РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2009 г. № 33-1203
(извлечение)
Судебная коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации города Рязани на решение Советского районного суда города Рязани от 2 июня 2009 года, которым постановлено.
Обязать администрацию г. Рязани предоставить Г.А.С. благоустроенное жилое помещение на семью из одного человека во внеочередном порядке.
Взыскать с администрации г. Рязани в пользу Г.А.С. 266 руб. 34 коп.
Изучив материалы дела, заслушав судебная коллегия
установила:
Г.А.С. обратился в суд с иском к администрации г. Рязани о предоставлении благоустроенного жилого помещения, мотивируя тем, что он является сиротой, закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем, Постановлением главы администрации г. Рязани № 176 от 15.03.2007 он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 09.02.2007 в категории: иные категории граждан, определенные Законом Рязанской области (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения) за № 4. В настоящее время он зарегистрирован и занимает койко-место по адресу: г. Рязань, ул. Молодцова. Просил обязать администрацию г. Рязани предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на семью из одного человека во внеочередном порядке; взыскать с администрации г. Рязани в его пользу оплату понесенных расходов: стоимость справки из Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" в размере 166 руб. 34 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 100 руб., а всего 266 руб. 34 коп.
Определением Советского районного суда г. Рязани от 21.05.2009 к участию по делу в качестве третьего лица привлечено Министерство образования Рязанской области.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Рязани просит решение суда отменить, направив дело на новое рассмотрение. Считает, что решение вынесено с нарушением норм материального права. В соответствии с нормами действующего законодательства обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы исполнительной власти. Администрация г. Рязани является органом местного самоуправления и не входит в систему исполнительных органов государственной власти, а потому вывод суда о том, что администрация г. Рязани надлежащий ответчик по делу не обоснован. Законом
Рязанской области № 162-ОЗ от 30.12.2005 утверждена областная целевая программа "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2006 - 2008 годы", основным исполнителем которой является один из органов исполнительной власти - Министерство образования Рязанской области. Источник финансирования Программы
- средства областного бюджета. При таких обстоятельствах полагает решение суда подлежащим отмене.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для его отмены не имеется.
В суде первой инстанции из объяснений сторон, материалов дела установлено, что Г.А.С., 25.08.1986 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, в период с 13.04.1987 года рождения до октября 1989 г. находился в Рязанском Доме ребенка; с 1989 г. направлен в Елатомскую специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается путевкой в областной Дом ребенка № 2 от 13.04.1987, путевкой № 1925 от 09.10.1989 Рязанского областного отдела народного образования.
Постановлением администрации города от 13.03.2007 № 689 Г.А.С. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 09.02.2007 в категории: иные категории граждан, определенные законом Рязанской области (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения), за № 4.
Согласно справке № 96 от 03.02.2009 отдела по жилью администрации г. Рязани Г.А.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, с 09.02.2007 за № 47.
В настоящее время Г.А.С. зарегистрирован по месту жительства и занимает койко-место в общежитии по адресу: г. Рязань, проезд Молодцова.
При разрешении данного дела суд обоснованно руководствовался Федеральным законом от 21.12.1996 (в редакции от 22.08.2004) № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии со ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм.
Доводы кассатора о ненадлежащем статусе администрации г. Рязани как ответчика по делу явились предметом судебного исследования и им дана надлежащая правовая оценка, с которой согласна судебная коллегия.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 57 ЖК РФ, а не статья 57 ЖК РСФСР.
При этом суд правомерно применил нормы ст. 57 ЖК РСФСР и указал, что вопросы распределения жилья, учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и в порядке внеочередного предоставления жилья в городе Рязани находятся в ведении администрации города Рязани. Там же истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Финансирование расходов на предоставление жилья категории граждан, к которым относится истица, в силу ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и ст. 5
Закона Рязанской области от 03.04.2006 № 47-ОЗ осуществляется за счет средств субъекта РФ.
Доводы кассатора о том, что Законом
Рязанской области № 162-ОЗ от 30.12.2005 утверждена областная целевая программа "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2006 - 2008 годы", основным исполнителем которой является один из органов исполнительной власти - Министерство образования Рязанской области - не является основанием для отмены судебного решения, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, тогда как судом правильно определен статус администрации г. Рязани в качестве надлежащего ответчика по делу с приведением норм законодательства.
Согласно Закону
Рязанской области № 105-ОЗ от 16.08.2007 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" муниципальное образование - городской округ города Рязань наделяется таковыми полномочиями (ст. 1
, 3
) на неограниченный срок. А потому ссылка кассатора на Определение Конституционного суда от 05.02.2009 № 250-О-П в данном случае несостоятельна, поскольку в установленном законом порядке - законом субъекта Российской Федерации МО - город Рязань наделено данными полномочиями за счет средств субъекта РФ.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права, оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда города Рязани от 2 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Рязани - без удовлетворения.