Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


АДМИНИСТРАЦИЯ
ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2009 г. № 354

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Устава Татищевского муниципального района Саратовской области, в целях исполнения муниципальной целевой программы "Противодействие коррупции в Татищевском муниципальном районе Саратовской области на 2009 - 2010 годы", утвержденной постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 03.04.2009 № 343 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Противодействие коррупции в Татищевском муниципальном районе Саратовской области на 2009 - 2010 годы" постановляю:
1. Утвердить Положение о проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района, управляющего делами администрации Татищевского муниципального района Кального Р.А.

Глава
администрации муниципального района
П.В.СУРКОВ





Приложение № 1
к постановлению
администрации Татищевского муниципального района
Саратовской области
от 7 апреля 2009 г. № 354

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, порядок и методику проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Татищевского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - правовые акты, проекты правовых актов).
1.3. Целью антикоррупционной экспертизы правовых актов, проектов правовых актов является предупреждение и устранение правовых условий, способствующих возникновению и распространению коррупции в Татищевском муниципальном районе Саратовской области.
1.4. Задачами антикоррупционной экспертизы правовых актов, проектов правовых актов являются выявление и описание коррупциогенных факторов, содержащихся в проектах правовых актов, в действующих правовых актах, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия коррупциогенных факторов.
1.5. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов - деятельность специалистов по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к проектам правовых актов, к действующим правовым актам, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов (далее по тексту - антикоррупционная экспертиза);
коррупциогенный фактор - отдельная правовая норма или совокупность правовых норм, которые создают предпосылки для совершения коррупционных действий;
коррупциогенность правового акта, проекта правового акта - наличие в правовом акте, в проекте правового акта положений, создающих предпосылки для совершения коррупционных действий.
1.6. Проведение антикоррупционной экспертизы включает:
а) проведение анализа коррупциогенности правового акта, проекта правового акта;
б) подготовку заключения антикоррупционной экспертизы по результатам проведенного анализа.
1.7. Целями анализа коррупциогенности правовых актов, проектов правовых актов являются:
а) выявление в правовых актах, проектах правовых актов коррупциогенных факторов;
б) подготовка рекомендаций по устранению обнаруженных коррупциогенных факторов;
в) подготовка рекомендаций по включению в текст превентивных коррупционных норм.
При выявлении в правовых актах, проектах правовых актов коррупциогенных факторов лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, вправе указать на возможные коррупционные действия и последствия.
Под предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта рекомендациями по устранению коррупциогенных факторов в правовых актах, проектах правовых актов понимается вывод о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в правовые акты, проекты правовых актов. Формулировка конкретных норм, изменяющих и (или) дополняющих правовые акты, проекты правовых актов, не входит в цели антикоррупционной экспертизы, проводимой в соответствии с настоящим Положением. Однако, лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, вправе предложить возможные варианты формулировок таких норм.
1.8. Проведение антикоррупционной экспертизы возлагается на управление правового и документационного обеспечения администрации Татищевского муниципального района Саратовской области.

2. Проведение анализа коррупционности правовых актов,
проектов правовых актов

2.1. При проведении анализа коррупциогенности правовых акта, проектов правовых актов следует дать оценку его целей и задач, предмета правового регулирования, содержащихся в нем норм на предмет наличия факторов коррупциогенности.
2.2. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу правовых актов.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.3. Повторная антикоррупционная экспертиза того же правового акта, проекта правового акта может проводиться в случае, если имеются основания полагать, что в заключении антикоррупционной экспертизы содержатся ошибочные выводы. Дополнительная антикоррупционная экспертиза также может проводиться при недостаточной полноте заключения антикоррупционной экспертизы.
2.4. В отношении правового акта, проекта правового акта, предусматривающего внесение изменений, дополнений в ранее принятый акт, проводится самостоятельная антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта, предусматривающего внесение изменений, дополнений в ранее принятый акт, также проводится анализ коррупциогенности и составление заключения в отношении итогового правового акта с учетом вносимых изменений, дополнений.
2.5. Особое внимание уделяется анализу тех правовых актов, проектов правовых актов, которые определяют полномочия органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов во взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий.
2.6. При проведении антикоррупционной экспертизы правовой акт, проект правового акта проверяется на наличие следующих коррупциогенных факторов:

┌───┬──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ № │   Наименование   │                     Критерии                     │
│п/п│     фактора      │                                                  │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 1 │        2         │                        3                         │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 1 │      Широта      │Наличие в правовом акте,  проекте  правового  акта│
│   │административного │положений, дающих  должностным  лицам  возможность│
│   │    усмотрения    │широкого усмотрения при принятии решения  или  при│
│   │                  │совершении  иных   действий   в   пределах   своих│
│   │                  │должностных полномочий, также  наличие  положений,│
│   │                  │дающих возможность должностному лицу  произвольно,│
│   │                  │по   собственному   усмотрению   выбирать   норму,│
│   │                  │подлежащую применению                             │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 2 │  Несовершенство  │Использование  двусмысленных  или  не  устоявшихся│
│   │   юридической    │терминов,  понятий   и   формулировок,   категорий│
│   │     техники      │оценочного характера,  с  неясным,  неопределенным│
│   │                  │содержанием,    не     используемых     российским│
│   │                  │законодательством,      допускающих      различные│
│   │                  │трактовки, обозначение  одних  и  тех  же  явлений│
│   │                  │различными терминами                              │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 3 │   Дублирование   │Дублирующие полномочия разных  должностных  лиц  в│
│   │    функций и     │рамках одного органа местного  самоуправления  или│
│   │полномочий органов│органов   местного   самоуправления;   наличие   в│
│   │     местного     │правовом  акте,  проекте  правового   акта   норм,│
│   │  самоуправления  │устанавливающих     ответственность     нескольких│
│   │   (избыточное    │должностных лиц за одно и то же решение           │
│   │  регулирование)  │                                                  │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 4 │  Информационная  │Наличие в правовом акте,  проекте  правового  акта│
│   │закрытость системы│положений,     обуславливающих      информационную│
│   │ органов местного │закрытость   органов   местного    самоуправления,│
│   │самоуправления для│отсутствие  или   снижение   муниципального   либо│
│   │    граждан и     │общественного   контроля    за    законностью    и│
│   │   организаций    │обоснованностью принимаемых должностным лицом  или│
│   │                  │органом местного самоуправления решений           │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 5 │    Отсутствие    │Наличие в правовом акте,  проекте  правового  акта│
│   │    надлежащей    │положений, создающих необоснованно обременительные│
│   │  регламентации   │условия  для  реализации  лицом  или  организацией│
│   │     процедур     │своего   права   либо   для    исполнения    своей│
│   │                  │обязанности, в том числе неоправданное  усложнение│
│   │                  │процедуры согласования, требование  предоставления│
│   │                  │необоснованно   завышенного   объема   информации,│
│   │                  │документации; отсутствие в правовом акте,  проекте│
│   │                  │правового  акта  конкретизации   сроков,   порядка│
│   │                  │проведения процедур либо ссылки  на  регламентацию│
│   │                  │их   определенным   правовым   актом,   отсутствие│
│   │                  │исчерпывающего перечня предоставляемых  документов│
│   │                  │или необходимых действий, позволяющие  должностным│
│   │                  │лицам  определять  их   произвольно,   по   своему│
│   │                  │усмотрению;  наличие  в  правовом  акте,   проекте│
│   │                  │правового акта  положений,  неоднозначно  либо  не│
│   │                  │исчерпывающим   образом   определяющих   основания│
│   │                  │отказа   должностного   лица   в    удовлетворении│
│   │                  │требований  либо  в  принятии  решения  в   пользу│
│   │                  │заинтересованного лица (лиц)                      │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 6 │Пробельность права│Наличие в правовом акте,  проекте  правового  акта│
│   │                  │норм,  отсылающих  к  положениям  актов   органов,│
│   │                  │неполномочных регулировать конкретное общественное│
│   │                  │отношение;  наличие  норм,  отсылающих  к  еще  не│
│   │                  │принятым нормам, не  вступившим  в  законную,  или│
│   │                  │утратившим силу; отсутствие конкурсных процедур   │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 7 │ Коллизия в праве │Противоречие   норм   правового   акта,    проекта│
│   │                  │правового акта иным правовым актам,  затрагивающих│
│   │                  │права  и  законные  интересы  физических   лиц   и│
│   │                  │организаций;  наличие  противоречий  в   отдельной│
│   │                  │норме правового акта, проекте правового акта (либо│
│   │                  │противоречие  правового   акта,   другому   акту),│
│   │                  │позволяющих различное толкование нормы            │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 8 │Нарушение баланса │Наличие  положений  в   правовом   акте,   проекте│
│   │    интересов     │правового акта, анализ которых  свидетельствует  о│
│   │                  │предоставлении  преимуществ  отдельным   субъектам│
│   │                  │правоотношений,   в   том   числе   необоснованное│
│   │                  │отсутствие конкурсных, аукционных процедур        │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ 9 │   "Навязанная    │Принятие правового акта на основе правового  акта,│
│   │коррупциогенность"│содержащего коррупциогенные нормы                 │
└───┴──────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┘

При проведении антикоррупционной экспертизы возможно также выявление в правовом акте, проекте правового акта иных коррупциогенных факторов. В этом случае следует привести в заключении антикоррупционной экспертизы описание установленного фактора и дать обоснование способствования его совершению коррупциогенных действий.

3. Подготовка заключения проведения антикоррупционной
экспертизы правовых актов, проектов правовых актов

3.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы составляется мотивированное заключение на бланке управления правового и документационного обеспечения администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, по форме, предусмотренной приложением к настоящему Положению.
3.2. В заключении антикоррупционной экспертизы отражаются следующие данные:
1) кем проведена антикоррупционная экспертиза (приводятся сведения о лицах, органе, проводивших экспертизу);
2) реквизиты правового акта, проекта правового акта, в отношении которого проведена антикоррупционная экспертиза (указывается наименование правового акта, проекта правового акта; в отношении действующих правовых актов указываются также дата принятия и номер);
3) результаты анализа коррупциогенности правового акта, проекта правового акта с указанием норм, содержащих коррупциогенные факторы, названия и описание факторов, возможных способов устранения коррупциогенности, в том числе предложений о включении норм превентивного характера;
4) выводы с указанием статей, частей статьи, пунктов правового акта, проекта правового акта, содержащих коррупциогенные факторы, и формулировкой выявленных факторов.
3.3. При составлении заключения лицо, проводившее антикоррупционную экспертизу, вправе в целях обеспечения большей конкретизации и полноты заключения внести в него также иные данные, не противоречащие принципам настоящего Положения и действующему законодательству.
3.4. Заключение антикоррупционной экспертизы подписывается начальником правового и документационного обеспечения администрации Татищевского муниципального района Саратовской области и лицами, проводившими антикоррупционную экспертизу.





Приложение
к Положению
о проведению
антикоррупционной экспертизы
правовых актов и проектов
правовых актов

                               АДМИНИСТРАЦИЯ
          ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
           УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО И ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

412170, Саратовская область,                         Тел.: (845-58) 4-23-80
р.п. Татищево, ул. Советская, 13                     Факс: (845-58) 4-25-42
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
_______ № __________
На      от _________

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                       антикоррупционной экспертизы

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
         (указывается, кем проведена антикоррупционная экспертиза)
проведена антикоррупционная экспертиза ____________________________________
___________________________________________________________________________
      (указывается наименование нормативного правового акта, проекта
            нормативно-правового акта; в отношении действующего
         нормативно-правового акта - также дата принятия и номер)
___________________________________________________________________________
    При исследовании названного ___________________________________________
                                (указывается вид нормативно-правового акта,
                                    проекта нормативно-правового акта)
установлено:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
       (приводятся результаты анализа коррупциогенности исследуемого
       нормативно-правового акта, проекта нормативно-правового акта,
    указываются выявленные коррупциогенные факторы и возможные
                   способы устранения коррупциогенности)
Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
   (указываются статьи, части, пункты нормативно-правового акта,
                     проекта нормативно-правового акта
___________________________________________________________________________
        (содержащие коррупциогенные факторы, и названия выявленных
                         коррупциогенных факторов)
___________________________________________________________________________
    Способы     устранения    коррупциогенных    факторов    приведены    в
исследовательской части настоящего заключения.
________________________    _______________    ____________________________
(должность руководителя)        (подпись)          (инициалы и фамилия)
________________________    _______________    ____________________________
(должность руководителя)        (подпись)          (инициалы и фамилия)
проводившего экспертизу)



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru