Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2009 г. по делу № А66-3739/2009

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Пугачева А.А., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола секретарем судебного заседания Дубинкиной Е.В., при участии представителя заявителя - П. по доверенности, представителя ответчика - Х., Ц. по доверенности, дело по заявлению ЦМТУ Ростехрегулирования - Территориальный отдел (инспекция) по Тверской области, г. Тверь, к ОАО "Т.", г. Тверь,
о привлечении к административной ответственности

установил:

Территориальный отдел (инспекция) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства РФ по техническому регулированию и метрологии (далее - заявитель, Ростехрегулирование) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Т." (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы нарушением Обществом требований п.п. 5.2, 5.3.4, 5.4.2, 5.5.1, 5.5.2 ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 13109-97), а также ч. 1 ст. 542 ГК РФ, так как ответчик не осуществлял должный контроль за качеством поставляемой им электрической энергии.
Ответчик заявленные требования не признал, считает, что Общество не является субъектом административной ответственности в связи с отсутствием у него вины в совершении административного правонарушения, т.к. приобретенная и передаваемая им потребителям электрическая энергия является качественной, в связи с чем ходатайствует о привлечении в качестве 3 лиц ООО "М." (держателя котла) и Администрации г. Твери, способных, по его мнению, данный довод доказать.
Ходатайство судом отклонено в силу положений ст. 66 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, специалистами Ростехрегулирования, на основании распоряжения № 214/37 от 31.03.2008 года, в связи с жалобами граждан проведена внеплановая проверка Общества на предмет соответствия требованиям ГОСТ 13109-97 реализуемой (поставляемой) электрической энергии (акт проверки 06.04.2009 - 22.04.2009 года № 37).
В ходе проверки проведены замеры электрической энергии в точке ввода в квартиры по адресам: г. Тверь, Двор Пролетарки, п. Славный и на границах балансовой принадлежности (ТП-23 и ЗТП 6).
Отборы образцов электроэнергии производился в присутствии главного ведущего инженера Общества, о чем составлен акты отбора образцов от 06 и 08 апреля 2008 года (л.д. 16 - 17).
Отобранные образцы продукции (электрической энергии) направлены в Испытательную лабораторию по контролю качества электрической энергии (ИЛКЭ) ФГУ "К.".
Результаты испытаний (Протокол от № UF2_2382_090406, UF2_2167_090406, UF2_2167_090408, UF2_2382_090408) показали, что качество электрической энергии не соответствовало требованиям ГОСТ 13109-97, а именно - по установившемуся отклонению напряжения (пункт 5.2), по колебаниям напряжения (п. 5.3.4), по синусоидальности напряжения (п. 5.4.1), по коэффициенту n-й гармоничной составляющей напряжения (пункт 5.4.2), коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности (пункт 5.5.1), коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности (пункт 5.5.2).
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, главный государственный инспектор Ростехрегулирования составил протокол об административном правонарушении от 24.04.2009 № 37/1, на основании которого Ростехрегулирование обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Т." к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Несоответствие электрической энергии, поставляемой потребителям подтверждено протоколами испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 13109-97 № 250 от 26.12.2008 года и не оспаривается ответчиком.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что Общество является гарантирующим поставщиком, на своем балансе сетей не имеет и их не обслуживает.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств (л.д. 118 - 120) и не оспаривается ответчиком, Общество принимает от граждан, потребителей электрической энергии плату за поставляемую им электроэнергию.
В соответствии с пунктом 64 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в ГОСТе 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения". Требования ГОСТа 13109-97 распространяются на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ) за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" № 35-ФЗ (далее - Закон № 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
При этом, согласно части 2 статьи 38 Закона № 35-ФЗ, наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков, к которым относится Общество, является основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией.
Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков (часть 3 ст. 38 Закона № 35-ФЗ).
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее - Правила № 861), между энергосбытовыми организациями (гарантирующими поставщиками) в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии и сетевой организацией заключаются договоры о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Исходя из положений пункта 3.3.1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 07-С/0107 от 31.01.2007 года, заключенного между Обществом (заказчиком) и сетевой организацией - ОАО "Т." (исполнителем) качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны подтверждаться сертификатом соответствия или документами его заменяющими, копии которых передаются заказчику.
Ответчиком заявлено, что им ведется переписка Общества с сетевыми организациями - ОАО "М.", МУП "Т.", а также Администрацией г. Твери по вопросу проведения сертификации электрической энергии, однако доказательств, что такая сертификация была проведена, не представлено.
Согласно п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530) гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В соответствии с пунктом 112 Постановления № 530 качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Отсутствие на балансе Общества сетевого хозяйства не снимает с него ответственности за надлежащее качество поставляемой им электроэнергии в связи с тем, что проверяемый объект находится в границах зоны деятельности Общества, как гарантирующего поставщика.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, является организация, осуществляющая реализацию продукции. Учитывая, что именно у Общества имеются договорные отношения с гражданами-потребителями, Общество является организацией, осуществляющей реализацию (поставку) электроэнергии гражданам-потребителям и сбор платы за поставленную электроэнергию. Следовательно, оно обязано обеспечить соответствие качества поставляемой потребителю энергии требованиям ГОСТ и предпринять все необходимые меры для осуществления сетевыми организациями контроля за качеством электроэнергии.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 КоАП РФ).
Вина является основным признаком субъективной стороны административного правонарушения, в настоящем деле она заявителем доказана.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202 - 206 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

привлечь ОАО "Т.", г. Тверь, (зарегистрировано ИМНС РФ № 1 по Тверской области, ОГРН 1056900000354, юридический адрес г. Тверь) к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Штраф должен быть уплачен в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: счет № 40101810800000010041 в отделении 1 Московского ГТУ Банка России, БИК 044583001, получатель платежа УФК по г. Москва (для ЦМТУ Ростехрегулирования), ИНН 7727521471, КПП 770601001, ОКАТО 45286596000, КБК 17211601000010000140).
При отсутствии добровольной оплаты взыскать с ОАО "Т.", г. Тверь, (зарегистрировано ИМНС РФ № 1 по Тверской области, ОГРН 1056900000354, юридический адрес г. Тверь) штраф в сумме 40 000 руб.
Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьей 319 АПК РФ, после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в порядке, установленном АПК РФ.

Судья
А.А.ПУГАЧЕВ





ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2009 г. по делу № А66-3739/2009

]]>
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Кудина А.Г. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Т." Ц. по доверенности от 17.04.2009 № 194,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Т." на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 мая 2009 года (судья Пугачев А.А.),

установил:

Территориальный отдел (инспекция) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства Российской Федерации по техническому регулированию и метрологии (далее - ЦМТУ Ростехрегулирования, отдел) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Т." (далее - общество, ОАО "Т.") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19.05.2009 по делу № А66-3739/2009 заявленные требования удовлетворены: ОАО "Т." привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тверской области от 19.05.2009, производство по делу прекратить. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
ЦМТУ Ростехрегулирования отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, своих представителей в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснение представителя общества, исследовав письменные доказательства по делу, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с нарушением норм материального права.
Как усматривается из материалов дела, в период с 06.04.2009 по 22.04.2009 на основании распоряжения от 31.03.2009 № 214/37 сотрудником ЦМТУ Ростехрегулирования проведена проверка качества реализуемой ОАО "Т." электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", в ходе которой произведены замеры электрической энергии в точках общего доступа, ближайших к границам балансовой принадлежности общества, а именно в квартирах, расположенных по адресам: г. Тверь, Двор Пролетарки, п. Славный, и на границах балансовой принадлежности (ТП-23 и ЗТП 6), о чем составлен акт от № 37. Отделом отобраны образцы продукции (электрической энергии), которые направлены в Испытательную лабораторию по контролю качества электрической энергии федерального государственного учреждения "К.".
В результате испытаний (замеров) установлено, что качество поставляемой электрической энергии не соответствовало требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, по установившемуся отклонению напряжения (пункт 5.2), по колебаниям напряжения (пункт 5.3.4), по синусоидальности напряжения (пункт 5.4.1), по коэффициенту n-й гармоничной составляющей напряжения (пункт 5.4.2), коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности (пункт 5.5.1), коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности (пункт 5.5.2).
В связи с этим 24.04.2009 главный государственный инспектор отдела составил протокол № 37/1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, и обратился в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в Государственном стандарте ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Согласно части 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 КоАП РФ, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Факт несоответствия качества электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97 установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела: актом проверки № 37, протоколами испытаний № UF2_2382_090406, № UF2_2167_090406, № UF2_2167_090408, № UF2_2382_090408, протоколом об административном правонарушении от 24.04.2009 № 27/1, не отрицается обществом.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что в нарушение пункта Е.3 Приложения Е (обязательное) ГОСТ 13109-97 проведено только одно измерение, в связи с чем невозможно установить наличие отклонения от требований стандарта, не принимается.
В силу пункта 6.4 ГОСТ 13109-97 и пункта Е.2 Приложения Е (обязательное) контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводят энергоснабжающие организации с периодичностью, установленной в названном Приложении.
Пункт Е.3 данного Приложения определяет периодичность испытаний для энергоснабжающих организаций, а не для органов надзора. Кроме того, периодичность измерений показателей электрической энергии не реже двух раз в год установлена только по одному показателю - для установившегося отклонения напряжения в зависимости от сезонного изменения нагрузок в распределительной сети центра питания, при наличии автоматического встречного регулирования напряжения в центре питания - не реже одного раза в год. Для остальных показателей - не реже одного раза в 2 года.
Согласно протоколам испытаний выявлено нарушение требований, установленных ГОСТ 13109-97, а именно: пункта 5.2 (по установившемуся отклонению напряжения), пункта 5.3.4 (по колебаниям напряжения), пункта 5.4.1 (по синусоидальности напряжения), пункта 5.4.2 (по коэффициенту n-й гармоничной составляющей напряжения), пункта 5.5.1 (коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности), пункта 5.5.2 (коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности).
Довод общества о том, что оно не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, является необоснованным.
В силу пункта 1 статьи 36 и пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ) за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству, поставкам (продажам), сбыту электрической энергии. Энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии, территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, гарантирующим поставщиком - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу статьи 38 Закона № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Из пункта 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила), следует, что гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Обязанность гарантировать качество электрической энергии в соответствии с требованиями технических регламентов и иных обязательных требований в границах балансовой принадлежности закреплена также в пункте 112 Правил. В том случае, если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение (пункт 114 Правил).
Из материалов дела следует, что общество является гарантирующим поставщиком электроэнергии, поэтому в силу пункта 88 Правил несет ответственность за ее качество. При этом отсутствие на балансе ОАО "Т." сетевого хозяйства не снимает с него ответственности за надлежащее качество поставляемой электроэнергии в связи с тем, что проверяемый объект находится в границах зоны деятельности общества как гарантирующего поставщика.
Доказательств того, что проводилась сертификация поставляемой ОАО "Т." продукции, в материалах дела не имеется.
Диспозицией части 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрено, что субъектом указанного правонарушения являются в том числе лица, реализующие продукцию не соответствующую требованиям государственных стандартов.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, кроме того, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 АПК РФ).
Довод общества о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле сетевой организации - держателя котла ОАО "М.", который мог бы дать более конкретные пояснения по данному делу, апелляционной инстанцией отклоняется как не имеющий значения для дела.
Исследовав и оценив материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает, что административным органом нарушена процедура привлечения ОАО "Т." к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В части 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также запись о разъяснении данным лицам их прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Однако статья 28.2 КоАП РФ не исключает возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Более того, частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, но лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано на необходимость соблюдения установленных КоАП РФ требований к порядку составления протокола об административном правонарушении. При этом судам предписано в процессе рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении и иметь в виду, что их нарушение может в силу части 2 статьи 206 АПК РФ являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (пункт 17 названного Постановления Пленума ВАС РФ).
Исходя из приведенных разъяснений можно сделать вывод, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушит право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № 37/1 составлен 24.04.2009 с участием представителя - начальника технического управления Б., действующего на основании доверенности от 21.04.2009 № 196 (л.д. 112). В материалах дела отсутствуют доказательства о направлении обществу уведомления о составлении 24.04.2009 протокола об административном правонарушении, выявленном при проверке, и об извещении об этом законного представителя общества. Поскольку доверенность выдана Б. 21.04.2009 и не содержит указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, то невозможно установить, было ли извещено общество о необходимости прибытия законного представителя для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что ЦМТУ Ростехрегулирования только 23.04.2009 направило в адрес ОАО "Т." уведомление № 214-12/105 о необходимости явки законного представителя общества в 10 час. 00 мин. 06.05.2009 для составления и подписания протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление получено адресатом 24.04.2009 и возвращено отделу 26.04.2009, о чем свидетельствуют оттиски почтового штемпеля на уведомлении о вручении почтового отправления. Вместе с тем, как указано выше, протокол № 37/1 об административном правонарушении составлен 24.04.2009, а не 06.05.2009 с участием представителя Б., действующего на основании общей доверенности от 21.04.2009 № 196.
Таким образом, вышеназванный протокол составлен с участием неполномочного представителя ОАО "Т." и при неизвещении общества надлежащим образом о времени и месте его составления.
Названные выше нарушения, допущенные отделом, являются существенными, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1, статьей 24.4 КоАП РФ гарантий защиты прав и не имело возможности воспользоваться своими процессуальными правами, квалифицированно возражать, представлять доказательства и давать объяснения.
Суд первой инстанции, указывая на соблюдение процедуры привлечения, фактически ее не проверил, поскольку в деле отсутствовали соответствующие доказательства, а в протоколе судебного заседания от 19.05.2009 не содержится сведений о доводах сторон по этому вопросу.
Поскольку в данном случае протокол об административном правонарушении от 24.04.2009 составлен ЦМТУ Ростехрегулирования с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, соответственно, он не может подтверждать событие административного правонарушения и не может служить основанием для привлечения общества к административной ответственности, а значит, влечет за собой отказ в удовлетворении требования о привлечении правонарушителя к административной ответственности независимо от наличия или отсутствия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, во вменяемом ему административном правонарушении.
Оснований для удовлетворения заявленного требования у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ. Нарушения судом требований процессуальных норм АПК РФ, влекущих безусловную отмену решения, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 19 мая 2009 года по делу № А66-3739/2009 отменить.
В удовлетворении требований Территориального отдела (инспекция) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства Российской Федерации по техническому регулированию и метрологии о привлечении открытого акционерного общества "Т." к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Председательствующий
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА

Судьи
А.Г.КУДИН
Н.В.МУРАХИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru