СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО
РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2004 г. № 157
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И
ОХРАНЫ ТРУДА В СТАВРОПОЛЬСКОМ РАЙОНЕ НА 2004 - 2006 ГОДЫ
Рассмотрев целевую программу об улучшении условий и охраны труда в Ставропольском районе на 2004 - 2006 годы, Собрание Представителей постановляет:
Утвердить целевую программу
улучшения условий и охраны труда в Ставропольском районе на 2004 - 2006 годы.
Глава района
А.С.ПУЧКОВ
Утверждено
Постановлением
Собрания Представителей
от 21 апреля 2004 г. № 157
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В СТАВРОПОЛЬСКОМ РАЙОНЕ НА 2004 - 2006 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - районная комплексная целевая программа улучшения
Программы условий и охраны труда в Ставропольском районе на
2004 - 2006 годы.
Заказчик - администрация Ставропольского района.
Программы
Разработчик - специалист по охране труда администрации
Программы Ставропольского района, предприятия и организации
района.
Цели и задачи - разработка комплекса мероприятий по реализации
Программы государственной политики в сфере охраны труда на
территории Ставропольского района;
создание условий труда, направленных на сохранение
жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности;
создание условий для сокращения уровней
производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости и их профилактика;
усиление взаимодействия и сотрудничества органов
исполнительной власти, органов местного
самоуправления, органов государственного надзора и
контроля по вопросам условий и охраны труда;
повышение экономической заинтересованности
работодателей в обеспечении безопасных условий труда
и предупреждение производственных рисков;
усиление социальной защиты всех участников
производственного процесса в условиях рыночных
механизмов хозяйствования.
Сроки и этапы - 2004 - 2006 годы.
реализации
Программы
Перечень - организационно-методическое обеспечение охраны
основных труда;
программных информационное обеспечение и пропаганда охраны
мероприятий труда;
обучение и повышение квалификации по охране труда;
социальное партнерство в сфере условий и охраны
труда;
лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические
мероприятия.
Исполнители - администрация Ставропольского района, районный
Программы ЦГСЭН, региональное отделение ФСС РФ, организации и
предприятия Ставропольского района.
Ожидаемые - сокращение уровня производственного травматизма,
конечные недопущение случаев профессиональных заболеваний,
результаты повышение уровня безопасности труда, и, как
реализации следствие, снижение уровня инвалидности и смертности
Программы населения района в трудоспособном возрасте;
повышение уровня знаний по охране и безопасности
труда всех участников производственного процесса;
снижение затрат на компенсации пострадавшим от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Система - контроль за реализацией Программы является
организации составной ее частью и осуществляется администрацией
контроля за района.
исполнением
Программы
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений.
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда является разработка и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, относящихся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данные Ставропольского районного комитета государственной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних лет в Ставропольском районе в целом сохраняется положительная динамика состояния условий и охраны труда работающих.
Однако показатель травматизма за 2003 год доказывает сложность ситуации и требует принятия дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда.
Анализ причин несчастных случаев на производстве показывает, что еще не ликвидированы такие причины, обуславливающие их высокий уровень, как многочисленные нарушения норм и правил охраны и безопасности труда, связанные с недостатками в организации работ и обучения персонала знаниям этих норм и правил, правовая неграмотность работодателей в вопросах охраны труда, неблагоприятные условия труда, низкий уровень культуры производства и другие.
Сегодня состояние условий и охраны труда в организациях напрямую зависит от их экономического положения. Страна перешла на рыночную систему хозяйствования, в которой движущим мотивом хозяйственной деятельности выступает доход.
Цель хозяйствующего субъекта - получение прибыли, тогда как капитальные вложения в основные фонды, необходимые для улучшения условий и охраны труда, приводят к росту себестоимости продукции.
Положение осложнено также тем, что в этих условиях все участники производственного процесса отдают предпочтение экономической выгоде.
В рамках реализации районной Программы
2001 - 2003 гг. решались задачи по формированию системы государственного управления охраной труда в Ставропольском районе, организации управления, информации и пропаганды в сфере охраны труда.
Так как проблема улучшения условий и охрана труда является долговременной, то в связи с этим и в целях осуществления единой социально-экономической политики, направленной на развитие производства и реализацию конституционных прав работников в сфере трудовых отношений, необходимо продолжить работу по основным направлениям деятельности в сфере охраны труда в рамках Программы.
Важнейшими факторами, определяющими необходимость программной разработки проблемы на районном уровне, являются:
- стратегическая значимость проблемы улучшения условий и охраны труда и защиты конституционного права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- межотраслевой характер проблемы условий охраны труда;
- концентрация усилий всех заинтересованных сторон в осуществлении единой государственной политики в сфере охраны труда;
- невозможность решения проблемы без концентрации на ней ресурсов и без специальной поддержки со стороны администрации района.
Цели и задачи Программы
Цель Программы - разработка комплекса мероприятий по реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Ставропольского района, в частности по совершенствованию государственного управления охраной труда в районе, организационному, информационному обеспечению и пропаганде охраны труда, обучению и профессиональной подготовке по охране труда, охране труда и здоровья женщин-работниц, социальному партнерству в сфере условий и охраны труда, а также лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.
Задачи Программы:
- создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- создание условий для сокращения уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и их профилактика;
- усиление взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля по вопросам условий и охраны труда;
- усиление социальной защиты всех участников производственного процесса в условиях рыночных механизмов хозяйствования.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы рассчитаны на период с 2004 по 2006 год.
Система программных мероприятий
Система программных мероприятий определена на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в Ставропольском районе.
Программа содержит мероприятия, являющиеся логическим продолжением разработок по улучшению условий и охраны труда, выполненных в рамках аналогичной Программы
улучшения условий и охраны труда в Ставропольском районе на 2001 - 2003 годы.
В Программу входит блок взаимоувязанных мероприятий
по организационно-методическому обеспечению охраны труда, информационному обеспечению и пропаганде охраны труда, обучению и повышению квалификации по охране труда, охране труда и здоровья женщин-работниц, социальному партнерству в сфере условий и охраны труда, а также лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия.
Организационно-методическое обеспечение охраны труда
В связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации необходимо осуществить ряд мер, направленных на его реализацию в соответствии с главой 35 "Организация охраны труда".
Мероприятиями данного раздела предусматривается оказание методической помощи предприятиям и организациям при подготовке к проведению аттестации рабочих мест, лицензированию, организации работ по охране труда.
Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
Для принятия эффективных управленческих решений в сфере охраны труда необходимо продолжить работу по улучшению информационного обеспечения и пропаганды охраны труда.
Мероприятиями данного раздела предусмотрено проведение смотров-конкурсов по охране труда, семинаров, совещаний, выставок СИЗ. Также будет продолжена работа по обеспечению нормативной документацией по вопросам охраны труда специалистов предприятий района.
Обучение и повышение квалификации по охране труда
Одной из основных мер по профилактике и снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является обучение руководителей и персонала организаций требованиям охраны и безопасности труда.
Кроме того, профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда является одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, изложенных в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Мероприятиями данного раздела предусмотрено повышение уровня знаний в этой сфере всех участников производства и дальнейшее развитие действующей в Ставропольском районе системы обучения и проверки знаний по охране труда. Кроме того, планируется работа по повышению квалификации специалистов по охране труда на семинарах.
Охрана труда и здоровья женщин-работниц
Мероприятия данного раздела разработаны в свете национального Плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 годы, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2001 № 855-р.
Здесь предусматривается проведение мониторинга условий и охраны труда женщин-работниц, информирование женщин-работниц о их законных правах в области охраны труда.
Социальное партнерство в сфере условий и охраны труда
Основой для формирования системы социального партнерства в Ставропольском районе является Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О коллективных договора и соглашениях".
Мероприятиями данного раздела предусмотрено совершенствование социального партнерства в сфере условий и охраны труда на различных уровнях.
В частности, предусмотрена работа в СМИ с разъяснениями о необходимости подписания коллективного договора. Также будет продолжена работа по оказанию методической помощи при написании раздела "Охрана труда" в коллективном договоре.
Лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические
мероприятия
В основе этого направления лежит наличие на предприятиях гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, комнаты отдыха, помещений для обогрева работников, стационарных или передвижных столовых, комнат по чистке и ремонту СИЗ, сушильных, тепловых переходов, тамбуров и других объектов, регулярное проведение медицинских осмотров, внедрение оптимального режима труда и отдыха.
Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств районного бюджета в объеме 123 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 51 тыс. руб., 2005 г. - 41 тыс. руб., 2006 г. - 31 тыс. руб.
Кроме того, для решения некоторых направлений Программы могут быть привлечены средства предприятий, регионального Фонда социального страхования.
Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляется головным исполнителем Программы (администрацией Ставропольского района).
Приложение
к районной целевой программе
улучшения условий и охраны труда
в Ставропольском районе
на 2004 - 2006 годы
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В СТАВРОПОЛЬСКОМ РАЙОНЕ НА 2004 - 2006 ГОДЫ
┌───┬──────────────────────────────┬───────────────────┬────────┬──────────────┐
│№ N│ Наименование мероприятий │ Исполнитель │Сроки │Источник фи- │
│п п│ │ │исполне-│нансирования, │
│ │ │ │ния │сметная стои- │
│ │ │ │ │мость │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ 1.│Разработка и издание комплекта│Главное управление │2004 г. │Областной │
│ │организационно-распорядитель- │труда администрации│ │бюджет │
│ │ных и иных документов по орга-│области, админи- │ │ │
│ │низации охраны труда для руко-│страция Ставрополь-│ │ │
│ │водителей и специалистов орга-│ского района │ │ │
│ │низаций, предприятий района │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ 2.│Формирование комплекта типовых│Администрация Став-│2004 г. │ │
│ │инструкций по охране труда по │ропольского района │ │ │
│ │профессиям и видам работ для │ │ │ │
│ │предприятий, организаций райо-│ │ │ │
│ │на │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ 3.│Организация методической помо-│Администрация Став-│2004 г.,│Бюджеты пред- │
│ │щи в проведении аттестации ра-│ропольского района │2005 г.,│приятий, орга-│
│ │бочих мест по условиям труда в│ │2006 г. │низаций │
│ │организациях, предприятиях │ │ │ │
│ │района │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ 4.│Обеспечение методической и ор-│Главное управление │ │Бюджет района:│
│ │ганизационной помощью служб │труда, администра- │2004 г.,│1 тыс. руб., │
│ │охраны труда предприятий и ор-│ция Ставропольского│2005 г.,│1 тыс. руб., │
│ │ганизаций района │района │2006 г. │1 тыс. руб. │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ 5.│Укрепление материально-техни- │Администрация Став-│2004 - │10 тыс. руб. │
│ │ческой базы отдела охраны тру-│ропольского района │2006 гг.│ │
│ │да Ставропольского района │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ 6.│Организация и проведение сове-│Администрация Став-│2004 г.,│ │
│ │щаний, семинаров, выставок и │ропольского района │2005 г.,│ │
│ │других мероприятий по условиям│ │2006 г. │ │
│ │и охране труда │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ 7.│Публикация в районной газете │Администрация Став-│2004 - │Бюджет района │
│ │"Ставрополь-на-Волге" актуаль-│ропольского района,│2006 гг.│ │
│ │ных материалов по вопросам ус-│газета "Ставрополь-│ │ │
│ │ловий и охраны труда │на-Волге" │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ 8.│Развитие методической и мате- │Администрация Став-│2004 г.,│Бюджет района │
│ │риально-технической базы кон- │ропольского района,│2005 г.,│10 тыс. руб. │
│ │сультационно-методического ка-│Главное управление │2006 г. │ │
│ │бинета по охране труда админи-│труда │ │ │
│ │страции Ставропольского района│ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ 9.│Обеспечение нормативной право-│Администрация Став-│2004 - │ │
│ │вой и методической документа- │ропольского района │2006 гг.│ │
│ │цией по охране труда специали-│ │ │ │
│ │стов по охране труда предприя-│ │ │ │
│ │тий и организаций района │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│10.│Развитие банка данных по ос- │Администрация Став-│2004 г.,│ │
│ │новным направлениям охраны │ропольского района │2005 г.,│ │
│ │труда: │ │2006 г. │ │
│ │- производственный травматизм;│ │ │ │
│ │- профессиональная заболевае- │ │ │ │
│ │мость; │ │ │ │
│ │- обеспеченность СИЗ; │ │ │ │
│ │- наличие службы охраны труда;│ │ │ │
│ │- обучение и проверка знаний │ │ │ │
│ │руководителей и специалистов │ │ │ │
│ │по вопросам охраны труда. │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│11.│Изучение и распространение пе-│Администрация Став-│2004 г.,│ │
│ │редового опыта работы по улуч-│ропольского района │2005 г.,│ │
│ │шению условий и охраны труда │ │2006 г. │ │
│ │на предприятиях и в организа- │ │ │ │
│ │циях района │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│12.│Организация и проведение обу- │Региональный Фонд │2004 г.,│Средства Мини-│
│ │чения по охране труда отдель- │социального страхо-│2005 г.,│стерства труда│
│ │ных категорий лиц, застрахо- │вания администрации│2006 г. │и социального │
│ │ванных от несчастных случаев │Ставропольского │ │развития РФ │
│ │на производстве и профессио- │района │ │ │
│ │нальных заболеваний │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│13.│Осуществление мониторинга ус- │Администрация Став-│2004 г.,│ │
│ │ловий и охраны труда женщин- │ропольского района │2005 г.,│ │
│ │работниц и лиц до 18 лет │ │2006 г. │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│14.│Проведение смотров-конкурсов │Администрация Став-│ │Бюджет района:│
│ │по охране труда среди предпри-│ропольского района,│2004 г.,│40 тыс. руб., │
│ │ятий и организаций Ставрополь-│руководители пред- │2005 г.,│30 тыс. руб., │
│ │ского района │приятий и организа-│2006 г. │30 тыс. руб. │
│ │ │ций │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│15.│Оказание методической помощи │Администрация Став-│2004 г.,│ │
│ │при создании раздела "Охрана и│ропольского района │2005 г.,│ │
│ │условия труда" в коллективном │ │2006 г. │ │
│ │договоре предприятия │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│16.│Разработка и внедрение методи-│Администрация Став-│2004 г.,│ │
│ │ческих рекомендаций по: орга- │ропольского района │2005 г.,│ │
│ │низации и проведению предвари-│ │2006 г. │ │
│ │тельных и периодических меди- │ │ │ │
│ │цинских осмотров работников │ │ │ │
│ │предприятий и организаций │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────────────────┼────────┼──────────────┤
│ │ИТОГО: 123 тыс. руб. │ │2004 г.,│51 тыс. руб., │
│ │ │ │2005 г.,│41 тыс. руб., │
│ │ │ │2006 г. │31 тыс. руб. │
└───┴──────────────────────────────┴───────────────────┴────────┴──────────────┘