Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ТВЕРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СООБЩЕНИЕ
от 27 ноября 2009 года

ОТ НАЛОГА - К СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование системы обязательного социального страхования. Основными целями реформы являются обеспечение эквивалентности поступивших страховых взносов и выплачиваемого страхового обеспечения, усиление социальной защищенности граждан.
С этой целью 24.07.2009 приняты два Федеральных закона, вступающие в силу 01.01.2010: Федеральный закон № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Федеральный закон № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
С 01.01.2010 страхователи будут уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации два вида страховых взносов:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые вводятся вместо ЕСН;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Плательщики страховых взносов, застрахованные

Плательщиками страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, работающим по трудовым договорам;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты физическим лицам, работающим по трудовым договорам.
К застрахованными лицам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относятся:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
4) священнослужители;
5) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

Начисление страховых взносов

Страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством облагаются выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц по трудовым договорам. Начисление страховых взносов на гражданско-правовые договоры не производится.
Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов - 415000 рублей в год в отношении каждого физического лица. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 рублей, страховые взносы не взимаются.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации будет осуществляться по тарифу 2,9%. Для отдельных категорий плательщиков на переходный период 2010 - 2014 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов (сельхозпроизводители, организации, использующие труд инвалидов). Организации, применяющие специальные режимы налогообложения, в 2010 году не уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, для них сохраняется действующий в 2009 г. механизм налогообложения.
Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения. Если начисленных взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения в полном объеме, страхователь вправе обратиться за необходимыми средствами в региональное отделение, которые выделяются после проведения камеральной или выездной проверки.
Уплата страховых взносов осуществляется ежемесячно, не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который уплачивается платеж, на счета Федерального казначейства. Страховые взносы исчисляются и уплачиваются отдельно в каждый внебюджетный фонд отдельными платежными поручениями.

Отчетность и контроль за правильностью исчисления
и своевременностью уплаты страховых взносов

Плательщики страховых взносов ежеквартально, до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляется непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в форме камеральных и выездных проверок. При этом выездные проверки проводятся Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации не чаще чем один раз в три года.
По результатам проверок в случаях выявления недоимки, начисления пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа Фонд социального страхования Российской Федерации наделен правом бесспорного взыскания сумм недоимки, пеней, штрафов.
В целях усиления контроля за уплатой страховых взносов с 01.01.2010 в сфере обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством устанавливаются новые обязанности плательщиков страховых взносов и банков. Так, банки обязаны сообщать в течение 5 рабочих дней в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации об открытии/закрытии счетов организаций, индивидуальных предпринимателей, об изменении реквизитов счета.
Плательщики страховых взносов обязаны в течение 7 рабочих дней сообщать об открытии/закрытии счетов в банке (индивидуальные предприниматели сообщают о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности), в течение 1 месяца сообщать о создании/закрытии обособленных подразделений организации, а также об изменении ими места нахождения и наименования, в течение 3 рабочих дней сообщать о реорганизации/ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
За несоблюдение указанных обязанностей как для банков, так и для плательщиков страховых взносов установлена ответственность: административная ответственность, привлечение к которой осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и ответственность, предусмотренная Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009.

Выплаты пособий возрастут

Реформирование системы обязательного социального страхования и переход с 01.01.2010 на уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством приведут также к изменениям в части выплаты страхового обеспечения - пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Изменен состав заработка, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Так, введена норма об исчислении пособий, исходя из размера выплат и иных вознаграждений, исчисляемых в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2010 году - 415000 рублей в год на каждое физическое лицо).
Из законодательства исключено понятие "максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам", вводится понятие "средний дневной заработок", определяемый исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов. В результате предельный размер среднего дневного заработка с 01.01.2010 составит:
- 1136,99 руб. (415000 руб./365 дней) - при страховом стаже более 8 лет;
- 909,59 руб. (415000 руб./365 дней x 80%) - при страховом стаже от 5 до 8 лет;
- 682,19 руб. (415000 руб./365 дней x 60%) - при страховом стаже до 5 лет.
Предельный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.01.2010 - 13833 рубля.
Введена новая норма об исчислении пособий в случаях, когда застрахованное лицо не имело периодов работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страхового случая. В данном случае пособия будут исчисляться не из должностного оклада (тарифной ставки, денежного содержания), как в настоящее время, а исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
С 01.01.2010 установлен единый порядок финансирования пособий независимо от режима налогообложения, применяемого страхователем: по заболеваниям и травмам первые два дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, в остальных случаях пособия выплачиваются в полном размере за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В страховой стаж будут засчитываться нестраховые периоды - военная служба, служба в органах внутренних дел, в государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам будут по-прежнему выплачиваться по всем местам работы, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет выплачиваться страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица.
С 01.01.2010 застрахованные лица получают право обращаться в Фонд социального страхования Российской Федерации с запросом о проведении проверки правильности выплаты страхового обеспечения.
Также вводится новая норма о возможности назначения и выплаты застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком непосредственно Фондом социального страхования Российской Федерации в случае невозможности выплаты страхователем указанных пособий вследствие недостаточности денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета.
По общему правилу нововведения при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком применяются при назначении и выплате пособий по страховым случаям, наступившим после 01.01.2010. Между тем, законодательством устанавливаются исключения из данного правила: по страховым случаям, наступившим до 01.01.2010, часть пособия, которая будет выплачиваться после 01.01.2010, может быть исчислена по новым правилам, если она превышает размер пособия, исчисленного по правилам, действовавшим до 01.01.2010.

Консультант отдела правового обеспечения
Государственного учреждения - Тверского
регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации
Д.МАКСИМЕНКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru