ДУМА ЧЕРНИГОВСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2009 г. № 181
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕДОСТУПНОГО
БЕСПЛАТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ ЧЕРНИГОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"
Принято
Думой Черниговского района
24 июня 2009 года
В целях приведения в соответствие Положения "Об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования детей на территории Черниговского района" с действующим законодательством и вступлением в силу нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, руководствуясь Уставом
Черниговского муниципального района:
1. Утвердить Положение
"Об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Черниговского муниципального района" (приложение).
2. Признать утратившим силу решение Муниципального комитета Черниговского района от 20.04.2005 № 288 "Об утверждении Положения "Об организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории Черниговского района".
3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования в "Вестнике нормативных правовых актов Черниговского района" - приложении к газете "Новое время".
Глава Черниговского района
В.Н.СЕМКИН
Приложение
к решению
Думы Черниговского района
от 25.06.2009 № 181
ПОЛОЖЕНИЕ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ОБЩЕДОСТУПНОГО БЕСПЛАТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРНИГОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"
Настоящее Положение устанавливает порядок организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в Черниговском районе в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Законом Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями и дополнениями), Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым Федеральным законом от 31 июня 1998 г. № 145 (с изменениями и дополнениями), Конвенцией о правах ребенка (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), "Положением о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" от 29.06.1999, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 № 666, пакетом документов, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации (Письмо Министерства образования РФ № 212/19-12 от 30.03.1994), Положением
об Управлении образования администрации Черниговского района.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
Организация - совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей;
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства;
Дошкольное образование - первая ступень системы образования для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет включительно, осуществляемая дошкольными образовательными учреждениями.
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение.
2. Цели и задачи дошкольного образования на территории Черниговского района
Цель - создание эффективной системы дошкольного образования, обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий для развития воспитательных систем в дошкольных образовательных учреждениях всех типов и видов.
Основные задачи:
1) обеспечение основных направлений: познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей в предоставлении им общедоступного дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования;
2) выработка единых принципов и подходов к содержанию образовательной работы с детьми дошкольного возраста и оснащению педагогического процесса в условиях общественного и семейного воспитания;
3) подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
4) охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
5) учебно-методическое и кадровое обеспечение дошкольного воспитания и обучения детей;
6) сохранение действующих и развитие новых видов и типов дошкольных учреждений, особенно для детей с ограниченными возможностями в развитии;
7) систематическое всестороннее изучение практики дошкольного образования;
8) вовлечение родителей и общественности в процесс дошкольного образования;
9) внедрение новых образовательных технологий.
II. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Понятие системы дошкольного образования
Система дошкольного образования является частью системы образования в Черниговском муниципальном районе и представляет собой совокупность муниципальных дошкольных образовательных учреждений, преемственность программ, органов управления образованием и подведомственных учреждений (организаций).
2.2. Виды образовательных учреждений в системе дошкольного образования
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей, в помощь семье в системе дошкольного образования в Черниговском муниципальном районе действуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений:
1) детский сад различных типов, предусмотренных действующим законодательством;
2) группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
3) дошкольные группы в общеобразовательных учреждениях.
2.3. Виды образовательных программ
Образовательная программа в системе дошкольного образования в Черниговском муниципальном районе является общеобразовательной (основной и дополнительной) программой, определяющей содержание образования в дошкольном образовательном учреждении.
Общеобразовательная программа направлена на охрану жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - документ (или комплект документов), определяющий содержание образования по различным направлениям развития ребенка.
Направленность программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением, определяется в соответствии с приоритетным направлением его деятельности, по которому проводится углубленная работа с воспитанниками. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программ из комплекса вариативных программ, рекомендованных органами управления образованием, а также в разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
В соответствии с возрастной спецификой дошкольное образование предусматривает:
1) обязательный минимум содержания основной образовательной программы в виде государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
2) возрастные характеристики развития ребенка на этапе завершения ступени дошкольного образования;
3) максимальный объем учебной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения.
Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях реализации задач, предусмотренных настоящим Положением, дошкольное образование в Черниговском муниципальном районе предусматривает следующие виды деятельности:
1. Реализация конституционных прав граждан на получение дошкольного образования, обеспеченность всех слоев населения Черниговского муниципального района услугами дошкольного образования, оказание помощи семье в воспитании, обучении, укреплении физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, в том числе:
1) мониторинг потребности населения в образовательных услугах;
2) создание нормативно-правовой и методической базы для руководителей дошкольных образовательных учреждений;
3) создание организационно-экономических условий для развития дошкольных учреждений;
4) создание рынка услуг дошкольного образования;
5) создание пунктов консультационной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;
6) систематический анализ функционирования дошкольных образовательных учреждений;
7) координация и регулирование деятельности и взаимодействия всех учреждений, оказывающих услуги по дошкольному образованию.
2. Деятельность, направленная на удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования:
1) определение перечня, объемов, видов коррекционной, диагностической и психологической помощи, оказываемых в дошкольных образовательных учреждениях на основе мониторинга состояния здоровья детского населения в Черниговском муниципальном районе;
2) систематический анализ заболеваемости;
3) анализ качества предоставляемых услуг в рамках образовательного стандарта;
4) систематическое выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта;
5) укрепление кадрового потенциала дошкольных образовательных учреждений;
6) повышение квалификации и переподготовки кадров;
7) методическая и информационная помощь руководителям по организации деятельности и управления дошкольных образовательных учреждений в новых экономических условиях;
8) методическая помощь в подготовке уставных документов, лицензировании.
3. Обеспечение непрерывности в дошкольном и начальном звене образования.
4. Обеспечение экономической эффективности деятельности системы дошкольного образования:
1) разработка критериев экономической эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений;
2) установление нормативов финансирования дошкольных образовательных учреждений.
5. Обеспечение открытости системы дошкольного образования социальной среде, взаимодействия ее с другими институтами:
1) создание общественных институтов: совет руководителей дошкольного образовательного учреждения, попечительский совет и другие, по инициативе родителей;
2) предоставление информации населению в периодической печати о результатах деятельности дошкольного образования;
3) совместная работа с органами здравоохранения по охране и укреплению здоровья детей.
6. Регулярное инспектирование деятельности дошкольных образовательных учреждений специально уполномоченными органами по вопросам реализации принципов государственной политики в области дошкольного образования.
IV. ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
1. В ДОУ принимаются дети от 1 года 6 месяцев до 7 лет включительно, на основании документов, предусмотренных Уставом ДОУ.
2. В первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей; учащихся матерей; инвалидов 1 и 2 групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, отцы которых находятся на действительной службе в Вооруженных силах; дети военнослужащих, уволенных с военной службы, дети студентов, дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев; дети работников дошкольных учреждений, принимаемых на работу в данное учреждение; дети учителей общеобразовательных школ, дети участковых уполномоченных.
V. РОДИТЕЛЬСКАЯ ПЛАТА ЗА СОДЕРЖАНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ
5.1. Размер родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, 10 процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается в соответствии с законодательством.
5.2. Льготное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях может устанавливаться в виде уменьшения родительской платы или освобождения от ее уплаты, а также в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплачивается: на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении.
5.3. Родительская плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях устанавливается постановлением Главы Администрации Черниговского района в соответствии с Законом "Об образовании".
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРНИГОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
6.1. Финансовые средства муниципальных дошкольных образовательных учреждений Черниговского муниципального района образуются за счет:
1) средств бюджета Черниговского района;
2) средств родителей (законных представителей);
3) дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;
4) добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
6.2. Финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в пределах выделенных и доведенных до них лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. Операции по расходованию средств осуществляются в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения устанавливается главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится муниципальное дошкольное учреждение.