СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЕНОТАЕВСКИЙ РАЙОН"
РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2009 г. № 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЕНОТАЕВСКИЙ
РАЙОН" АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ
(в ред. Решения
Совета муниципального образования
"Енотаевский район" от 20.07.2009 № 38)
В целях ускоренного социально-экономического развития, концентрации и эффективного использования ресурсов, направленных на достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования "Енотаевский район", в соответствии с Постановлением
Правительства Астраханской области от 30.05.2006 № 179-П "О совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации среднесрочных программ социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области", Постановлением Главы МО "Енотаевский район" от 22.02.2008 № 136 "О разработке Программы социально-экономического развития муниципального образования "Енотаевский район" на 2008 - 2010 годы", Распоряжением
Правительства Астраханской области от 30.12.2008 № 620-Пр "О программе социально-экономического развития муниципального образования "Енотаевский район" на 2008 - 2010 годы" и протоколом выездного совещания рабочей группы от 14.10.2008 № 34, руководствуясь ст. 26
Устава муниципального образования "Енотаевский район", Совет муниципального образования решил:
(в ред. Решения
Совета муниципального образования "Енотаевский район" от 20.07.2009 № 38)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1. Принять прилагаемую Программу
социально-экономического развития муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области на 2008 - 2010 годы (далее - Программа).
2. Решение Совета муниципального образования "Енотаевский район" от 24.08.2005 № 33 "О принятии программы социально-экономического развития муниципального образования "Енотаевский район" на 2005 - 2007 годы" считать утратившим силу.
3. Настоящее Решение с приложением № 17
опубликовать в районной газете "Енотаевский вестник" и считать вступившим в силу со дня официального опубликования.
4. Распространить действие настоящего Решения на правоотношения, возникшие с 01.01.2008.
Глава муниципального образования
"Енотаевский район"
М.Ю.АНИШКО
Утверждена
Советом муниципального образования
"Енотаевский район"
от 26 марта 2009 г. № 18
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЕНОТАЕВСКИЙ РАЙОН" АСТРАХАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ
(в ред. Решения
Совета муниципального образования
"Енотаевский район" от 20.07.2009 № 38)
ПАСПОРТ
Программы социально-экономического развития муниципального
образовании "Енотаевский район" на период 2008 - 2010 гг.
Наименование Программы:"Программа социально-экономического развития МО "Енотаевский район" на период до 2010 года"
Основание для разработки: Постановление Главы муниципального образования "Енотаевский район" № 136 от 22.02.2008
Основные разработчики Программы: администрация муниципального образования "Енотаевский район".
Исполнители основных мероприятий Программы: администрация муниципального образования "Енотаевский район", сельские муниципальные образования, предприятия, организации и предприниматели района.
Цели и задачи Программы:
Повышение уровня жизни населения.
Повышение эффективности работы предприятий.
Организация занятости трудоспособного населения в экономике.
Решение экономических и социальных задач.
Сроки и этапы реализации Программы: Реализация Программы намечена в два этапа:
I этап - 2008 год: создание потенциальной базы развития района
II этап - 2009 - 2010 годы: реализация поставленных целей.
Объемы и источники финансирования в действующих ценах:
Всего: 1002796.44 тыс. рублей
в том числе - федеральный бюджет - 364536.42 тыс. руб.
областной бюджет - 266195.21 тыс. руб.
муниципальный бюджет - 42537.1 тыс. руб.
районный бюджет - 7813.8 тыс. руб.
внебюджетные средства - 321713.91 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- увеличение объемов промышленного производства на 24.1%
- увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства на 24.3%
- увеличение производства овощей на 34.9%
- увеличение производства мяса скота и птицы на 16.1%
- увеличение инвестиций в основной капитал на 26.1%
- увеличение оборота розничной торговли на 37.9%
- увеличение оборота общественного питания на 33.8%
- увеличение объема платных услуг на 22.4%
- создание 320 новых рабочих мест
- увеличение уровня налоговых доходов на 47.9%
- увеличение среднемесячной заработной платы на 58.8%
1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное образование "Енотаевский район" Астраханской области зарегистрировано в 1996 году и состоит из 14 сельских муниципальных образований, в состав которых входят 19 сел, 7 поселков и 2 хутора.
Дата утверждения современной черты муниципального образования - 06.08.2004.
Енотаевский район занимает площадь 6.3 млрд. кв. м территория Енотаевского района расположена на правобережье Волго-Ахтубинской поймы. Граничит на востоке с Харабалинским районом, на севере с Черноярским районом, на западе с землями Калмыкии. Рельеф на территории плоскоравнинный и равнинно-волнистый. Среди равнинных участков встречаются островки мелкобугристых песков, соленые озера и солончаки. В Волго-Ахтубинской пойме господствуют луга, растительность которых способна выносить длительное затопление. На протяжении всей территории района протекает река Волга, имеются небольшие речушки, озера, пруды и каналы.
Общая протяженность границы района с севера на юг - 170 км, с востока на запад - 40 км. Общая площадь земель в административных границах района 629.7 тыс. га, в пойме - 150016 га, в степи - 479664 га.
Климат в районе резко-континентальный. Лето сухое, знойное, зима довольно холодная, нередко бесснежная.
Температура воздуха в районе сильно динамична. Самый холодный зимний месяц - январь, средняя температура 10 - 12 С ниже нуля. Самый жаркий месяц - июль, максимальная температура плюс 40 - 44 С. Осадки выпадают в недостаточном количестве (150 - 170 мм).
Преобладают восточные ветры. Самые сухие ветры летом нередко переходят в пыльные бури.
Численность населения на 1 января 2007 года составила 28053 человека. Трудоспособное население 17448 человек - 62.1% его численности. В сельской местности проживает 100% населения района.
Крупные населенные пункты района - это с. Енотаевка с числом жителей 8.9 тыс. человек, с. Никольское с численностью 6.1 тыс. человек.
Основные отрасли экономики района - сельское хозяйство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, социальная сфера представлена образованием, здравоохранением, культурой.
Из природных ресурсов в районе имеются углеводородное сырье (газоконденсат), керамзитовая глина и строительные пески.
Финансово-бюджетный потенциал района формируется за счет собственных доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета. Основные источники доходной части бюджета - это налог на доходы физических лиц, земельный налог, ЕНВД, арендная плата за пользование землей и имуществом, единый сельхозналог и доходы от платных услуг.
На территории района имеется сеть учреждений социально-культурного назначения - общеобразовательные школы, профессионально-техническое училище и его филиалы, детские дошкольные учреждения, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, районные и сельские дома культуры, библиотеки, дома и центры по обслуживанию престарелых и инвалидов, школа искусств.
Население района полностью охвачено телерадиовещанием. Принимаются 2 ТВ-канала: канал ОРТ и канал РТР и на нем же АГТРК "Лотос".
Район на 75% газифицирован и обеспечен технической водой.
Имеются подъездные дороги с твердым асфальтовом покрытием с выходом на федеральную трассу Астрахань - Кашира.
1.1. Потенциал экономики и социальной сферы
Население и трудовые ресурсы
Численность по состоянию на 01.01.2007 составляет 28053 человека, из которых 14591 человек - женщины и 13462 человека - мужчины. В районе 5187 человек старше трудоспособного возраста, число детей дошкольного возраста составляет 2237, численность учащихся в общеобразовательных школах составляет 2977 и 449 учащихся в ПТУ (Таблица № 3)
.
(в ред. Решения
Совета муниципального образования "Енотаевский район" от 20.07.2009 № 38)
(см. текст в предыдущей редакции
)
За 2007 год в районе родилось 330 детей, это на 30 детей больше, чем в 2006 году. Общий уровень рождаемости вырос и составил 11.8 человека в расчете на 1000 населения, против 11.5 в 2006 году, В 2007 году умерло 420 человек, против 456 в 2006 году. Общий коэффициент смертности снизился и составил 15.1 чел. на 1000 населения против 16.2 - в 2006 году. Естественная убыль населения составила 94 человека.
Общая численность экономически активного населения по состоянию на 01.01.2007 составляет 15.5 тыс. человек и на перспективу не изменится. В экономике число занятых составляет 8.4 тыс. человек.
Одним из важнейших элементов развития персонала является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров на производстве. Повышением квалификации занимаются в производственной сфере 28%, в непроизводственной сфере 75%. Наибольший % в образовании - 99%, в здравоохранении - 100%. В целом в отраслях экономики нет программ управления персоналом на предприятиях и организациях. Проводимая в большинстве предприятий и организаций района кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Организации и предприятия не всегда готовы вкладывать средства для работы с персоналом, в том числе на подготовку и переподготовку, повышение квалификации.
Из анализа качественного состава занятых в экономике наблюдается преимущество женщин - 67%, мужчины составляют только 33%. Если анализировать по отраслям: в течение последних трех лет женщины преобладают в отрасли связи - 71%, в торговле - 68%, в здравоохранении - 85%, в образовании - 83%, в культуре - 78%.
Образовательный уровень населения, занятого в экономике, не достаточно высок. Высшее образование имеют 21% занятых, среднепрофессиональное - 41%, начальное профессиональное образование - 20% и практики, не имеющие образование - 18%. Образовательный уровень женщин несколько выше, чем у мужчин. На их долю приходится в высшем образовании 78%, среднем образовании - 75%, начальном профессиональном - 47%.
Эти и другие факторы значительным образом сказываются и на численности безработных и на уровне безработицы. За последний год общая численность безработных составила 800 человек и уровень безработицы - 5.7%. Ежегодно администрацией района разрабатывается программа занятости неработающего населения. Одним из условий выполнения данной программы является оказание содействия работодателям в подготовке необходимых кадров из числа безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, в поиске кандидатур на вакантные места из банка данных, определение на перспективу потребности в отрасли экономики района квалифицированных кадров.
Минерально-сырьевой комплекс
Большую часть земельных ресурсов занимают земли сельскохозяйственных назначений - 88.2% от всего земельного фонда. В таблице № 1
приведена структура земельного фонда, отражены земли, занятые под сенокосами, пастбищами, земли поселений, дорогами, земли лесного фонда и земли водного фонда. В степной части землепользования района почвы бурые полупустынные, иногда солонцеватые. Встречаются пески развеваемые и пески закрепленные. В Волго-Ахтубинской пойме почвы пойменные, луговые в сочетании с пойменными влажно-луговыми темноцветными. В аграрном секторе экономики наиболее перспективными и доходными являются племенное овце- и скотоводство, развитие земледелия в комплексе с перерабатывающими предприятиями.
Природные ресурсы - газоконденсат, керамзитовая глина и строительный песок.
Из 9 месторождений углеводородного сырья, разведанных на территории области, 2 газоконденсатных месторождения частично затрагивают территорию Енотаевского района (Центрально-Астраханское и Правобережная часть Астраханского ГКМ), а Западно-Астраханское газоконденсатное месторождение полностью располагается на территории района.
Центрально-Астраханское газоконденсатное месторождение выявлено ООО "ЛУКОЙЛ-Приморьенефтегаз" в 2004 году и в настоящее время находится в разведке. Ввод месторождения в эксплуатацию планируется после 2012 года.
Западно-Астраханское газоконденсатное месторождение выявлено ОАО "Газпром" в 2005 году и находится в стадии разведки.
Запасы только этих двух месторождений составляют более 1200.0 млрд. куб. м газа и более 400 млн. тонн конденсата.
На территории района также имеются перспективные в нефтегазоносном отношении участки недр (Енотаевский и Воропаевский), на которых нефтегазовые компании в соответствии с лицензиями осуществляют геологический поиск с целью выявления новых месторождений нефти и газа.
Строительное сырье в Енотаевском районе представлено Косикинским месторождением керамзитового сырья, балансовые запасы которого по состоянию на 01.01.2008 составляют 1492.0 тыс. куб. м. Месторождение в настоящее время не разрабатывается.
Кроме того, в районе имеются 3 месторождения строительных песков, расположенных на намывных островах в русле р. Волги, которые также числятся в нераспределенном фонде недр.
Водные ресурсы - на протяжении всей территории района протекает река Волга, от которой отходят небольшие реки и рукава - Волжанка, Енотаевка, Борисовка, Бобер, Митенка, Ахтуба, Грачевка. Реки на территории района занимают площадь 29345 га, озера, ерики, ильмени - 7674 га, пруды и водохранилища - 1081 га. Водные ресурсы способствуют эффективному развитию рыболовства. Природно-климатические условия района, своеобразие рельефа, фауны, растительности и водных ресурсов создают условия для отдыха и туризма. По состоянию на 1 января 2007 года на территории района расположены 33 туристические базы. Осуществляют прием и размещение туристов 22 базы.
Производственный потенциал
Промышленность
Промышленность муниципального образования "Енотаевский район" представлена предприятиями по отраслям (Таблицы № 4
- 16
):
(в ред. Решения
Совета муниципального образования "Енотаевский район" от 20.07.2009 № 38)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Полиграфическая - печатание газеты производит муниципальное информационно-полиграфическое предприятие "Издатель". Численность работающих на предприятии - 18 человек. Производство газет составляет 240 тыс. экземпляров в год. Среднемесячная заработная плата работников составляет 5500 рублей. Предприятие ежегодно наращивало объемы по печатанию газеты и бланков.
Пищевая - производство колбасных, кондитерских изделий, хлебопечение, производство безалкогольных напитков, переработка рыбы. Наибольшие объемы приходятся на Енотаевский райпотребсоюз и 4 потребительских общества, рыболовецкий колхоз "Рассвет", ООО "Берш"; производством овощных консервов занимается - КФХ Марышев А.Д.
Производственная мощность хлебозавода в с. Енотаевка составляет 13.9 тонны в сутки. Хлебопекарня в п. Волжском - 5.2 тонны в сутки, в с. Никольское - 11.8 тонны в сутки. Однако фактические объемы составляют в 3 - 5 раз меньше. Большое количество хлебобулочных изделий производят предприниматели без образования юридического лица, а также завозится из других районов области.
Мощности колбасного цеха в с. Енотаевка составляют 0.8 тонны в сутки, фактические объемы в 10 раз меньше. Для запуска цеха на проектную мощность необходима бесперебойная поставка сырья. Из-за низкой закупаемой цены мяса сдают очень мало. Для закупки полуфабрикатов предприятию необходимы оборотные средства. В Никольском потребительском обществе предприниматель из с. Черный Яр Рыбаков И.Г. арендует цех и производит колбасные изделия в ассортименте.
В 2001 году в цехе безалкогольных напитков завершена реконструкция линии по производству лимонада. Мощности цеха - 200 дкал в сутки. Фактически производится 15.5 дкал в сутки. Себестоимость 1 литра лимонада составляет 12 рублей. На рынке присутствует продукция других производителей ниже по цене и по качеству. Предприятие заключает договоры с местными предпринимателями на поставку лимонада. По системе потребкооперации района данная продукция реализуется во всех торговых точках. В летнее время реализация лимонада возрастает.
Переработкой рыбы занимаются Енотаевский райпотребсоюз, потребительские общества, рыбколхоз "Рассвет", ООО "Берш".
Объемы в 2006 - 2007 годах ниже, чем за предыдущие годы. Квоты предприятиями полностью не осваиваются. На перспективу планируется увеличить вылов рыбы предприятиями и разведение прудовых хозяйств. В КФХ "Стариков" прудовое хозяйство размещено на площади 3.5 га.
В 2008 - 2010 годах продолжится реализация инвестиционного проекта по реконструкции завода по переработке сельскохозяйственной продукции КФХ "Марышев". Планируется выпуск продукции до 2000 туб. плодоовощной продукции.
Производством строительных материалов - асфальтобетонной смеси занимается ГП АО "Енотаевское ДРСП.
Производство теплоэнергии, газа и воды - предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
В районе оно представлено 9 предприятиями ЖКХ. В связи с передачей муниципальным сельским поселениям полномочий по оказанию услуг ЖКХ и реформированием жилищно-коммунального хозяйства были образованы новые муниципальные предприятия по оказанию услуг ЖКХ.
В районе остро стоит вопрос обеспечения населения питьевой водой. Состояние водопроводных сетей и сооружений неудовлетворительное, износ составляет от 40 до 80%.
Особого внимания требует реконструкция и модернизация котельных района.
Оставляет желать лучшего и состояние жилищного фонда, и обеспеченность населения жильем.
Сельское хозяйство
В отрасли производством сельхозпродукции занимаются:
- 19 сельхозпредприятий (включая подсобные хозяйства ООО ПМК-10, Райпотребсоюза, ГПАО ИПС "Енотаевская";
- 351 крестьянско-фермерское хозяйство, из которых растениеводством занимаются 52 хозяйства, животноводством - 278 хозяйств, растениеводством и животноводством - 21 хозяйство;
- 9848 личных подсобных хозяйств.
До 45% в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства занимает продукция растениеводства, которое ориентировано на производстве овощей, бахчевых и картофеля. Для этих целей используется 3.1 тыс. га земли, из которых 2.0 тыс. га занято КФХ.
Животноводство специализировано на производстве мяса и молока. В районе есть все условия для развития животноводства (в достаточном количестве земельных угодий под пастбища и сенокосы), но всегда сопровождается огромными капитальными вложениями, высокими трудозатратами и финансовыми рисками.
Поголовье КРС на 1 января 2008 года по району составило 23.9 тыс. голов, из них коров - 12.1 тыс. голов.
Для стимулирования производства социально значимой сельхозпродукции в течение трех лет предоставляется льготное кредитование сельхозпроизводителей и предусматривается выделение дотаций и компенсаций, льготное кредитование товарного кредита, финансирование в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года".
Современное развитие сельского хозяйства невозможно без развития сети современных перерабатывающих производств.
В настоящее время продолжается строительство завода по переработке сельскохозяйственной продукции КФХ "Марышев А.Д". Стоимость проекта общей стоимостью 30 млн. руб., из которых 17 млн. руб. пойдет на реконструкцию мини-завода и 13 млн. рублей на приобретение оборотных средств. Производство продукции составит до 2 тыс. туб в год.
Одной из важнейших проблем в развитии сельского хозяйства в районе является реализация производимой сельскохозяйственной продукции - овоще-бахчевой продукции, мяса, молока, шерсти, яиц.
Транспорт и связь
Муниципальное автотранспортное предприятие и еще 8 предпринимателей без образования юридического лица оказывают услуги по перевозке пассажиров. Объем перевозок грузов автомобильным транспортом предприятиями и организациями района в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизился на 8.5%. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования снизились на 14.9%. В 2007 году выполнено 1137 рейсов, что на 23.4% меньше, чем в 2006 году. Данные цифры говорят об изношенности автомобильного парка. Резкое повышение тарифов не увеличит, а, наоборот, снизит пассажиропоток и предприятие вообще лишится доходов.
Транспортные сообщения осуществляются автобусами марки "ПАЗ", "Икарус", маршрутными такси "Соболь". Движение осуществляется регулярно проходящими автобусами, а также периодически МУП АТП..
Протяженность автобусных внутриобластных маршрутных линий -
- Енотаевка - Астрахань 149 км.
- Енотаевка - Грачи - Астрахань - 248.5 км.
Численность работающих в МУП АТП "Енотаевское" 39 человек.
В районе отсутствуют предприятия грузового автотранспорта. Оказанием этого вида услуг занимаются частично сельхозпредприятия и частные предприниматели.
Енотаевский филиал ЮТК оказывает услуги электросвязи. Число абонентов связи в районе составляет: население около 6 тыс., предприятий и организаций - 541.
Почтовый узел связи оказывает почтовые услуги, услуги розничной торговли, услуги Интернета (ПКД) и другие.
На территории района установлены станции приема сотовой связи "Билайн", "Мегафон", "Смартс".
Численность работающих в связи 115 человек.
Инвестиционная деятельность
Строительную деятельность осуществляют: ГП АО "Енотаевское ДРСП, Общество с ограниченной ответственностью дорожно-строительное предприятие "Вираж" (ООО ДСП), которые заняты строительством и ремонтом дорог; численность занятых рабочих - 100 человек, общество с ограниченной ответственностью (ООО) ПМК-10 - выполняет строительно-монтажные и гидромелиоративные работы, численность занятых рабочих - 34 человека; ООО "Альфа-Строй"-осуществляет производство прочих строительных работ - численность 11 человек, ООО "Спецмонтаж" занимается производством общестроительных работ с численностью 34 человека.
Данные предприятия занимаются не только строительной, но и прочими видами деятельности.
Потребительский рынок
Торговля и общественное питание представлены Енотаевским райпотребсоюзом, 4 потребительскими обществами, 39 малыми предприятиями и 560 предпринимателями без образования юридического лица.
Численность работников, занятых в данной отрасли, составляет 174 человека.
Ежегодный прирост физических объемов оборота розничной торговли составляет почти 10%. В последние два года закрепилась тенденция снижения роли неорганизованного рынка. Появились крупные, современные торговые магазины, салоны. Открываются оптовые рынки.
Услуги оказываются 5 предприятиями и 69 предпринимателями без образования юридического лица.
Населению оказываются парикмахерские услуги, услуги по ремонту и техобслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, прокат аудио,- видеокассет, пошив одежды, ремонт обуви, автосервис.
Финансово-бюджетный потенциал
Доходы бюджета Енотаевского района формируются за счет собственных источников и за счет дотаций и субвенций областного бюджета. Собственные доходы района в первую очередь зависят как от налогооблагаемой базы, так и от принятия на федеральном уровне нормативов распределения налогов по бюджетам.
В 2007 году по НДФЛ и земельному налогу поступала недоимка прошлого года. Администрация муниципального образования совместно с налоговой инспекцией и прокуратурой проводила совместные комиссии по легализации заработной платы с субъектами малого бизнеса, что и повлияло на данный результат.
С 1 января 2009 года транспортный налог будет поступать 50% в областной бюджет и 50% в бюджет сельских поселений.
Расходы бюджета запланированы с увеличением по всем статьям, кроме местного самоуправления. Увеличение прочих расходов связано с тем, что увеличивается субсидия на финансирование объектов капитального строительства.
Финансово-бюджетный потенциал муниципального образования "Енотаевский район" невысокий. Собственные доходы в 2007 году составили 44.7 млн. рублей.
Прогноз 2008 года - 39.3 млн. рублей.
Социальная сфера
Среднемесячная заработная плата работников муниципального образования в 2007 году составила 5536,2 рубля, что на 16.7% больше, чем в 2006 году.
В разрезе отраслей она составила:
- сельском хозяйстве 2693.7 руб.
- обрабатывающие производства 2379.2 руб.
- в т.ч. в пищевой 2179.8 руб.
- обработка древесины 1125 руб.
- полиграфическая 5255.6 руб.
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4109.7 руб.
- розничная торговля 2738.6 руб.
- финансовая деятельность 12536.3 руб.
- операции с недвижимым имуществом 28490.8 руб.
- Гос. управление 9543.5 руб.
- здравоохранение 5294.1 руб.
- образование 4590.3 руб.
- деятельность общественных объединений 6470.9 руб.
Общий жилой фонд муниципального образования на 01.01.08 составляет 501.2 тыс. кв. м, в т.ч. 396.5 тыс. кв. м - частные домовладения,
Жилой фонд (1940 - 70 годов застройки) кирпичной, блочной, каркасно-камышитовой и деревянной постройки за последние годы обновлен на 0.1%.
На территории района близится к завершению реализация областной программы "Газификация Астраханской области", уровень газификации составляет 75%.
Жилые дома оснащены водопроводом, канализацией, горячим тепловодоснабжением. Уровень обеспеченности центральным отоплением составляет 17.9%, обеспечение водоснабжением 37.9%, уровень оснащения канализацией 37.9%, горячим водоснабжением 1.3%.
Более 97.3% жилья составляет частный сектор.
Средняя обеспеченность населения на 1 человека общей площадью составляет 17.9 кв. м.
Строительными организациями и хозяйствующими субъектами жилье не строится, хотя потребность в нем очень велика.
Медицинское обслуживание населения обеспечивается сетью лечебно-профилактических учреждений с общим коечным фондом 175 коек. Состав здравоохранения следующий: центральная районная больница, Никольская участковая больница, фельдшерско-акушерские пункты - 6, фельдшерские пункты - 5, врачебные амбулатории - 5. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений 544 посещения в смену. В сфере медицинского обслуживания работают 276 человек, из которых 71 врач, 205 - средний медицинский персонал.
Для ухода за инвалидами и престарелыми действуют 4 Дома ветеранов на 50 человек. На 01.01.2008 в нем находятся 50 человек. Действуют 5 отделений социального обслуживания на дому. В 2007 году обслужено 400 человек. Действует центр социального обслуживания населения, реабилитационный центр.
В селе широко представлена сеть учреждений культуры, которая включает в себя 15 учреждений культурно-досугового типа, 19 библиотек, школу искусств, 9 киноустановок, МУК "Дом культуры", Молодежный центр, кинотеатр "Мир".
Система народного образования района базируется на предоставлении общего среднего и среднеспециального образования и включает в себя 18 общеобразовательных школ, 15 дошкольных учреждений и коррекционную школу-интернат № 10, профессионально-технические училища № 19 и № 28. Общеобразовательный процесс ведут 365 педагогов, из которых женщин 319, старше 55 - 60 лет 51 человек, 254 с высшим образованием, 19 с неполным высшим и 92 со среднеспециальным образованием. В дошкольных учреждениях работают 110 педагогов, из них 31 человек с высшим и 79 со средним образованием.
Число мест в дошкольных учреждениях 1082, посещают 864 ребенка. Общеобразовательные школы способны принять 5592 человека, обучается 3064 ученика, из них в первую смену 2303 ученика.
Кадровый потенциал
В настоящее время наибольшим спросом на рынке труда пользуются специалисты рабочих специальностей - это строители, работники сельского хозяйства и овощеперерабатывающей отрасли, трактористы, машинисты строительной техники, а также подсобные рабочие. В соответствии с проектами, предусмотренными настоящей Программой, в перспективе на 2008 - 2010 годы будет сохраняться потребность в рабочих специальностях: инженеры, зоотехники, трактористы широкого профиля, слесари, техники, сантехники, газоэлектросварщики, плотники, машинисты дорожной техники и др.
В Енотаевском районе осуществляет подготовку специалистов начального профессионального образования: профессиональное училище № 28 села Енотаевка по специальностям: оператор ЭВМ, повар, автомеханик, маляр-штукатур, швея, бухгалтер со знанием программы "1-С Бухгалтерия". Ежегодно выпускается 80 - 100 человек. В 2008 году на базе ПУ-№ 28 села Енотаевка открыт филиал Астраханского инженерно-строительного института. Также на районном уровне ведется работа по подготовке специалистов сельского хозяйства, образования, архитектуры и строительства.
С целью подготовки кадров для агропромышленного комплекса ежегодно проводится целевой набор (обучение на бюджетной основе) и направляют 5 - 6 человек. Всего обучается на агропромышленном факультете Астраханского государственного университета 14 человек, в Волгоградской сельскохозяйственной академии - 2 человека, Московской сельскохозяйственной академии - 1 человек.
Ежегодно по целевому набору направляются в Астраханский инженерно-строительный институт абитуриенты. В 2008 году направлены на обучение по специальности архитектура и градостроительство 2 человека.
1.2. Перечень наиболее острых проблем муниципального
образования "Енотаевский район"
1. Агропромышленный комплекс:
а) Отсутствие предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции
Действие руководства муниципального образования "Енотаевский район" по решению проблемы:
- изыскание инвесторов для строительства перерабатывающих предприятий;
- выставление на сайте администрации района и минсельхоза АО инвестиционных площадок;
- создание льготных условий по аренде земельных участков под строительство перерабатывающих предприятий и льгот по местным налогам.
б) Нестабильность рынков сбыта.
Действие руководства муниципального образования "Енотаевский район" по решению проблемы:
- оказание помощи в заключении прямых договоров производителей сельхозпродукции и сетевых компаний по продаже сельхозпродукции;
- создание снабженческо-сбытовых кооперативов в районе.
2. Жилищно-коммунальное хозяйство:
а) отсутствие газораспределительных сетей на территории муниципальных образований (Копановка, Михайловка, Пришиб);
б) изношенность котельного оборудования и тепловых сетей, водопроводных уличных разводящих сетей, канализационных систем;
в) отсутствие бесперебойного водоснабжения;
г) ветхое жилье - многоквартирные жилые дома.
Действия руководства муниципального образования "Енотаевский район" по решению проблемы:
- Включение в ОЦП
"Реформирование ЖКХ на территории АО на 2005 - 2010", реконструкцию котельной Центральной районной больницы на 2008 год общей стоимостью 8.56 млн. рублей.
- Внесение изменений в сметную стоимость объекта "Реконструкция водопроводных сетей для котельных с. Енотаевка" и включение увеличения стоимости в финансирование на 2008 год в рамках областной адресной инвестиционной программы.
- Изготовление в 2009 году проектно-сметной документации на строительство канализационной системы в с. Енотаевка.
- Изготовление проектно-сметной документации на реконструкцию водоочистных сооружений и разводящих сетей водопровода в с. Михайловка и п. Береговой.
- Уточнение ПСД для включения объектов (многоквартирные жилые дома) в рамках ОАП "Проведение капитального ремонта жилых домов в АО в 2008 году (Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
(в ред. Решения
Совета муниципального образования "Енотаевский район" от 20.07.2009 № 38)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Архитектура:
а) Отсутствие градостроительной документации, отсутствие или устаревший топографический материал поселений Енотаевского района.
Действия администрации муниципального образования "Енотаевскмй район" по решению проблемы:
- В рамках отраслевой целевой программе
"Градостроительное планирование развития территорий и поселений Астраханской области на 2006 - 2010 годы" осуществляется разработка документов градостроительного планирования муниципальных образований.
На 2008 год на разработку документов территориального планирования заложено в районном бюджете 214.2 тыс. руб. На разработку генеральных планов и Правил землепользования в бюджете поселений запланированы финансовые средства на 2008 - 2010 гг. около 856 млн. руб.
б) Изношенность внутренних дорог.
Действия администрации муниципального образования по решению проблемы:
- в целях развития улично-дорожной сети муниципальных образований Енотаевского района разработана программа "Развитие дорожного хозяйства муниципального образования "Енотаевский район" на 2007 - 2010 годы".
На реализацию данной программы в 2008 году заложены в бюджеты поселений средства на развитие дорог в сумме 750 тыс. руб. Заказывается проектно-сметная документация.
4. Низкий уровень материально-технического обеспечения учреждений социально-культурного назначения
а) необходимость проведения капитального ремонта учреждений социально-культурного назначения.
Действия администрации муниципального образования по решению проблемы:
- На капитальный ремонт объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта разрабатываются ПСД, для включения в областную целевую программу
"Развитие культуры и сохранение культурного наследия на 2008 - 2010 годы" и федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858.
(в ред. Решения
Совета муниципального образования "Енотаевский район" от 20.07.2009 № 38)
(см. текст в предыдущей редакции
)
- Проводится изыскание инвесторов и сбор благотворительных средств на проведение марафона "Территория культуры Енотаевского района".
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
2.1. Экономические задачи
- Повышение эффективности работы предприятий и предпринимательского сектора.
- Эффективное использование производственного и научно-технического потенциала, внедрение новых современных технологий.
- Развитие перерабатывающих отраслей пищевой промышленности.
- Увеличение разведения, добычи и переработки рыбного сырья.
- Рост объемов пассажироперевозок на транспорте,
- Дальнейшее развитие современных видов связи.
- Увеличение доходной части бюджета за счет создания новых производственных мощностей и реконструкции существующих.
2.2. Социальные задачи
- Повышение уровня жизни населения муниципального образования.
- Последовательная реализация комплекса мер по развитию систем образования, здравоохранения и культуры муниципального образования.
- Обеспечение занятости населения, создание и сохранение рабочих мест.
3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа развития муниципального образования "Енотаевский район" разработана на среднесрочную перспективу на период до 2010 года. Реализация Программы будет осуществляться в два этапа:
1 этап: 2008 год - оценка и создание потенциальной базы развития района. Создание рабочих групп по разборке программных мероприятий.
2 этап: 2009 - 2010 годы - реализация поставленных целей по выполнению программных мероприятий.
4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Для достижения поставленных целей разработаны мероприятия Программы, требующие финансирования. Источниками финансирования являются средства федерального, областного, районного, муниципального бюджетов, а также внебюджетных источников (Таблица № 17)
.
(в ред. Решения
Совета муниципального образования "Енотаевский район" от 20.07.2009 № 38)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Промышленность
]]>