Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область

О применении документа см. примечание в

Справке
11 сентября 2007 годаN 166-ЗСО


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ

Принят
Саратовской областной Думой
29 августа 2007 года

(в ред. Законов Саратовской области
от 02.07.2008 № 151-ЗСО, от 31.10.2008 № 291-ЗСО,
от 26.12.2008 № 368-ЗСО,
постановлений Правительства Саратовской области
от 09.09.2009 № 460-П, от 19.11.2009 № 578-П)

Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008 - 2010 годы согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
г. Саратов
11 сентября 2007 года
№ 166-ЗСО





Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Национально-культурное развитие народов
Саратовской области" на 2008 - 2010 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ

(в ред. Законов Саратовской области
от 02.07.2008 № 151-ЗСО, от 31.10.2008 № 291-ЗСО,
от 26.12.2008 № 368-ЗСО,
постановлений Правительства Саратовской области
от 09.09.2009 № 460-П, от 19.11.2009 № 578-П)

Паспорт
областной целевой программы
"Национально-культурное развитие народов
Саратовской области" на 2008 - 2010 годы

Наименование          - областная целевая программа "Национально-культурное
Программы             развитие  народов Саратовской области" на 2008 - 2010
                      годы (далее - Программа)

Основание        для  - распоряжение Правительства Саратовской  области  от
разработки Программы  14  мая  2007  г.  №  106-Пр  "О  подготовке  проекта
                      областной целевой  программы  "Национально-культурное
                      развитие народов Саратовской области"  на 2008 - 2010
                      годы"

Государственный       - комитет общественных связей и национальной политики
заказчик Программы    области

Основной              - комитет общественных связей и национальной политики
разработчик           области
Программы

Цели    и     задачи  - цели Программы:
Программы, важнейшие  создание целостной системы государственной  поддержки
оценочные             этносоциального   развития  народов  с  учетом  задач
показатели            стратегии   социально-экономического    развития    и
                      национальной политики в области;
                      обеспечение  условий  для  удовлетворения  социальных
                      потребностей народов, населяющих область;
                      выравнивание    социально-экономических   показателей
                      уровня   жизни   народов   области,    предотвращение
                      социальной стратификации по этническим признакам;
                      распространение   идей   духовного  единства,  дружбы
                      народов,   межнационального  согласия  и  российского
                      патриотизма;
                      сохранение  и  приумножение   культурно-исторического
                      наследия области;
                      обеспечение интеграции иммигрантов  в  жизнь  местных
                      сообществ   в   муниципальных  образованиях  области,
                      формирование на  местах  атмосферы  сотрудничества  и
                      доверия.
                      Задачи Программы:
                      совершенствование нормативно-правовой базы  области в
                      сфере национальных отношений в области;
                      разработка мер по противодействию  любым  проявлениям
                      агрессивного национализма и экстремизма;
                      совершенствование системы информационного обеспечения
                      проблем   межнационального  сотрудничества,  развитие
                      региональной информационной базы по теории и практике
                      межнациональных отношений;
                      разработка  и   реализация   методик   взаимодействия
                      органов    местного    самоуправления    и    местных
                      национальных общественных организаций  и  религиозных
                      объединений    по   противодействию   ксенофобии    и
                      формированию    толерантного   сознания   в   местных
                      сообществах;
                      разработка мониторинговой системы  по  своевременному
                      выявлению, предупреждению и  профилактике  социальных
                      конфликтов и экстремистских проявлений на  этнической
                      основе;
                      установление   прямых   партнерских    связей   между
                      национально-культурными   объединениями   Саратовской
                      области и регионами России;
                      повышение квалификации управленческих кадров  в сфере
                      межнациональных  отношений;
                      развитие образования на национальном (родном)  языке,
                      национальных видов спорта

Срок    и     этапы   - 2008 - 2010 годы.
реализации            I этап - 2008 год;
Программы             II этап - 2009 год;
                      III этап - 2010 год

Исполнители           - комитет общественных связей и национальной политики
основных              области, министерство культуры области,  министерство
мероприятий           образования области, министерство информации и печати
Программы             области,    министерство    по    развитию    спорта,
                      физической  культуры  и  туризма  области, управление
                      делами  Правительства  области,   Саратовский   отдел
                      Волжского    войскового    казачьего   общества   (по
                      согласованию),       администрации      муниципальных
                      образований области (по согласованию)

Объем  и  источники   - общий  объем  финансирования  Программы  составляет
финансирования        14053,7 тыс. рублей, в том числе:
                      в 2008 году - 7920,0 тыс. рублей, из них:
                      средства  областного  бюджета  в  сумме  7210,0  тыс.
                      рублей;
                      внебюджетные  средства  в  сумме  710,0  тыс.  рублей
                      (прогнозно);
                      в 2009 году - 5323,7 тыс. рублей, из них:
                      средства  областного  бюджета  в  сумме  1713,7  тыс.
                      рублей;
                      средства местного бюджета в сумме 2900,0 тыс.  рублей
                      (прогнозно);
                      внебюджетные  средства  в  сумме  710,0  тыс.  рублей
                      (прогнозно);
                      в 2010 году - 810,0 тыс. рублей, из них:
                      средства  областного  бюджета  в  сумме   100,0  тыс.
                      рублей;
                      внебюджетные  средства  в  сумме  710,0  тыс.  рублей
                      (прогнозно)
(в ред. Закона Саратовской области от 26.12.2008  № 368-ЗСО,  постановления
Правительства Саратовской области от 09.09.2009 № 460-П)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые  конечные   - улучшение  атмосферы  межнационального  общения   в
результаты            области;
реализации            предупреждение и снижение конфликтов  и  преступлений
Программы             на национальной почве;
                      развитие   социально-экономического   партнерства   в
                      рамках межнациональных отношений

Система организации   - контроль за исполнением Программы осуществляется  в
и    контроля    за   соответствии     с    постановлением    Правительства
исполнением           Саратовской области от  3  июня  2003  г.  № 61-П  "О
Программы             порядке   разработки   и   реализации    долгосрочных
                      областных целевых программ"
(в ред.  постановления  Правительства  Саратовской  области  от  09.09.2009
№ 460-П)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевыми методами

Для реализации практических мер в сфере национальных отношений в области в конце 90-х годов была разработана и принята программа "Социальное и национально-культурное развитие народов Саратовской области на 1998 - 2001 годы". С 2003 по 2006 годы на территории области осуществлялась реализация областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" (2003 - 2006 годы).
Эти программы явились механизмом реализации конституционных прав на сохранение и развитие родных языков, культур представителей народов и этнических групп, проживающих в области, и одновременно - гармонизации отношений между этими народами. В ходе осуществления указанных программ ставка была сделана на конкретные дела с реальными целями и конкретными результатами.
В области действуют общеобразовательные учреждения с изучением национального (родного) языка. Преподавание на татарском языке ведется в школах г. Саратова, г. Пугачева, Базарно-Карабулакского, Дергачевского, Ершовского, Балаковского, Петровского районов. Башкирский язык преподается в школах Пугачевского района, казахский - в школах Александрово-Гайского района, чувашский - в Базарно-Карабулакском районе. Немецкий язык преподается в школах г. Маркса, Марксовского и Энгельсского районов.
Подобная система деятельности позволила увеличить количество участников мероприятий Программы. При этом существенно увеличилось количество национальных общественных объединений и гражданских инициатив, направленных на сохранение межнационального мира и согласия в области.
Вместе с тем в указанных программах были недостаточно освещены проблемы пропаганды идей толерантности и межнационального сотрудничества, повышения эффективности социокультурной интеграции иммигрантов и представителей национальных меньшинств, поддержки российского казачества. Завершение срока реализации областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" (2003 - 2006 годы) в 2006 году потребовало подготовки новой программы национально-культурного развития народов Саратовской области на основании результатов и опыта, полученного в ходе реализации предыдущей программы, а также с учетом реальной общественно-политической ситуации области, ее истории и прогноза социально-экономического развития.
Саратовская область является многонациональным, поликонфессиональным территориальным образованием. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, финно-угорских и других народов складывались прочные традиции добрососедства, межнационального диалога и веротерпимости, что, в свою очередь, наложило своеобразный отпечаток на современное состояние национальных отношений.
По данным Всероссийской переписи населения (2002 год), на территории области проживают представители 135 национальностей. Наиболее крупные этнические группы: русские - 85,9 процента, казахи - 2,9 процента, украинцы - 2,5 процента, татары - 2,16 процента. Также в области проживают: мордва - 0,6 процента, чуваши - 0,6 процента, белорусы - 0,48 процента, немцы - 0,45 процента, армяне - 0,94 процента, азербайджанцы - 0,62 процента.
На сегодняшний день в пределах муниципальных районов области компактно проживают различные этнические группы населения: казахи - в Александрово-Гайском, Озинском, Перелюбском, Дергачевском, Питерском, Краснокутском, Ершовском, Федоровском, Краснопартизанском, Марксовском, Энгельсском, Ровенском районах; немцы - в Марксовском, Энгельсском, Саратовском, Красноармейском, Ровенском, Советском, Калининском районах; чеченцы - в Калининском, Татищевском, Марксовском и Саратовском районах; татары - в Базарно-Карабулакском, Балаковском, Дергачевском, Ершовском, Новобурасском, Петровском, Ровенском, Саратовском районах, курды - в Дергачевском, Ершовском, Краснокутском, Озинском районах; украинцы - в Балаковском, Самойловском, Лысогорском, Саратовском, Татищевском, Федоровском районах, башкиры - в Перелюбском, Пугачевском районах, армяне - в Саратове, Балаковском, Вольском, Лысогорском, Марксовском, Пугачевском, Балтайском и Татищевском районах; чуваши и мордва - в Базарно-Карабулакском, Балаковском, Вольском, Петровском, Татищевском районах.
С точки зрения напряженности национальных отношений Саратовская область сегодня относится к числу благополучных субъектов Российской Федерации. Благодаря конструктивной совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и национальных общественных объединений удается избежать серьезных потрясений и конфликтных ситуаций на этнической основе. Снижаются темпы миграционных процессов. В 2003 году число прибывших в Саратовскую область сократилось практически вдвое по сравнению с 1993 - 1995 годами.
Официальная статистика свидетельствует, что за счет миграции наибольший прирост численности населения области наблюдался среди русских. Второе место занимают украинцы, миграционный прирост которых оказался в 7 раз меньше, чем русских. На третьем месте - армяне, на четвертом - казахи и азербайджанцы, на пятом - татары. Прирост численности остальных этнических групп весьма незначительный либо отрицательный. Заметно возросла активность негосударственных общественных организаций (в том числе национально-культурных), благодаря усилиям которых происходит практически безболезненная интеграция мигрантов в принимающее сообщество.
Также непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает объективное стремление представителей различных этнических общностей, особенно в местах их компактного проживания, к наиболее полной социокультурной самоидентификации, сохранению и развитию самобытных языка, культуры, традиций, менталитета при одновременном процессе межкультурной интеграции, формировании общих духовно-нравственных ценностей.
За последнее десятилетие в области, как и в России в целом, активизировался рост национального самосознания граждан, что, в свою очередь, обусловило актуализацию их этнокультурных потребностей по сохранению самобытности, развитию языка, образования, национальной культуры, традиций и обычаев. Наличие мест компактного проживания представителей этнических общностей создает необходимые условия для функционирования устойчивых структур национальных общественных объединений. В последние годы сохраняется тенденция увеличения числа районных отделений национальных общественных объединений области в районах с компактным проживанием различных этнических групп населения. Национальные объединения становятся активными и деятельными субъектами в общественно-политической жизни: все большее внимание они уделяют проводимым на территории области избирательным кампаниям, участвуют в работе различных консультативных органов, созданных при органах власти.
В области открыты и успешно функционируют официальные представительства ряда республик-субъектов Российской Федерации: Башкортостана, Татарстана, Мордовии, а также Представительство Западно-Казахстанской области, что создает дополнительные условия для эффективного этнокультурного развития представителей соответствующих этнических общностей на территории области и является мощным стимулом для межрегионального и международного торгово-экономического, культурного, научно-технического сотрудничества и взаимодействия в сфере регулирования межнациональных отношений.
Вместе с тем в развитии национальных отношений на территории области существуют некоторые элементы скрытой напряженности. Многие из них кроются в кризисных явлениях экономики и социокультурной сферы и требуют взвешенности, четкой последовательности, поэтапности конкретных мер по координации национальных отношений, прежде всего на региональном уровне. Одной из ключевых проблем остается создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории области. Отсутствие программных методов регулирования этносоциальных процессов может привести к усилению межнациональной напряженности, вспышкам национальной розни и дестабилизации этнополитической ситуации в регионе в целом. Происходившие в последние годы на территории области социально-экономические процессы, сопровождавшиеся глубокими переменами в межэтнических отношениях, не только обострили объективно существовавшие межнациональные проблемы, но и привели к появлению новых.
Во многом сложившаяся этнополитическая ситуация региона обусловлена изменившимися геоэкономическими и геополитическими реалиями за последние десятилетия XX века. После распада СССР Саратовская область стала приграничным районом на центрально-азиатском направлении Российской Федерации. Наличие открытой границы с Республикой Казахстан в шести муниципальных районах, стихийные миграционные потоки, кризисное социально-экономическое состояние, ухудшение условий жизни населения негативно отразились на развитии процессов межнационального взаимодействия, политизируя в некоторых случаях отдельные конфликтные проявления, и повлекли за собой изменение поселенческой и этнической структур наименее развитых районов области.
Русское население на территории области в целом расселено равномерно. В абсолютном большинстве районов его численность является преобладающей, за исключением восьми муниципальных районов, где русские составляют менее 70 процентов от общего количества населения: Александрово-Гайский (41 процент), Дергачевский (53,2 процента), Краснокутский (54,2 процента), Перелюбский (62,7 процента), Новоузенский (56,6 процента), Озинский (63,9 процента), Питерский (67 процентов) и Турковский (69,5 процента) районы.
При этом на территории этих образований представители русского этноса имеют самый низкий уровень рождаемости, один из наиболее высоких показателей смертности среди основных национальностей, характеризуются деформированной этнической и социально-экономической структурой, недостаточной правовой, социально-экономической и национально-культурной защищенностью. Сложившаяся демографическая ситуация остается сложной и характеризуется высоким уровнем депопуляции, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, практически исчерпанным трудовым потенциалом.
Другими серьезными проблемами, оказывающими большое влияние на формирование межнациональных отношений, являются миграция и вопросы адаптации мигрантов к новым условиям жизни. Саратовская область была и является на сегодняшний момент одним из наиболее принимающих регионов Российской Федерации. Вследствие происходящих миграционных процессов возрос удельный вес представителей народов Средней Азии и Кавказа, происходит изменение этнической карты области, особенно в восточных районах. Через государственную границу, по оценкам Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области, с конца 90-х годов XX века до 2007 года в регион прибыло примерно 200 тыс. человек, что составило почти 8 процентов от численности населения области.
На территории приграничных районов наблюдаются тенденции формирования "разделенного рынка" по этническому признаку и ярко выраженное социально-экономическое расслоение населения по уровню образования, дохода, социального статуса, а также усиливающаяся этническая сегрегация при устойчивом замедлении темпов развития общественного сектора. Если в конце 90-х годов XX века практически все населенные пункты области с численностью жителей более 500 человек были полиэтничными, то сейчас уже существуют "этнические районы". Наиболее показательным примером является ситуация в Ершовском муниципальном районе, в месте наиболее компактного проживания кавказских этнических групп. Современный национальный состав района является результатом демографических процессов, проходивших в течение последних десяти лет, и продолжает меняться в сторону увеличения численности представителей кавказских диаспор.
По данным опроса вынужденных переселенцев в Саратовской области 40 процентов из них имеют постоянную работу, 50 процентов - временную. При этом 87 процентов мигрантов не имеют постоянного жилья. Неустроенность быта создает основу для развития криминогенной среды среди мигрантов. Недостаточная интегрированность и взаимопонимание между представителями национальных групп, проживающих на территории области, может привести в среднесрочной перспективе к возникновению межнациональной напряженности и конфликтных ситуаций. Под воздействием ущемления прав русских как в "ближнем зарубежье", так и в ряде регионов самой России, проявления национализма, этнической дискриминации при трудоустройстве, принуждения русских к выезду из ряда национальных республик и национально-территориальных образований среди русских стала наблюдаться ответная реакция. Это проявляется в различных формах, часто граничащих с экстремизмом: возникновении национально-патриотических объединений, росте неприязни к представителям иных национальностей и эмигрантов, психологическом дискомфорте. Нередко эта реакция возникает на эмоционально-реактивной основе стихийно и может принять неуправляемый характер.
В ряде районов области отмечаются активные проявления мигрантофобии. Исследования показали, что основной причиной снижения толерантности являются неэффективное регулирование рынка труда, формирование негативных ожиданий у коренного населения. Сюда же можно отнести и неэффективную миграционную политику, порождающую незаконную миграцию при фактической "прозрачности" границ, этнокультурные различия между иммигрантами и принимающей стороной, более высокие темпы роста самосознания ряда этнических групп по сравнению с местным населением, что само по себе является источником ксенофобии.
Согласно аналитическим исследованиям, проводившимся Поволжской академией государственной службы им. П.А. Столыпина в 2006 году, возможность возникновения серьезных конфликтов ощущают примерно 70 процентов жителей области. В 1992 году этот показатель не превышал 20 процентов. Таким образом, относительно позитивная ситуация в сфере межнациональных отношений на территории области в настоящий момент не дает оснований к прогнозированию ее сохранения в среднесрочной перспективе.
Таким образом, анализ состояния сферы национальных отношений в области приводит к осознанию необходимости разработки более конкретных и эффективных мер и механизмов по реализации национальной политики. Эти меры должны быть ориентированы на сохранение и развитие накопленного позитивного опыта в решении вопросов этносоциального развития населения, а также содержать в себе системный подход в решении возникающих проблем в сфере укрепления стабильности этносоциальных и этнокультурных отношений.
Инструментом решения данной задачи является настоящая Программа. Особенно актуален применяемый программно-целевой метод в условиях, когда основная ответственность за регулирование национальных отношений объективно переносится на региональную власть. Программа предполагает переход от дотационной поддержки отдельных мероприятий национальных объединений к политике проектно-целевого финансирования этнокультурного развития области.
Традиционно при решении вопросов этносоциального развития населения области акцент делался на сохранение и обогащение национальных культур. Однако в Программе на основе применения комплексного и межотраслевого подхода усилено внимание и к другим компонентам общественной жизни, в том числе к социальной сфере, гармонизации межнациональных отношений, воспитанию установок толерантного сознания, роли национальных общественных объединений как институтов гражданского общества в реализации национальной политики.
Такой подход диктуется реалиями социально-экономического и социокультурного развития области. Важнейшим средством обеспечения межнационального согласия в области является систематическая работа органов государственной власти по созданию эффективных условий для удовлетворения информационных, культурных, образовательных и иных гуманитарных потребностей жителей области, связанных с их национальной принадлежностью. Исключительный акцент только на развитие национальных культур вольно или невольно ведет на практике к отраслевому принципу управления, что в современной ситуации недопустимо.
В соответствии с данной методологией решения вопросов регулирования национальных отношений в Программу заложена идея достижения межнациональной гармонизации, межкультурной и межэтнической толерантности в национальных отношениях как средства обеспечения социальной безопасности области. Осуществление этой идеи предполагает усиление интеграции многонационального населения региона на основе единства интересов, ценностей, исторических традиций прошлого, без противопоставления представителей одних этнических общностей другим, без проявления национального эгоизма, этноцентризма и шовинизма, превращения национальных движений в националистические.
В рамках целевого программного подхода межнациональные отношения необходимо рассматривать как важнейшую составляющую социально-экономической политики области, а эффективное использование потенциала национальных диаспор - как ресурс повышения инвестиционной привлекательности области.
Большая часть крупных национальных диаспор создала общественные организации, главная цель которых - в более полной мере выражать потребности и запросы представляемых ими народов в сохранении национальной культуры, родного языка, традиций и самобытности, способствовать активному вовлечению этнических групп в социокультурное пространство области. Однако не в полной мере осуществляется комплексное развитие и не разрабатываются программы, способные обеспечить самофинансирование этнокультурных организаций.
Особое внимание требуется уделять вопросам информационного обеспечения межнационального общения. Для интеграции национально-культурных организаций в региональный социум необходимо возобновление издания печатных органов и регулярное освещение их деятельности в СМИ. Освещение в средствах массовой информации вопросов национальных отношений в ряде случаев отличается недостаточной ответственностью авторов соответствующих материалов. При этом иногда за межнациональные конфликты выдаются эксцессы, которые таковыми не являются, а имеют иную природу. Эти явления затрудняют процесс развития области как многонационального региона, эффективного решения проблем межэтнического взаимодействия, могут провоцировать его обострение. Необходимо, чтобы в СМИ, помимо регулярного освещения негативных явлений, уделялось внимание выявлению и популяризации позитивного опыта межнационального сотрудничества, освещалась деятельность органов власти и соответствующих структур гражданского общества по реализации национальной политики.
Одной из основных задач является реализация Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Большое значение имеет решение всего комплекса проблем становления и дальнейшего развития казачества, а также эффективного обеспечения правовой защиты, удовлетворения образовательных (в том числе языковых), культурных, духовных и иных (в рамках действующего законодательства) потребностей национальных меньшинств, предотвращения их возможной насильственной ассимиляции. В связи с этим закономерным шагом в дальнейшем продвижении работы по возрождению казачества должна стать действенная государственная поддержка казачества на основе взаимных обязательств органов власти области и казачьих обществ, принявших обязательства по несению государственной службы.
Для успешного решения этой задачи необходимо осуществить комплекс социально-экономических и нормативно-правовых мер, обеспечивающих привлечение казачества к несению государственной гражданской службы области, развитию традиционных форм самоуправления, хозяйствования.
Таким образом, Программа учитывает необходимость обеспечения единства и целостности регионального социально-политического и культурно-духовного пространства в современных условиях развития российской государственности на основе согласования и учета общегосударственных интересов и интересов граждан различных национальностей, развития всестороннего сотрудничества между народами области.
В практическом плане Программа представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие этносоциальной сферы общественной жизни многонационального населения области. Основополагающим принципом Программы является органическое единство традиций и новаций, системность, комплексность принятия основополагающих решений в сфере этнокультурного развития многонационального населения области.
Программа, подготовленная на основе анализа состояния межнационального общения в области, отражает современные подходы к данной сфере и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении указанных проблем. Новизной предлагаемой Программы является предоставление на конкурсной основе субсидий национально-культурным объединениям для реализации предлагаемых ими проектов, направленных на повышение уровня доверия между народами, развитие межнационального сотрудничества, поддержку образовательных национальных программ. Кроме того, в рамках Программы предусмотрено проведение мероприятий, направленных на поддержку и развитие традиционных духовных ценностей народов России, пропаганду идей толерантности и межнационального согласия, а также создание ресурсного центра национально-культурных объединений.

2. Основные цели и задачи Программы

Реализация Программы предполагает достижение следующих целей:
создание целостной системы государственной поддержки этносоциального развития народов с учетом задач стратегии социально-экономического развития и национальной политики в области;
обеспечение условий для удовлетворения социальных потребностей народов, населяющих Саратовскую область;
выравнивание социально-экономических показателей уровня жизни народов области, предотвращение социальной стратификации по этническим признакам;
распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма;
сохранение и приумножение культурно-исторического наследия области;
обеспечение интеграции иммигрантов в жизнь местных сообществ в муниципальных районах области, формирование на местах атмосферы сотрудничества и доверия.
Задачи Программы:
совершенствование нормативно-правовой базы области в сфере национальных отношений в области;
разработка мер по противодействию любым проявлениям агрессивного национализма и экстремизма;
совершенствование системы информационного обеспечения проблем межнационального сотрудничества, развитие региональной информационной базы по теории и практике национальных и межнациональных отношений;
разработка и реализация методик взаимодействия органов местного самоуправления и местных национальных общественных организаций по противодействию ксенофобии и формированию толерантного сознания в местных сообществах;
разработка мониторинговой системы по своевременному выявлению, предупреждению и профилактике социальных конфликтов и экстремистских проявлений на этнической основе;
установление прямых партнерских связей между национально-культурными объединениями Саратовской области и регионами России;
повышение квалификации управленческих кадров в сфере межнациональных отношений;
развитие образования на национальном (родном) языке, национальных видов спорта.

3. Срок и этапы реализации Программы

Реализация Программы осуществляется с 2008 года по 2010 год.
Этапы реализации Программы:
I этап (2008 год). На этом этапе предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой стратегии этнокультурного развития области, проведением мероприятий по разработке нормативно-правовой, организационно-методической базы и базы инвестирования этнокультурных проектов в рамках реализации Программы. Планируется комплексный анализ законодательства и подготовка предложений по поводу разработки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Программы, а также мероприятия по экспертно-аналитическому, информационно-пропагандистскому и финансово-экономическому обеспечению реализации Программы;
II этап (2009 год). На этом этапе предполагается реализация пилотных проектов в сфере инновационных стратегий этнокультурного развития области, формирование ресурсной базы проведения конкурсов этнокультурных проектов, организационное и нормативно-правовое обеспечение финансирования инициатив в этнокультурной сфере, разработка методик реализации Программы, мероприятий по запуску региональной системы мониторинга и прогнозирования конфликтных ситуаций, мероприятий по методическому, кадровому, информационному обеспечению Программы в соответствии с задачами по распространению лучших практик в гражданской сфере, также реализуются другие мероприятия Программы;
III этап (2010 год). На этом этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных на распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, результатов и практик инновационного характера; корректировка с учетом достигнутых результатов. Предполагается переход от политики дотаций к стратегиям инновационного и инфраструктурного финансирования этнокультурного развития через механизмы самоорганизации национально-культурных объединений. На данном этапе реализации Программы предполагается развитие сети этнокультурных организаций, чья деятельность направлена на социально-экономическое развитие муниципальных образований области, активизацию процессов межрегионального этнокультурного развития.

4. Система программных мероприятий

Программа предусматривает объединение усилий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и национальных общественных объединений для осуществления комплексного подхода к реализации следующих основных мероприятий:
создание необходимых условий для реализации Программы;
поддержка и совершенствование межнационального согласия и партнерства в области;
развитие социально-экономического партнерства в рамках межнациональных отношений;
содействие социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов;
развитие национальных культур;
реализация комплекса мер по созданию условий деятельности казачьих обществ, взявших обязательства по несению государственной гражданской службы в регионе.
Комплекс программных мероприятий будет реализован по следующим направлениям:

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│      Программные мероприятия       │   Обоснование выбора программных   │
│          по направлениям           │            мероприятий             │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Научно-исследовательская            │данная      работа       обусловлена│
│деятельность:                       │необходимостью   реализации   научно│
│проведение          этнографических,│обоснованных принципов  национальной│
│этносоциальных  и   этнополитических│политики,                оптимизации│
│исследований, мониторинга развития и│межнациональных отношений в области,│
│гармонизации национальных  отношений│разработки  методов  диагностики   и│
│народов области;                    │прогнозирования             развития│
│проведение       научно-практических│миграционных    и     этносоциальных│
│конференций,  "круглых   столов"   и│процессов,   предупреждения   очагов│
│семинаров  по  актуальным  проблемам│межнациональной напряженности;      │
│межнациональных отношений           │разработка  действенных   механизмов│
│                                    │регулирования    этносоциальных    и│
│                                    │миграционных  процессов  на  научной│
│                                    │основе                              │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Сохранение    национально-культурной│это  направление  работы   обеспечит│
│самобытности народов  области  через│проведение национальной  политики  в│
│сферу культуры и образования:       │области по реализации  прав  народов│
│развитие  системы   образования   на│области  на  сохранение  и  развитие│
│национальном     (родном)     языке,│национальной культуры;              │
│обеспечение          образовательных│воспитание   уважения   к   истории,│
│учреждений с изучением  национальных│культуре, языкам народов  области  и│
│(родных) языков учебниками и учебно-│России в целом                      │
│методической             литературой│                                    │
│(билингвальное образование);        │                                    │
│совершенствование  системы  мер   по│                                    │
│развитию   творческих   способностей│                                    │
│учеников                национальных│                                    │
│образовательных учреждений и т.д.   │                                    │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Сохранение    национально-культурной│реализация    данного    направления│
│самобытности народов  области  через│создаст  условия   для   обеспечения│
│спортивную сферу: поддержка развития│проведения           государственной│
│национальных      видов      спорта,│национальной политики в  области  по│
│расширение сети  спортивных  секций,│реализации прав народов  области  на│
│клубов, культивирующих  национальные│участие в национальных видах спорта;│

]]>
│области                      │       │       │       │           │       │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────────┼───────┤
│Министерство культуры области│ 1200  │   0   │   0   │     0     │ 1200  │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────────┼───────┤
│Министерство по развитию     │  350  │   0   │   0   │     0     │  350  │
│спорта, физической культуры и│       │       │       │           │       │
│туризма области              │       │       │       │           │       │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────────┼───────┤
│Министерство информации и    │  250  │   0   │   0   │     0     │  250  │
│печати области               │       │       │       │           │       │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────────┼───────┤
│Администрация Энгельсского   │   0   │   0   │   0   │   2900    │ 2900  │
│муниципального образования   │       │       │       │           │       │
│(по согласованию)            │       │       │       │           │       │
└─────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────────┴───────┘





Приложение 3
к областной целевой программе
"Национально-культурное развитие народов
Саратовской области" на 2008 - 2010 годы

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

┌───────────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────┐
│   Краткая формулировка    │     Система показателей      │  Изменение   │
│     программных задач     │     оценки эффективности     │   значений   │
│                           │                              │  показателя  │
│                           │                              │   по годам   │
│                           │                              ├────┬────┬────┤
│                           │                              │2008│2009│2010│
├───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────┼────┼────┤
│Повышение      квалификации│количество тренингов, курсов и│   3│   5│   5│
│управленческих   кадров   в│семинаров     по     повышению│    │    │    │
│сфере       межнациональных│квалификации государственных и│    │    │    │
│отношений                  │муниципальных служащих в сфере│    │    │    │
│                           │управления    межнациональными│    │    │    │
│                           │отношениями                   │    │    │    │
├───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────┼────┼────┤
│Разработка      мер      по│количество          совместных│  10│  14│  18│
│противодействию       любым│мероприятий                   │    │    │    │
│проявлениям    агрессивного│национально-культурных        │    │    │    │
│национализма и экстремизма │объединений,           органов│    │    │    │
│                           │исполнительной    власти     и│    │    │    │
│                           │местного самоуправления       │    │    │    │
├───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────┼────┼────┤
│Создание целостной  системы│количество                    │  58│  60│  65│
│государственной   поддержки│национально-культурных        │    │    │    │
│этносоциального    развития│объединений,    осуществляющих│    │    │    │
│народов области            │деятельность   на   территории│    │    │    │
│                           │области  в   рамках   уставных│    │    │    │
│                           │целей,  на  начало   и   конец│    │    │    │
│                           │реализации Программы          │    │    │    │
├───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────┼────┼────┤
│Создание целостной  системы│количество программ и проектов│  10│  10│  10│
│государственной   поддержки│национально-культурных        │    │    │    │
│этносоциального    развития│объединений,  направленных  на│    │    │    │
│народов области            │развитие      межнационального│    │    │    │
│                           │сотрудничества,     сохранения│    │    │    │
│                           │национальной      идентичности│    │    │    │
│                           │народов области               │    │    │    │
├───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────┼────┼────┤
│Формирование      установок│количество        иммигрантов,│2000│2500│3500│
│толерантного  поведения   и│принявших участие в программах│    │    │    │
│сознания  жителей  области,│социокультурной адаптации     │    │    │    │
│культивирование     чувства│                              │    │    │    │
│российского патриотизма    │                              │    │    │    │
└───────────────────────────┴──────────────────────────────┴────┴────┴────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru