ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2009 г. № 173-п
О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
И ОТДЫХА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ
(в ред. Постановления
Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
В целях дальнейшего развития въездного и внутреннего туризма и повышения роли сферы туризма и отдыха в социально-экономическом развитии области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы (далее - Концепция
).
2. Департаменту промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области (Даниленко Р.А.):
(в ред. Постановления
Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
(см. текст в предыдущей редакции
)
- в срок до 1 июля 2010 года разработать и направить на утверждение проект областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы;
- в установленном порядке принять меры по обеспечению финансирования мероприятий Программы на период до 2014 года.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 25.02.2009 № 173-п
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА
В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ
(в ред. Постановления
Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
I. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область по туристическому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.
Туризм является одной из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому и туризм, и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии.
Стратегией
социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года туризм отнесен к числу приоритетных направлений развития региона.
Основной проблемой, которую необходимо решать, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта области.
Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 6 лет, начиная с 2002 года, более чем в 2,1 раза увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, в 3,7 раза увеличить объем туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по официальным данным, занимает в Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после г. Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2007 году область приняла 1015 тыс. туристов и экскурсантов, в т.ч. более 234 тыс. иностранных граждан.
По данным статистики, в 2007 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму более 929 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 1,8 млрд. рублей. При этом, по данным комитета по туризму департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области, поступления от туристской индустрии в бюджеты всех уровней в Ярославской области составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма весьма высока и составляет более 25 рублей на один вложенный рубль.
(в ред. Постановления
Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области 2008 года показали, что туристы планируют потратить в нашем регионе почти в два раза больше, чем они потратили на самом деле. Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается отсутствием в системе государственной статистики определения конечных финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли; недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием раздела "Туризм" в бюджетной классификации; отсутствием преференций для инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии.
Сегодня область стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объему туристского потока не только опережает Владимирская область за счет большого приема гостей в городах Владимир и Суздаль, но и догоняют Тверская область, которая использует свой потенциал расположения между Москвой и Санкт-Петербургом, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ
(приложение к Концепции), который показал необходимость учитывать сильные и слабые стороны развития туризма в Ярославской области, связанные со следующими основными сферами:
- нормативно-правовой базой туризма;
- координацией деятельности субъектов туристского бизнеса;
- уровнем развития инфраструктуры туризма и отдыха;
- эффективностью использования туристско-рекреационных ресурсов;
- уровнем туристской известности региона в России и за рубежом;
- социально-экономической эффективностью туристской индустрии;
- системой качественного информирования туристов;
- кадровым потенциалом в сфере туризма.
К сильным сторонам, в частности, относятся:
- выгодное экономико-географическое положение (близость к Москве, наличие всех видов транспортных магистралей, расположение на пересечении транспортных магистралей, связывающих два крупнейших промышленно-культурных центра России - Москву и Санкт-Петербург);
- богатейшее историко-культурное наследие (в том числе связанное с именами таких известных исторических персоналий как Александр Невский, Петр Первый и др.) и высокая концентрация туристских объектов показа;
- принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России";
- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;
- устойчивое развитие гостиничной инфраструктуры;
- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;
- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;
- научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов;
- наличие установившегося календаря туристских событий.
Среди слабых сторон можно отметить:
- недостаточную известность региона в России и за рубежом;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;
- отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии;
- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
- нехватка гостиничных мест эконом-класса и других объектов туристской инфраструктуры;
- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области;
- недостаточно эффективное использование ИТ-технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли;
- слабая ориентация на достижение конечного результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по продвижению туристских возможностей области;
- слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала области;
- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
- недостаточное использование современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях области;
- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области;
- территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области;
- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями;
- непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма;
- отсутствие сильных туристских брендов.
Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К возможностям следует отнести:
- политическую, организационную и методическую поддержку развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне;
- перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из внебюджетных источников;
- наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия Ярославской области, в том числе обусловленного продвижением г. Ярославля на туристском рынке в связи с празднованием 1000-летия города;
- повышение спроса на услуги делового и конгресс-туризма, а также водного, сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма;
- восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня);
- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов;
- постоянно растущий уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИТ-средствам и уровень компьютерной грамотности.
Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются: привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года.
Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон, как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии, и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.
Перечень угроз для эффективного развития туризма в области выглядит следующим образом:
- усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала;
- спад деловой активности в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и в мире;
- усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации;
- наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма;
- недостаточное количество долгосрочных вложений в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий;
- неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов;
- несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности;
- отсутствие уверенности предпринимателей и населения в успешности устойчивого развития туризма в целом и его отдельных видов (сельского, экологического, активного и т.д.);
- значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма.
Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.
Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии Ярославской области необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии.
Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто благодаря одобрению Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым во время визита в Ярославскую область в августе 2008 г. инициативы руководства области по формированию на ее территории туристского кластера.
Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и выделения туристско-рекреационных территорий в практику развития туризма, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области, усиление межрегиональной координации с областями региона "Золотое кольцо России" и иными субъектами Российской Федерации.
Обеспечение туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может иметь своим следствием недостижение одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развития туристской индустрии, отставание по сравнению с темпами ее развития в соседних регионах. В конечном счете это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области.
Областная целевая программа является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет вести комплексную реализацию межфункциональных задач с достижением значимых конкретных результатов.
II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, КУРАТОР, ИСПОЛНИТЕЛИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целью областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2014 годы (далее - программа) является формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие области.
Для достижения данной цели необходимо решить задачи:
- создания организационных основ для формирования на территории области современной туристской индустрии;
- поддержки интенсивного развития инфраструктуры туризма и отдыха;
- формирования и развития конкурентоспособного туристского продукта Ярославской области как совокупности туристских предложений на территории области, обеспечивающего укрепление положительного имиджа региона;
- продвижения туристских возможностей области;
- информационного, кадрового и методического обеспечения развития туризма и отдыха.
Куратор программы - заместитель Губернатора области, курирующий вопросы экономики и развития туризма, ответственный исполнитель - департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области.
(в ред. Постановления
Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Исполнителями программы будут органы исполнительной власти Ярославской области, а участниками - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ярославской области и основные субъекты туристской деятельности на территории области (туроператорские организации, средства размещения, объекты туристского показа, а также другие предприятия и организации сферы услуг).
Предполагаемые сроки реализации программы - 2011 - 2014 годы.
III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области будет осуществлять организацию, координацию и контроль за выполнением мероприятий программы, вносить в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
(в ред. Постановления
Правительства ЯО от 11.09.2009 № 917-п)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Предполагается использование инструментов государственного воздействия и стимулирования в целях развития туристской индустрии области с учетом государственных, муниципальных, отраслевых интересов совместно с участниками программы - основными субъектами туристской деятельности на территории области, участвующими в выполнении программы.
В ходе реализации программы помимо традиционной деятельности планируется осуществление проектного подхода. Предполагается реализация ряда значимых для туристской индустрии области проектов.
Организация сети туристско-информационных центров, для чего предусматривается поддержка функционирования областного туристско-информационного центра, обеспечивающего важной информацией потенциальных туристов и гостей области, а также субсидии для муниципальных туристско-информационных центров.
Проведение туристско-рекреационного зонирования области и выделение туристско-рекреационных территорий приоритетного развития туризма и отдыха. Для реализации этих мероприятий предусматриваются выделение средств на проектные работы из областного бюджета.
Создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, основанного на предложении вариантов конкретных площадок и предоставлении спектра возможных объектов.
Повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области путем осуществления рекламно-информационной деятельности и проведения рекламных кампаний, организации стендов области на крупнейших международных туристских выставках, проведения других мероприятий.
Усиление межрегиональной координации с областями региона "Золотое кольцо России" и иными субъектами Российской Федерации в рамках организации совместных туристских программ и маршрутов, реализации совместных проектов.
С целью межведомственной координации работ по реализации программы ключевые вопросы будут выноситься на рассмотрение координационного совета по туризму Ярославской области, в состав которого войдут представители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, крупнейших туристских и гостиничных предприятий, вузов и общественных организаций.
Проекты, которые намечено реализовать в рамках программы, потребуют участия структурных подразделений аппарата Правительства области и иных органов исполнительной власти Ярославской области: департамента экономического развития Ярославской области, департамента градостроительства и архитектуры Ярославской области, департамента государственного имущества Ярославской области, департамента культуры Ярославской области, департамента дорожного хозяйства Ярославской области, департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области, департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области, а также управления коммуникаций и общественных связей Правительства области и других.
С участниками программы планируется заключение соглашений о сотрудничестве при реализации программных мероприятий. Также планируется заключение соглашений о совместной деятельности по обмену информацией с центрами занятости, федеральными органами исполнительной власти, налоговыми органами, кредитными организациями.
IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Потребность в ресурсах для реализации программы определена на основе подсчета ресурсов, требуемых для осуществления значимых для туристской индустрии области проектов. Учтены предполагаемые затраты областного бюджета на поддержку областного туристско-информационного центра, организацию проектных работ, основных мероприятий по рекламно-информационному продвижению туристских возможностей области, осуществлению исследовательских проектов, в том числе социологических. Программой предусматривается привлечение средств внебюджетных источников и местных бюджетов на условиях софинансирования.
Общая потребность в ресурсах
+------------------+---------+--------------------------------------------+
¦ Наименование ¦ Единица ¦ Потребность ¦
¦ ресурсов ¦измерения+--------+-----------------------------------+
¦ ¦ ¦ всего ¦ в том числе по годам ¦
¦ ¦ ¦ +--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦
+------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Финансовые ¦тыс. руб.¦ 106900 ¦ 26600 ¦ 24500 ¦ 27000 ¦ 28800 ¦
¦ресурсы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦- областной бюджет¦тыс. руб.¦ 106900 ¦ 26600 ¦ 24500 ¦ 27000 ¦ 28800 ¦
+------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
Предполагается также привлечение внебюджетных источников к реализации программы в размере 4 - 6 млрд. рублей ежегодно, а также средств из местных бюджетов порядка 14 - 18 млн. рублей ежегодно.
V. ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Программные мероприятия предполагается реализовывать на территории всех городских округов и муниципальных районов Ярославской области.
VI. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы должна обеспечить при прочих равных условиях вклад туристской индустрии в решение задач социально-экономического развития Ярославской области:
- создание условий для устойчивого экономического роста области;
- повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности услуг, занятости и доходов жителей;
- повышение конкурентоспособности региональной экономики путем повышения привлекательности области как туристского направления;
- обеспечение сбалансированного социально-экономического развития территорий Ярославской области.
В результате реализации программы в 2011 - 2014 годах предполагается увеличить:
- количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, - до 2000 тыс. человек;
- ежегодный объем туристских и гостиничных услуг - до 3500 млн. рублей;
- поступления в бюджет - до 700 млн. рублей;
- долю туристской индустрии в валовом региональном продукте - до 2,5 процента;
- количество новых туристско-информационных центров на территории области - на 80 - 100 процентов по сравнению с 2010 годом;
- количество новых информационных ресурсов по туризму - на 80 - 100 процентов по сравнению с 2010 годом;
- уровень туристской известности области - на 10 - 15 процентов по сравнению с 2010 годом.
Приложение
к Концепции
SWOT-АНАЛИЗ
РЫНКА ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Таблица 1
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ Сильные/слабые стороны ¦ Возможности ¦ Угрозы ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ ¦1. Политическая, ¦1. Усиление ¦
¦ ¦организационная и ¦конкуренции со стороны¦
¦ ¦методическая поддержка ¦других регионов в ¦
¦ ¦развития внутреннего и ¦связи с более ¦
¦ ¦въездного туризма на ¦эффективным ¦
¦ ¦федеральном уровне. ¦использованием ¦
¦ ¦2. Перспективы ¦туристско - ¦
¦ ¦привлечения на развитие ¦рекреационного ¦
¦ ¦туристской индустрии, ¦потенциала. ¦
¦ ¦реализацию значимых ¦2. Спад деловой ¦
¦ ¦мероприятий и проектов ¦активности в связи с ¦
¦ ¦дополнительных средств в ¦ухудшением ¦
¦ ¦рамках федеральных ¦экономической ситуации¦
¦ ¦целевых программ и ¦в стране и в мире. ¦
¦ ¦внебюджетных источников. ¦3. Усиление ¦
¦ ¦3. Наличие устойчивого ¦конкуренции в ¦
¦ ¦спроса на посещение ¦соперничестве за ¦
¦ ¦объектов исторического и ¦инвестиционные ресурсы¦
¦ ¦культурного наследия ¦со стороны других ¦
¦ ¦Ярославской области, в ¦субъектов Российской ¦
¦ ¦том числе обусловленного ¦Федерации. ¦
¦ ¦продвижением г. Ярославля¦4. Наличие ¦
¦ ¦на туристском рынке в ¦альтернативных ¦
¦ ¦связи с празднованием ¦способов использования¦
¦ ¦1000-летия города. ¦территорий, пригодных ¦
¦ ¦4. Повышение спроса на ¦для развития туризма. ¦
¦ ¦услуги делового и ¦5. Недостаточное ¦
¦ ¦конгресс-туризма, а также¦количество ¦
¦ ¦водного, сельского, ¦долгосрочных вложений ¦
¦ ¦активного, экологического¦в туристскую ¦
¦ ¦и лечебно - ¦инфраструктуру и ¦
¦ ¦оздоровительного туризма.¦благоустройство ¦
¦ ¦5. Восстановление ¦территорий. ¦
¦ ¦российского рынка ¦6. Неустойчивость ¦
¦ ¦краткосрочных поездок ¦спроса на рынке ¦
¦ ¦(туров выходного дня). ¦туристских услуг в ¦
¦ ¦6. Доступность для ¦результате влияния ¦
¦ ¦изучения и адаптации ¦сезонности и других ¦
¦ ¦лучших практик в ¦факторов. ¦
¦ ¦российском и зарубежном ¦7. Несовершенство ¦
¦ ¦опыте по организации ¦законодательства по ¦
¦ ¦системы качественного ¦вопросам регулирования¦
¦ ¦информирования туристов. ¦туристской ¦
¦ ¦7. Постоянно растущий ¦деятельности. ¦
¦ ¦уровень доступа ¦8. Отсутствие ¦
¦ ¦потенциальных ¦уверенности ¦
¦ ¦потребителей туристских ¦предпринимателей и ¦
¦ ¦услуг к ИТ-средствам и ¦населения в успешности¦
¦ ¦уровень компьютерной ¦устойчивого развития ¦
¦ ¦грамотности ¦туризма в целом и его ¦
¦ ¦ ¦отдельных видов ¦
¦ ¦ ¦(сельского, ¦
¦ ¦ ¦экологического, ¦
¦ ¦ ¦активного и т.д.). ¦
¦ ¦ ¦9. Значительные ¦
¦ ¦ ¦трудности привлечения ¦
¦ ¦ ¦квалифицированных ¦
¦ ¦ ¦специалистов и ¦
¦ ¦ ¦персонала в сферу ¦
¦ ¦ ¦туризма ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ¦Появляется возможность в ¦С целью создания ¦
¦1. Выгодное экономико - ¦ближайшее время придать ¦благоприятных условий ¦
¦географическое ¦существенный импульс ¦для опережающего ¦
¦положение (близость к ¦развитию внутреннего ¦развития туристского ¦
¦Москве, наличие всех ¦туризма. Одним из ¦комплекса в регионе ¦
¦видов транспортных ¦действенных способов его ¦должна быть ¦
¦магистралей, ¦поддержки может стать ¦разработана система ¦
¦расположение на Волге). ¦разработка федеральной ¦стратегического ¦
¦2. Богатейшее историко -¦целевой программы по ¦управления развитием ¦
¦культурное наследие, ¦развитию туристской ¦туризма на основе ¦
¦высокая концентрация ¦инфраструктуры городов ¦программно-целевого ¦
¦туристских объектов ¦"Золотого кольца России".¦метода, принципов ¦
¦показа. ¦Разработка и принятие на ¦индикативного ¦
¦3. Принадлежность к ¦федеральном уровне ¦планирования и более ¦
¦туристскому маршруту ¦дополнительных мер по ¦четкого определения ¦
¦"Золотое кольцо России".¦повышению доступности ¦полномочий органов ¦
¦4. Наличие ¦внутреннего туризма (в ¦исполнительной власти ¦
¦концептуальной основы ¦т.ч. для школьников, ¦субъектов Российской ¦
¦для развития туристской ¦студентов, пожилых ¦Федерации в сфере ¦
¦индустрии региона. ¦граждан) позволит ¦туризма. Разработка и ¦
¦5. Устойчивое развитие ¦повысить спрос на ¦принятие областного ¦
¦гостиничной ¦различные виды туризма, ¦закона о туризме ¦
¦инфраструктуры. ¦восстановить российский ¦станут серьезным шагом¦
¦6. Богатые традиции ¦рынок краткосрочных ¦к поиску адекватных ¦
¦гостеприимства, опыт в ¦поездок ¦мер государственной ¦
¦приеме и обслуживании ¦ ¦поддержки развития ¦
¦туристов. ¦ ¦туристской индустрии и¦
¦7. Наличие ¦ ¦усиления влияния ¦
¦благоприятных условий ¦ ¦межотраслевого ¦
¦для развития различных ¦ ¦туристского комплекса ¦
¦видов туризма. ¦ ¦на развитие региона. ¦
¦8. Научный и ¦ ¦Выделение туристско - ¦
¦образовательный ¦ ¦рекреационных ¦
¦потенциал для ¦ ¦территорий, наличие ¦
¦подготовки достаточного ¦ ¦планировочных ¦
¦количества специалистов.¦ ¦документов позволит ¦
¦9. Наличие ¦ ¦зарезервировать ¦
¦установившегося ¦ ¦территории, ¦
¦календаря туристских ¦ ¦приоритетные для ¦
¦событий ¦ ¦развития туризма и ¦
¦ ¦ ¦отдыха, выделить ¦
¦ ¦ ¦территории ¦
¦ ¦ ¦опережающего ¦
¦ ¦ ¦экономического роста ¦
¦ ¦ ¦туризма. ¦
¦ ¦ ¦Активная поддержка ¦
¦ ¦ ¦перспективных видов ¦
¦ ¦ ¦туризма: делового, ¦
¦ ¦ ¦конгресс-туризма, ¦
¦ ¦ ¦рекреационно - ¦
¦ ¦ ¦оздоровительного, ¦
]]>¦ ¦ ¦экологического и ¦
¦ ¦ ¦активного туризма - ¦
¦ ¦ ¦будет способствовать ¦
¦ ¦ ¦не просто созданию ¦
¦ ¦ ¦дополнительного ¦
¦ ¦ ¦количества ¦
¦ ¦ ¦конкурентоспособных на¦
¦ ¦ ¦российском рынке ¦
¦ ¦ ¦туристских продуктов ¦
¦ ¦ ¦области, но и ¦
¦ ¦ ¦нивелированию фактора ¦
¦ ¦ ¦сезонности спроса ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ¦Необходимо максимально ¦Повышение качества ¦
¦1. Недостаточная ¦полно использовать ¦предоставления ¦
¦известность региона в ¦возможность изучения и ¦туристских услуг ¦
¦России и слабая ¦адаптации передового ¦требует ¦
¦известность за рубежом. ¦российского и зарубежного¦государственной ¦
¦2. Отсутствие ¦опыта по организации ¦поддержки и ¦
¦нормативной правовой ¦системы качественного ¦стимулирования ¦
¦базы, регулирующей ¦информирования туристов. ¦туристских ¦
¦туристскую деятельность ¦Система мер по созданию ¦организаций. ¦
¦на территории области и ¦полноценной сети ¦Точечная поддержка ¦
¦ограниченные ¦туристских информационных¦повышения квалификации¦
¦возможности ¦центров, единого ¦кадров в соответствии ¦
¦государственного ¦туристского портала ¦с высокими ¦
¦стимулирования развития ¦региона, установке ¦международными ¦
¦индустрии туризма. ¦указателей к туристским ¦стандартами туризма ¦
¦3. Отсутствие ¦объектам на трассах и в ¦позволит обеспечивать ¦
¦механизмов координации ¦туристских центрах ¦повышение качества ¦
¦развития субъектов ¦области в едином стиле ¦предоставляемых услуг.¦
¦туристской индустрии. ¦позволит повысить уровень¦Недостатки в ¦
¦4. Неоптимальное ¦известности области, а ¦функционировании ¦
¦соотношение ¦также уровень качества ¦информационной ¦
¦цены/качества ¦обслуживания приезжающих ¦туристской ¦
¦туристских услуг. ¦туристов. ¦инфраструктуры могут в¦
¦5. Нехватка гостиничных ¦Меры по поддержке ¦значительной степени ¦
¦мест эконом-класса и ¦развития туризма, в том ¦препятствовать ¦
¦других объектов ¦числе организация сети ¦эффективному ¦
¦туристской ¦туристско-информационных ¦обеспечению ¦
¦инфраструктуры (досуга ¦центров и других ¦потенциальных туристов¦
¦и отдыха). ¦механизмов координации и ¦достоверной ¦
¦6. Отсутствие системы ¦осуществления частно - ¦информацией о ¦
¦качественного ¦государственного ¦возможностях региона. ¦
¦информирования туристов ¦партнерства, дадут ¦Необходимо введение ¦
¦на территории области. ¦возможность более ¦стандартов ¦
¦7. Недостаточно ¦эффективно ¦государственных услуг ¦
¦эффективное ¦использовать существующий¦в сфере туризма для ¦
¦использование ИТ - ¦туристский потенциал. ¦обеспечения должного ¦
¦технологий в вопросах ¦В целях поддержания ¦уровня ¦
¦развития и ¦устойчивого спроса к ¦информирования ¦
¦регулирования ¦историческому и ¦потенциальных туристов¦
¦туристской отрасли. ¦культурному наследию ¦о возможностях ¦
¦8. Слабая ориентация на ¦Ярославской области ¦региона. ¦
¦достижение конечного ¦необходимы постоянные ¦Для эффективного ¦
¦результата при ¦активные действия со ¦функционирования всего¦
¦осуществлении ¦стороны органов ¦туристско - ¦
¦регионального ¦государственной власти, ¦рекреационного ¦
¦маркетингового ¦направленные на создание ¦комплекса региона ¦
¦планирования по ¦условий для достижения ¦требуется должный ¦
¦продвижению туристских ¦приемлемого соотношения ¦уровень ¦
¦возможностей области. ¦цены и качества ¦межведомственной ¦
¦9. Слабое использование ¦туристских продуктов, ¦интеграции, ¦
¦значительного ¦входящих в совокупный ¦обеспечение ¦
¦туристско - ¦туристский продукт ¦взаимодействия ¦
¦рекреационного ¦Ярославской области, и на¦федеральных, ¦
¦потенциала области. ¦эффективное продвижение ¦региональных органов ¦
¦10. Недостаток ¦данного туристского ¦государственной власти¦
¦событийных проектов, ¦продукта на туристском ¦и органов местного ¦
¦способных привлечь ¦рынке ¦самоуправления ¦
¦различные категории ¦ ¦ ¦
¦туристов. ¦ ¦ ¦
¦11. Недостаточное ¦ ¦ ¦
¦использование ¦ ¦ ¦
¦современных методов ¦ ¦ ¦
¦обслуживания туристов ¦ ¦ ¦
¦на туристских ¦ ¦ ¦
¦предприятиях области. ¦ ¦ ¦
¦12. Недостаточное ¦ ¦ ¦
¦финансирование ¦ ¦ ¦
¦мероприятий по ¦ ¦ ¦
¦реставрации и ¦ ¦ ¦
¦содержанию объектов ¦ ¦ ¦
¦туристского показа, а ¦ ¦ ¦
¦также благоустройству ¦ ¦ ¦
¦территорий и мест ¦ ¦ ¦
¦отдыха туристов и ¦ ¦ ¦
¦жителей области. ¦ ¦ ¦
¦13. Территориальные ¦ ¦ ¦
¦диспропорции в развитии ¦ ¦ ¦
¦туристской индустрии ¦ ¦ ¦
¦области. ¦ ¦ ¦
¦14. Недостаточно ¦ ¦ ¦
¦высокий уровень ¦ ¦ ¦
¦ориентации на ¦ ¦ ¦
¦потребности ¦ ¦ ¦
¦пользователей ¦ ¦ ¦
¦туристских услуг, ¦ ¦ ¦
¦отсутствие эффективной ¦ ¦ ¦
¦связи с субъектами ¦ ¦ ¦
¦туристской отрасли и ¦ ¦ ¦
¦непосредственными ¦ ¦ ¦
¦потребителями. ¦ ¦ ¦
¦15. Непонимание со ¦ ¦ ¦
¦стороны населения своей ¦ ¦ ¦
¦роли в повышении ¦ ¦ ¦
¦качества обслуживания ¦ ¦ ¦
¦туристов и значимости ¦ ¦ ¦
¦развития туризма. ¦ ¦ ¦
¦16. Отсутствие сильных ¦ ¦ ¦
¦туристских брендов ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
Таблица 2
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ Сильные/слабые стороны ¦ Возможности ¦ Угрозы ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+
¦ ¦1. Политическая, ¦1. Усиление ¦
¦ ¦организационная и ¦конкуренции со стороны¦
¦ ¦методическая поддержка ¦других регионов в ¦
¦ ¦развития внутреннего и ¦связи с более ¦
¦ ¦въездного туризма на ¦эффективным ¦
¦ ¦федеральном уровне. ¦использованием ¦
¦ ¦2. Перспективы ¦туристско - ¦
¦ ¦привлечения на развитие ¦рекреационного ¦
¦ ¦туристской индустрии, ¦потенциала. ¦
¦ ¦реализацию значимых ¦2. Спад деловой ¦
¦ ¦мероприятий и проектов ¦активности в связи с ¦
¦ ¦дополнительных средств в ¦ухудшением ¦
¦ ¦рамках федеральных ¦экономической ситуации¦
¦ ¦целевых программ и ¦в стране и в мире. ¦
¦ ¦внебюджетных источников. ¦3. Усиление ¦
¦ ¦3. Наличие устойчивого ¦конкуренции в ¦
¦ ¦спроса на посещение ¦соперничестве за ¦
¦ ¦объектов исторического и ¦инвестиционные ресурсы¦
¦ ¦культурного наследия ¦со стороны других ¦
¦ ¦Ярославской области, в ¦субъектов Российской ¦
¦ ¦том числе обусловленного ¦Федерации. ¦
¦ ¦продвижением г. Ярославля¦4. Наличие ¦
¦ ¦на туристском рынке в ¦альтернативных ¦
¦ ¦связи с празднованием ¦способов использования¦
¦ ¦1000-летия города. ¦территорий, пригодных ¦
¦ ¦4. Повышение спроса на ¦для развития туризма. ¦
¦ ¦услуги делового и ¦5. Недостаточное ¦
¦ ¦конгресс-туризма, а также¦количество ¦
¦ ¦водного, сельского, ¦долгосрочных вложений ¦
¦ ¦активного, экологического¦в туристскую ¦
¦ ¦и лечебно - ¦инфраструктуру и ¦
¦ ¦оздоровительного туризма.¦благоустройство ¦
¦ ¦5. Восстановление ¦территорий. ¦
¦ ¦российского рынка ¦6. Неустойчивость ¦
¦ ¦краткосрочных поездок ¦спроса на рынке ¦
¦ ¦(туров выходного дня). ¦туристских услуг в ¦
¦ ¦6. Доступность для ¦результате влияния ¦
¦ ¦изучения и адаптации ¦сезонности и других ¦
¦ ¦лучших практик в ¦факторов. ¦
¦ ¦российском и зарубежном ¦7. Несовершенство ¦
¦ ¦опыте по организации ¦законодательства по ¦
¦ ¦системы качественного ¦вопросам регулирования¦
¦ ¦информирования туристов. ¦туристской ¦
¦ ¦7. Постоянно растущие ¦деятельности. ¦
¦ ¦уровень доступа ¦8. Отсутствие ¦
¦ ¦потенциальных ¦уверенности ¦
¦ ¦потребителей туристских ¦предпринимателей и ¦
¦ ¦услуг к ИТ-средствам и ¦населения в успешности¦
¦ ¦уровень компьютерной ¦устойчивого развития ¦
¦ ¦грамотности ¦туризма в целом и его ¦
¦ ¦ ¦отдельных видов ¦
¦ ¦ ¦(сельского, ¦
¦ ¦ ¦экологического, ¦
¦ ¦ ¦активного и т.д.). ¦
¦ ¦ ¦9. Значительные ¦
¦ ¦ ¦трудности привлечения ¦
¦ ¦ ¦квалифицированных ¦
¦ ¦ ¦специалистов и ¦
¦ ¦ ¦персонала в сферу ¦
¦ ¦ ¦туризма ¦
+------------------------+-------------+-----------+-------------+--------+
¦ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ¦ Сильные ¦Возможности¦ Сильные ¦ Угрозы ¦
¦1. Выгодное экономико - ¦ стороны ¦ ¦ стороны ¦ ¦
¦географическое +-------------+-----------+-------------+--------+
¦положение (близость к ¦2, 3, 5, 6, 7¦ 1 ¦4, 5, 7, 9 ¦ 1 ¦
¦Москве, наличие всех +-------------+-----------+-------------+--------+
¦видов транспортных ¦3, 1, 4 ¦ 2 ¦4, 5, 7 ¦ 2 ¦
¦магистралей, +-------------+-----------+-------------+--------+
¦расположение на Волге). ¦2, 6 ¦ 3 ¦4, 7, 1 ¦ 3 ¦
¦2. Богатейшее историко -+-------------+-----------+-------------+--------+
¦культурное наследие, ¦5, 1, 7, 9, 4¦ 4 ¦7, 1, 4 ¦ 4 ¦
¦высокая концентрация +-------------+-----------+-------------+--------+
¦туристских объектов ¦1, 2, 5, 6, ¦ 5 ¦5, 7, 4 ¦ 5 ¦
¦показа. ¦7, 9, 4 ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Принадлежность к +-------------+-----------+-------------+--------+
¦туристскому маршруту ¦8 ¦ 6 ¦5, 7, 9 ¦ 6 ¦
¦"Золотое кольцо России".+-------------+-----------+-------------+--------+
¦4. Наличие ¦8, 4 ¦ 7 ¦4 ¦ 7 ¦
¦концептуальной основы +-------------+-----------+-------------+--------+
¦для развития туристской ¦ ¦ ¦7, 9 ¦ 8 ¦
¦индустрии региона. +-------------+-----------+-------------+--------+
¦5. Устойчивое развитие ¦ ¦ ¦5, 6, 7, 9 ¦ 9 ¦
¦гостиничной +-------------+-----------+-------------+--------+
¦инфраструктуры. ¦ ¦ ¦
¦6. Богатые традиции ¦ ¦ ¦
¦гостеприимства, опыт в ¦ ¦ ¦
¦приеме и обслуживании ¦ ¦ ¦
¦туристов. ¦ ¦ ¦
¦7. Наличие ¦ ¦ ¦
¦благоприятных условий ¦ ¦ ¦
¦для развития различных ¦ ¦ ¦
¦видов туризма. ¦ ¦ ¦
¦8. Научный и ¦ ¦ ¦
¦образовательный ¦ ¦ ¦
¦потенциал для ¦ ¦ ¦
¦подготовки достаточного ¦ ¦ ¦
¦количества специалистов.¦ ¦ ¦
¦9. Наличие ¦ ¦ ¦
¦установившегося ¦ ¦ ¦
¦календаря туристских ¦ ¦ ¦
¦событий ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------+-----------+-------------+--------+
¦ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ¦ Слабые ¦Возможности¦ Слабые ¦ Угрозы ¦
¦1. Недостаточная ¦ стороны ¦ ¦ стороны ¦ ¦
¦известность региона в +-------------+-----------+-------------+--------+
¦России и слабая ¦2, 12, 8, 9, ¦ 1 ¦1, 9, 2, 3, ¦ 1 ¦
¦известность за рубежом. ¦1 ¦ ¦4, 16, 5, 6, ¦ ¦
¦2. Отсутствие ¦ ¦ ¦10, 11 ¦ ¦
¦нормативной правовой +-------------+-----------+-------------+--------+
¦базы, регулирующей ¦6, 7, 9, 10, ¦ 2 ¦4, 5, 8, 9, ¦ 2 ¦
¦туристскую деятельность ¦12, 13, 16 ¦ ¦12 ¦ ¦
¦на территории области и +-------------+-----------+-------------+--------+
¦ограниченные ¦1, 12, 14, 7 ¦ 3 ¦5, 7, 9, 12 ¦ 3 ¦
¦возможности +-------------+-----------+-------------+--------+
¦государственного ¦1, 4, 6, 7, ¦ 4 ¦9, 2, 3, 13 ¦ 4 ¦
¦стимулирования развития ¦8, 9, 10, 13,¦ ¦ ¦ ¦
¦индустрии туризма. ¦14, 16 ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Отсутствие +-------------+-----------+-------------+--------+
¦механизмов координации ¦3, 4, 5, 6, ¦ 5 ¦5, 9, 12, 3 ¦ 5 ¦
¦развития субъектов ¦7, 10, 14 ¦ ¦ ¦ ¦
¦туристской индустрии. +-------------+-----------+-------------+--------+
¦4. Неоптимальное ¦6, 7, 14, 11 ¦ 6 ¦1, 4, 6, 10, ¦ 6 ¦
¦соотношение ¦ ¦ ¦5, 7, 8, 11, ¦ ¦
¦цены/качества ¦ ¦ ¦14 ¦ ¦
¦туристских услуг. +-------------+-----------+-------------+--------+
¦5. Нехватка гостиничных ¦1, 7, 8 ¦ 7 ¦2, 3, 9, 12, ¦ 7 ¦
¦мест эконом-класса и ¦ ¦ ¦13 ¦ ¦
¦других объектов +-------------+-----------+-------------+--------+
¦туристской ¦ ¦ ¦2, 3, 1, 13, ¦ 8 ¦
¦инфраструктуры (досуга ¦ ¦ ¦16, 8, 14, 15¦ ¦
¦и отдыха). +-------------+-----------+-------------+--------+
¦6. Отсутствие системы ¦ ¦ ¦4, 11, 14 ¦ 9 ¦
¦качественного +-------------+-----------+-------------+--------+
¦информирования туристов ¦ ¦ ¦
¦на территории области. ¦ ¦ ¦
¦7. Недостаточно ¦ ¦ ¦
¦эффективное ¦ ¦ ¦
¦использование ИТ - ¦ ¦ ¦
¦технологий в вопросах ¦ ¦ ¦
¦развития и ¦ ¦ ¦
¦регулирования ¦ ¦ ¦
¦туристской отрасли. ¦ ¦ ¦
¦8. Слабая ориентация на ¦ ¦ ¦
¦достижение конечного ¦ ¦ ¦
¦результата при ¦ ¦ ¦
¦осуществлении ¦ ¦ ¦
¦регионального ¦ ¦ ¦
¦маркетингового ¦ ¦ ¦
¦планирования по ¦ ¦ ¦
¦продвижению туристских ¦ ¦ ¦
¦возможностей области. ¦ ¦ ¦
¦9. Слабое использование ¦ ¦ ¦
¦значительного ¦ ¦ ¦
¦туристско - ¦ ¦ ¦
¦рекреационного ¦ ¦ ¦
¦потенциала области. ¦ ¦ ¦
¦10. Недостаток ¦ ¦ ¦
¦событийных проектов, ¦ ¦ ¦
¦способных привлечь ¦ ¦ ¦
¦различные категории ¦ ¦ ¦
¦туристов. ¦ ¦ ¦
¦11. Недостаточное ¦ ¦ ¦
¦использование ¦ ¦ ¦
¦современных методов ¦ ¦ ¦
¦обслуживания туристов ¦ ¦ ¦
¦на туристских ¦ ¦ ¦
¦предприятиях области. ¦ ¦ ¦
¦12. Недостаточное ¦ ¦ ¦
¦финансирование ¦ ¦ ¦
¦мероприятий по ¦ ¦ ¦
¦реставрации и ¦ ¦ ¦
¦содержанию объектов ¦ ¦ ¦
¦туристского показа, а ¦ ¦ ¦
¦также благоустройству ¦ ¦ ¦
¦территорий и мест ¦ ¦ ¦
¦отдыха туристов и ¦ ¦ ¦
¦жителей области ¦ ¦ ¦
¦13. Территориальные ¦ ¦ ¦
¦диспропорции в развитии ¦ ¦ ¦
¦туристской индустрии ¦ ¦ ¦
¦области. ¦ ¦ ¦
¦14. Недостаточно ¦ ¦ ¦
¦высокий уровень ¦ ¦ ¦
¦ориентации на ¦ ¦ ¦
¦потребности ¦ ¦ ¦
¦пользователей ¦ ¦ ¦
¦туристских услуг, ¦ ¦ ¦
¦отсутствие эффективной ¦ ¦ ¦
¦обратной связи с ¦ ¦ ¦
¦субъектами туристской ¦ ¦ ¦
¦отрасли и ¦ ¦ ¦
¦непосредственными ¦ ¦ ¦
¦потребителями. ¦ ¦ ¦
¦15. Непонимание со ¦ ¦ ¦
¦стороны населения своей ¦ ¦ ¦
¦роли в повышении ¦ ¦ ¦
¦качества обслуживания ¦ ¦ ¦
¦туристов и значимости ¦ ¦ ¦
¦развития туризма. ¦ ¦ ¦
¦16. Отсутствие сильных ¦ ¦ ¦
¦туристских брендов ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------------+----------------------+