Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2009 г. по делу № А43-14209/2009-16-286

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 04 сентября 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Викулина Н.В., доверенность № 48 от 30.06.2009; Коноваленко В.Д., доверенность № 49 от 30.06.2009;
от Мингосимущества и земельных ресурсов Нижегородской области: Гусева О.Л., доверенность № 07-151 от 22.12.2008;
от администрации г. Нижнего Новгорода: Тетюшкина, доверенность № 01-413/Д от 30.12.2008;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью "Торговый ряд", г. Нижний Новгород, (далее - общество, заявитель) о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - министерство) в предоставлении в собственность заявителя земельных участков, выраженного в письме от 09.04.2009 № 311/6309-06-14 "О предоставлении земельных участков".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Нижнего Новгорода (далее - администрация).
Представители заявителя в судебном заседании и в дополнении к заявлению поддержали заявленное требование.
Представитель министерства в ходе судебного заседания и в отзыве на заявление отклонил требование заявителя, указав на законность и обоснованность отказа в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемых им земельных участков, поскольку последние находятся в границах красных линий существующей улицы и относятся к землям общего пользования.
Представитель администрации в судебном заседании, в отзыве на заявление и в дополнении к отзыву поддержал позицию министерства.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей участников процесса, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, 11.02.2009 общество обратилось в министерство с заявлениями о предоставлении ему на праве собственности земельных участков площадью 3031 кв. м и 3203 кв. м, находящихся в государственной собственности и расположенных по адресам: г. Нижний Новгород, ул. Героя Поющева, д. 14 (литеры Б, Б1) и ул. Героя Поющева, д. 14 (литеры А, В с помещениями № 1 - 7) соответственно (л.д. 44 - 50).
В ответ на обращение заявителя министерство письмом от 09.04.2009 № 311/6309-06-14 сообщило, что предоставление в собственность ООО "Торговый ряд" запрашиваемых земельных участков не представляется возможным, поскольку в результате их обследования, проведенного представителями департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Новгорода, а также согласно плану земельных участков по ул. Поющева, д. 14 г. Нижнего Новгорода № 7547-ЗУ установлено, что земельные участки расположены в границах красных линий улицы Героя Поющева, то есть в границах земель общего пользования.
Отказ министерства в предоставлении обществу в собственность истребуемых земельных участков явился основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым требованием.
В обоснование заявленного требования общество поясняет, что на земельном участке общей площадью 6234 кв. м по ул. Героя Поющева, 14 г. Нижнего Новгорода расположена складская база ООО "Торговый ряд", представляющая собой единое коммерческое подразделение с нежилыми капитальными строениями, принадлежащими обществу на праве собственности. При этом земельный участок общей площадью 6234 кв. м, состоящий из запрашиваемых заявителем земельных участков площадью 3031 кв. м и 3203 кв. м, не входит в состав земель общего пользования и не является земельным участком общего пользования, так как не имеет доступа к пользованию им неограниченного круга лиц, поскольку расположен на расстоянии 15 - 20 м от правой стороны автомобильной дороги ул. Поющева, которая полностью является промышленной зоной. Как полагает заявитель, в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации он как собственник помещений, находящихся на запрашиваемых земельных участках, обладает исключительным правом на их приватизацию. Кроме того, по мнению заявителя, земельный участок мог стать территорией общего пользования только в случае фактического строительства грузовой магистрали, под территорию которой были отведены планируемые в 1982 году границы территории общего пользования, обозначенные красными линиями.
Заявитель полагает, что отказ министерства в предоставлении ему на праве собственности по программе приватизации истребуемых земельных участков не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности как собственника недвижимости, осуществляющего коммерческую деятельность на закрепленном за ним земельном участке. Нарушение права общества на приватизацию всего земельного участка, незаконное разделение единого земельного участка на два и предоставление их в краткосрочную аренду привело к значительному удорожанию использования данного земельного участка и резкому ухудшению экономической деятельности ООО "Торговый ряд" как малого предприятия. Кроме того, согласно акту обследования от 14.02.2009 передача в собственность земельного участка площадью 3203 кв. м возможна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие не соответствуют закону.
Согласно пункту 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренного названным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Кодекса.
На основании правоположений пунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: 1. если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и 2. нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены упомянутым Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельного участка и его площадь устанавливаются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Соответственно красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Из материалов дела (выкопировка с плана г. Нижнего Новгорода на территории складской базы ООО "Торговый ряд" с ситуационным планом, выполненная Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Новгорода (л.д. 58, 59)) усматривается, что спорные земельные участки частично расположены в границах красных линий существующей улицы Героя Поющева, то есть относятся к категории земель общего пользования, не подлежащих приватизации. Предоставление таких земельных участков возможно только на праве аренды.
На основании пунктов 3.8, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей. Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов.
Красные линии района улицы Героя Поющева г. Нижнего Новгорода определены Проектом детальной планировки жилого района Соцгород, разработанным институтом "Горьковгражданпроект" и утвержденным решением исполнительного комитета Горьковского городского Совета народных депутатов от 23.18.1982 № 727, и утверждены в составе генерального плана развития города постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.06.1999 № 32.
Таким образом, довод заявителя относительно того, что спорный земельный участок мог стать территорией общего пользования только в случае фактического строительства на нем грузовой магистрали, не может быть принят судом во внимание.
Ссылка заявителя в обоснование заявленного требования на акт обследования земельного участка площадью 3203 кв. м, в соответствии с которым отсутствуют ограничения по продаже данного земельного участка в собственность, также не подтверждает его права на получение в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку акт обследования земельного участка не устанавливает, не изменяет и не отменяет прав и обязанностей общества и не носит властно-распорядительного характера.
Кроме того, в компетенцию администрации г. Нижнего Новгорода не входит управление и распоряжение земельными ресурсами на территории Нижегородской области.
В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Законодательного Собрания от 06.12.2005 № 1757-III принят Закон Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области". Как указано в пункте 1 статьи 1 этого Закона предметом его регулирования является определение полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, являющегося административным центром Нижегородской области, по распоряжению земельными участками на территории городского округа город Нижний Новгород, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных данным Законом.
Во исполнение Закона Нижегородской области "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" Правительством Нижегородской области 10.02.2006 издано постановление № 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области".
Пунктом 2 указанного постановления определено, что органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области, в том числе по реализации прав и обязанностей арендодателя земельных участков, переданных по договорам аренды, включая договоры, заключенные до момента вступления в силу Закона Нижегородской области "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", а также принятию иных решений и совершению иных действий, отнесенных названным законом к компетенции уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области, является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
При этом акт обследования земельного участка составлен должностным лицом департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Новгорода в одностороннем порядке, то есть в рассматриваемом случае отражает лишь позицию администрации как одной из сторон спорного правоотношения.
При таких условиях отказ министерства в предоставлении в собственность общества запрашиваемых им земельных участков, выраженный в письме от 09.04.2009 № 311/6309-06-14, соответствует нормам действующего земельного законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не возлагает на него каких-либо обязанностей, не предусмотренных законом.
Изложенные обстоятельства являются основанием для отказа обществу в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Торговый ряд", г. Нижний Новгород, требование о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в предоставлении в собственность заявителя земельных участков, выраженного в письме от 09.04.2009 № 311/6309-06-14 "О предоставлении земельных участков", оставить без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья
И.Ю.МУКАБЕНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru