Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область

О применении документа см. примечание в

Справке
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2009 г. № 173-п

О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
И ОТДЫХА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)

В целях дальнейшего развития въездного и внутреннего туризма и повышения роли сферы туризма и отдыха в социально-экономическом развитии области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы (далее - Концепция).

2. Департаменту промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области (Даниленко Р.А.):
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
- в срок до 1 июля 2010 года разработать и направить на утверждение проект областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы;
- в установленном порядке принять меры по обеспечению финансирования мероприятий Программы на период до 2014 года.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ





Утверждена
постановлением
Правительства области
от 25.02.2009 № 173-п

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА
В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)

I. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область по туристическому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.
Туризм является одной из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому и туризм, и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии.
Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года туризм отнесен к числу приоритетных направлений развития региона.
Основной проблемой, которую необходимо решать, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта области.
Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 6 лет, начиная с 2002 года, более чем в 2,1 раза увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, в 3,7 раза увеличить объем туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по официальным данным, занимает в Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после г. Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2007 году область приняла 1015 тыс. туристов и экскурсантов, в т.ч. более 234 тыс. иностранных граждан.
По данным статистики, в 2007 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму более 929 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 1,8 млрд. рублей. При этом, по данным комитета по туризму департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области, поступления от туристской индустрии в бюджеты всех уровней в Ярославской области составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма весьма высока и составляет более 25 рублей на один вложенный рубль.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области 2008 года показали, что туристы планируют потратить в нашем регионе почти в два раза больше, чем они потратили на самом деле. Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается отсутствием в системе государственной статистики определения конечных финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли; недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием раздела "Туризм" в бюджетной классификации; отсутствием преференций для инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии.
Сегодня область стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объему туристского потока не только опережает Владимирская область за счет большого приема гостей в городах Владимир и Суздаль, но и догоняют Тверская область, которая использует свой потенциал расположения между Москвой и Санкт-Петербургом, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ (приложение к Концепции), который показал необходимость учитывать сильные и слабые стороны развития туризма в Ярославской области, связанные со следующими основными сферами:
- нормативно-правовой базой туризма;
- координацией деятельности субъектов туристского бизнеса;
- уровнем развития инфраструктуры туризма и отдыха;
- эффективностью использования туристско-рекреационных ресурсов;
- уровнем туристской известности региона в России и за рубежом;
- социально-экономической эффективностью туристской индустрии;
- системой качественного информирования туристов;
- кадровым потенциалом в сфере туризма.
К сильным сторонам, в частности, относятся:
- выгодное экономико-географическое положение (близость к Москве, наличие всех видов транспортных магистралей, расположение на пересечении транспортных магистралей, связывающих два крупнейших промышленно-культурных центра России - Москву и Санкт-Петербург);
- богатейшее историко-культурное наследие (в том числе связанное с именами таких известных исторических персоналий как Александр Невский, Петр Первый и др.) и высокая концентрация туристских объектов показа;
- принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России";
- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;
- устойчивое развитие гостиничной инфраструктуры;
- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;
- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;
- научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов;
- наличие установившегося календаря туристских событий.
Среди слабых сторон можно отметить:
- недостаточную известность региона в России и за рубежом;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;
- отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии;
- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
- нехватка гостиничных мест эконом-класса и других объектов туристской инфраструктуры;
- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области;
- недостаточно эффективное использование ИТ-технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли;
- слабая ориентация на достижение конечного результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по продвижению туристских возможностей области;
- слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала области;
- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
- недостаточное использование современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях области;
- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области;
- территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области;
- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями;
- непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма;
- отсутствие сильных туристских брендов.
Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К возможностям следует отнести:
- политическую, организационную и методическую поддержку развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне;
- перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из внебюджетных источников;
- наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия Ярославской области, в том числе обусловленного продвижением г. Ярославля на туристском рынке в связи с празднованием 1000-летия города;
- повышение спроса на услуги делового и конгресс-туризма, а также водного, сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма;
- восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня);
- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов;
- постоянно растущий уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИТ-средствам и уровень компьютерной грамотности.
Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются: привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года.
Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон, как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии, и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.
Перечень угроз для эффективного развития туризма в области выглядит следующим образом:
- усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала;
- спад деловой активности в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и в мире;
- усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации;
- наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма;
- недостаточное количество долгосрочных вложений в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий;
- неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов;
- несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности;
- отсутствие уверенности предпринимателей и населения в успешности устойчивого развития туризма в целом и его отдельных видов (сельского, экологического, активного и т.д.);
- значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма.
Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.
Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии Ярославской области необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии.
Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто благодаря одобрению Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым во время визита в Ярославскую область в августе 2008 г. инициативы руководства области по формированию на ее территории туристского кластера.
Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и выделения туристско-рекреационных территорий в практику развития туризма, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области, усиление межрегиональной координации с областями региона "Золотое кольцо России" и иными субъектами Российской Федерации.
Обеспечение туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может иметь своим следствием недостижение одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развития туристской индустрии, отставание по сравнению с темпами ее развития в соседних регионах. В конечном счете это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области.
Областная целевая программа является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет вести комплексную реализацию межфункциональных задач с достижением значимых конкретных результатов.

II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, КУРАТОР, ИСПОЛНИТЕЛИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы (далее - программа) является формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие области.
Для достижения данной цели необходимо решить задачи:
- создания организационных основ для формирования на территории области современной туристской индустрии;
- поддержки интенсивного развития инфраструктуры туризма и отдыха;
- формирования и развития конкурентоспособного туристского продукта Ярославской области как совокупности туристских предложений на территории области, обеспечивающего укрепление положительного имиджа региона;
- продвижения туристских возможностей области;
- информационного, кадрового и методического обеспечения развития туризма и отдыха.
Куратор программы - заместитель Губернатора области, курирующий вопросы экономики и развития туризма, ответственный исполнитель - департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
Исполнителями программы будут органы исполнительной власти Ярославской области, а участниками - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ярославской области и основные субъекты туристской деятельности на территории области (туроператорские организации, средства размещения, объекты туристского показа, а также другие предприятия и организации сферы услуг).
Предполагаемые сроки реализации программы - 2011 - 2014 годы.

III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области будет осуществлять организацию, координацию и контроль за выполнением мероприятий программы, вносить в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
Предполагается использование инструментов государственного воздействия и стимулирования в целях развития туристской индустрии области с учетом государственных, муниципальных, отраслевых интересов совместно с участниками программы - основными субъектами туристской деятельности на территории области, участвующими в выполнении программы.
В ходе реализации программы помимо традиционной деятельности планируется осуществление проектного подхода. Предполагается реализация ряда значимых для туристской индустрии области проектов.
Организация сети туристско-информационных центров, для чего предусматривается поддержка функционирования областного туристско-информационного центра, обеспечивающего важной информацией потенциальных туристов и гостей области, а также субсидии для муниципальных туристско-информационных центров.
Проведение туристско-рекреационного зонирования области и выделение туристско-рекреационных территорий приоритетного развития туризма и отдыха. Для реализации этих мероприятий предусматриваются выделение средств на проектные работы из областного бюджета.
Создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, основанного на предложении вариантов конкретных площадок и предоставлении спектра возможных объектов.
Повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области путем осуществления рекламно-информационной деятельности и проведения рекламных кампаний, организации стендов области на крупнейших международных туристских выставках, проведения других мероприятий.
Усиление межрегиональной координации с областями региона "Золотое кольцо России" и иными субъектами Российской Федерации в рамках организации совместных туристских программ и маршрутов, реализации совместных проектов.
С целью межведомственной координации работ по реализации программы ключевые вопросы будут выноситься на рассмотрение координационного совета по туризму Ярославской области, в состав которого войдут представители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, крупнейших туристских и гостиничных предприятий, вузов и общественных организаций.
Проекты, которые намечено реализовать в рамках программы, потребуют участия структурных подразделений аппарата Правительства области и иных органов исполнительной власти Ярославской области: департамента экономического развития Ярославской области, департамента градостроительства и архитектуры Ярославской области, департамента государственного имущества Ярославской области, департамента культуры Ярославской области, департамента дорожного хозяйства Ярославской области, департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области, департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области, а также управления коммуникаций и общественных связей Правительства области и других.
С участниками программы планируется заключение соглашений о сотрудничестве при реализации программных мероприятий. Также планируется заключение соглашений о совместной деятельности по обмену информацией с центрами занятости, федеральными органами исполнительной власти, налоговыми органами, кредитными организациями.

IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Потребность в ресурсах для реализации программы определена на основе подсчета ресурсов, требуемых для осуществления значимых для туристской индустрии области проектов. Учтены предполагаемые затраты областного бюджета на поддержку областного туристско-информационного центра, организацию проектных работ, основных мероприятий по рекламно-информационному продвижению туристских возможностей области, осуществлению исследовательских проектов, в том числе социологических. Программой предусматривается привлечение средств внебюджетных источников и местных бюджетов на условиях софинансирования.

Общая потребность в ресурсах

+------------------+---------+--------------------------------------------+
¦   Наименование   ¦ Единица ¦                Потребность                 ¦
¦     ресурсов     ¦измерения+--------+-----------------------------------+
¦                  ¦         ¦ всего  ¦       в том числе по годам        ¦
¦                  ¦         ¦        +--------+--------+--------+--------+
¦                  ¦         ¦        ¦  2011  ¦  2012  ¦  2013  ¦  2014  ¦
+------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Финансовые        ¦тыс. руб.¦ 106900 ¦  26600 ¦  24500 ¦  27000 ¦  28800 ¦
¦ресурсы:          ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦- областной бюджет¦тыс. руб.¦ 106900 ¦  26600 ¦  24500 ¦  27000 ¦  28800 ¦
+------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+

Предполагается также привлечение внебюджетных источников к реализации программы в размере 4 - 6 млрд. рублей ежегодно, а также средств из местных бюджетов порядка 14 - 18 млн. рублей ежегодно.

V. ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Программные мероприятия предполагается реализовывать на территории всех городских округов и муниципальных районов Ярославской области.

VI. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы должна обеспечить при прочих равных условиях вклад туристской индустрии в решение задач социально-экономического развития Ярославской области:
- создание условий для устойчивого экономического роста области;
- повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности услуг, занятости и доходов жителей;
- повышение конкурентоспособности региональной экономики путем повышения привлекательности области как туристского направления;
- обеспечение сбалансированного социально-экономического развития территорий Ярославской области.
В результате реализации программы в 2011 - 2014 годах предполагается увеличить:
- количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, - до 2000 тыс. человек;
- ежегодный объем туристских и гостиничных услуг - до 3500 млн. рублей;
- поступления в бюджет - до 700 млн. рублей;
- долю туристской индустрии в валовом региональном продукте - до 2,5 процента;
- количество новых туристско-информационных центров на территории области - на 80 - 100 процентов по сравнению с 2010 годом;
- количество новых информационных ресурсов по туризму - на 80 - 100 процентов по сравнению с 2010 годом;
- уровень туристской известности области - на 10 - 15 процентов по сравнению с 2010 годом.





Приложение
к Концепции

SWOT-АНАЛИЗ
РЫНКА ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Таблица 1

+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ Сильные/слабые стороны ¦       Возможности       ¦        Угрозы        ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦           1            ¦            2            ¦          3           ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦                        ¦1. Политическая,         ¦1. Усиление           ¦
¦                        ¦организационная и        ¦конкуренции со стороны¦
¦                        ¦методическая поддержка   ¦других регионов в     ¦
¦                        ¦развития внутреннего и   ¦связи с более         ¦
¦                        ¦въездного туризма на     ¦эффективным           ¦
¦                        ¦федеральном уровне.      ¦использованием        ¦
¦                        ¦2. Перспективы           ¦туристско -           ¦
¦                        ¦привлечения на развитие  ¦рекреационного        ¦
¦                        ¦туристской индустрии,    ¦потенциала.           ¦
¦                        ¦реализацию значимых      ¦2. Спад деловой       ¦
¦                        ¦мероприятий и проектов   ¦активности в связи с  ¦
¦                        ¦дополнительных средств в ¦ухудшением            ¦
¦                        ¦рамках федеральных       ¦экономической ситуации¦
¦                        ¦целевых программ и       ¦в стране и в мире.    ¦
¦                        ¦внебюджетных источников. ¦3. Усиление           ¦
¦                        ¦3. Наличие устойчивого   ¦конкуренции в         ¦
¦                        ¦спроса на посещение      ¦соперничестве за      ¦
¦                        ¦объектов исторического и ¦инвестиционные ресурсы¦
¦                        ¦культурного наследия     ¦со стороны других     ¦
¦                        ¦Ярославской области, в   ¦субъектов Российской  ¦
¦                        ¦том числе обусловленного ¦Федерации.            ¦
¦                        ¦продвижением г. Ярославля¦4. Наличие            ¦
¦                        ¦на туристском рынке в    ¦альтернативных        ¦
¦                        ¦связи с празднованием    ¦способов использования¦
¦                        ¦1000-летия города.       ¦территорий, пригодных ¦
¦                        ¦4. Повышение спроса на   ¦для развития туризма. ¦
¦                        ¦услуги делового и        ¦5. Недостаточное      ¦
¦                        ¦конгресс-туризма, а также¦количество            ¦
¦                        ¦водного, сельского,      ¦долгосрочных вложений ¦
¦                        ¦активного, экологического¦в туристскую          ¦
¦                        ¦и лечебно -              ¦инфраструктуру и      ¦
¦                        ¦оздоровительного туризма.¦благоустройство       ¦
¦                        ¦5. Восстановление        ¦территорий.           ¦
¦                        ¦российского рынка        ¦6. Неустойчивость     ¦
¦                        ¦краткосрочных поездок    ¦спроса на рынке       ¦
¦                        ¦(туров выходного дня).   ¦туристских услуг в    ¦
¦                        ¦6. Доступность для       ¦результате влияния    ¦
¦                        ¦изучения и адаптации     ¦сезонности и других   ¦
¦                        ¦лучших практик в         ¦факторов.             ¦
¦                        ¦российском и зарубежном  ¦7. Несовершенство     ¦
¦                        ¦опыте по организации     ¦законодательства по   ¦
¦                        ¦системы качественного    ¦вопросам регулирования¦
¦                        ¦информирования туристов. ¦туристской            ¦
¦                        ¦7. Постоянно растущий    ¦деятельности.         ¦
¦                        ¦уровень доступа          ¦8. Отсутствие         ¦
¦                        ¦потенциальных            ¦уверенности           ¦
¦                        ¦потребителей туристских  ¦предпринимателей и    ¦
¦                        ¦услуг к ИТ-средствам и   ¦населения в успешности¦
¦                        ¦уровень компьютерной     ¦устойчивого развития  ¦
¦                        ¦грамотности              ¦туризма в целом и его ¦
¦                        ¦                         ¦отдельных видов       ¦
¦                        ¦                         ¦(сельского,           ¦
¦                        ¦                         ¦экологического,       ¦
¦                        ¦                         ¦активного и т.д.).    ¦
¦                        ¦                         ¦9. Значительные       ¦
¦                        ¦                         ¦трудности привлечения ¦
¦                        ¦                         ¦квалифицированных     ¦
¦                        ¦                         ¦специалистов и        ¦
¦                        ¦                         ¦персонала в сферу     ¦
¦                        ¦                         ¦туризма               ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ     ¦Появляется возможность в ¦С целью создания      ¦
¦1. Выгодное экономико - ¦ближайшее время придать  ¦благоприятных условий ¦
¦географическое          ¦существенный импульс     ¦для опережающего      ¦
¦положение (близость к   ¦развитию внутреннего     ¦развития туристского  ¦
¦Москве, наличие всех    ¦туризма. Одним из        ¦комплекса в регионе   ¦
¦видов транспортных      ¦действенных способов его ¦должна быть           ¦
¦магистралей,            ¦поддержки может стать    ¦разработана система   ¦
¦расположение на Волге). ¦разработка федеральной   ¦стратегического       ¦
¦2. Богатейшее историко -¦целевой программы по     ¦управления развитием  ¦
¦культурное наследие,    ¦развитию туристской      ¦туризма на основе     ¦
¦высокая концентрация    ¦инфраструктуры городов   ¦программно-целевого   ¦
¦туристских объектов     ¦"Золотого кольца России".¦метода, принципов     ¦
¦показа.                 ¦Разработка и принятие на ¦индикативного         ¦
¦3. Принадлежность к     ¦федеральном уровне       ¦планирования и более  ¦
¦туристскому маршруту    ¦дополнительных мер по    ¦четкого определения   ¦
¦"Золотое кольцо России".¦повышению доступности    ¦полномочий органов    ¦
¦4. Наличие              ¦внутреннего туризма (в   ¦исполнительной власти ¦
¦концептуальной основы   ¦т.ч. для школьников,     ¦субъектов Российской  ¦
¦для развития туристской ¦студентов, пожилых       ¦Федерации в сфере     ¦
¦индустрии региона.      ¦граждан) позволит        ¦туризма. Разработка и ¦
¦5. Устойчивое развитие  ¦повысить спрос на        ¦принятие областного   ¦
¦гостиничной             ¦различные виды туризма,  ¦закона о туризме      ¦
¦инфраструктуры.         ¦восстановить российский  ¦станут серьезным шагом¦
¦6. Богатые традиции     ¦рынок краткосрочных      ¦к поиску адекватных   ¦
¦гостеприимства, опыт в  ¦поездок                  ¦мер государственной   ¦
¦приеме и обслуживании   ¦                         ¦поддержки развития    ¦
¦туристов.               ¦                         ¦туристской индустрии и¦
¦7. Наличие              ¦                         ¦усиления влияния      ¦
¦благоприятных условий   ¦                         ¦межотраслевого        ¦
¦для развития различных  ¦                         ¦туристского комплекса ¦
¦видов туризма.          ¦                         ¦на развитие региона.  ¦
¦8. Научный и            ¦                         ¦Выделение туристско - ¦
¦образовательный         ¦                         ¦рекреационных         ¦
¦потенциал для           ¦                         ¦территорий, наличие   ¦
¦подготовки достаточного ¦                         ¦планировочных         ¦
¦количества специалистов.¦                         ¦документов позволит   ¦
¦9. Наличие              ¦                         ¦зарезервировать       ¦
¦установившегося         ¦                         ¦территории,           ¦
¦календаря туристских    ¦                         ¦приоритетные для      ¦
¦событий                 ¦                         ¦развития туризма и    ¦
¦                        ¦                         ¦отдыха, выделить      ¦
¦                        ¦                         ¦территории            ¦
¦                        ¦                         ¦опережающего          ¦
¦                        ¦                         ¦экономического роста  ¦
¦                        ¦                         ¦туризма.              ¦
¦                        ¦                         ¦Активная поддержка    ¦
¦                        ¦                         ¦перспективных видов   ¦
¦                        ¦                         ¦туризма: делового,    ¦
¦                        ¦                         ¦конгресс-туризма,     ¦
¦                        ¦                         ¦рекреационно -        ¦
¦                        ¦                         ¦оздоровительного,     ¦

]]>
¦                        ¦                         ¦экологического и      ¦
¦                        ¦                         ¦активного туризма -   ¦
¦                        ¦                         ¦будет способствовать  ¦
¦                        ¦                         ¦не просто созданию    ¦
¦                        ¦                         ¦дополнительного       ¦
¦                        ¦                         ¦количества            ¦
¦                        ¦                         ¦конкурентоспособных на¦
¦                        ¦                         ¦российском рынке      ¦
¦                        ¦                         ¦туристских продуктов  ¦
¦                        ¦                         ¦области, но и         ¦
¦                        ¦                         ¦нивелированию фактора ¦
¦                        ¦                         ¦сезонности спроса     ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦     СЛАБЫЕ СТОРОНЫ     ¦Необходимо максимально   ¦Повышение качества    ¦
¦1. Недостаточная        ¦полно использовать       ¦предоставления        ¦
¦известность региона в   ¦возможность изучения и   ¦туристских услуг      ¦
¦России и слабая         ¦адаптации передового     ¦требует               ¦
¦известность за рубежом. ¦российского и зарубежного¦государственной       ¦
¦2. Отсутствие           ¦опыта по организации     ¦поддержки и           ¦
¦нормативной правовой    ¦системы качественного    ¦стимулирования        ¦
¦базы, регулирующей      ¦информирования туристов. ¦туристских            ¦
¦туристскую деятельность ¦Система мер по созданию  ¦организаций.          ¦
¦на территории области и ¦полноценной сети         ¦Точечная поддержка    ¦
¦ограниченные            ¦туристских информационных¦повышения квалификации¦
¦возможности             ¦центров, единого         ¦кадров в соответствии ¦
¦государственного        ¦туристского портала      ¦с высокими            ¦
¦стимулирования развития ¦региона, установке       ¦международными        ¦
¦индустрии туризма.      ¦указателей к туристским  ¦стандартами туризма   ¦
¦3. Отсутствие           ¦объектам на трассах и в  ¦позволит обеспечивать ¦
¦механизмов координации  ¦туристских центрах       ¦повышение качества    ¦
¦развития субъектов      ¦области в едином стиле   ¦предоставляемых услуг.¦
¦туристской индустрии.   ¦позволит повысить уровень¦Недостатки в          ¦
¦4. Неоптимальное        ¦известности области, а   ¦функционировании      ¦
¦соотношение             ¦также уровень качества   ¦информационной        ¦
¦цены/качества           ¦обслуживания приезжающих ¦туристской            ¦
¦туристских услуг.       ¦туристов.                ¦инфраструктуры могут в¦
¦5. Нехватка гостиничных ¦Меры по поддержке        ¦значительной степени  ¦
¦мест эконом-класса и    ¦развития туризма, в том  ¦препятствовать        ¦
¦других объектов         ¦числе организация сети   ¦эффективному          ¦
¦туристской              ¦туристско-информационных ¦обеспечению           ¦
¦инфраструктуры (досуга  ¦центров и других         ¦потенциальных туристов¦
¦и отдыха).              ¦механизмов координации и ¦достоверной           ¦
¦6. Отсутствие системы   ¦осуществления частно -   ¦информацией о         ¦
¦качественного           ¦государственного         ¦возможностях региона. ¦
¦информирования туристов ¦партнерства, дадут       ¦Необходимо введение   ¦
¦на территории области.  ¦возможность более        ¦стандартов            ¦
¦7. Недостаточно         ¦эффективно               ¦государственных услуг ¦
¦эффективное             ¦использовать существующий¦в сфере туризма для   ¦
¦использование ИТ -      ¦туристский потенциал.    ¦обеспечения должного  ¦
¦технологий в вопросах   ¦В целях поддержания      ¦уровня                ¦
¦развития и              ¦устойчивого спроса к     ¦информирования        ¦
¦регулирования           ¦историческому и          ¦потенциальных туристов¦
¦туристской отрасли.     ¦культурному наследию     ¦о возможностях        ¦
¦8. Слабая ориентация на ¦Ярославской области      ¦региона.              ¦
¦достижение конечного    ¦необходимы постоянные    ¦Для эффективного      ¦
¦результата при          ¦активные действия со     ¦функционирования всего¦
¦осуществлении           ¦стороны органов          ¦туристско -           ¦
¦регионального           ¦государственной власти,  ¦рекреационного        ¦
¦маркетингового          ¦направленные на создание ¦комплекса региона     ¦
¦планирования по         ¦условий для достижения   ¦требуется должный     ¦
¦продвижению туристских  ¦приемлемого соотношения  ¦уровень               ¦
¦возможностей области.   ¦цены и качества          ¦межведомственной      ¦
¦9. Слабое использование ¦туристских продуктов,    ¦интеграции,           ¦
¦значительного           ¦входящих в совокупный    ¦обеспечение           ¦
¦туристско -             ¦туристский продукт       ¦взаимодействия        ¦
¦рекреационного          ¦Ярославской области, и на¦федеральных,          ¦
¦потенциала области.     ¦эффективное продвижение  ¦региональных органов  ¦
¦10. Недостаток          ¦данного туристского      ¦государственной власти¦
¦событийных проектов,    ¦продукта на туристском   ¦и органов местного    ¦
¦способных привлечь      ¦рынке                    ¦самоуправления        ¦
¦различные категории     ¦                         ¦                      ¦
¦туристов.               ¦                         ¦                      ¦
¦11. Недостаточное       ¦                         ¦                      ¦
¦использование           ¦                         ¦                      ¦
¦современных методов     ¦                         ¦                      ¦
¦обслуживания туристов   ¦                         ¦                      ¦
¦на туристских           ¦                         ¦                      ¦
¦предприятиях области.   ¦                         ¦                      ¦
¦12. Недостаточное       ¦                         ¦                      ¦
¦финансирование          ¦                         ¦                      ¦
¦мероприятий по          ¦                         ¦                      ¦
¦реставрации и           ¦                         ¦                      ¦
¦содержанию объектов     ¦                         ¦                      ¦
¦туристского показа, а   ¦                         ¦                      ¦
¦также благоустройству   ¦                         ¦                      ¦
¦территорий и мест       ¦                         ¦                      ¦
¦отдыха туристов и       ¦                         ¦                      ¦
¦жителей области.        ¦                         ¦                      ¦
¦13. Территориальные     ¦                         ¦                      ¦
¦диспропорции в развитии ¦                         ¦                      ¦
¦туристской индустрии    ¦                         ¦                      ¦
¦области.                ¦                         ¦                      ¦
¦14. Недостаточно        ¦                         ¦                      ¦
¦высокий уровень         ¦                         ¦                      ¦
¦ориентации на           ¦                         ¦                      ¦
¦потребности             ¦                         ¦                      ¦
¦пользователей           ¦                         ¦                      ¦
¦туристских услуг,       ¦                         ¦                      ¦
¦отсутствие эффективной  ¦                         ¦                      ¦
¦связи с субъектами      ¦                         ¦                      ¦
¦туристской отрасли и    ¦                         ¦                      ¦
¦непосредственными       ¦                         ¦                      ¦
¦потребителями.          ¦                         ¦                      ¦
¦15. Непонимание со      ¦                         ¦                      ¦
¦стороны населения своей ¦                         ¦                      ¦
¦роли в повышении        ¦                         ¦                      ¦
¦качества обслуживания   ¦                         ¦                      ¦
¦туристов и значимости   ¦                         ¦                      ¦
¦развития туризма.       ¦                         ¦                      ¦
¦16. Отсутствие сильных  ¦                         ¦                      ¦
¦туристских брендов      ¦                         ¦                      ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+

Таблица 2

+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ Сильные/слабые стороны ¦       Возможности       ¦        Угрозы        ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦           1            ¦            2            ¦          3           ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦                        ¦1. Политическая,         ¦1. Усиление           ¦
¦                        ¦организационная и        ¦конкуренции со стороны¦
¦                        ¦методическая поддержка   ¦других регионов в     ¦
¦                        ¦развития внутреннего и   ¦связи с более         ¦
¦                        ¦въездного туризма на     ¦эффективным           ¦
¦                        ¦федеральном уровне.      ¦использованием        ¦
¦                        ¦2. Перспективы           ¦туристско -           ¦
¦                        ¦привлечения на развитие  ¦рекреационного        ¦
¦                        ¦туристской индустрии,    ¦потенциала.           ¦
¦                        ¦реализацию значимых      ¦2. Спад деловой       ¦
¦                        ¦мероприятий и проектов   ¦активности в связи с  ¦
¦                        ¦дополнительных средств в ¦ухудшением            ¦
¦                        ¦рамках федеральных       ¦экономической ситуации¦
¦                        ¦целевых программ и       ¦в стране и в мире.    ¦
¦                        ¦внебюджетных источников. ¦3. Усиление           ¦
¦                        ¦3. Наличие устойчивого   ¦конкуренции в         ¦
¦                        ¦спроса на посещение      ¦соперничестве за      ¦
¦                        ¦объектов исторического и ¦инвестиционные ресурсы¦
¦                        ¦культурного наследия     ¦со стороны других     ¦
¦                        ¦Ярославской области, в   ¦субъектов Российской  ¦
¦                        ¦том числе обусловленного ¦Федерации.            ¦
¦                        ¦продвижением г. Ярославля¦4. Наличие            ¦
¦                        ¦на туристском рынке в    ¦альтернативных        ¦
¦                        ¦связи с празднованием    ¦способов использования¦
¦                        ¦1000-летия города.       ¦территорий, пригодных ¦
¦                        ¦4. Повышение спроса на   ¦для развития туризма. ¦
¦                        ¦услуги делового и        ¦5. Недостаточное      ¦
¦                        ¦конгресс-туризма, а также¦количество            ¦
¦                        ¦водного, сельского,      ¦долгосрочных вложений ¦
¦                        ¦активного, экологического¦в туристскую          ¦
¦                        ¦и лечебно -              ¦инфраструктуру и      ¦
¦                        ¦оздоровительного туризма.¦благоустройство       ¦
¦                        ¦5. Восстановление        ¦территорий.           ¦
¦                        ¦российского рынка        ¦6. Неустойчивость     ¦
¦                        ¦краткосрочных поездок    ¦спроса на рынке       ¦
¦                        ¦(туров выходного дня).   ¦туристских услуг в    ¦
¦                        ¦6. Доступность для       ¦результате влияния    ¦
¦                        ¦изучения и адаптации     ¦сезонности и других   ¦
¦                        ¦лучших практик в         ¦факторов.             ¦
¦                        ¦российском и зарубежном  ¦7. Несовершенство     ¦
¦                        ¦опыте по организации     ¦законодательства по   ¦
¦                        ¦системы качественного    ¦вопросам регулирования¦
¦                        ¦информирования туристов. ¦туристской            ¦
¦                        ¦7. Постоянно растущие    ¦деятельности.         ¦
¦                        ¦уровень доступа          ¦8. Отсутствие         ¦
¦                        ¦потенциальных            ¦уверенности           ¦
¦                        ¦потребителей туристских  ¦предпринимателей и    ¦
¦                        ¦услуг к ИТ-средствам и   ¦населения в успешности¦
¦                        ¦уровень компьютерной     ¦устойчивого развития  ¦
¦                        ¦грамотности              ¦туризма в целом и его ¦
¦                        ¦                         ¦отдельных видов       ¦
¦                        ¦                         ¦(сельского,           ¦
¦                        ¦                         ¦экологического,       ¦
¦                        ¦                         ¦активного и т.д.).    ¦
¦                        ¦                         ¦9. Значительные       ¦
¦                        ¦                         ¦трудности привлечения ¦
¦                        ¦                         ¦квалифицированных     ¦
¦                        ¦                         ¦специалистов и        ¦
¦                        ¦                         ¦персонала в сферу     ¦
¦                        ¦                         ¦туризма               ¦
+------------------------+-------------+-----------+-------------+--------+
¦    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ     ¦   Сильные   ¦Возможности¦   Сильные   ¦ Угрозы ¦
¦1. Выгодное экономико - ¦   стороны   ¦           ¦   стороны   ¦        ¦
¦географическое          +-------------+-----------+-------------+--------+
¦положение (близость к   ¦2, 3, 5, 6, 7¦     1     ¦4, 5, 7, 9   ¦    1   ¦
¦Москве, наличие всех    +-------------+-----------+-------------+--------+
¦видов транспортных      ¦3, 1, 4      ¦     2     ¦4, 5, 7      ¦    2   ¦
¦магистралей,            +-------------+-----------+-------------+--------+
¦расположение на Волге). ¦2, 6         ¦     3     ¦4, 7, 1      ¦    3   ¦
¦2. Богатейшее историко -+-------------+-----------+-------------+--------+
¦культурное наследие,    ¦5, 1, 7, 9, 4¦     4     ¦7, 1, 4      ¦    4   ¦
¦высокая концентрация    +-------------+-----------+-------------+--------+
¦туристских объектов     ¦1, 2, 5, 6,  ¦     5     ¦5, 7, 4      ¦    5   ¦
¦показа.                 ¦7, 9, 4      ¦           ¦             ¦        ¦
¦3. Принадлежность к     +-------------+-----------+-------------+--------+
¦туристскому маршруту    ¦8            ¦     6     ¦5, 7, 9      ¦    6   ¦
¦"Золотое кольцо России".+-------------+-----------+-------------+--------+
¦4. Наличие              ¦8, 4         ¦     7     ¦4            ¦    7   ¦
¦концептуальной основы   +-------------+-----------+-------------+--------+
¦для развития туристской ¦             ¦           ¦7, 9         ¦    8   ¦
¦индустрии региона.      +-------------+-----------+-------------+--------+
¦5. Устойчивое развитие  ¦             ¦           ¦5, 6, 7, 9   ¦    9   ¦
¦гостиничной             +-------------+-----------+-------------+--------+
¦инфраструктуры.         ¦                         ¦                      ¦
¦6. Богатые традиции     ¦                         ¦                      ¦
¦гостеприимства, опыт в  ¦                         ¦                      ¦
¦приеме и обслуживании   ¦                         ¦                      ¦
¦туристов.               ¦                         ¦                      ¦
¦7. Наличие              ¦                         ¦                      ¦
¦благоприятных условий   ¦                         ¦                      ¦
¦для развития различных  ¦                         ¦                      ¦
¦видов туризма.          ¦                         ¦                      ¦
¦8. Научный и            ¦                         ¦                      ¦
¦образовательный         ¦                         ¦                      ¦
¦потенциал для           ¦                         ¦                      ¦
¦подготовки достаточного ¦                         ¦                      ¦
¦количества специалистов.¦                         ¦                      ¦
¦9. Наличие              ¦                         ¦                      ¦
¦установившегося         ¦                         ¦                      ¦
¦календаря туристских    ¦                         ¦                      ¦
¦событий                 ¦                         ¦                      ¦
+------------------------+-------------+-----------+-------------+--------+
¦     СЛАБЫЕ СТОРОНЫ     ¦   Слабые    ¦Возможности¦   Слабые    ¦ Угрозы ¦
¦1. Недостаточная        ¦   стороны   ¦           ¦   стороны   ¦        ¦
¦известность региона в   +-------------+-----------+-------------+--------+
¦России и слабая         ¦2, 12, 8, 9, ¦     1     ¦1, 9, 2, 3,  ¦    1   ¦
¦известность за рубежом. ¦1            ¦           ¦4, 16, 5, 6, ¦        ¦
¦2. Отсутствие           ¦             ¦           ¦10, 11       ¦        ¦
¦нормативной правовой    +-------------+-----------+-------------+--------+
¦базы, регулирующей      ¦6, 7, 9, 10, ¦     2     ¦4, 5, 8, 9,  ¦    2   ¦
¦туристскую деятельность ¦12, 13, 16   ¦           ¦12           ¦        ¦
¦на территории области и +-------------+-----------+-------------+--------+
¦ограниченные            ¦1, 12, 14, 7 ¦     3     ¦5, 7, 9, 12  ¦    3   ¦
¦возможности             +-------------+-----------+-------------+--------+
¦государственного        ¦1, 4, 6, 7,  ¦     4     ¦9, 2, 3, 13  ¦    4   ¦
¦стимулирования развития ¦8, 9, 10, 13,¦           ¦             ¦        ¦
¦индустрии туризма.      ¦14, 16       ¦           ¦             ¦        ¦
¦3. Отсутствие           +-------------+-----------+-------------+--------+
¦механизмов координации  ¦3, 4, 5, 6,  ¦     5     ¦5, 9, 12, 3  ¦    5   ¦
¦развития субъектов      ¦7, 10, 14    ¦           ¦             ¦        ¦
¦туристской индустрии.   +-------------+-----------+-------------+--------+
¦4. Неоптимальное        ¦6, 7, 14, 11 ¦     6     ¦1, 4, 6, 10, ¦    6   ¦
¦соотношение             ¦             ¦           ¦5, 7, 8, 11, ¦        ¦
¦цены/качества           ¦             ¦           ¦14           ¦        ¦
¦туристских услуг.       +-------------+-----------+-------------+--------+
¦5. Нехватка гостиничных ¦1, 7, 8      ¦     7     ¦2, 3, 9, 12, ¦    7   ¦
¦мест эконом-класса и    ¦             ¦           ¦13           ¦        ¦
¦других объектов         +-------------+-----------+-------------+--------+
¦туристской              ¦             ¦           ¦2, 3, 1, 13, ¦    8   ¦
¦инфраструктуры (досуга  ¦             ¦           ¦16, 8, 14, 15¦        ¦
¦и отдыха).              +-------------+-----------+-------------+--------+
¦6. Отсутствие системы   ¦             ¦           ¦4, 11, 14    ¦    9   ¦
¦качественного           +-------------+-----------+-------------+--------+
¦информирования туристов ¦                         ¦                      ¦
¦на территории области.  ¦                         ¦                      ¦
¦7. Недостаточно         ¦                         ¦                      ¦
¦эффективное             ¦                         ¦                      ¦
¦использование ИТ -      ¦                         ¦                      ¦
¦технологий в вопросах   ¦                         ¦                      ¦
¦развития и              ¦                         ¦                      ¦
¦регулирования           ¦                         ¦                      ¦
¦туристской отрасли.     ¦                         ¦                      ¦
¦8. Слабая ориентация на ¦                         ¦                      ¦
¦достижение конечного    ¦                         ¦                      ¦
¦результата при          ¦                         ¦                      ¦
¦осуществлении           ¦                         ¦                      ¦
¦регионального           ¦                         ¦                      ¦
¦маркетингового          ¦                         ¦                      ¦
¦планирования по         ¦                         ¦                      ¦
¦продвижению туристских  ¦                         ¦                      ¦
¦возможностей области.   ¦                         ¦                      ¦
¦9. Слабое использование ¦                         ¦                      ¦
¦значительного           ¦                         ¦                      ¦
¦туристско -             ¦                         ¦                      ¦
¦рекреационного          ¦                         ¦                      ¦
¦потенциала области.     ¦                         ¦                      ¦
¦10. Недостаток          ¦                         ¦                      ¦
¦событийных проектов,    ¦                         ¦                      ¦
¦способных привлечь      ¦                         ¦                      ¦
¦различные категории     ¦                         ¦                      ¦
¦туристов.               ¦                         ¦                      ¦
¦11. Недостаточное       ¦                         ¦                      ¦
¦использование           ¦                         ¦                      ¦
¦современных методов     ¦                         ¦                      ¦
¦обслуживания туристов   ¦                         ¦                      ¦
¦на туристских           ¦                         ¦                      ¦
¦предприятиях области.   ¦                         ¦                      ¦
¦12. Недостаточное       ¦                         ¦                      ¦
¦финансирование          ¦                         ¦                      ¦
¦мероприятий по          ¦                         ¦                      ¦
¦реставрации и           ¦                         ¦                      ¦
¦содержанию объектов     ¦                         ¦                      ¦
¦туристского показа, а   ¦                         ¦                      ¦
¦также благоустройству   ¦                         ¦                      ¦
¦территорий и мест       ¦                         ¦                      ¦
¦отдыха туристов и       ¦                         ¦                      ¦
¦жителей области         ¦                         ¦                      ¦
¦13. Территориальные     ¦                         ¦                      ¦
¦диспропорции в развитии ¦                         ¦                      ¦
¦туристской индустрии    ¦                         ¦                      ¦
¦области.                ¦                         ¦                      ¦
¦14. Недостаточно        ¦                         ¦                      ¦
¦высокий уровень         ¦                         ¦                      ¦
¦ориентации на           ¦                         ¦                      ¦
¦потребности             ¦                         ¦                      ¦
¦пользователей           ¦                         ¦                      ¦
¦туристских услуг,       ¦                         ¦                      ¦
¦отсутствие эффективной  ¦                         ¦                      ¦
¦обратной связи с        ¦                         ¦                      ¦
¦субъектами туристской   ¦                         ¦                      ¦
¦отрасли и               ¦                         ¦                      ¦
¦непосредственными       ¦                         ¦                      ¦
¦потребителями.          ¦                         ¦                      ¦
¦15. Непонимание со      ¦                         ¦                      ¦
¦стороны населения своей ¦                         ¦                      ¦
¦роли в повышении        ¦                         ¦                      ¦
¦качества обслуживания   ¦                         ¦                      ¦
¦туристов и значимости   ¦                         ¦                      ¦
¦развития туризма.       ¦                         ¦                      ¦
¦16. Отсутствие сильных  ¦                         ¦                      ¦
¦туристских брендов      ¦                         ¦                      ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru