тулу, с регулярной проверкой документов. Автомобиль хранился у его дома в АК Пролетарского района, где он приобрел на свое имя гараж и оформил пропуск на машину. С 1998 года он регулярно вносил платежи за пользование гаражом. Когда в июне 1998 года он обратился в МРЭО ГАИ с заявлением для перевода автомобиля на его имя и оформления технического паспорта, ему сообщили, что автомобиль объявлен в розыск. Поскольку он никаких противоправных действий не совершал, о чем писал объяснение в милиции, продолжил эксплуатировать автомобиль в своих целях. Никуда никаких заявлений по машине у него не принимали, а по истечении пяти лет ему сообщили, что автомобиль с розыска снят. Для оформления автомобиля на свое имя он должен был уплатить таможенные платежи, в связи с чем он написал заявление в таможню, но 1 марта 2006 года за № 22-09/л-31, получил ответ, где ему предлагалось уплатить 3792 евро (в любой конвертируемой валюте). После изучения действующего законодательства, он решил обратиться в суд, так как в соответствии со ст. 327 п. 1 Таможенного Кодекса "Суммы подлежащие уплате таможенных пошлин исчисляются, исходя из ставок налоговых пошлин, действующих на день пересечения таможенной границы". Считает, что поскольку доверенность на право управления автомобилем была оформлена 15 мая 1998 года, когда автомобиль был уже в его распоряжении, то, следовательно, автомобиль пересек границу Белоруссия - Россия 10 - 15 мая 1998 года. Таможня, начисляя платежи действующие в настоящие время, ошибочно ссылается на второй абзац ст. 327 Таможенного Кодекса, в соответствии с которым если день пересечения границы установить не возможно, то таможенные платежи уплачиваются на день обнаружения таможенных товаров, т.е. на настоящее время. Полагает это утверждение таможни ошибочно, поскольку автомобиль, как источник повышенной опасности, нельзя отнести к товару. Для его эксплуатации необходимы ежегодные технические осмотры. Он их проходил с 1998 года, что подтверждается соответствующими талонами. День пересечения границы в 1998 году подтверждается также договором купли-продажи от 15 мая 1998 года, свидетельством о регистрации автомобиля от 24 июля 1998 года, доверенностью на право управления и распоряжения автомобилем. Таможня также ошибочно определила технические данные автомобиля, в частности объем цилиндров двигателя. У модели Шкода - Фелиция, выпуска 1995 года, с мощностью двигателя 46/62 л/с литра цилиндра 1,3. В соответствии с приказом № 258 п. 3 ГТК РФ от 26 апреля 1996 года (редакция от 12 января 1998 года) "О ставках ввозных таможенных пошлин", ставка равна 30 или 0,5 ЭКЮ на 1 куб. см. двигателя, что значит 1300 x 0,5 = 650 ЭКЮ. На 1 апреля 1998 года центральный банк установил курс иностранных валют по отношению к рублю для целей учета и таможенных платежей: 1 ЭКЮ равным 6,5692 рубля. Следовательно, таможенные платежи должны быть не более 8.530 рублей 96 копеек. На основании изложенного просит признать указание Первого заместителя начальника Тверской таможни от 1 марта 2006 года недействительным. Установить оплату таможенных платежей по времени пересечения таможенной границы автомобилем Шкода - Фелиция, т.е. на май 1998 года.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнив тем, что он в 1998 году пригнал из Белоруссии автомобиль Шкода - Фелиция, 1995 года выпуска. Свидетельство на данный автомобиль было выписано на лицо, которое пригнало машину. После того, как он захотел переоформить автомобиль на себя, в ГАИ ему сказали, что машина находится в угоне. В 1998 году в МРОВД г. Твери по данному факту была проведена проверка, с него были взяты объяснения. В 2003 году от работников ГАИ ему стало известно, что автомобиль снят с розыска. В 2006 он обратился в Таможенный комитет Тверской области, где ему сказали уплатить таможенные пошлины в сумме 500 долларов США. После этого он был на приеме у начальника Тверской таможни, писал заявление о принятии с него таможенных платежей. Через 3 дня он получил ответ, в котором сумма госпошлины была указана в сумме 2000 евро. После получения данного ответа он обратился в Тверскую таможню с просьбой проверить сумму платежей. Однако, он снова получил ответ с суммой пошлины в размере 2000 евро. Считает, что сумма пошлины указана неверно, поскольку таможня указывает размер объема цилиндра автомашины 1,5, в то время как объем цилиндра составляет 1,3. Он согласен оплатить таможенные пошлины на 1998 год, однако, на тот период евро не было. На основании изложенного просит признать указание Первого заместителя начальника Тверской таможни недействительным.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица М. по доверенности, оформленной надлежащим образом, возражала против удовлетворения заявленных требований, мотивируя свои возражения следующим. При пересечении таможенной границы физическое лицо заполняет декларацию формы ТД - 4, в котором дает обязательство доставить транспортное средство в таможенный орган по месту проживания для таможенного оформления автомобиля. Указом Президента РФ от 25.05.1995 г. № 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и таможенный контроль перенесен с границы РФ на внешние границы Республики Беларусь. Отмена таможенного контроля на границе не означает отмену такого контроля на остальной территории РФ, а преследует лишь цель создания дополнительных условий для более удобного прохождения необходимых процедур по месту доставки перемещаемых товаров. В соответствии с достигнутой договоренностью ГТК Республики Беларусь было принято решение о передаче российским таможенным органам подлежащих уничтожению в связи с истечением сроков хранения пассажирских таможенных деклараций формы ТД-4 за 1997 - 1998 г.г. В целях осуществления данной программы распоряжением ГТК РФ от 26.07.1999 года № 01-14/890 "О передаче архивов таможенной службы Республики Беларусь таможенным органам Российской Федерации" Смоленская таможня со стороны таможенных органов РФ была назначена ответственной за прием указанных архивов. Документов, подтверждающих факт перемещения, заявителем представлено в таможенный орган не было. Тверская таможня также не располагает сведениями о перемещении через таможенную границу РФ указанного транспортного средства. Таможней были сделаны запросы в Смоленскую таможню (исх. № 22-06/1890 от 01.03.2006) и Брянскую таможню (исх. № 22-06/3803 от 21.04.2006). Из ответов полученных из указанных таможен следует, что фактов ввоза в регионе деятельности указанных таможен указанного автомобиля "Шкода - Фелиция" зарегистрировано не было. В соответствии со ст. 123 Таможенного Кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию при перемещении через таможенную границу. Согласно ст. 327 Таможенного Кодекса РФ в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями требований и условий, установленных Таможенным Кодексом РФ, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин исчисляются на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно - на день обнаружения таможенными органами таких товаров. Так как, дату ввоза указанного транспортного средства установить невозможно, таможенные платежи должны быть рассчитаны на настоящее время, то есть на момент подачи Л. таможенной декларации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица К. по доверенности, оформленной надлежащим образом, возражала против заявленных требований, поддержала в полном объеме пояснения представителя заинтересованного лица М. дополнив их тем, что согласно Постановления Правительства РФ внешние границы РФ перенесены на территорию Белоруссии. Это сделано для того, чтобы облегчить пересечение границы для всех товаров. Согласно ст. 123 ТК РФ гражданин при пересечении границы заполняет декларацию и на его экземпляре ставится штамп "переадресация груза". Это сделано для того, чтобы гражданин смог перемещать товар до места своего проживания. В декларации, которая выдается гражданину на границе указывается срок, в течение которого он должен зарегистрироваться в таможне по месту жительства. Кроме того, декларированию подлежит любой товар. В соответствии с Таможенным кодексом, если не возможно определить день пересечения границы товаром, то таможенные пошлины начисляются на день обнаружения товары. Расчет таможенных пошлин для заявителя был сделан в соответствии с законом.
Выслушав мнение заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление Л. не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 27 февраля 2006 года Л. обратился в Тверскую таможню с заявлением о принятие с него таможенных платежей, начисляемых при ввозе транспортного средства, перемещаемого физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь.
01 марта 2006 года заявителем был получен ответ из Тверской таможни за № 22-09/Л-31, в котором и.о. Первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля разъяснил Л. порядок начисления таможенных платежей при ввозе автомобиля, указав, что в данном конкретном случае порядок начисления таможенных платежей установлен пунктом 1 статьи 327 Таможенного Кодекса РФ. При этом и.о. Первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля разъяснил заявителю, что в том случае, если дата пересечения границы таможенными органами не будет установлена, в связи с чем Тверской таможней направлен соответствующий запрос в Смоленскую таможню, таможенные пошлины и налоги, подлежащие уплате при ввозе автомобиля "Шкода-Фелиция", будут начислены на дату обнаружения таможней факта ввоза, а именно на 27.02.2006 года в порядке установленном Постановлением Правительства № 718 от 29.11.2003 года. Также из указанного ответа следует, что в связи с тем, что в представленных заявителем документах отсутствует информация об объеме двигателя автомобиля, Тверской таможней сделан предварительный расчет исходя из двигателя 1869 см. куб. При этом указывается, что в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя. В связи с чем подлежит уплате 3 792 евро (в любой конвертируемой валюте). Из ответа и.о. Первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля также усматривается, что Л. предложено представить документы, подтверждающие точную дату пересечения границы автомобилем и его объем двигателя.
Не согласившись с ответом на письмо, Л. обратился в суд с настоящим заявлением, в котором просит признать указания Первого заместителя начальника Тверской таможни от 01 марта 2006 года недействительными.
В силу п. 1 ст. 327 Таможенного Кодекса Российской Федерации в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований и условий, установленных настоящим Кодексом, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно, - на день обнаружения таможенными органами таких товаров. В случае утраты, недоставки или выдачи без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых или хранящихся в соответствии с таможенными процедурами соответственно внутреннего таможенного транзита и временного хранения, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру.
При незаконном вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации суммы подлежащих уплате таможенных пошлин исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно, - на 1-е число месяца или на 1-е число первого месяца года, в течение которых товары были вывезены.
В соответствии с таможенным законодательством товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации.
Согласно, п. 25 Положения о порядке таможенного оформления личного имущества, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь физическими лицами, утвержденными приказом ГТК Республики Беларусь от 26 августа 1997 года № 264-ОД, условиями установления в отношении транспортного средства таможенного режима перевозки под таможенным надзором является предоставление уполномоченному должностному лицу таможенного органа следующих документов: заполненной декларации формы ТД-4 либо в случае транспортного перемещения через таможенную территорию Республики Беларусь, в том числе в Российскую Федерацию, формы ТД-3.
Таким образом, при пересечении таможенной границы физическое лицо обязано заполнить декларацию формы ТД-4, в котором дает обязательство доставить транспортное средство в таможенный орган по месту проживания для таможенного оформления автомобиля.
В соответствии с таможенным законодательством при ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации подлежит уплате таможенные платежи. При этом таможенные платежи вправе уплатить любое заинтересованное лицо. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации, которая подается в срок, не превышающий 15 дней с даты, представления товаров таможенному органу РФ. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей.
Применительно к данному конкретному случаю для расчета таможенных платежей следует установить дату возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, а также установить факт легального или нелегального перемещения автомобиля. При этом при нелегальном перемещении товара при нарушении таможенных правил расчет таможенных платежей следует производить на день перемещения товара через таможенную границу, а если такой день установить невозможно на день обнаружения таможенными органами таких товаров.
Как видно из материалов дела представителями Тверской таможни предпринимались соответствующие меры, направленные на установлении даты пересечения границы автомобилем заявителя, которые не дали положительных результатов.
Так, из представленных представителями заинтересованного лица ответов на запросы в Смоленскую таможню и Брянскую таможню о факте и дате пересечения границы автомобилем "Шкода-Фелиция", VI№ TMBEFE 413 S 0103957, 1995 года выпуска, двигатель № 2162080, перевозчик А. следует, что фактов ввоза/вывоза, таможенного оформления, продления сроков временного ввоза указанного транспортного средства в районе деятельности указанных таможен не зарегистрировано.
Таким образом, поскольку установить дату пересечения автомобилем "Шкода-Фелиция", VI№ TMBEFE 413 S 0103957, 1995 года выпуска таможенной границы не представилось возможным, в связи с отсутствием соответствующего документа, каковым является декларация, заполненная по форме ТД-4, и.о. Первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля обоснованно указаны в обжалуемом Л. письме последствия, которые возникают в связи с не предоставлением заявителем таможенным органам документа, подтверждающего дату пересечения таможенной границы автомобилем.
Доводы заявителя о том, что автомобиль, как источник повышенной опасности, нельзя отнести к товару, в связи с чем таможня начисляя таможенные платежи действующие в настоящее время ошибалась, ссылаясь на второй абзац ст. 327 ТК РФ, являются по мнению суда необоснованными, поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Таможенного Кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 года № 61-ФЗ, раскрывающего основные понятия, используемые в ТК РФ товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
Не могут быть приняты во внимание судом и доводы заявителя относительно того, что таможня неправильно определила при начисление таможенных платежей технические данные автомобиля, в частности объем цилиндров двигателя, поскольку из обжалуемого ответа и.о. Первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля усматривается, что в представленных Л. документах отсутствует информация об объеме двигателя автомобиля, в связи с чем таможней сделан только предварительный расчет, исходя из объема двигателя 1 896 см. куб.
Кроме того суд принимает во внимание содержащуюся в ответе и.о. Первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля ссылку на то, что Л. предлагается представить документы, подтверждающие точную дату пересечения границы автомобилем и его объем двигателя. Исходя из данного указания суд приходит к выводу о том, что при предоставление Л. соответствующих документов сумма начисленных таможенных платежей может быть изменена.
Вместе с тем суд полагает, что данный ответ и.о. Первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля на письмо Л. сам по себе не является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не может и поэтому такой ответ не может выступать предметом судебного обжалования.
Такая позиция суда основывается из содержания, какое законодателем вкладывает в такие понятия как решение, действие или бездействие.
Как было указано выше гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и обязанности.
При этом, исходя из анализа действующего законодательства и, в частности таможенного законодательства, под решением понимается правовой акт таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица содержащий предписание, дозволение или запрет общего или индивидуального характера. Действие - осуществление какой-либо деятельности (от имени таможенного органа РФ или его должностного лица), с которым связано наступление юридических последствий. Бездействие, есть невыполнение таможенным органом или его должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершения оспариваемого действия.
Учитывая, что оспариваемое указание и.о. Первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля не влечет юридически значимых последствий для заявителя, так как не обязывает его осуществить какие-либо юридически значимые действия, то такое указание не может каким-либо образом нарушать права либо свободы Л., следовательно, в удовлетворении настоящего заявления следует отказать.
На основании ст.ст. 254 - 258 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 194 - 197, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Л. о признании указания Первого заместителя начальника Тверской таможни от 01 марта 2006 года недействительным отказать.
На решение может быть подана частная жалоба или принесен частный протест в течение 10 дней в Тверской облсуд через Московский районный суд.

Председательствующий
Федеральный судья
В.Е.ИПАТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru