Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 19 ноября 2009 г. № 1205

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях совершенствования системы особо охраняемых природных территорий Воронежской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития особо охраняемых природных территорий регионального значения в Воронежской области.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель управления
Н.В.СТОРОЖЕНКО





Утверждена
приказом
управления по экологии
и природопользованию
Воронежской области
от 19.11.2009 № 1205

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Создание особо охраняемых природных территорий является наиболее эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
Развитие и совершенствование особо охраняемых природных территорий обеспечивает выполнение Российской Федерацией своих международных обязательств по реализации решений Всемирного саммита по устойчивому развитию, Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия и других международных соглашений.
Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ), полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Основным содержанием работы системы особо охраняемых природных территорий становится предоставление востребованных обществом услуг в области:
- поддержания экологической стабильности территории Воронежской области;
- экосистемных услуг, включая воспроизводство в естественных условиях ценных и особо ценных возобновляемых природных ресурсов, востребованных в экономике;
- поддержания благоприятной среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;
- реализации экологообразовательных программ;
- фундаментальных и прикладных исследований свойств природной среды.
Формирование системы ООПТ является одним из наиболее значимых природоохранных достижений Воронежской области. Опыт последних пятнадцати лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы ООПТ и необходимость решения многих проблем, препятствующих их эффективному функционированию в современных социально-экономических условиях. Сохранение ценных природных комплексов и объектов, а также историко-культурного наследия регионального значения, которыми располагают ООПТ, в значительной мере зависит от социально-экономической обстановки в Воронежской области.
Настоящая Стратегия в области развития и совершенствования системы особо охраняемых природных территорий регионального значения подготовлена на основании:
Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федерального закона РФ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд";
Постановления Правительства РФ от 19 октября 1996 года № 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий";
Закона Воронежской области от 06 февраля 2007 года № 18-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Воронежской области";
постановления администрации Воронежской области от 16 января 1996 года № 41 "Об утверждении Положения о памятниках природы Воронежской области";
постановления администрации Воронежской области от 28 мая 1998 года № 500 "О памятниках природы на территории Воронежской области";
протокола заседания правительства Воронежской области от 24 июля 2004 года № 4.
Ключевыми направлениями развития и совершенствования системы особо охраняемых природных территорий регионального значения являются:
1. Развитие географической сети.
2. Совершенствование системы управления.
3. Экономическое и финансовое обеспечение.
4. Организация охраны природных комплексов и объектов.
5. Регулирование использования природных комплексов и объектов.
6. Градостроительное регулирование.
7. Установление и утверждение границ ООПТ.

2. Развитие географической сети

В целях дальнейшего развития географической сети особо охраняемых природных территорий регионального значения необходимо:
1. Разработать и утвердить перспективную схему развития сети ООПТ регионального значения.
2. Провести анализ пробелов в системе ООПТ на региональном уровне с учетом требований репрезентативности системы ООПТ, обеспечивающей сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.
3. Обеспечить создание новых ООПТ с доведением площади территорий ООПТ до среднего по России и далее - до европейского уровня.
4. Осуществлять практику резервирования (временного ограничения использования) земельных участков, запланированных под создание ООПТ регионального значения.
5. Создать охранные зоны вокруг территорий всех ООПТ.

3. Совершенствование системы управления

Система эффективного государственного управления ООПТ позволит не только обеспечить сохранение и разумное использование национального природного наследия, но и существенно поднимет имидж Воронежской области как области, реализующей прогрессивную экологическую политику.
В целях совершенствования управления системой особо охраняемых природных территорий необходимо:
1. Создать при управлении по экологии и природопользованию Воронежской области экспертный совет для выработки решений по ключевым вопросам управления ООПТ.
2. Провести инвентаризацию ООПТ регионального значения.
3. Осуществлять резервирование земель с целью образования ООПТ регионального значения в соответствии с действующим законодательством.
4. Разработать порядок образования ООПТ регионального значения.
5. Разработать форму паспорта особо охраняемой природной территории для ведения государственного кадастра.
6. Развивать практику передачи в непосредственное управление заповедникам и национальным паркам близлежащих заказников и памятников природы регионального значения, органам местного самоуправления отдельных ООПТ.
7. Внедрить единую систему разработки среднесрочных планов управления и развития (менеджмент планов) для каждой особо охраняемой природной территории.
8. Разработать и принять нормативные документы по проведению и использованию результатов регулярной оценки эффективности функционирования ООПТ.

4. Финансовое обеспечение

Для устойчивого финансового обеспечения системы ООПТ регионального значения необходимо:
1. Разработать и внедрить объективные критерии расчета реальных финансовых потребностей ООПТ регионального значения с учетом их природоохранного потенциала, географических и социальных особенностей.
2. Развивать, обобщать и внедрять позитивный опыт получения ООПТ собственных средств, в том числе за счет оказания платных услуг.
3. Провести экономический анализ успешного опыта ряда ООПТ в этой сфере.
4. Развивать практику оказания безвозмездной финансовой помощи ООПТ со стороны коммерческих организаций, в том числе путем создания целевых благотворительных фондов.

5. Режим охраны природных комплексов и объектов

Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей, стоящей перед ООПТ Воронежской области.
В рассматриваемой сфере необходимо:
1. Организовать службу охраны ООПТ.
2. Совершенствовать методическое обеспечение организации охраны природных комплексов.
3. Усилить борьбу с нарушителями режима ООПТ.
4. Обеспечить выделение в натуре и обозначение аншлагами границ ООПТ, их функциональных и охранных зон.

6. Режим использования природных ресурсов

Задача регулирования использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях реализуется исходя из важности сохранения и изучения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения демонстрации его богатства посетителям этих территорий. Необходимо с целью решения поставленной задачи:
1. В сфере использования природных ресурсов ООПТ:
1.1. Разработать и внедрить в практику рекомендации по проведению выборочных рубок в лесах, учитывающие приоритетные интересы сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия на этих территориях.
1.2. Разработать стратегию охраны лесов, луговых и степных сообществ ООПТ от пожаров, учитывающую экологические и экономические аспекты, а также международный опыт в данной сфере.
2. В сфере использования ООПТ в целях научно-исследовательской деятельности:
2.1. Осуществлять наблюдение во взаимодействии с уполномоченным органом за состоянием популяций редких видов растений и животных, ценных охотничье-промысловых видов животных, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или социальную значимость.
2.2. Осуществлять составление аннотированных списков видов флоры и фауны, геоботаническое и почвенное картирование.
2.3. Осуществлять изучение во взаимодействии с уполномоченным органом экологии редких и исчезающих видов и экосистем.
2.4. Разрабатывать практические меры по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов.
2.5. Осуществлять научное обеспечение организации экологического туризма и обслуживания посетителей, включая антропогенные нагрузки, организацию потоков, безопасность на маршрутах, их обустройство.
2.6. Развивать практику создания геоинформационных систем и связанных с ними баз данных, полученных в ходе инвентаризации и мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений в сфере управления особо охраняемыми природными территориями.
2.7. Разработать централизованную программу мониторинга природных объектов и явлений и унификацию ее методического обеспечения.
2.8. Внедрить единую систему сбора, хранения, обработки и использования научной информации, поступающей из ООПТ.
3. В сфере использования ООПТ в целях экологического просвещения и развития познавательного туризма:
3.1. Обеспечивать тесное взаимодействие системы региональных ООПТ с органами образования.
3.2. Сформировать научно обоснованную методическую базу экологопросветительской работы, используя отечественный и зарубежный опыт.
3.3. Обеспечить разработку и реализацию программы формирования положительного общественного мнения в отношении ООПТ, включающую популяризацию знаний об ООПТ, посредством проведения тематических выставок экологопросветительской направленности, создания фото- и видеопродукции, выступления в средствах массовой информации и пр.
3.4. Организовать целенаправленную работу с основными группами населения в каждом муниципальном районе, включая посетителей ООПТ.
3.5. Развивать базу для эффективного ведения экологопросветительской работы: создавать и оснащать визит-центры с современной, в том числе и интерактивной экспозицией, информационные центры и сети экологических, учебных троп и маршрутов.
3.6. Разработать пакеты просветительских программ, ориентированных на конкретные группы населения, с использованием всего спектра современных форм и методов экологопросветительской работы.
3.7. Стремиться к формированию групп поддержки каждой ООПТ среди местного населения, всемерно содействовать активизации практической деятельности таких групп.
3.8. Расширять сотрудничество ООПТ с общественными организациями.

7. Градостроительное регулирование

Городские и пригородные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности и водоохранные зоны, находящиеся под особой охраной, осуществляют функции экологического, эстетического, историко-культурного, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, в том числе они служат основой для создания особо охраняемых природных территорий. Для охраны таких природных объектов установлен особый правовой режим.
1. Необходим жесткий контроль в области градостроительного регулирования с недопущением застройки (размещение зданий, сооружений, коммуникаций и иных объектов), а также использованием под складирование и захоронение бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов территорий природного комплекса городов и сельских поселений Воронежской области.
2. В пределах зон и участков в соответствии с режимом охраны особо охраняемых природных территорий и их целевым назначением устанавливаются дифференцированные режимы регулирования градостроительной деятельности, не противоречащие целям образования и использования особо охраняемых природных территорий.

8. Установление и утверждение границ ООПТ

Утверждение границ особо охраняемой природной территории является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. В этой связи необходимо:
1. В законодательном порядке установить границы всех ООПТ регионального значения.
2. Учитывать границы особо охраняемых природных территорий и их охранных зон при разработке всех видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, затрагивающую эти территории.
3. При корректировке границ особо охраняемых природных территорий не допускать уменьшения их площади.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru