МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 1 октября 2009 г. № 479/01-07
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ (СЕМЬЕЙ) ГРУППЫ РИСКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В целях совершенствования деятельности образовательных учреждений в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в соответствии с действующим законодательством в сфере обеспечения и защиты прав детей приказываю:
1. Утвердить Примерное положение
об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса (далее - Положение).
2. Отделу государственной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семьи (Осипов А.В.) Министерства образования Пензенской области совместно с ГБОУ ДПО Пензенский институт развития образования (Белорыбкин Г.Н.) разработать:
2.1. Алгоритм организации работы образовательного учреждения с несовершеннолетними (семьей) группы риска (далее - Алгоритм).
Срок: до 05.10.2009.
2.2. Рекомендации по организации выявления и учета несовершеннолетних (семей) группы риска в образовательных учреждениях (далее - Рекомендации).
Срок: до 05.10.2009.
2.3. Форму отчетности муниципальных органов управления образованием об организации работы с несовершеннолетними (семьей) группы риска (далее - Форма отчетности).
Срок: до 05.10.2009.
2.4. Программы обучающих семинаров, практикумов, раскрывающих содержательные подходы к осуществлению деятельности специалистов муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по работе с несовершеннолетними (семьей) группы риска.
Срок: до 05.10.2009
2.5. Организовать работу экспериментальных площадок по апробации инновационных методик и технологий комплексного психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних (семей) группы риска.
Срок: 2009 - 2010 - учебный год.
2.6. Обеспечить широкое информирование общественности об усилении ответственности родителей (законных представителей), всех заинтересованных служб, учреждений и ведомств за соблюдение основных прав и законных интересов ребенка в Пензенской области.
Срок: 2009 - 2010 - учебный год
3. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
3.1. Обеспечить организацию деятельности образовательных учреждений в соответствии с Алгоритмом и Рекомендациями.
3.2. Обеспечить предоставление отчетных материалов в соответствии с Формой.
3.3. Обеспечить применение инновационных методик и технологий комплексного психолого-педагогического сопровождения детей и семей группы риска.
3.4. Оперативно реагировать на факты жестокого обращения с ребенком, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего, и незамедлительно информировать органы внутренних дел, прокуратуры, Министерство образования Пензенской области.
3.5. Организовать активное участие институтов родительской и гражданской общественности, средств массовой информации в деятельности учреждений образования по работе с несовершеннолетними (семьей) группы риска.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра - начальника Управления воспитания, дополнительного образования и семейной политики (С.П. Кудинову).
Министр
С.К.КОПЕШКИНА
Утверждено
Приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 1 октября 2009 г. № 479/01-07
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, компетенцию, основные формы деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса в рамках образовательного учреждения.
1.2. Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители, учителя, воспитатели, сотрудники.
1.3. Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (далее Уполномоченный) назначается решением Конференции или Советом образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановлению нарушенных прав.
1.4. Деятельность Уполномоченного не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных школьных органов.
1.5. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется международными актами по правам человека, Конституцией РФ, Законом "Об образовании", Уставом образовательного учреждения, законодательством Российской Федерации, Пензенской области, настоящим Положением и собственной совестью.
1.6. Уполномоченный при осуществлении своей компетенции независим и не подотчетен каким-либо органам и должностным лицам.
2. Назначение Уполномоченного
2.1. Уполномоченным может быть избран совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, а также родитель, законный представитель несовершеннолетнего), пользующийся доверием и авторитетом участников образовательного процесса. Уполномоченным не может быть избран участник образовательного процесса, занимающий административную должность.
2.2. Уполномоченный избирается Конференцией или Советом образовательного учреждения большинством (не менее 2/3) голосов от общего числа членов Конференции или Совета образовательного учреждения при тайном голосовании.
2.3. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу: "Я клянусь защищать права и достоинства учащихся, родителей, учителей, воспитателей и сотрудников образовательного учреждения, исполнять свои обязанности добросовестно, быть беспристрастным и руководствоваться международными актами по правам человека, Конституцией РФ, Законом "Об образовании", Уставом образовательного учреждения и голосом совести". Присяга приносится на общешкольном собрании.
2.4. Уполномоченный назначается на срок 3 года, считая со дня принесения присяги. Одно и то же лицо не может занимать должность Уполномоченного более двух сроков.
2.5. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от должности в случае:
- подачи личного заявления о сложении полномочий;
- неисполнения своих обязанностей.
2.6. Освобождение Уполномоченного от должности в этих случаях принимается Конференцией или Советом образовательного учреждения большинством (не менее 2/3) голосов от общего числа членов Конференции или Совета образовательного учреждения.
3. Компетенция Уполномоченного
3.1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением и в рамках образовательного процесса. Уполномоченный не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.
3.2. Уполномоченный рассматривает жалобы только участников образовательного процесса. Жалоба может быть подана также третьим лицом при условии согласия на это лица, права и достоинства которого, по мнению заявителя, были ущемлены.
3.3. Уполномоченный рассматривает жалобы о нарушении прав, установленных Уставом образовательного учреждения, а также факты ущемления достоинства участников образовательного процесса.
3.4. Не подлежат рассмотрению жалобы на:
- вопросы, связанные с оплатой труда и поощрения членов трудового коллектива;
- дисциплинарные взыскания;
- организацию учебного процесса (распределение учебной нагрузки среди учителей и изменение ее в течение года, распределение кабинетов и классного руководства);
- действия и решения муниципальных и государственных органов управления образованием.
3.5. Приоритетным в деятельности Уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса.
3.6. Жалоба должна быть подана Уполномоченному в письменной или устной форме в течение 2-х недель с момента нарушения или ущемления достоинства или с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении.
3.7. Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
- принять жалобу к рассмотрению;
- указать на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав и достоинства участников образовательного процесса;
- передать жалобу органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
- отказать в принятии жалобы, мотивируя свои решения.
3.8. Уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о грубых нарушениях прав участников образовательного процесса либо лиц, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.
3.9. При выяснении вопроса Уполномоченный вправе:
- беспрепятственно посещать любые уроки, родительские собрания, заседания Совета школы, педагогические советы и совещания при директоре;
- получать объяснения по вопросам, подлежащим выяснению от всех участников образовательного процесса;
- проводить самостоятельно или совместно с другими школьными органами и директором школы проверку деятельности участников образовательного процесса, относительно которых Уполномоченный располагает информацией о грубых нарушениях прав участников образовательного процесса или унижения их достоинств.
3.10. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя.
3.11. В случае установления нарушения прав Уполномоченный предпринимает следующие меры:
- содействует разрешению конфликта путем конфиденциальной согласительной процедуры;
- вносит (письменные) рекомендации, обращенные к сторонам конфликта, предлагающие меры для его разрешения;
- принимает все возможные меры для разрешения споров и конфликтов наиболее быстрым и неформальным способом.
3.12. Если по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный приходит к выводу о грубом нарушении Устава образовательного учреждения либо унижении достоинства других участников образовательного процесса, Уполномоченный вправе ставить перед директором школы вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности нарушителей. Уполномоченный принимает участие в предварительных обсуждениях всех решений администрации школы, входящих в его компетенцию.
3.13. По результатам изучения и обобщения информации о нарушениях Устава образовательного учреждения Уполномоченный вправе представлять Совету образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации школы свои мнения, оценки и предложения как общего характера, так и по конкретным вопросам, затрагивающим права и достоинства участников образовательного процесса.
3.14. В случаях систематических нарушений прав участников образовательного процесса или унижения их достоинства Уполномоченный вправе выступить с устным докладом на заседании Совета образовательного учреждения.
3.15. По окончании учебного года Уполномоченный представляет в Совет образовательного учреждения или/и педагогический совет доклад о своей деятельности. Доклад может содержать общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и уважения достоинства участников образовательного процесса.
4. Обязанности администрации школы
4.1. Для эффективной работы Уполномоченного администрация образовательного учреждения оказывает ему всемерное содействие в предоставлении на время личного приема отдельного помещения, в выдаче запрашиваемых документов и иных сведений, необходимых для осуществления деятельности в пределах его компетенции.
4.2. Должностные лица школы не вправе вмешиваться в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.
5. Заключительные положения
5.1. При необходимости Уполномоченный назначает двух помощников таким образом, чтобы были представлены все участники образовательного процесса.