Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 9 октября 2009 г. № 489/01-07

ОБ УТОЧНЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, В 2009 - 2011 ГОДАХ"

Во исполнение Постановления Правительства Пензенской области от 06.05.2008 № 288-пП "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Пензенской области" приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Ресурсное обеспечение деятельности учреждений образования, подведомственных Министерству образования Пензенской области, в 2009 - 2011 годах" с уточнением объемов финансирования, утвержденных Законом Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 28.11.2008 № 1643-ЗПО (с изменениями от 27.02.2009 № 1684-ЗПО), индикаторов деятельности учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Пензенской области от 19.08.2008 № 520-пП "О стратегических целях и задачах исполнительных органов государственной власти Пензенской области" (с последующими изменениями) и прошедшую согласование в Управлении экономики Пензенской области (№ 1904-УЭ от 30.09.2009) и Министерстве финансов Пензенской области (№ 05-03 от 01.10.2009).
2. Признать утратившим силу п. 1 Приказа Министерства образования Пензенской области № 45.1/01-11 от 27.04.2009 "Об уточнении ведомственной целевой программы "Ресурсное обеспечение деятельности учреждений образования, подведомственных Министерству образования Пензенской области, в 2009 - 2011 годах".
3. Данный Приказ действует в части, не противоречащий Закону Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 28.11.2008 № 1643-ЗПО (с последующими изменениями).
4. Настоящий Приказ опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра образования Пензенской области Ефимову Т.В.

Министр
С.К.КОПЕШКИНА





Утверждена
Приказом
Министра образования
Пензенской области
от 9 октября 2009 г. № 489/01-07

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, В 2009 - 2011 ГОДАХ"

Паспорт Программы

┌───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование субъекта │   Министерство образования Пензенской области   │
│бюджетного планирования│                                                 │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Наименование Программы │"Ресурсное обеспечение деятельности учреждений   │
│                       │образования, подведомственных Министерству       │
│                       │образования Пензенской области, в 2009 - 2011    │
│                       │годах"                                           │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Должностное лицо,      │Утверждена Приказом Министра образования         │
│утвердившее Программу, │Пензенской области № 489/01-07 от 09.10.2009     │
│или наименование и     │                                                 │
│номер соответствующего │                                                 │
│нормативного акта      │                                                 │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Номер и дата учета     │№ 30 от 22.09.2009                               │
│Программы в Управлении │                                                 │
│экономики,             │                                                 │
│инновационной и        │                                                 │
│научно-технической     │                                                 │
│политики Пензенской    │                                                 │
│области                │                                                 │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Цель и задачи Программы│Цель 1. Обеспечение доступности качественного    │
│                       │образования для всех слоев населения как основы  │
│                       │социальной мобильности и снижения                │
│                       │социально-экономической дифференциации в         │
│                       │обществе.                                        │
│                       │Задача 1.1. Разработка и содействие реализации   │
│                       │моделей системы образования на региональном      │
│                       │уровне, способствующих достижению равенства      │
│                       │доступа населения к качественным образовательным │
│                       │услугам.                                         │
│                       │Задача 1.2. Реализация государственной политики в│
│                       │области специального образования.                │
│                       │Цель 2. Обеспечение текущих и перспективных      │
│                       │потребностей экономики и социальной сферы в      │
│                       │профессиональных кадрах необходимой квалификации,│
│                       │фундаментальности и практической направленности  │
│                       │образовательных программ, создание условий для   │
│                       │развития непрерывного образования.               │
│                       │Задача 2.1. Приведение                           │
│                       │профессионально-квалификационной структуры       │
│                       │подготовки кадров на разных уровнях              │
│                       │профессионального                                │
│                       │образования в соответствие с потребностями рынка │
│                       │труда и перспективами развития экономики,        │
│                       │обеспечение реализации государственных интересов │
│                       │в сфере образования.                             │
│                       │Задача 2.2. Повышение статуса педагогических     │
│                       │кадров путем совершенствования системы           │
│                       │подготовки, переподготовки и повышения           │
│                       │квалификации.                                    │
│                       │Цель 3. Создание условий для активного включения │
│                       │детей и молодежи в социально-экономическую,      │
│                       │политическую и культурную жизнь общества.        │
│                       │Задача 3.1. Совершенствование системы            │
│                       │дополнительного образования и воспитания,        │
│                       │направленной на всестороннее развитие личности   │
│                       │ребенка.                                         │
│                       │Задача 3.2. Защита прав и интересов социально    │
│                       │незащищенных детей, противодействие социальному  │
│                       │сиротству, детской беспризорности и              │
│                       │безнадзорности                                   │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Целевые индикаторы и   │        Индикаторы результатов реализации        │
│показатели выполнения  │                    Программы                    │
│Программы              │                                                 │
│                       │Доля учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по     │
│                       │программам предпрофильной подготовки,            │
│                       │индивидуальным учебным планам и программам       │
│                       │профильного обучения, от численности обучающихся │
│                       │в 9 - 11 классах в государственных               │
│                       │общеобразовательных учреждениях, финансируемых из│
│                       │бюджета Пензенской области;                      │
│                       │Социальная адаптация выпускников специальных     │
│                       │(коррекционных) школ-интернатов;                 │
│                       │Доля выпускников государственных учреждений      │
│                       │начального профессионального образования (НПО),  │
│                       │трудоустроившихся по полученной профессии в      │
│                       │первый год, в общей численности выпускников      │
│                       │таких учреждений;                                │
│                       │Доля привлеченных внебюджетных средств в общем   │
│                       │объеме средств государственных учреждений        │
│                       │начального профессионального образования;        │
│                       │Численность учащихся, приходящихся на одного     │
│                       │работающего в государственных учреждениях НПО,   │
│                       │всего в том числе на мастера производственного   │
│                       │обучения в таких учреждениях;                    │
│                       │Доля выпускников государственных учреждений      │
│                       │среднего профессионального образования           │
│                       │(СПО), трудоустроившихся по полученной профессии │
│                       │в первый год, в общей численности выпускников    │
│                       │таких учреждений;                                │
│                       │Доля привлеченных внебюджетных средств в общем   │
│                       │объеме средств государственных учреждений        │
│                       │среднего профессионального образования;          │
│                       │Численность студентов, приходящихся на одного    │
│                       │работающего в государственных учреждениях СПО,   │
│                       │всего в том числе на мастера производственного   │
│                       │обучения в таких учреждениях;                    │
│                       │Число педагогических работников, прошедших       │
│                       │курсовую подготовку;                             │
│                       │Число руководителей, прошедших курсовую          │
│                       │подготовку;                                      │
│                       │Количество детей в возрасте 5 - 18 лет,          │
│                       │охваченных программами дополнительного           │
│                       │образования в государственных образовательных    │
│                       │учреждениях, финансируемых из бюджета Пензенской │
│                       │области;                                         │
│                       │Доля детей, оставшихся без попечения родителей,  │
│                       │переданных на воспитание в семьи, из общего числа│
│                       │детей, находящихся на воспитании в               │
│                       │государственных учреждениях всех типов           │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Характеристика         │Мероприятия по реализации Программы имеют        │
│программных мероприятий│следующую направленность:                        │
│                       │            По Пензенскому институту             │
│                       │              развития образования:              │
│                       │- приведение содержания и форм повышения         │
│                       │квалификации работников образования в            │
│                       │соответствие с приоритетными направлениями       │
│                       │развития системы образования Пензенской области; │
│                       │- развитие научного потенциала системы повышения │
│                       │квалификации;                                    │
│                       │- развитие научно-исследовательской деятельности;│
│                       │- совершенствование материально-технических,     │
│                       │информационных и финансово-экономических ресурсов│
│                       │системы повышения квалификации.                  │
│                       │             По учреждениям среднего             │
│                       │         профессионального образования:          │
│                       │- подготовка для региона специалистов среднего   │
│                       │профессионального образования;                   │
│                       │- совершенствование образовательного и           │
│                       │воспитательного процесса в учреждениях среднего  │
│                       │профессионального образования;                   │
│                       │- создание условий для повышения качества        │
│                       │среднего профессионального образования.          │
│                       │            По учреждениям начального            │
│                       │         профессионального образования:          │
│                       │- подготовка для региона специалистов начального │
│                       │профессионального образования;                   │
│                       │- материально-техническое оснащение              │
│                       │образовательного процесса в учреждениях          │
│                       │начального профессионального образования;        │
│                       │- повышение качества начального профессионального│
│                       │образования.                                     │
│                       │         По учреждениям дополнительного          │
│                       │               образования детей:                │
│                       │- координационная деятельность образовательных   │
│                       │учреждений в системе дополнительного образования │
│                       │детей;                                           │
│                       │- осуществление функции                          │
│                       │организационно-методических центров для          │
│                       │образовательных учреждений дополнительного       │
│                       │образования детей всех типов и видов по своему   │
│                       │профилю;                                         │
│                       │- программно-методическое обеспечение            │
│                       │деятельности муниципальных образовательных       │
│                       │учреждений дополнительного образования детей;    │
│                       │- организация образовательной деятельности по    │
│                       │программам дополнительного образования детей.    │
│                       │           По учреждениям образования            │
│                       │       для детей-сирот и детей, оставшихся       │
│                       │            без попечения родителей:             │
│                       │- обеспечение правовой, социальной защиты,       │
│                       │медико-психолого-педагогической реабилитации и   │
│                       │социальной адаптации воспитанников;              │
│                       │- создание благоприятных условий, приближенных к │
│                       │домашним, способствующих умственному,            │
│                       │эмоциональному и физическому развитию личности   │
│                       │каждого воспитанника.                            │
│                       │         По специальным (коррекционным)          │
│                       │           образовательным учреждениям           │
│                       │       I - VIII видов (школам-интернатам):       │
│                       │- организация образовательно-воспитательного     │
│                       │процесса в специальных (коррекционных)           │
│                       │образовательных учреждениях и общеобразовательных│
│                       │школах-интернатах;                               │
│                       │- внедрение вариативности (индивидуализации)     │
│                       │образовательных услуг учреждения;                │
│                       │- формирование социальной и профессиональной     │
│                       │мобильности учащихся;                            │
│                       │- создание щадящих условий для социализации      │
│                       │подростков с нарушениями психофизического        │
│                       │развития.                                        │
│                       │             По общеобразовательным              │
│                       │               школам-интернатам:                │
│                       │- организация образовательно-воспитательного     │
│                       │процесса в общеобразовательных школах-интернатах;│
│                       │- внедрение вариативности (индивидуализации)     │
│                       │образовательных услуг учреждения;                │
│                       │- формирование социальной и профессиональной     │
│                       │мобильности учащихся.                            │
│                       │         По мероприятиям по оздоровлению         │
│                       │         детей-сирот и детей, оставшихся         │
│                       │            без попечения родителей:             │
│                       │- оздоровление социально незащищенных детей -    │
│                       │воспитанников учреждений образования для         │
│                       │детей-сирот и детей, оставшихся без попечения    │
│                       │родителей                                        │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки реализации       │2009 год                                         │
│Программы              │                                                 │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы финансирования  │Общий объем финансирования Программы 938485,1    │
│Программы              │тыс. руб. за счет средств бюджета Пензенской     │
│                       │области, в том числе:                            │
│                       │2009 год - 938485,1 тыс. руб.                    │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые конечные     │В результате реализации Программы будет          │
│результаты реализации  │обеспечено качественное функционирование и       │
│Программы и показатели │развитие субъектов бюджетного планирования       │
│ее                     │Министерства образования Пензенской              │
│социально-экономической│области, что, в свою очередь, обеспечит условия  │
│эффективности          │для дальнейшей интеграции всех уровней           │
│                       │образования в регионе, доступность образования и │
│                       │учет интересов обучающихся, единство образования │
│                       │и воспитания, повышение качества образования     │
│                       │в целом                                          │
└───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘

1. Характеристика задач, решение которых осуществляется
путем реализации Программы, анализ целесообразности и
необходимости решения на ведомственном уровне

Функционирование и развитие субъектов бюджетного планирования Министерства образования Пензенской области является непременным условием сохранения структуры региональной системы образования. Это обеспечивает условия для дальнейшей интеграции всех уровней образования, доступность образования и учет интересов обучающихся, единство образования и воспитания подрастающего поколения, повышение качества образования в целом, включая кадровый потенциал.
Кроме того, функционирование и развитие этих субъектов позволяет выполнять задачу по подготовке кадров с учетом регионального рынка труда, обеспечивает непрерывность образования.
Повышение квалификации и переподготовку работников образования, научно-методическое сопровождение деятельности региональной системы образования осуществляет Пензенский институт развития образования.
Пензенский институт развития образования, являясь учреждением дополнительного профессионального образования взрослых, сочетает в своей деятельности следующие функции: образовательную, научно-исследовательскую и информационно-методическую. Образовательная деятельность Пензенского института развития образования осуществляется на основе лицензии Министерства образования РФ на право ведения образовательной деятельности. Одна из ведущих задач института - повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования в целях пополнения и обновления их теоретических знаний, практических умений и овладения современными образовательными технологиями.
За последние годы значительно возрос потенциал научно-исследовательской и научно-методической работы института, которая осуществляется в рамках исследовательской темы "Актуальные проблемы модернизации системы непрерывного образования". Усилия профессорско-преподавательского состава института направлены на научно-методическое сопровождение экспериментальной работы; на обновление содержания форм и методов повышения квалификации в рамках решения задач модернизации региональной системы образования. Главным критерием научных разработок является их практическая значимость, степень реального влияния на позитивное изменение состояния образовательной системы в регионе.
В институте создан и активно функционирует научно-методический центр информационных технологий в образовании. Основу его деятельности составляют: создание и поддержка образовательного портала Пензенской области, аккумулирование педагогической информации и распространение ее в регионе, обучение педагогов использованию новых информационных технологий, подготовка и организация дистанционного обучения в системе повышения квалификации. Важное направление деятельности Пензенского института развития образования - мониторинг и оценка качества образования, организационно-методическое сопровождение лицензирования и аттестации образовательных учреждений, расположенных на территории Пензенской области, разработка программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов в рамках реализации проекта модернизации образования Пензенской области, совершенствования системы образования области и обеспечение научного сопровождения ее развития.
Учреждения среднего профессионального образования обеспечивают текущие и перспективные потребности экономики и социальной сферы региона в кадрах со средне-специальной профессиональной подготовкой.
Реализация государственной политики в области среднего профессионального образования с учетом потребностей регионального рынка труда и перспектив развития экономики осуществляется в учреждениях среднего профессионального образования Пензенской области.
На основе базовых специальностей за последние годы были открыты новые специальности и введены дополнительные образовательные услуги.
Эти учреждения обеспечивают качественные образовательные услуги населению (предоставляют возможность получить не только профессии, востребованные современным рынком труда, но и дополнительную специализацию в области информационных технологий, менеджмента, иностранных языков и т.д.).
За последние годы многие образовательные учреждения среднего профессионального образования перешли на подготовку конкурентоспособных специалистов, освоили обучение по новым рыночным специальностям, превратились в многоуровневые образовательные учреждения. Они оказывают широкий перечень образовательных услуг молодому и взрослому населению области.
Учреждения среднего профессионального образования решают задачи:
- реализация концепции непрерывного профессионального образования путем организации многоуровневой и ступенчатой подготовки;
- удовлетворение потребности отдельной личности и общества в целом в образовательных услугах;
- интенсивное и своевременное обновление содержания среднего профессионального образования, организационных форм и технологий обучения в соответствии с экономическими и социальными потребностями региона.
Учреждения начального профессионального образования обеспечивают текущие и перспективные потребности экономики и социальной сферы региона в кадрах начальной профессиональной подготовки.
Содержание деятельности учреждений начального профессионального образования направлено прежде всего на организацию образовательного процесса и выполнение программ начального профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования осуществляется контроль качества подготовки выпускников по профессиям востребованным в Пензенском регионе, а также контроль трудоустройства и занятости выпускников.
Педагогические кадры учреждений начального профессионального образования постоянно повышают свою квалификацию и педагогическое мастерство. Особое внимание уделяется деятельности мастеров производственного обучения. С этой целью в учреждениях начального профессионального образования организуются интерактивные формы методической работы с кадрами, создаются условия для обеспечения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности учащихся и педагогов.
Большое значение специалисты учреждений 4 начального профессионального образования придают содержательному наполнению воспитательного процесса, вовлекают учащихся в систему дополнительного образования, организуют здоровьесберегающие мероприятия с учащимися, готовят их к предпринимательской деятельности в рамках проектов трудовых компаний и пр.
Специалисты учреждений начального профессионального образования осуществляют контроль за медицинским обслуживанием учащихся, обеспеченностью обмундированием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за организацией их питания и пр.
В регионе сформирован социальный заказ на деятельность учреждений начального профессионального образования.
Государственные учреждения дополнительного образования детей реализуют образовательную политику, которая направлена на развитие личности каждого ребенка.
Эти учреждения выполняют координирующие функции, обеспечивающие деятельность муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей. Они являются организационно-методическими центрами для муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов по своему профилю и осуществляют программно-методическое обеспечение их деятельности.
ГОУ ДОД являются организаторами областных итоговых мероприятий по десяти основным направлениям образовательной деятельности.
Педагоги этих учреждений проводят образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей, постоянно совершенствуют воспитательно-образовательный процесс и качество дополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования создаются условия для развития детского творчества по различным направлениям: научно-техническое, спортивно-техническое, художественное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, социально-экономическое, естественно-научное и др.
Учреждения дополнительного образования обеспечивают занятость детей в свободное время, развивают способности детей и ориентируют их в выборе будущих профессий. Потребность в деятельности таких учреждений мотивируется также запросами социума, в частности родителей.
На региональном уровне функционируют государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это учреждения, обеспечивающие защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, противодействие детской безнадзорности.
В ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выстраивается система, способствующая организации здоровой социокультурной среды для воспитанников. Вся учебная, воспитательная и коррекционная работа направлена на создание среды и условий для максимального развития трудолюбивой и здоровой личности ребенка, позволяющей социально адаптироваться в окружающей действительности. Уровень социальной адаптации выпускника, в конечном итоге, является главным критерием в оценке труда педагогического персонала.
Для воспитанников создаются благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников.
В учреждениях реализуются образовательные программы, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, апробируются новые технологии коррекционно-развивающей работы.
Воспитанникам предоставляется возможность заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей.
Государственная политика в области специального (коррекционного) образования детей осуществляется в Пензенской области в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VIII видов.
В Пензенской области функционируют 10 специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII вида. Содержание учебно-коррекционной деятельности указанных учреждений направлено на организацию образовательного и воспитательного процесса с целью максимальной коррекции и компенсации имеющихся у детей психофизических нарушений. В данных учреждениях осуществляется контроль качества учебной и трудовой подготовки учащихся, а также контроль трудоустройства и занятости выпускников.
Педагогические кадры специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов постоянно повышают свою квалификацию и педагогическое мастерство. Особое внимание уделяется учебной деятельности, направленной на коррекцию имеющихся недостатков психофизического развития учащихся и воспитанников. С этой целью в учреждениях организуются различные формы методической работы с кадрами, создаются условия для обеспечения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогических коллективов.
Большое значение специалисты коррекционных образовательных учреждений I - VIII видов уделяют содержательному наполнению воспитательного процесса, вовлекают учащихся в систему дополнительного образования, организуют здоровьесберегающие мероприятия с учащимися, особое внимание уделяется социальной адаптации и реабилитации детей, имеющих нарушения психофизического развития.
Администрация данных учреждений осуществляет тщательный контроль медицинского обслуживания учащихся, за организацией питания, обеспеченностью одеждой и учебниками всех детей образовательного учреждения, при этом особое внимание уделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В содержательный аспект деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений включаются функции, обеспечивающие дополнительное образование детей с учетом специфики имеющихся у них нарушений. Разрабатывается и апробируется программно-методическое обеспечение, организуется образовательная деятельность по программам дополнительного образования детей, имеющих интеллектуальные нарушения. В данных образовательных учреждениях создаются условия для развития детского творчества по различным направлениям: художественное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое и др.
Государственная политика в области общего образования детей осуществляется в общеобразовательных школах-интернатах.
Для выполнения общеобразовательными школами-интернатами своих целей, задач, функций и основного содержания деятельности необходимо определенное ресурсное обеспечение, способствующее повышению качества образования, а также создающее условия для их дальнейшего развития.
В связи с этим требуется переосмысление и изменение деятельности этих учреждений как коллективных субъектов бюджетного планирования Министерства образования Пензенской области, обеспечивающих инновационные преобразования в региональной системе образования.
Модернизация деятельности субъектов бюджетного планирования должна осуществляться с учетом накопленного регионального опыта, местных условий и в соответствии со следующими приоритетными направлениями развития образования региона:
- обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования; повышение качества образования; повышение воспитательного потенциала образования; повышение эффективности кадрового обеспечения образования; формирование эффективных экономических отношений в образовании; повышение эффективности управления образованием.
Проведение мероприятий по оздоровлению воспитанников учреждений образования, финансируемых из бюджета Пензенской области, обеспечивает оздоровление социально незащищенных детей - воспитанников учреждений образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII вида).


Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.1. Цели Программы

]]>
│   │                   │             │          │        │         │в том числе на   │Чел  │  14,1  │
│   │                   │             │          │        │         │мастера          │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │производственного│     │        │
│   │                   │             │          │        │         │обучения в таких │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │учреждениях      │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │(чел.)           │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│2. │Обеспечение        │Министерство │2009 -    │  425   │178824,5 │Доля выпускников │%    │  71,5  │
│   │деятельности       │образования  │2011 гг.  │        │         │государственных  │     │        │
│   │учреждений         │             │          │        │         │учреждений       │     │        │
│   │начального         │             │          │        │         │начального       │     │        │
│   │профессионального  │             │          │        │         │профессионального│     │        │
│   │образования        │             │          │        │         │образования      │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │(НПО),           │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │трудоустроившихся│     │        │
│   │                   │             │          │        │         │по полученной    │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │профессии в      │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │первый год, в    │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │общей численности│     │        │
│   │                   │             │          │        │         │выпускников таких│     │        │
│   │                   │             │          │        │         │учреждений (%)   │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│   │                   │             │          │        │         │Доля привлеченных│%    │  5,8   │
│   │                   │             │          │        │         │внебюджетных     │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │средств в общем  │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │объеме средств   │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │государственных  │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │учреждений       │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │начального       │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │профессионального│     │        │
│   │                   │             │          │        │         │образования (%)  │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│   │                   │             │          │        │         │Численность      │Чел. │  2,9   │
│   │                   │             │          │        │         │учащихся,        │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │приходящихся на  │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │одного           │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │работающего в    │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │государственных  │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │учреждениях НПО, │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │- всего (человек)│     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│   │                   │             │          │        │         │в том числе на   │Чел. │  13,5  │
│   │                   │             │          │        │         │мастера          │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │производственного│     │        │
│   │                   │             │          │        │         │обучения в таких │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │учреждениях      │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │(чел.)           │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│   │Повышение статуса  │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │педагогических     │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │кадров путем       │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │совершенствования  │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │системы подготовки,│             │          │        │         │                 │     │        │
│   │переподготовки и   │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │повышения          │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │квалификации       │             │          │        │         │                 │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│1. │Обеспечение        │Министерство │2009 -    │  428   │46831,9  │Число            │Чел. │  4150  │
│   │деятельности       │образования  │2011 гг.  │        │         │педагогических   │     │        │
│   │Пензенского        │             │          │        │         │работников,      │     │        │
│   │института развития │             │          │        │         │прошедших        │     │        │
│   │образования        │             │          │        │         │курсовую         │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │подготовку       │     │        │
├───┤                   ├─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│   │                   │             │          │        │         │Число            │Чел. │  370   │
│   │                   │             │          │        │         │руководителей,   │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │прошедших        │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │курсовую         │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │подготовку       │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│   │Совершенствование  │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │системы            │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │дополнительного    │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │образования и      │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │воспитания,        │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │направленной на    │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │всестороннее       │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │развитие личности  │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │ребенка            │             │          │        │         │                 │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│1. │Обеспечение        │Министерство │2009 -    │  423   │25887,4  │Количество детей │Тыс. │  2,8   │
│   │деятельности       │образования  │2011 гг.  │        │         │в возрасте 5 - 11│чел. │        │
│   │учреждений         │             │          │        │         │лет, охваченных  │     │        │
│   │дополнительного    │             │          │        │         │программами      │     │        │
│   │образования        │             │          │        │         │дополнительного  │     │        │
│   │регионального      │             │          │        │         │образования в    │     │        │
│   │подчинения         │             │          │        │         │государственных  │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │образовательных  │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │учреждениях,     │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │финансируемых из │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │бюджета          │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │Пензенской       │     │        │
│   │                   │             │          │        │         │области          │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│   │Защита прав и      │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │интересов социально│             │          │        │         │                 │     │        │
│   │незащищенных детей,│             │          │        │         │                 │     │        │
│   │противодействие    │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │социальному        │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │сиротству, детской │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │беспризорности и   │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │безнадзорности     │             │          │        │         │                 │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│1. │Обеспечение        │Министерство │2009 -    │  424   │65624,7  │Доля детей,      │%    │ 15,38  │
│   │деятельности       │образования  │2011 гг.  │        │         │оставшихся без   │     │        │
│   │учреждений         │             │          │        │         │попечения        │     │        │
│   │образования для    │             │          │        │         │родителей,       │     │        │
│   │детей-сирот и      │             │          │        │         │переданных на    │     │        │
│   │детей, оставшихся  │             │          │        │         │воспитание в     │     │        │
│   │без попечения      │             │          │        │         │семьи, из общего │     │        │
│   │родителей          │             │          │        │         │числа детей,     │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┤находящихся на   │     │        │
│1. │Обеспечение        │Министерство │2009 -    │  432   │ 2762,7  │воспитании в     │     │        │
│   │проведения         │образования  │2011 гг.  │        │         │государственных  │     │        │
│   │мероприятий по     │             │          │        │         │(муниципальных)  │     │        │
│   │оздоровлению       │             │          │        │         │учреждениях всех │     │        │
│   │воспитанников      │             │          │        │         │типов            │     │        │
│   │учреждений         │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │образования,       │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │финансируемых из   │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │бюджета Пензенской │             │          │        │         │                 │     │        │
│   │области            │             │          │        │         │                 │     │        │
├───┼───────────────────┼─────────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────────────────┼─────┼────────┤
│   │Итого по Программе │             │          │        │938485,1 │                 │     │        │
└───┴───────────────────┴─────────────┴──────────┴────────┴─────────┴─────────────────┴─────┴────────┘

4.2. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Реализация мероприятий Программы потребует 938485,1 тыс. руб., в том числе по годам:
На 2009 год - 938485,1 тыс. руб.
Из них:
- расходы на содержание Пензенского института развития образования составят за этот период 46831,9 тыс. руб., в том числе по годам:
На 2009 год - 46831,9 тыс. руб.
- расходы на содержание учреждений среднего профессионального образования составят за этот период 419994,0 тыс. руб., в том числе по годам:
На 2009 год - 419994,0 тыс. руб.
- расходы на содержание учреждений начального профессионального образования составят за этот период 178824,5 тыс. руб., в том числе по годам:
На 2009 год - 178824,5 тыс. руб.
- расходы на содержание учреждений дополнительного образования детей составят за этот период 25887,4 тыс. руб., в том числе по годам:
На 2009 год - 25887,4 тыс. руб.
- расходы на содержание общеобразовательных школ-интернатов составят за этот период 29933,7 тыс. руб., в том числе по годам:
На 2009 год - 29933,7 тыс. руб.
- расходы на содержание учреждений образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составят за этот период 65624,7 тыс. руб., в том числе по годам:
На 2009 год - 65624,7 тыс. руб.
- расходы на содержание специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов составят за этот период 168626,2 тыс. руб., в том числе по годам:
На 2009 год - 168626,2 тыс. руб.
- расходы на обеспечение проведения мероприятий по оздоровлению воспитанников учреждений образования, финансируемых из бюджета Пензенской области, составят за этот период 2762,7 тыс. руб., в том числе по годам:
На 2009 год - 2762,7 тыс. руб.

Потребность в денежных средствах на ресурсное обеспечение
содержания учреждений образования, финансируемых
из бюджета Пензенской области на 2009 г.

тыс. руб.
┌────────────────────────────────────────────────────┬─────────┬──────────┐
│     Наименование статьи расходов, показателей      │   Код   │ План на  │
│                                                    │ статьи  │  период  │
│                                                    │         │ 2009 г.  │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│                         1                          │    2    │    3     │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Оплата труда                                        │   211   │ 448392,2 │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Прочие выплаты                                      │   212   │  4768,9  │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Начисления на оплату труда                          │   213   │ 117665,4 │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Услуги связи                                        │   221   │  3250,6  │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Транспортные услуги                                 │   222   │  971,6   │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Коммунальные услуги                                 │   223   │ 64221,1  │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Арендная плата                                      │   224   │   70,5   │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Услуги по содержанию имущества                      │   225   │ 27814,7  │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Прочие услуги                                       │   226   │ 27177,7  │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Пособия по социальной помощи населению              │   262   │ 41350,6  │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Прочие расходы                                      │   290   │  81699   │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Увеличение стоимости основных средств               │   310   │  3526,4  │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Увеличение стоимости материальных запасов           │   340   │ 117576,4 │
├────────────────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Итого                                               │         │ 938485,1 │
└────────────────────────────────────────────────────┴─────────┴──────────┘

Источником финансирования реализации мероприятий Программы является бюджет Пензенской области. Финансирование мероприятий Программы в 2009 году будет осуществляться в рамках текущего финансирования, предусмотренного бюджетом Пензенской области Министерству образования по разделу "Образование".

5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации Программы: 2009 год.

6. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.1. Социальные последствия

Реализация Программы позволит создать условия для развития региональной системы образования, отвечающей запросам экономической и социальной политики. Развитие кадрового ресурса системы образования области будет способствовать устойчивому развитию региональной системы образования в целом, следствием чего будет всестороннее удовлетворение образовательных потребностей жителей Пензенской области.
В результате реализации программных мероприятий ожидается повышение готовности педагогических и руководящих кадров области к решению новых задач в условиях модернизации образования и, как следствие, повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений Пензенской области, основанной на овладении ими универсальными способами деятельности (ключевыми компетентностями) и готовности применять их в зависимости от поставленной цели и конкретной ситуации.
Следствием этого будет превращение образования в механизм социально-экономического развития Пензенской области.

6.2. Риски реализации Программы и пути их снижения

Предварительная оценка минимально необходимого ресурсного обеспечения Программы показывает, что размер необходимых для ее реализации средств, выделяемых из бюджета Пензенской области, должен составлять не менее 938485,1 тыс. руб.
В случае уменьшения средств, выделяемых из регионального бюджета на цели развития региональной системы образования, существенно снизится степень достижения цели Программы, что может быть подтверждено целевыми индикаторами и показателями, характеризующими ход реализации Программы. Это приведет к следующим рискам:
- не позволит создать современную материальную, кадровую инфраструктуры, необходимые для развития региональной системы образования;
- полномасштабные изменения системы образования области будут перенесены на более позднее время, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов и качество человеческого капитала региона и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;
- будет интенсивно нарастать социальная напряженность, обусловленная сохранением неравной доступности к получению образования, в том числе и профессионального;
- выполнение мониторинговых исследований хода реализации Программы не в полном объеме может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отрыву от реальной ситуации в системе образования;
- снизит готовность педагогических кадров к решению новых задач в условиях модернизации образования.
Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с указанными рисками, в структуре управления Программой предусмотрена деятельность Совета директоров субъектов бюджетного планирования, в состав которого будут включены представители Министерства образования Пензенской области.

7. БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Эффективность расходования бюджетных средств на реализацию настоящей Программы определяется следующими показателями:


Нумерация строк таблицы дана в соответствии с официальным текстом документа.

┌───┬──────────────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┐
│ № │        Показатели бюджетной эффективности        │ Единица │Значения│
│п/п│                                                  │измерения│по годам│
│   │                                                  │         ├────────┤
│   │                                                  │         │2009 год│
├───┼──────────────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┤
│   │                     Общественная эффективность                      │
├───┼──────────────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┤
│1. │Доля выпускников государственных учреждений       │Процент  │  71,5  │
│   │начального профессионального образования (НПО),   │         │        │
│2. │трудоустроившихся по полученной профессии в первый│         │        │
│   │год, в общей численности выпускников таких        │         │        │
│   │учреждений                                        │         │        │
├───┼──────────────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┤
│   │Доля выпускников государственных учреждений       │Процент  │  63,5  │
│   │среднего профессионального образования (СПО),     │         │        │
│   │трудоустроившихся по полученной профессии в первый│         │        │
│   │год, в общей численности выпускников таких        │         │        │
│   │учреждений                                        │         │        │
├───┼──────────────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┤
│   │Доля социально адаптированных воспитанников       │Процент  │        │
│   │школ-интернатов и специальных (коррекционных)     │         │        │
│   │образовательных учреждений:                       │         │        │
│   │- продолживших обучение в учреждениях НПО, СПО,   │         │  60,5  │
│   │вузах;                                            │         │        │
│   │- трудоустроенных                                 │         │  27,5  │
└───┴──────────────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┘

Настоящая Программа направлена на обеспечение готовности педагогических и руководящих кадров области к решению новых задач в условиях модернизации образования, обеспечение всестороннего удовлетворения образовательных потребностей жителей Пензенской области, способствующих социально-экономическому развитию региона.

8. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Министерство образования Пензенской области осуществляет:
- контроль за реализацией Программы, мониторинг выполнения программных мероприятий;
- координацию деятельности исполнителей на основе периодической отчетности для обеспечения их согласованных действий;
- контроль за рациональным использованием выделяемых финансовых средств;
- работу по корректировке Программы на основании анализа результатов ее выполнения за год;
- подготовку и представление в установленном порядке сводной бюджетной заявки на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru