ТЯЖИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(третий созыв, сорок девятая очередная сессия)
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. № 276
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ ПРОЕКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТЯЖИНСКИЙ РАЙОН",
НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ
В целях реализации Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Закона
Кемеровской области от 08.05.2007 № 57-ОЗ "О противодействии коррупции", в соответствии с постановлением
Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2009 № 258 "Об утверждении Правил проведения экспертизы нормативных правовых актов Кемеровской области, их проектов и иных документов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Кемеровской области, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" Тяжинский районный Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить Положение
"О порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов, разрабатываемых органами местного самоуправления муниципального образования "Тяжинский район", на коррупциогенность".
2. Опубликовать данное решение в газете "Призыв".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Конопелькина Е.Ю., председателя комитета по развитию местного самоуправления, правового обеспечения, правопорядка и безопасности Тяжинского районного Совета народных депутатов.
Глава Тяжинского района
К.А.СОЛОВЬЕВ
Приложение
к решению
Тяжинского районного
Совета народных депутатов
от 30 октября 2009 г. № 276
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ИХ ПРОЕКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ТЯЖИНСКИЙ РАЙОН", НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ
1. Общие положения
1.1. Настоящим Положением о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами местного самоуправления Тяжинского района, на коррупциогенность (далее - Положение) устанавливается порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность и порядок составления и направления заключений органам местного самоуправления и их должностным лицам.
1.2. Под экспертизой нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность (далее - антикоррупционная экспертиза) понимается деятельность специалистов, направленная на выявление в текстах нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупциогенности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
1.3. Под коррупциогенностью нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов понимается наличие в нормативном правовом акте и (или) проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов.
1.4. Под коррупциогенным фактором понимается нормативно-правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или совокупность нормативных предписаний), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями, либо управленческими обыкновениями создает риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий (коррупционные риски).
1.5. Под коррупционными действиями понимаются действия лиц, замещающих должности муниципальной службы, в муниципальных учреждениях и предприятиях, направленные на незаконное получение денежного вознаграждения, имущества, имущественных прав и иных имущественных и неимущественных благ с использованием должностных полномочий, а равно действия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) и организаций, направленные на незаконное предоставление указанным должностным лицам или в их интересах иным лицам денежных средств, имущества, имущественных прав и иных имущественных и неимущественных благ.
1.6. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления содержащихся в нормативных правовых актах и (или) проектах нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для возникновения коррупциогенных факторов; описания коррупциогенных факторов, имеющих отношение к рассматриваемым проектам; разработки рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
1.7. Антикоррупционная экспертиза проводится на основе следующих принципов:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
2. Проведение антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов
2.1. Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов проводит уполномоченный орган (должностные лица) органов местного самоуправления (далее - уполномоченный орган), в должностные обязанности которых входит проведение экспертизы на коррупциогенность нормативных правовых актов, либо независимые эксперты.
2.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат:
1) нормативные правовые акты и (или) их проекты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, законные интересы организаций (юридических лиц);
2) нормативные правовые акты и (или) их проекты, направленные на обеспечение реализации прав и обязанностей граждан, определяющих функции, обязанности, права и ответственность муниципальных служащих.
2.3. В случае внесения изменений в нормативные правовые акты, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных нормативных правовых актов может быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза.
2.4. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с "Методикой проведения экспертизы нормативных правовых актов и иных документов, с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 № 196 (далее - Методика).
2.5. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в срок, устанавливаемый руководителем уполномоченного органа самостоятельно, но не более чем в 10-дневный срок со дня поступления документа на экспертизу.
2.6. Специалист уполномоченного органа, проводящий антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов, обязан установить наличие или отсутствие всех предусмотренных Методикой коррупциогенных факторов в зависимости от вида нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта, направленного на экспертизу, характера регулируемых данным нормативным правовым актом и (или) проектом нормативного правового акта общественных отношений, иных обстоятельств, предусмотренных Методикой. Специалист уполномоченного органа, в соответствии с Методикой, самостоятельно выбирает критерии оценки степени коррупциогенности нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта, указывая на избранные им критерии в своем заключении.
2.7. В случае необходимости анализа иных нормативных правовых актов правовых актов, а также материалов судебной или административной практики специалист уполномоченного органа вправе запросить у органа, принявшего решение о направлении проекта нормативного правого акта на антикоррупционную экспертизу, дополнительные материалы или информацию.
3. Подготовка заключения о результатах проведенной
антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта
и (или) проекта нормативного правового акта
3.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта, при выявлении в тексте нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта коррупциогенных факторов, специалистом уполномоченного органа составляется заключение о коррупциогенности нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта (далее - экспертное заключение о коррупциогенности). В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта в тексте нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, экспертное заключение не составляется, а руководителем уполномоченного органа, при согласовании нормативного правового акта, в листе согласования проставляется отметка "экспертиза на коррупциогенность проведена, коррупциогенных факторов не выявлено".
3.2. В случае выявления в тексте нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта коррупциогенных факторов в экспертном заключении о коррупциогенности, подготавливаемом специалистом уполномоченного органа, должен содержаться вывод о степени коррупциогенности нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта и выявленных коррупциогенных факторов.
3.3. В экспертном заключении о коррупциогенности отражаются следующие сведения:
1) дата и место подготовки заключения, данные о специалисте уполномоченного органа, проводящем экспертизу;
2) сведения о нормативном правовом акте и (или) проекте нормативного правового акта, представленного на экспертизу;
3) перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих частей (пунктов, подпунктов, абзацев) нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта, в которых эти факторы выявлены;
4) оценка степени коррупциогенности каждого фактора в отдельности и нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта в целом;
5) предложения о способах ликвидации или нейтрализации коррупциогенных факторов.
3.4. Выводы экспертного заключения о коррупциогенности должны соответствовать его исследовательской части.
3.5. В случае выявления в нормативном правовом акте и (или) проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, устранение которых из текста невозможно, специалист уполномоченного органа должен это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
3.6. При обосновании коррупциогенности отдельных норм нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта допускается использование данных социологических опросов, материалов судебной и административной практики.
3.7. Экспертное заключение о коррупциогенности, составленное уполномоченным органом или должностным лицом, оформляется на бланке уполномоченного органа за подписью руководителя уполномоченного органа.
4. Направление экспертного заключения
4.1. Экспертное заключение о коррупциогенности нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта направляется в орган местного самоуправления должностному лицу, разработавшему проект нормативного правового акта или принявшему нормативный правовой акт.
4.2. Орган местного самоуправления, разработавший проект нормативного правового акта или принявший нормативный правовой акт в течение 10 рабочих дней со дня получения экспертного заключения, обязан принять меры по устранению коррупциогенных факторов и повторно внести нормативный правовой акт и (или) проект нормативного правового акта на экспертизу в уполномоченный орган.
4.3. Специалист уполномоченного органа, в случае обнаружения в нормативных правовых актах и (или) проектах нормативных правовых актов коррупционных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к его компетенции, информирует об этом органы прокуратуры.
5. Независимая экспертиза на коррупциогенность
нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных
правовых актов
5.1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов.
5.2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указанны выявленные в нормативном правовом акте и (или) проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
5.3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
6. Ответственность уполномоченного органа
(должностного лица)
6.1. За качество, полноту и своевременность экспертного заключения о коррупциогенности нормативного правового акта и (или) проекта нормативного правового акта специалист уполномоченного органа несет ответственность в соответствии с должностной инструкцией и действующим законодательством РФ.