
|  |
Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА ГЛАВА УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 августа 2006 г. № 231
О СОЗДАНИИ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
Во исполнение требований Федеральных Законов Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" постановляю: 1. Утвердить Положение о создании нештатных аварийно-спасательных формирований на объектах экономики Усть-Джегутинского муниципального района. 2. Руководителям организаций, предприятий и учреждений организовать работу по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований в соответствии с постановлением Правительства № 240 от 15 апреля 2002 года. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы администрации района, курирующего данные вопросы.
Глава Усть-Джегутинского муниципального района А.А.ЛАЙПАНОВ
Приложение к постановлению Главы Усть-Джегутинского муниципального района от 30.08.2006 № 230
ПОЛОЖЕНИЕ О СОЗДАНИИ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общее положение
Настоящее Положение определяет порядок создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 1. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные или входящие в состав аварийно-спасательных служб структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О пожарной безопасности", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 3. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Перечень организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, создающих формирования, разрабатывается, утверждается и доводится до соответствующих руководителей организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. 4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создают организации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий: наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов; отнесение организации, в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне; подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени; размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления; отнесение организации к системе жизнеобеспечения муниципальных образований в военное время (энерго-, водо-, тепло-, газообеспечение). 5. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются для: проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участия в борьбе с пожарами; обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению); обеззараживания населения, техники, зданий и территорий; срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения; обеспечения мероприятий гражданской обороны по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного и другим видам обеспечения; участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими актами. 6. Состав и структуру нештатных аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения в соответствии с требованиями законодательства и настоящим Положением, исходя из возложенных на них задач по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Состав, структура и оснащение создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований согласовываются с территориальными органами МЧС России в установленном порядке. 7. Деятельность формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. 8. Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения: определяют организации, которые создают формирования; ведут реестры организаций, создающих формирования; организуют подготовку формирований. 9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования; определяют по согласованию с организациями виды, количество и численность создаваемых формирований; ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет формирований; организуют подготовку формирований; осуществляют общее руководство деятельностью формирований. 10. Организации, создающие формирования: разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом; укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом; осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований; поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ. 11. При создании и комплектовании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие штатных аварийно-спасательных формирований и служб, их состав, предназначение и возможности. Численность нештатных аварийно-спасательных формирований, их виды, оснащенность средствами индивидуальной защиты, приборами и оборудованием отражаются в паспорте безопасности территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в паспорте безопасности опасного объекта. 12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы осуществляют методическое руководство и контроль за созданием формирований, разрабатывают с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований специальной техникой и имуществом. 13. Координацию деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления. 14. Основаниями для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых предназначались указанные формирования. 15. Решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по согласованию с органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на которые возложены функции координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.
II. Виды нештатных аварийно-спасательных формирований
16. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются: по предназначению - на формирования общего назначения и формирования специального назначения; по подчиненности - на территориальные и объектовые. 17. Формирования общего назначения создаются на базе строительных, ремонтно-восстановительных, монтажных организаций, служб, подразделений и предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения), зонах катастрофического затопления и иных чрезвычайных ситуаций. К формированиям общего назначения относятся: сводные команды (группы) общего назначения, сводные команды (группы) механизации работ, спасательные команды (группы). Сводная команда (группа) общего назначения является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно. Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ. 18. Формирования специального назначения создаются на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий. К формированиям специального назначения относятся: группы (звенья) инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, предназначенные для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения; посты радиационного, химического и биологического наблюдения - для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой; команды, группы, пункты радиационной, химической и биологической защиты - для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения; команды, группы и звенья связи - для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи; медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты - для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными; инженерные команды, группы, звенья - для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений; аварийно-технические команды, группы - для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства; автомобильные и автотранспортные колонны - для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств; подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы - для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации; подвижные автозаправочные станции - для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами; команды, группы защиты и эвакуации культурных ценностей - для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей; команды и группы охраны общественного порядка - для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения); команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных животных - для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий; команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных растений - для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства; противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров; подразделения общественного питания (подвижные пункты питания) - для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения; подразделения обеспечения (торговли) продовольственными товарами (подвижные пункты продовольственного снабжения) - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи; подразделения обеспечения (торговли) промышленными товарами (подвижные пункты вещевого снабжения) - для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью; группы, звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования специального назначения. 19. Территориальные формирования создаются на базе организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий. Территориальные формирования включают формирования общего назначения (сводные команды и группы, спасательные команды и группы, сводные команды и группы механизации работ) и формирования специального назначения (медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного, химического и биологического наблюдения, радиационной, химической и биологической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания и другие виды формирований, создаваемые в зависимости от решаемых задач и местных условий). Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления. 20. Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы. Объектовые формирования подчиняются руководителям соответствующих организаций. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления объектовые формирования могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке. Объектовые формирования включают формирования общего назначения и формирования специального назначения. Основными формированиями общего назначения, создаваемыми промышленными организациями, являются сводные команды (группы) и спасательные команды (группы). В непромышленных организациях создаются, в основном, спасательные команды (группы). Для решения специальных задач в организациях создаются формирования специального назначения: группы, звенья, посты радиационной, химической и биологической разведки и наблюдения; группы, звенья связи; медицинские отряды, санитарные дружины, санитарные посты; аварийно-технические команды; инженерные команды, группы; ]]>противопожарные команды, отделения, звенья; команды, группы охраны общественного порядка; группы, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при наличии убежищ и укрытий). В зависимости от наличия соответствующей базы могут также создаваться: команды спецобработки; санитарно-обмывочные пункты; станции, посты спецобработки одежды и транспорта; подвижные пункты питания; другие формирования, в зависимости от местных условий. В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются сводные команды (группы) радиационной и химической защиты. В организациях водного транспорта, кроме вышеуказанных формирований специального назначения, создаются морские (речные) аварийно-спасательные команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей. В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований создаются спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования в зависимости от прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и наличия базы. На угольных, сланцевых и других шахтах создаются горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ и укрытий, расположенных в горных выработках. В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых для развертывания территориальных формирований общего назначения или специальных ведомственных формирований, создаются группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ. В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические группы (звенья), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, посты радиационного, химического и биологического наблюдения, санитарные посты, группы (звенья) охраны общественного порядка. 21. Часть формирований, по решению соответствующего руководителя, может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пострадавшим (пораженным) и выполнения других задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.
III. Комплектование нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом
22. Личный состав формирований комплектуется преимущественно за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в формирования на период до их призыва (мобилизации). Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву, могут включаться в состав формирований. С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными. Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин - от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8-ми лет, а женщин со средним или высшим медицинским образованием - имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Зачисление трудоспособных граждан в состав объектовых формирований производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных формирований - приказом территориального органа исполнительной власти по согласованию с руководителями организаций. Основной состав руководителей и специалистов формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, комплектуется аттестованными спасателями в первую очередь, остальной личный состав формирований проходит аттестацию по мере его подготовки. Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований техникой и имуществом
23. Нештатные аварийно-спасательные формирования оснащаются автомобильной, инженерной (специальной) и другой техникой, не предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские и специальные формирования. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований техникой и имуществом, согласно предусмотренным штатным перечням, осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности. 24. Основными видами специального имущества, закупаемого и хранящегося в организациях, являются средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства индивидуальной защиты, спецобработки, медицинской защиты, пожаротушения, инженерные, связи и оповещения, а также имущество служб тыла, техника, имущество продовольственной службы, загородного пункта управления гражданской обороны, защитных сооружений, тренажеры и специальные учебно-методические пособия. 25. Финансирование создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, фондов и средств федеральных органов исполнительной власти, финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Конкретные источники финансирования нештатных аварийно-спасательных формирований и порядок использования ими финансовых средств определяют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, создающие формирования.
V. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований
26. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляются в соответствии с действующим законодательством, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также нормативно-правовыми актами Ростехнадзора и других органов, отвечающих за создание, подготовку и обеспечение аварийно-спасательных формирований на предприятиях и объектах. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований утверждаются МЧС России. 27. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает: обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований; обучение личного состава на объекте в соответствии с Примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденной МЧС России; участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций; обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.99 № 1479; стажировку в составе объектовых (территориальных) штатных или нештатных аварийно-спасательных формирований. 28. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований на объекте включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме как формированиями общего назначения, так и формированиями специального назначения. Замена тем базовой подготовки, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускается. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований. 29. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение). Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия, а также информация из паспорта безопасности конкретного объекта. Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований или аварийно-спасательных служб, а на учебных местах - командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований. Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории объекта (организации). На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в штатном составе, с необходимым количеством техники, приборов, инструментов, принадлежностей и средств индивидуальной защиты. Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям (группам, звеньям). Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей аварийно-спасательной службы субъекта Российской Федерации, муниципального образования или организации. В целях повышения качества подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований для проведения занятий могут привлекаться на договорной основе специалисты учебно-методических центров по ГО и ЧС, осуществляющих обучение с учетом специфики конкретного предприятия (объекта). 30. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен: знать: характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них; особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угроз терроризма и способы защиты от них; поражающие свойства отравляющих (ОВ), аварийно химически опасных веществ (АХОВ), применяемых на объекте, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе); предназначение своего формирования и свои функциональные обязанности; производственные и технологические особенности своего предприятия (организации), характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта; порядок действий по сигналам оповещения; порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность; место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ; назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования; порядок проведения специальной обработки; уметь: выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ; поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять штатную технику, механизмы, приборы и другое табельное имущество, а также средства индивидуальной защиты; оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места; работать на штатных средствах связи; проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты; незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретного объекта. Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрофицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного). 31. Готовность нештатных аварийно-спасательных формирований проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверяются: реальность расчетов по созданию формирований; готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению; соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач; обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию; время сбора формирований, их выхода в район сосредоточения и к объектам проведения работ. 32. Проверки готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к выполнению задач по предназначению осуществляются: представителями МЧС России с предписанием Министра или его заместителей - в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях; руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими должностными лицами по их поручению - во всех организациях, находящихся в их ведении; руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также должностными лицами по их указанию - в подведомственных им организациях. 33. Допуск лиц для проверки готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организации, имеющие особые ограничения, производится в соответствии с действующими положениями. 34. Аттестацию нештатных аварийно-спасательных формирований и их личного состава осуществляют постоянно действующие территориальные и ведомственные аттестационные комиссии в соответствии с Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке. 35. Аттестованным нештатным аварийно-спасательным формированиям выдаются свидетельства установленного образца на проведение определенных видов аварийно-спасательных работ, а аттестованным членам формирований - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.
VI. Страхование и социальные гарантии личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований
36. Страховые и социальные гарантии личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований предусмотрены как специальным законодательством, так и общими положениями гражданского и трудового права. 37. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований при привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации подлежит обязательному бесплатному личному страхованию. 38. Страхование личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; организации, привлекшие формирования к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию в случае наступления страховых событий производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью. 39. Аттестованные спасатели нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионное обеспечение спасателей нештатных аварийно-спасательных формирований в случае потери трудоспособности вследствие выполнения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, а также пенсионное обеспечение для членов семей по случаю потери кормильца осуществляются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. 40. Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований. 41. Решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие федеральному законодательству, гарантии правовой и социальной защиты членов нештатных аварийно-спасательных формирований.
VII. Разработка штатных перечней и норм оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и учет формирований
42. Штатные перечни и нормы оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатывают создающие формирования федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в соответствии с возложенными на них законодательством задачами в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и настоящим Положением. Штатные перечни и нормы оснащения формирований после согласования с соответствующим территориальным органом МЧС России утверждаются руководителями органов исполнительной власти (организаций), создающих формирования. 43. Разработанные штатные перечни и нормы оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб, агентств) после согласования с МЧС России утверждаются руководителями указанных федеральных органов. 44. Учет нештатных аварийно-спасательных формирований ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, на базе которых созданы формирования, а также в территориальных органах МЧС России. Приложения: 1. Расчет создания территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований. 2. Расчет создания объектовых нештатных аварийно-спасательных формирований. 3. Примерные типовые схемы организационно-штатной структуры нештатных аварийно-спасательных формирований. 4. Нормы оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальной техникой и имуществом. 5. Формы учета нештатных аварийно-спасательных формирований.
|  |  |
|