Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 1 октября 2009 г. № 479/01-07

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ (СЕМЬЕЙ) ГРУППЫ РИСКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В целях совершенствования деятельности образовательных учреждений в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в соответствии с действующим законодательством в сфере обеспечения и защиты прав детей приказываю:
1. Утвердить Примерное положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса (далее - Положение).
2. Отделу государственной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семьи (Осипов А.В.) Министерства образования Пензенской области совместно с ГБОУ ДПО Пензенский институт развития образования (Белорыбкин Г.Н.) разработать:
2.1. Алгоритм организации работы образовательного учреждения с несовершеннолетними (семьей) группы риска (далее - Алгоритм).
Срок: до 05.10.2009.
2.2. Рекомендации по организации выявления и учета несовершеннолетних (семей) группы риска в образовательных учреждениях (далее - Рекомендации).
Срок: до 05.10.2009.
2.3. Форму отчетности муниципальных органов управления образованием об организации работы с несовершеннолетними (семьей) группы риска (далее - Форма отчетности).
Срок: до 05.10.2009.
2.4. Программы обучающих семинаров, практикумов, раскрывающих содержательные подходы к осуществлению деятельности специалистов муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по работе с несовершеннолетними (семьей) группы риска.
Срок: до 05.10.2009
2.5. Организовать работу экспериментальных площадок по апробации инновационных методик и технологий комплексного психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних (семей) группы риска.
Срок: 2009 - 2010 - учебный год.
2.6. Обеспечить широкое информирование общественности об усилении ответственности родителей (законных представителей), всех заинтересованных служб, учреждений и ведомств за соблюдение основных прав и законных интересов ребенка в Пензенской области.
Срок: 2009 - 2010 - учебный год
3. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
3.1. Обеспечить организацию деятельности образовательных учреждений в соответствии с Алгоритмом и Рекомендациями.
3.2. Обеспечить предоставление отчетных материалов в соответствии с Формой.
3.3. Обеспечить применение инновационных методик и технологий комплексного психолого-педагогического сопровождения детей и семей группы риска.
3.4. Оперативно реагировать на факты жестокого обращения с ребенком, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего, и незамедлительно информировать органы внутренних дел, прокуратуры, Министерство образования Пензенской области.
3.5. Организовать активное участие институтов родительской и гражданской общественности, средств массовой информации в деятельности учреждений образования по работе с несовершеннолетними (семьей) группы риска.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра - начальника Управления воспитания, дополнительного образования и семейной политики (С.П. Кудинову).

Министр
С.К.КОПЕШКИНА





Утверждено
Приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 1 октября 2009 г. № 479/01-07

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, компетенцию, основные формы деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса в рамках образовательного учреждения.
1.2. Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители, учителя, воспитатели, сотрудники.
1.3. Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (далее Уполномоченный) назначается решением Конференции или Советом образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановлению нарушенных прав.
1.4. Деятельность Уполномоченного не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных школьных органов.
1.5. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется международными актами по правам человека, Конституцией РФ, Законом "Об образовании", Уставом образовательного учреждения, законодательством Российской Федерации, Пензенской области, настоящим Положением и собственной совестью.
1.6. Уполномоченный при осуществлении своей компетенции независим и не подотчетен каким-либо органам и должностным лицам.

2. Назначение Уполномоченного

2.1. Уполномоченным может быть избран совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, а также родитель, законный представитель несовершеннолетнего), пользующийся доверием и авторитетом участников образовательного процесса. Уполномоченным не может быть избран участник образовательного процесса, занимающий административную должность.
2.2. Уполномоченный избирается Конференцией или Советом образовательного учреждения большинством (не менее 2/3) голосов от общего числа членов Конференции или Совета образовательного учреждения при тайном голосовании.
2.3. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу: "Я клянусь защищать права и достоинства учащихся, родителей, учителей, воспитателей и сотрудников образовательного учреждения, исполнять свои обязанности добросовестно, быть беспристрастным и руководствоваться международными актами по правам человека, Конституцией РФ, Законом "Об образовании", Уставом образовательного учреждения и голосом совести". Присяга приносится на общешкольном собрании.
2.4. Уполномоченный назначается на срок 3 года, считая со дня принесения присяги. Одно и то же лицо не может занимать должность Уполномоченного более двух сроков.
2.5. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от должности в случае:
- подачи личного заявления о сложении полномочий;
- неисполнения своих обязанностей.
2.6. Освобождение Уполномоченного от должности в этих случаях принимается Конференцией или Советом образовательного учреждения большинством (не менее 2/3) голосов от общего числа членов Конференции или Совета образовательного учреждения.

3. Компетенция Уполномоченного

3.1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением и в рамках образовательного процесса. Уполномоченный не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.
3.2. Уполномоченный рассматривает жалобы только участников образовательного процесса. Жалоба может быть подана также третьим лицом при условии согласия на это лица, права и достоинства которого, по мнению заявителя, были ущемлены.
3.3. Уполномоченный рассматривает жалобы о нарушении прав, установленных Уставом образовательного учреждения, а также факты ущемления достоинства участников образовательного процесса.
3.4. Не подлежат рассмотрению жалобы на:
- вопросы, связанные с оплатой труда и поощрения членов трудового коллектива;
- дисциплинарные взыскания;
- организацию учебного процесса (распределение учебной нагрузки среди учителей и изменение ее в течение года, распределение кабинетов и классного руководства);
- действия и решения муниципальных и государственных органов управления образованием.
3.5. Приоритетным в деятельности Уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса.
3.6. Жалоба должна быть подана Уполномоченному в письменной или устной форме в течение 2-х недель с момента нарушения или ущемления достоинства или с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении.
3.7. Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
- принять жалобу к рассмотрению;
- указать на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав и достоинства участников образовательного процесса;
- передать жалобу органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
- отказать в принятии жалобы, мотивируя свои решения.
3.8. Уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о грубых нарушениях прав участников образовательного процесса либо лиц, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.
3.9. При выяснении вопроса Уполномоченный вправе:
- беспрепятственно посещать любые уроки, родительские собрания, заседания Совета школы, педагогические советы и совещания при директоре;
- получать объяснения по вопросам, подлежащим выяснению от всех участников образовательного процесса;
- проводить самостоятельно или совместно с другими школьными органами и директором школы проверку деятельности участников образовательного процесса, относительно которых Уполномоченный располагает информацией о грубых нарушениях прав участников образовательного процесса или унижения их достоинств.
3.10. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя.
3.11. В случае установления нарушения прав Уполномоченный предпринимает следующие меры:
- содействует разрешению конфликта путем конфиденциальной согласительной процедуры;
- вносит (письменные) рекомендации, обращенные к сторонам конфликта, предлагающие меры для его разрешения;
- принимает все возможные меры для разрешения споров и конфликтов наиболее быстрым и неформальным способом.
3.12. Если по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный приходит к выводу о грубом нарушении Устава образовательного учреждения либо унижении достоинства других участников образовательного процесса, Уполномоченный вправе ставить перед директором школы вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности нарушителей. Уполномоченный принимает участие в предварительных обсуждениях всех решений администрации школы, входящих в его компетенцию.
3.13. По результатам изучения и обобщения информации о нарушениях Устава образовательного учреждения Уполномоченный вправе представлять Совету образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации школы свои мнения, оценки и предложения как общего характера, так и по конкретным вопросам, затрагивающим права и достоинства участников образовательного процесса.
3.14. В случаях систематических нарушений прав участников образовательного процесса или унижения их достоинства Уполномоченный вправе выступить с устным докладом на заседании Совета образовательного учреждения.
3.15. По окончании учебного года Уполномоченный представляет в Совет образовательного учреждения или/и педагогический совет доклад о своей деятельности. Доклад может содержать общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и уважения достоинства участников образовательного процесса.

4. Обязанности администрации школы

4.1. Для эффективной работы Уполномоченного администрация образовательного учреждения оказывает ему всемерное содействие в предоставлении на время личного приема отдельного помещения, в выдаче запрашиваемых документов и иных сведений, необходимых для осуществления деятельности в пределах его компетенции.
4.2. Должностные лица школы не вправе вмешиваться в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

5. Заключительные положения

5.1. При необходимости Уполномоченный назначает двух помощников таким образом, чтобы были представлены все участники образовательного процесса.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru