УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2008 г. по делу № 04-6/1-47-2008
Принято: 14 марта 2008 г.
Изготовлено в полном объеме: 18 марта 2008 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Воронина Г.А., заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Петрова Е.И., специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
в присутствии представителей:
- администрации муниципального образования "Город Удомля": первый заместитель Главы администрации Яремчук В.П. (доверенность б/д № 26), заместитель Главы Клещерова М.С. (доверенность б/д № 25), Краснополин Ю.А. (без доверенности);
- ООО "Сфера": Полянцев Д.А. (доверенность от 13.03.2008 № 18), Иванова О.А. (доверенность от 13.03.2008 № 19),
рассмотрев дело № 04-6/1-47-2008 по признакам нарушения администрацией муниципального образования "Город Удомля" (170841, Тверская обл., г. Удомля, ул. Попова, д. 22) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О защите конкуренции" (далее - Закон "О конкуренции"),
установила:
в Тверское УФАС России (далее - Управление) поступило обращение ООО "Сфера" (далее - Общество) об объявлении администрацией города Удомли (далее - Администрация) конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли, в конкурсной документации которого (далее - конкурсная документация) предусмотрены условия, ограничивающие, по мнению Общества, допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающие преимущества для участия в конкурсе другим.
В частности, п. 3.1 "Опыт работы в сфере передачи и распределения электрической энергии" тома 2 конкурсной документации установлено:
3.1.1. Заявитель должен быть зарегистрирован в Реестре энергоснабжающих организаций Тверской области.
3.1.2. Наличие у заявителя утвержденного Региональной энергетической комиссией Тверской области тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
3.1.3. Наличие у заявителя соответствующих лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей, строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
3.1.4. Наличие в собственности предприятия производственных мощностей (со складами и мастерскими и т.п.).
3.1.5. Наличие в собственности заявителя техники (автовышка или гидроподъемник, кран, экскаватор, передвижная и (или) стационарная электролаборатория).
3.1.6. Наличие средств испытаний и измерений, в том числе для раннего диагностирования дефектов, а также высоковольтных испытаний электрооборудования, силовых кабелей, измерение характеристик трансформаторов, испытания масла на пробой, отыскания мест повреждения в кабельных линиях.
3.1.7. Наличие обученного квалифицированного оперативно-ремонтного персонала.
3.1.8. Наличие диспетчерской службы с прямым городским номером.
Общество просит оценить соответствие названных условий требованиям антимонопольного законодательства.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минэнерго РФ № 163 издан 27.12.2000, а не 27.12.200.
Из материалов дела следует, что Администрация полагает вышеназванные требования минимальными, соответствующими Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3 и Приказом Минэнерго РФ от 27.12.200 № 163, не ущемляющими чьи-либо интересы и не ограничивающими необоснованно допуск к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов.
Вышеназванными правилами установлены требования:
- к квалификации электротехнического персонала участника конкурса (заявителя);
- к организации работы ремонтного персонала, предусматривающие в том числе и наличие необходимых помещений и оборудования.
Вместе с тем, названные правила не определяют, что указанные помещения и оборудование должны быть в собственности организации.
Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О концессионных соглашениях" (далее - Закон № 115-ФЗ) при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения конкурсная документация:
- должна содержать требования к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам), в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса;
- не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Статьей 8 Закона № 115-ФЗ установлено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" имеет № 128-ФЗ, а не № 128.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128 (ред. от 06.12.2007) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации электрических сетей не подлежит лицензированию.
В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 23.07.2003 № 56-э/5 признано утратившим силу Постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 20.03.1998 № 13/3 "Об утверждении Положения о Реестре энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование", на основании которого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формировались и велись реестры энергоснабжающих организаций.
Иные правовые основания для создания и ведения указанного реестра не установлены.
В соответствии с п. 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (ред. от 29.12.2007) "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов.
Таким образом:
- требование о наличии у заявителя утвержденного Региональной энергетической комиссией Тверской области тарифа на услуги по передаче электрической энергии (п. 3.1.2)
не является требованием, характеризующим участника конкурса и его квалификацию;
- отсутствует обязанность утверждения тарифа на услуги по передаче электрической энергии до выхода хозяйствующего субъекта на соответствующий товарный рынок.
Следовательно, условия, установленные п. 3.1.1
, п. 3.1.2
, п. 3.1.3
(в части наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей), п. 3.1.4
(в части наличия в собственности производственных мощностей) и п. 3.1.5
(в части наличия в собственности техники) тома 2 конкурсной документации, противоречат статьям 8 и 23 Закона № 115-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах;
- не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного самоуправления).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать действия администрации муниципального образования "Город Удомля", выразившиеся в установлении в конкурсной документации конкурса на право заключения концессионного соглашения на владение и пользование объектами энергоснабжения города Удомли условий, ограничивающих допуск к участию в конкурсе одних хозяйствующих субъектов и создающих преимущества для участия в конкурсе другим (п. 3.1.1
, п. 3.1.2
, п. 3.1.3
(в части наличия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей), п. 3.1.4
(в части наличия в собственности производственных мощностей) и п. 3.1.5
(в части наличия в собственности техники), нарушением пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации муниципального образования "Город Удомля" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения в конкурсную документацию изменений, устраняющих вышеназванные противоречия конкурсной документации Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О концессионных соглашениях" и Федеральному закону от 26.07.2007 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
И.С.ДЕМИНА
Члены Комиссии
Л.В.ПОСОХОВА
Л.К.КРАСЮКОВА
Г.А.ВОРОНИНА
Е.И.ПЕТРОВА