Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область

О применении документа см. примечание в

Справке
ТОБОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2006 г. № 174

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА ТОБОЛЬСКА НА 2006 - 2010 ГОДЫ

(в ред. решения Тобольской городской Думы
от 29.09.2009 № 155)

Рассмотрев Программу развития муниципальной системы образования города Тобольска на 2006 - 2010 годы, представленную комитетом по образованию, решение постоянных комиссий по социальным вопросам, культуре, здравоохранению и спорту, по образованию и молодежной политике, городская Дума решила:
1. Утвердить Программу развития муниципальной системы образования города Тобольска на 2006 - 2010 годы во втором и третьем чтении (прилагается).

Глава города
Е.М.ВОРОБЬЕВ





Администрация города Тобольска
Комитет по образованию

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ТОБОЛЬСКА
НА 2006 - 2010 ГОДЫ

(в ред. решения Тобольской городской Думы
от 29.09.2009 № 155)



Тобольск, 2006 г.

Введение

Итоги реализации Программы 2002 - 2005 гг.

Программа развития муниципальной системы образования является организационной основой развития образования на 2006 - 2010 годы. Ей предшествовали программы 1998 - 2000 гг. и 2002 - 2005 годов.
Цель предыдущей программы: модернизация муниципальной системы образования и обеспечение ее соответствия современным требованиям, социальным и экономическим потребностям развития личности, общества и государства - достигнута.
За это время произошли заметные изменения. Большинство запланированных мероприятий выполнено.
Сеть детских садов в полной мере удовлетворяет потребности населения в дошкольном образовании; показатель охвата детей стабилен и составляет 83%.
В соответствии с постановлением администрации Тюменской области № 32-пк от 20.04.2004 "О мерах по организации предоставления дошкольного образования" во всех детских садах города предоставляются гарантированные образовательные услуги детям-дошкольникам (с 3 до 7 лет) при кратковременном пребывании, обеспечивающие равный старт для поступления детей в школу.
Согласно мероприятиям, представленным в Программе, в каждом микрорайоне города на базе детских садов, укомплектованных специалистами, функционируют консультативные пункты для детей и родителей, не пользующихся услугами общественного дошкольного образования.
Привлечение дополнительных внебюджетных средств позволило укрепить и расширить материально-техническую базу детских садов: обновлен игровой, спортивный инвентарь, дидактический материал, приобретены технические средства обучения, пополнены библиотечные фонды.
С января 2005 г. все детские сады переведены на многоканальное финансирование с учетом муниципального заказа на предоставление услуг дошкольного образования.
В июле 2005 года осуществлена реорганизация дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации.
Получила дальнейшее развитие сфера общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, реорганизованных в АНО.
Все муниципальные учреждения являются юридическими лицами, имеют имущество в оперативном управлении и безвозмездном пользовании, самостоятельный баланс, смету.
Отношения между образовательными учреждениями и учредителем в лице Комитета по образованию определяются договором в соответствии с законодательством.
За период с 2002 по 2006 год прошли аттестацию 25 общеобразовательных учреждений, 28 АНО дошкольного и дополнительного образования.
Все учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, имеют государственную аккредитацию.
Особое внимание уделено совершенствованию управления образовательными учреждениями. Благодаря общим усилиям идет возрождение попечительства в образовании, внедряются новые формы общественно-государственного управления - управляющие советы.
Большое внимание уделено реализации целевой программы "Одаренные дети". Ежегодно проводятся городские предметные олимпиады, научно-практическая конференция "Шаг в будущее", работает летняя многопрофильная школа.
За последние три года возросло количество учащихся - победителей областных и зональных предметных олимпиад. Наибольшее количество призеров в гимназии, школах № 16, 13, 18, 2.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года в старших классах общеобразовательных школ поэтапно вводится профильное обучение и предшествующее ему предпрофильное в девятых классах для подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.
В 2004 - 2005 учебном году Комитет по образованию ввел сетевую предпрофильную подготовку для всех учащихся девятых классов школ города.
Образование города перешло на нормативное подушевое финансирование. С 2005 года принцип "деньги следуют за учеником" был реализован в Тобольских школах, начался переход к массовому внедрению преподавания всех учебных предметов с использованием информационных технологий, что приводит к новому качеству урока. Создана и реализуется система объективного контроля качества образования с 1 по 11 класс - тестирование 4 и 9 классов и ЕГЭ.
В муниципальной системе образования функционирует 4 учреждения дополнительного образования.
На основании постановления Губернатора Тюменской области № 33-пк от 20.04.2004, Распоряжения Главы города № 47 от 19.05.2004 в сфере дополнительного образования детей введена новая система финансирования в форме муниципального заказа. Два раза в год проводится конкурс на предоставление услуг дополнительного образования.
Конкурс позволил увидеть дублирование в ведомствах и учреждениях, не всегда оправданное, и осуществить централизацию средств на приоритетные направления деятельности путем укрепления материальной базы в каком-то одном учреждении, для того, чтобы поддержать инновационные проекты, выработать единую политику и подходы к организации дополнительного образования. Десять учреждений города получили социальный заказ по десяти направлениям.
Объем муниципального заказа утвержден в сумме более 35 млн. рублей в год с охватом детей свыше 50% от общего количества учащихся.
Организация и функционирование учреждений дополнительного образования осуществляется посредством непрерывной связи с общеобразовательными учреждениями.
В целях обеспечения занятости детей и подростков во внеурочное время организована работа досуговых центров при 5 образовательных учреждениях (МОУ средние школы № 12, 14, 15, 16, гимназия).
Большая работа проводится с учащимися на базе школьных музеев. В течение учебного года стабильно работало 10 паспортизованных музеев и 3 краеведческие комнаты.
Особое внимание уделяется изучению и улучшению экологической обстановки в городе, по привлечению общественности к местным экологическим проблемам. Активными участниками экологических акций являются средние школы № 1, 4, 12, 13, 17, 18, 19, гимназия им. Н.Д.Лицмана, основная школа № 11, школа-интернат № 1.
Комитет по образованию активно сотрудничает с Тобольским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником, центром профилактики наркомании.
Важнейшую роль в воспитании школьников играют детские молодежные общественные организации, которые получили дальнейшее развитие в школах города.
Особое место в вопросах воспитания детей и молодежи отводится взаимодействию семьи и школы. В образовательных учреждениях работают родительские университеты, лектории, при центре психолого-медико-социального сопровождения открыта родительская академия.
В школах ведется индивидуальная работа с учащимися "группы риска", неблагополучными семьями.
Комитетом по образованию совместно с другими заинтересованными ведомствами создаются необходимые условия для организации летнего отдыха детей и подростков.
Организация труда и отдыха детей и подростков в летний период на протяжении нескольких лет приводит к снижению подростковой преступности. Под особым контролем находятся дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети из малообеспеченных семей.
В целях профилактики детской безнадзорности и беспризорности проводятся рейды совместно с комиссией по делам несовершеннолетних для проверки по месту жительства, выявления беспризорных детей.
Об эффективности совместной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно судить по результатам деятельности образовательных учреждений: за три года заметно сократился "отсев" учащихся из школ и число второгодников; уменьшается количество подростков, стоящих на профилактическом учете в милиции и в школе.
Приоритетным направлением остается социальная поддержка несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи.
В городе функционируют два интернатных учреждения с устойчивым контингентном воспитанников. В дальнейшем планируется сохранить все имеющиеся льготы и сеть интернатов, кроме того, использовать патронатную форму устройства в семью несовершеннолетних.
В настоящее время в системе образования города сложилась особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Создан Центр психолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в помощи.
В образовательных учреждениях города на сегодняшний день работает 48 педагогов-психологов, из них в детских садах - 14, в школах - 25, в психологическом центре - 6.
В результате произошедших в последние годы социально-экономических перемен изменился количественный и качественный состав педагогов, а также структура образовательных учреждений. В настоящее время Тобольск имеет развитую сеть учреждений дошкольного, общего, а также дополнительного образования детей. В образовательную систему Тобольска интегрирована и сеть негосударственных учреждений различного типа. По состоянию на начало 2005 - 2006 г. учебного года в Тобольске работало 56 образовательных учреждений, в том числе 26 детских садов, 26 общеобразовательных школ, 4 АНО дополнительного образования.
К позитивным изменениям в сфере образования можно отнести следующие:
- укрепилась вариативная система образовательных учреждений (гимназия, лицей, школы для детей с отклонениями в развитии и т.п.), направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей;
- развивается сеть экспериментальных площадок, инновационных образовательных учреждений;
- сложилась система взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования;
- совершенствуется система обеспечения учебниками и учебными пособиями образовательных учреждений в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
- развивается информатизация образования, разрабатываются интерактивные технологии;
- имеются негосударственные образовательные учреждения (православная гимназия, женская школа);
- функционирует система аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;
- развивается общегородская система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Особенностями Тобольской системы образования являются:
- приобщение учащихся к истории и культуре города;
- развитие личностно-ориентированного образования;
- повышение уровня общественной поддержки образовательных учреждений.
Вместе с тем следует отметить ряд негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования Тобольска:
- общеобразовательная школа пока не обеспечивает современного качества подготовки выпускников в социально-экономической области и информационных технологиях, слабо ориентирует обучающихся на выбор рабочих профессий;
- организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся;
- образование в недостаточной мере реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, слабо формирует толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся; имеют место правонарушения школьников;
- недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки руководителей, прежде всего в экономической и юридической областях;
- повышение среднего возраста педагогов, старение учительства, слабая ротация кадров;
- несформированность единой информационной сети в системе управления образованием;
- несоответствие современным требованиям материально-технической оснащенности образовательных учреждений.
Решение данных проблем предусмотрено в новой программе, которая представляет собой комплекс инновационных проектов, направленных на:
- развитие взаимодействия общества и школы для повышения эффективности управления ресурсами;
- обеспечение доступности образования при достижении уровня его оптимального качества, приведение содержания образования в соответствие с интересами личности, общества и государства;
- удовлетворение потребностей населения в дополнительных образовательных услугах;
- обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся за счет создания безопасных и комфортных условий в образовании;
- формирование комплексной системы эффективного управления финансовыми ресурсами отрасли;
- снижение доли социальных сирот за счет развития системы профилактики беспризорности и безнадзорности.
Дополняет и конкретизирует Программу план реализации приоритетного национального проекта "Образование". Национальный проект станет началом тех системных изменений в сфере образования, которые помогут приступить к разработке новых подходов к обучению и воспитанию, откроют систему образования для общества.
Первоочередные задачи, стоящие перед системой образования в настоящее время, связаны с поддержкой инновационных школ, в которых накоплен интересный опыт по обучению и воспитанию обучающихся. Кроме того, необходимо выявить и поддержать лидеров-педагогов, которые дают качественное образование своим ученикам, обеспечивают им успешную карьеру во взрослой жизни, используют новейшие технологии, запускают в педагогический процесс инновационные программы, активно делятся опытом с коллегами.
Разработанные Министерством образования РФ и Департаментом образования и науки Тюменской области критерии позволяют выбрать лидеров в образовании и полученные ими средства будут способствовать их дальнейшему профессиональному и личностному росту.
Большое внимание уделено совершенствованию воспитательной работы в школах. Выплата дополнительного вознаграждения за исполнение функции классного руководителя стимулирует работу педагогов.
Уже функционирует прозрачный механизм материального поощрения классных руководителей, который учитывает конкретные результаты педагогического труда. Продолжается информатизация образования, внедрение современных компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Национальный проект обеспечит дальнейшую модернизацию системы образования и изменения в ней.
К реализации Программы подключены педагоги, руководители ОУ, городские предметные методические объединения, попечительские и управляющие советы, родительские комитеты, профсоюзные организации. Педагогическая и родительская общественность широко представлена в комиссиях на всех уровнях.
Таким образом, Программа развития муниципальной системы образования определяет основные стратегические направления развития образования.
Срок реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
Этапы реализации Программы:
I этап (2006 - 2008 годы). Деятельность, связанная с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также началом преобразований и экспериментов.
Приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, модернизацию материальной инфраструктуры образования, а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования;
II этап (2009 - 2010 год). Реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущем этапе.
В результате реализации Программы будут обеспечены равный доступ к получению качественного образования всех уровней за счет введения образования для детей дошкольного возраста, профильного обучения, создания независимой системы оценки качества образования. Произойдет модернизация управленческой деятельности на основе использования информационных технологий.
Успешной реализации Программы будет способствовать поддержка администрации города, депутатов городской Думы, руководителей шефствующих предприятий.


Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

II. Концепция развития муниципальной системы образования
на 2006 - 2010 годы

2.1. Цель и задачи развития системы образования Тобольска
на 2006 - 2010 годы

Развитие Тобольского образования осуществляется при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области, администрации города Тобольска совместно с городской Думой и общественностью.
Цель развития системы образования Тобольска - приведение Тобольского образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося города, создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей Тобольска, запросов личности, общества и государства.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Создание условий для повышения качества дошкольного и общего образования.
2. Улучшение воспитательной работы, развитие дополнительного образования, приобщение учащихся к опыту созидательной работы, включение их в разностороннюю деятельность на благо горожан, формирование здорового образа жизни.
3. Совершенствование системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
4. Обновление и ротация кадров.
5. Повышение эффективности управления образованием.
6. Модернизация материально-технической базы для качественного оказания образовательных услуг, реализации профильного обучения, использования новых образовательных технологий.
7. Осуществление нормативно-правового регулирования деятельности и развития Тобольской системы образования.
Основными путями достижения цели выступают:
1. Анализ и мониторинг системы образования.
2. Эффективное использование внутренних ресурсов муниципальной системы образования.
3. Активное включение интеллектуальных, организационных, информационных, финансовых, культурных, материально-технических ресурсов Тобольска в процесс модернизации общего и дополнительного образования.
4. Расширение базы экспериментальной деятельности по основным направлениям Концепции, использование инновационного потенциала образовательных учреждений - базовых школ; высших учебных заведений, прежде всего Тобольского государственного педагогического института имени Д.И.Менделеева и Тобольского индустриального института.
5. Укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с научными, образовательными, культурными учреждениями и организациями Тобольска, региональной образовательной системой, социальными партнерами.
В соответствии с образовательной политикой России, Тюменской области в основе данной программы заложены три концептуальных принципа развития образования: партнерство, целостность, саморазвитие. Данные принципы пронизывают все разделы программы, являются ее цементирующим стержнем. Эти принципы позволят привести в действие механизм качественного обновления образования, обеспечить преемственность общего процесса устойчивого развития Тобольского образования, его доступность, обязательность, качество и эффективность.
Принцип партнерства предполагает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, увеличение системного эффекта за счет взаимодействия их потенциалов, подчинение интересов партнеров целям совершенствования системы образования.
Принцип целостности означает единую стратегию скоординированного развития всех частей системы образования. Это достигается на основе баланса интересов участников образовательного процесса.
Принцип саморазвития определяет уровень самодостаточности системы образования, наличие внутренних источников ее роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе.
Вышеназванные принципы тесно взаимосвязаны, могут обеспечивать единство интересов, потенциалов и практических действий, определяют развитие и саморазвитие Тобольского образования.

2.2. Основные направления развития системы
образования Тобольска

2.2.1. Обеспечение нового качества образования

За предшествующие годы в Тобольске накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме обеспечения нового качества образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с другой стороны.
Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров, успешно функционирующие образовательные учреждения и модели новых финансово-экономических механизмов, апробированные методики оценки качества образования позволяют поставить задачу по обеспечению качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями ребенка.
Решение данной задачи предполагает: обновление содержания общего и дошкольного образования через:
- организацию работы образовательных учреждений в рамках федерального и регионального экспериментов по модернизации общего образования;
- совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях и детских садах;
- обновление организационных форм, технологий и механизмов обеспечения нового качества образования, что предполагает отработку моделей предпрофильного и профильного обучения на базе образовательных учреждений разных типов и видов при непосредственном участии ведущих вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования;
- совершенствование системы обучения для детей-инвалидов и детей, не охваченных систематическими занятиями в школе;
- внедрение в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов;
- развитие системы предметных олимпиад;
- совершенствование системы мониторинга качества образования школ и негосударственных общеобразовательных учреждений;
- разработку новых методик оценки результатов учебной деятельности учащихся;
- развитие системы комплексного социального сопровождения детей всех возрастов и категорий;
- совершенствование на основе современных информационных технологий системы учета детей школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений;
- сохранение и укрепление здоровья и психологическую поддержку обучающихся на основе изучения здоровьесберегающих технологий и их внедрения в деятельность образовательных учреждений;
- реализация мер по интеграции детей с ограниченными возможностями в систему образования;
- создание условий для полноценного развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствование модели образовательных учреждений интернатного типа, занимающихся социально-трудовой адаптацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- укрепление партнерских связей с учреждениями начального профессионального, среднего и высшего образования.
Важным условием обеспечения нового качества образования должна стать реализация приоритетного национального проекта "Образование".

2.2.2. Развитие системы воспитательной деятельности
в образовательных учреждениях

Для организации эффективной воспитательной деятельности в образовательных учреждениях города в ближайшие годы необходимо:
- обеспечить единые подходы в работе с детьми в рамках города, школы, детского коллектива;
- разработать образовательные программы, учебно-методические пособия по взаимодействию образовательного учреждения и семьи в формировании социально активной личности обучающихся, по формированию культуры здорового образа жизни и семейного воспитания;
- совершенствовать концепцию музейно-педагогической деятельности в образовательном учреждении и разработать новое Положение о музее образовательного учреждения, разработать и апробировать целевой проект "Музейно-краеведческая работа как фактор социализации учащихся".
В целях закрепления и дальнейшего развития положительной динамики в организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений на 2006 - 2010 годы стоит задача обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений. С этой целью необходимо:
- обеспечить максимальную занятость обучающихся;
- развивать систему дополнительного образования детей;
- осуществлять превращение школ в центр воспитательной, организационной, досуговой работы по месту жительства;
- увеличивать количество творческих объединений по интересам с привлечением семьи к воспитанию детей и молодежи.
Большое внимание уделяется реализации Тобольской модели гражданско-правового воспитания, что позволит расширить число образовательных учреждений, проектирующих систему воспитательной работы по непрерывному гражданскому воспитанию учащихся. Для этого необходимо:
- разработать и реализовать проект "Гражданственность через образование";
- усилить военно-патриотическое воспитание, осуществлять подготовку юношей к службе в Армии;
- сохранять и укреплять здоровье учащихся, осуществлять мониторинг здоровья и физической подготовленности обучающихся;
- реализовать программы по формированию и развитию лидерских качеств у учащихся;
- обеспечить деятельность детских клубных объединений в образовательных учреждениях;
- продолжить работу молодежного парламента.
Новым содержанием необходимо наполнить духовно-нравственное воспитание школьников. В каждой школе включить в планы воспитательной работы вопросы истории, религии на законодательной основе, в том числе беседы о православии.
Дальнейшее развитие получит система летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

2.2.3. Модернизация экономических отношений
в системе образования

Одной из позитивных тенденций в образовании Тобольска за прошедшее десятилетие, во многом обусловливающей направления и перспективы развития экономики Тобольска, является сохранение эффективной системы централизованного управления отраслью. Это позволило избежать распыления бюджетных средств в системе межбюджетных отношений, способствовало повышению эффективности их использования.
Целью планируемого этапа модернизации экономических отношений в образовательной системе является совершенствование организационно-экономических условий для обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений Тобольска.
В целом решение проблемы модернизации экономических отношений в системе общего образования включает в себя:
- завершение перехода на нормативное распределение бюджетных средств между учреждениями образования с учетом реализуемых ими образовательных программ;
- совершенствование схем взаимодействия образовательных учреждений-бюджетополучателей с Казначейством Комитета финансов Тобольска по исполнению сметы доходов и расходов;
- децентрализацию бухгалтерской службы Комитета;
- отработку модели взаимодействия образовательных учреждений с бухгалтерской службой Комитета на договорной основе;
- стимулирование энергосберегающих технологий в образовательных учреждениях;
- привлечение внебюджетных средств в систему образования (доходов от платных услуг, аренды, средств попечительских и управляющих советов);
- участие органов общественно-государственного управления, родителей в стимулировании труда педагогов;
- подготовку необходимой материальной базы (оборудование бухгалтерий в образовательных учреждениях);
- подбор и обучение кадров для обеспечения деятельности учреждений образования в новых финансовых и экономических условиях.
К ожидаемым результатам обозначенных системных изменений относятся следующие:
- финансовая самостоятельность образовательных учреждений;
- повышение ответственности руководителя образовательного учреждения за принятие решения;
- рациональное и эффективное использование бюджетных средств и финансовых расходов на уровне образовательного учреждения;
- привлечение в систему образования дополнительных финансовых средств.
В целом предлагаемая система мероприятий будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сферы образования Тобольска.
В целях обеспечения системного перехода образовательных учреждений на работу в условиях финансовой самостоятельности на каждом этапе данного процесса следует компенсировать ряд рисков, которые могут снижать эффективность осуществляемых шагов:
- рост психологической напряженности в отдельных педагогических коллективах образовательных учреждений;
- свертывание индивидуальных и групповых форм работы в образовательных учреждениях в погоне за экономией средств;
- вытеснение из образовательных учреждений специалистов, непосредственно не занятых педагогической деятельностью;
- смещение акцента в работе руководителей образовательных учреждений с образовательной деятельности на финансово-хозяйственную.

2.2.4. Сохранение и развитие кадрового потенциала
системы образования

Задачи модернизации Тобольского образования, обеспечения его нового качества и эффективности значительно актуализируют проблему совершенствования профессионализма работников образования. Это требует глубокой и всесторонней реорганизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, что позволит обеспечить современное содержание образовательного процесса и использовать перспективные образовательные технологии.
Решению этих задач будет способствовать проведение следующих мероприятий:
- развитие системы стимулирования успешной профессиональной деятельности педагогов (прежде всего тех, кто подготовил победителей предметных олимпиад, является создателем авторских программ элективных курсов и др.);
- развитие системы экономических и организационных мер по поддержке молодых педагогов;
- совершенствование системы повышения квалификации: освоение методов проектного обучения и исследовательской работы, применение информационных технологий в образовательном процессе; использование разноуровневых программ, межпредметных интегрированных учебных курсов; организация предпрофильной подготовки и профильного обучения; освоение здоровьесберегающих технологий;
- установление внешкольных контактов в целях обмена опытом, представления результатов работы;
- подготовка руководителей образовательных учреждений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности в новых экономических условиях;
- разработка требований к менеджерской компетенции директоров образовательных учреждений;
- формирование резерва кадров руководителей образовательных учреждений и работников органов управления образованием Тобольска;
- мониторинг отраслевой системы оплаты труда работников образования.

2.2.5. Совершенствование системы управления образованием

В управлении образованием Тобольска используется программно-целевой метод (городская комплексная программа, целевые программы по различным направлениям деятельности, программы развития образовательных учреждений). Сложилась практика межведомственного взаимодействия в целях построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка. Разграничение компетенции между Комитетом по образованию, образовательными учреждениями Тобольска способствует дальнейшему совершенствованию социообразовательного пространства микрорайонов Тобольска.
В течение последних лет в Тобольске складываются многоуровневые государственно-общественные формы управления образованием (Совет по образованию, Экспертный совет и другие общественные советы на уровне Комитета по образованию, методические советы в ОУ).
Отрабатываются механизмы оценки эффективности управленческой деятельности и мониторинг развития различных сегментов образования.
Задачи развития Тобольского образования выдвигают новые требования к системе управления в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности, нацеленности на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности:
- развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением (попечительские и управляющие советы, советы учреждений и др.);
- обновление процедуры и содержания аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров;
- формирование единой информационной сети системы образования Тобольска;
- информационное обеспечение развития системы образования (средства массовой информации, Интернет);
- координация деятельности служб, осуществляющих функции контроля в системе образования, упорядочение документооборота, создание эффективной системы мониторинга.

2.2.6. Развитие материально-технической базы
образовательных учреждений

Развитие материально-технической базы образовательных учреждений будет осуществляться в соответствии с системой стандартов проживания и нормативами их обеспечения в области образования. Для развития материально-технической базы образовательных учреждений предполагается:
- разработка и реализация адресных программ в 2006 - 2008 гг. по оснащению образовательных учреждений пожарно-охранной сигнализацией, оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, спортивных площадок и спортивных залов; по созданию здоровьесберегающей среды в каждом учебном кабинете, в каждом учреждении образования;
- внедрение проекта "Школьная библиотека - медиатека", предусматривающего расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся;
- оснащение школьных пищеблоков современным технологическим оборудованием;
- информатизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
- осуществление своевременного капитального и текущего ремонта в образовательных учреждениях;
- завершение строительства пристроя к школе № 15;
- обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности ОУ, дальнейшее развитие системы охраны школ, детских садов, организаций дополнительного образования;
- совершенствование взаимодействия с правоохранительными органами и государственными структурами по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности во время образовательного процесса и при проведении массовых мероприятий.

2.2.7. Нормативно-правовое обеспечение

Для дальнейшего развития системы образования крайне важным является решение задачи обеспечения полноты и непротиворечивости нормативно-правовой базы в сфере образования.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ст. 6 п. 1 п. п. 13 Устава города Тобольска, а не ст. 6 п. 7 п. п. 13.

Программой предусмотрено выполнение Устава города Тобольска (ст. 6 п. 7 п. п. 13, ст. 40 п. 7 п. п. 1 - 4), других нормативных документов, объединяющих усилия исполнительных и законодательных органов городской власти по обеспечению динамичного развития Тобольского образования.
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности системы образования Тобольска и обеспечения ее модернизации будут подготовлены проекты необходимых нормативно-правовых актов в установленном порядке.
В целом намечаемые мероприятия должны обеспечить:
- соблюдение прав и гарантий на образование в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Законом "Об образовании";
- правовую защиту детей с хроническими заболеваниями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение правовых гарантий деятельности дошкольных образовательных организаций;
- повышение эффективности экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Тобольска;
- разработку нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений в условиях изменения межбюджетных отношений;
- подготовку единого нормативного правового акта по созданию условий для обучения и проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.2.8. Реализация национального проекта "Образование"

В рамках реализации национального проекта Комитетом по образованию проведена следующая работа:
- Изучено нормативно-правовое обеспечение приоритетного национального проекта, подготовлен сборник рабочих материалов для руководителей образовательных учреждений, в который включены нормативные документы и рекомендации по всем направлениям национального проекта;
- Проведены рабочие совещания-семинары с руководителями образовательных учреждений;
- Разработана городская программа "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в г. Тобольске", определены основные мероприятия;
- В образовательных учреждениях прошли педагогические советы, совещания при директоре по изучению материалов приоритетного национального проекта и возможном участии в конкурсном отборе лучших учителей и инновационных школ;
- Публикуются материалы в СМИ, готовится информация для радио и телеэфиров;
- Созданы и приступили к работе городской Совет по реализации национального проекта "Образование" и рабочая комиссия Комитета по образованию;
- Осуществляются ежемесячные выплаты дополнительного вознаграждения педагогическим работникам, исполняющим функции классного руководителя, ведется постоянный мониторинг, предоставляются отчеты в Департамент образования и науки Тюменской области. Так, за январь средняя заработная плата учителей с учетом дополнительной выплаты за классное руководство составила 9735 рублей, без выплаты за классное руководство - 8745 рублей. В феврале эти выплаты равны соответственно 10600 и 9720 рублям;
- В соответствии с сетевым графиком отбора школ, активно внедряющих инновационные программы, прошло выдвижение попечительскими и управляющими советами четырех школ, реализующих инновационные программы. Все школы - гимназия им. Н.Д.Лицмана, средние общеобразовательные школы N№ 9, 16, 17 - являются городскими экспериментальными площадками и ресурсными школами по внедрению предпрофильной подготовки девятиклассников. Согласно критериям участия школы представили все необходимые документы в рабочую комиссию Комитета по образованию. 20 марта 2006 года документы, конкурсные карты образовательных учреждений и решение муниципального Совета направлены в региональную комиссию, которая и определит лучшие школы для получения грантовой поддержки Президента РФ;
- Для отбора лучших учителей - соискателей на премию Президента РФ - в настоящее время в информационно-методическом центре Комитета по образованию создается банк данных педагогов-новаторов, дающих обучающимся качественное образование, показывающих стабильно высокие результаты в своей деятельности. Тринадцать учителей приняли участие в городском Фестивале педагогических идей и передового опыта, который проходил с 20 по 25 марта 2006 года. В мае 2006 года девять лучших педагогов города будут представлены в региональную конкурсную комиссию на соискание премии Президента РФ;
- По реализации приоритетного направления "Информатизация образовательного процесса" составлен план, согласно которому до конца 2005 - 2006 учебного года все школы будут подключены к Интернет.

2.3. Механизм реализации задач

Достижение указанных задач обеспечивается бюджетным и внебюджетным финансированием на период до 2010 года и выполнением мероприятий:
1. Внедрение современных моделей управления:
- совершенствование системы стимулирования работы педагогических кадров в образовательных учреждениях;
- развитие эффективного менеджмента внебюджетной образовательной деятельности;
- расширение общественно-государственных форм управления образовательным учреждением;
- реализация основных идей профильного обучения, предпрофильной подготовки.
2. Совершенствование финансово-экономического механизма деятельности ОУ.
3. Кадровое обеспечение муниципальной системы образования:
- привлечение и поддержка молодых специалистов;
- повышение квалификации педагогических кадров.
4. Информатизация образования и внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс:
- включение образовательных учреждений в глобальную сеть и формирование городской образовательной информационной сети "Интернет в школе";
- введение новых информационно-коммуникативных технологий в преподавание предметов учебного плана;
- оснащение школ мобильными компьютерными классами;
- обеспечение школ полноценным двухсторонним высокоскоростным Интернетом.
5. Воспитательная система:
- создание в каждом микрорайоне центра досуговой деятельности;
реализация программ факультативных и внеклассных занятий по духовно-нравственному воспитанию школьников;
- укрепление взаимодействия с семьей;
- повышение роли общественности в воспитании юных тоболяков.
6. Защита прав и социальная поддержка детей:
- охрана прав и законных интересов несовершеннолетних;
- своевременное выявление детей-сирот;
- работа по введению новых форм устройства несовершеннолетних, таких как патронатная и приемная семья;
- профилактика безнадзорности;
- совершенствование мер социальной поддержки детей-сирот;
- охрана жилищных и имущественных прав.
7. Дошкольное образование:
- выявление социального заказа населения города на услуги дошкольного образования;
- сохранение и развитие сети детских садов различных форм собственности;
- поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы.
8. Создание условий для развития здоровьесберегающей среды, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса:

]]>
    │ │/////│\\\\\│     │
  0 ┼─┴─────┴─────┴─────┴─┐

┌──┐       ┌──┐       ┌──┐
│//│ 2004  │\\│ 2005  │  │ 2006
└──┘       └──┘       └──┘

Взаимодействие Комитета по образованию
с социальными партнерами

                    ┌────────────────────────────────┐
                    │    Всероссийские, зонально-    │
                    │региональные олимпиады и научно-│
                    │    практические конференции    │
                    │    школьников в регионах РФ    │
                    └────────────────────────────────┘
 ┌────────────────┐                 / \                ┌─────────┐
 │      Вузы      │                  │                 │   Вузы  │
 │г. Екатеринбурга│<────────┐        │┌──────────────> │г. Тюмени│
 └────────────────┘         │        ││                └─────────┘
                            │        ││
       ┌─────────────────┐  │ ┌────┐ ││  ┌─────┐    ┌────┐
       │Негосударственные│  │ │Вузы│ ││┌>│ССУЗы│    │ ПУ │
       │ образовательные │  │ └────┘ │││ └─────┘    └────┘
       │   учреждения    │<─┴────┐/ \│││ ┌─────────────────────────┐
       └─────────────────┘       │ │ │││ │Государственный историко-│
      ┌───────────────┐          │ │ ││├>│   архитектурный музей-  │
      │  Шефствующие  │          │ │ │││ │        заповедник       │
      │  предприятия  │<────────┐│ │ │││ └─────────────────────────┘
      └───────────────┘         ││ │ │││┌────────────────────────┐
                                ││ │ ││││         Сфера          │
                                ││ │ ││││    здравоохранения     │
     ┌─────────────────┐        ││ │ │││└────────────────────────┘
     │    Управление   │        ││ │ │││ / \
     │  внутренних дел │        ││ │ │││  │     ┌────────────────┐
     └─────────────────┘<────┬──┴┴─┴─┴┴┴────┐   │Комитет по делам│
                             │Муниципальная ├──>│     молодежи   │
      ┌────────────────┐<────┤   система    │   └────────────────┘
      │Социальный приют│ ┌───┤ образования  ├──>┌───────────┐
      └────────────────┘ │   ├────────┬────┬┘   │Учреждения │
                         │   │        │    │    │физкультуры│
                         │   │        │    │    │  и спорта │
                        \ /  │        │    │    └───────────┘
        ┌────────────────┐   │        │    │   ┌──────────┐
        │Молодежная биржа│   │        │    └──>│Учреждения│
        │    труда       │   │        │        │ культуры │
        └────────────────┘  \ /      \ /       └──────────┘
             ┌───────────────┐  ┌─────────────────┐
             │Центр занятости│  │    Управление   │
             │  населения    │  │социальной защиты│
             └───────────────┘  │   населения     │
                                └─────────────────┘

Контингент учащихся

14000 ┐  13328
      │ ┌─────┐                12140
      │ │/////│               ┌─────┐                12079
      │ │/////│               │/////│               ┌─────┐
12000 ┤ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
10000 ┤ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
 8000 ┤ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
 6000 ┤ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
 4000 ┤ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
      │ │/////│               │/////│               │/////│
 2000 ┤ │/////│ 526           │/////│               │/////│
      │ │/////├─────┐         │/////│ 467           │/////│ 467
      │ │/////│\\\\\│ 25,3    │/////├─────┐  26     │/////├─────┐ 25,6
      │ │/////│\\\\\├─────┐   │/////│\\\\\├─────┐   │/////│\\\\\├─────┐
    0 ┼─┴─────┴─────┴─────┴─┬─┴─────┴─────┴─────┴─┬─┴─────┴─────┴─────┴─┐
               2004                  2005               01.01.2006

┌──┐
│//│ количество учеников
└──┘
┌──┐
│\\│ количество классов-комплектов
└──┘
┌──┐
│  │ средняя наполняемость классов
└──┘

Численность детей в детских садах г. Тобольска

Рисунок не приводится.

Сведения об успеваемости в образовательных учреждениях

100 ┐ ┌────┐        ┌────┐
    │ │99,4│        │99,4│
 90 ┤ │////│        │////│
    │ │////│        │////│
 80 ┤ │////│        │////│
    │ │////│        │////│
 70 ┤ │////│        │////│
    │ │////│        │////│
 60 ┤ │////│        │////│
    │ │////│        │////│
 50 ┤ │////│        │////│
    │ │////│        │////│
 40 ┤ │////│        │////│
    │ │////│        │////├────┐
 30 ┤ │////├────┐   │////│31,7│
    │ │////│30,2│   │////│    │
 20 ┤ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
 10 ┤ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
  0 ┼─┴────┴────┴─┬─┴────┴────┴──┐
      2003 - 2004    2004 - 2005

┌──┐           ┌──┐
│//│ общая     │  │ качественная
└──┘           └──┘

Число работающих в системе общего образования

3500 ┐
     │ ┌────┐
     │ │3318│      ┌────┐
     │ │    │      │3164│      ┌────┐
3000 ┤ │    │      │    │      │3143│
     │ │    │      │    │      │    │
     │ │    │      │    │      │    │
     │ │    │      │    │      │    │
2500 ┤ │    │      │    │      │    │
     │ │    │      │    │      │    │
     │ │    │      │    │      │    │
     │ │    │      │    │      │    │
2000 ┤ │    │      │    │      │    │
     │ │    ├────┐ │    │      │    │
     │ │    │1867│ │    ├────┐ │    │
     │ │    │////│ │    │1758│ │    │
1500 ┤ │    │////│ │    │////│ │    │
     │ │    │////│ │    │////│ │    ├────┐
     │ │    │////│ │    │////│ │    │1418│
     │ │    │////│ │    │////│ │    │////│
1000 ┤ │    │////│ │    │////│ │    │////│
     │ │    │////│ │    │////│ │    │////│
     │ │    │////│ │    │////│ │    │////│
     │ │    │////│ │    │////│ │    │////│
 500 ┤ │    │////│ │    │////│ │    │////│
     │ │    │////│ │    │////│ │    │////│
     │ │    │////│ │    │////│ │    │////│
     │ │    │////│ │    │////│ │    │////│
   0 ┼─┴────┴────┴┬┴────┴────┴┬┴────┴────┴───┐
          2004        2005         2006

         ┌──┐         ┌──┐
         │  │ всего   │//│ из них педагогов
         └──┘         └──┘

Результаты ЕГЭ

100 ┐
    │                                                91,7
    │            89,9                               ┌────┐
 90 ┤           ┌────┐                              │    │
    │   83      │    │                     83,3     │    │
    │ ┌────┐    │    │                    ┌────┐81,4│    │
    │ │////│80,9│    │                    │////├────┤    │
 80 ┤ │////├────┤    │                    │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │
 70 ┤ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │
 60 ┤ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │             50,5
    │ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │            ┌────┐
 50 ┤ │////│\\\\│    │                    │////│\\\\│    │            │    │
    │ │////│\\\\│    │              46    │////│\\\\│    │            │    │
    │ │////│\\\\│    │            ┌────┐  │////│\\\\│    │   41,4     │    │
    │ │////│\\\\│    │            │    │  │////│\\\\│    │  ┌────┐ 39 │    │
 40 ┤ │////│\\\\│    │            │    │  │////│\\\\│    │  │////├────┤    │
    │ │////│\\\\│    │   38,1     │    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  ┌────┐35,8│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////├────┤    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
 30 ┤ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
 20 ┤ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
 10 ┤ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
    │ │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │  │////│\\\\│    │
  0 ┼─┴────┴────┴────┴┬─┴────┴────┴────┴┬─┴────┴────┴────┴┬─┴────┴────┴────┴──┐
        общая             качественная        общая            качественная
                 2003 - 2004                         2004 - 2005

┌──┐
│//│ Общие результаты ЕГЭ
└──┘
┌──┐
│\\│ Результаты обязательных экзаменов в форме ЕГЭ
└──┘
┌──┐
│  │ Результаты экзаменов по выбору в форме ЕГЭ
└──┘

Общая занятость учащихся в кружках и секциях по городу

89% ┐              ┌──────┐   ┌──────┐
    │              │  89% │   │  89% │
88% ┤              │      │   │      │
    │              │      │   │      │
87% ┤              │      │   │      │
    │              │      │   │      │
86% ┤              │      │   │      │
    │              │      │   │      │
85% ┤              │      │   │      │
    │              │      │   │      │
84% ┤   ┌──────┐   │      │   │      │
    │   │  84% │   │      │   │      │
83% ┤   │      │   │      │   │      │
    │   │      │   │      │   │      │
82% ┤   │      │   │      │   │      │
    │   │      │   │      │   │      │
81% ┼───┴──────┴───┴──────┴───┴──────┴───┐
        2003 -      2004 -     2005 -
      2004 уч. г.  2005 уч. г. 2006 уч. г.

Занятость учащихся в кружках и секциях
в учреждениях дополнительного образования

30% ┐                        29%
    │                      ┌─────┐
    │                      │     │
    │                      │     │
25% ┤              24%     │     │
    │            ┌─────┐   │     │
    │    22%     │     │   │     │
    │  ┌─────┐   │     │   │     │
20% ┤  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
15% ┤  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
10% ┤  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
 5% ┤  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
    │  │     │   │     │   │     │
 0% ┼──┴─────┴─┬─┴─────┴─┬─┴─────┴──┐
       2003 -     2004 -    2005 -
    2004 уч. г. 2005 уч. г. 2006 уч. г.

Материально-техническое обеспечение ОУ (млн. руб.)

1,4 ┐                    ┌────┐
    │                    │1,4 │
    │ ┌────┐             │    │
1,2 ┤ │1,3/│             │    │
    │ │////│             │    │
    │ │////│             │    │
  1 ┤ │////│        ┌────┤    │
    │ │////├────┐   │/1//│    │
    │ │////│0,9 │   │////│    │
0,8 ┤ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
0,6 ┤ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
0,4 ┤ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
0,2 ┤ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
    │ │////│    │   │////│    │
  0 ┼─┴────┴────┴─┬─┴────┴────┴───┐
         2004           2005

┌──┐
│//│ Из областного бюджета
└──┘
┌──┐
│  │ Из местного бюджета
└──┘

Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних

Бесплатный проезд к месту учебы
2003 - 500 детей,
2004 - 1064 детей,
2005 - 1100 детей
Бесплатное среднее и высшее профессиональное образование
2003 - 27 выпускников,
2004 - 53 выпускника,
2005 - 47 выпускников
Бесплатное питание на льготных финансовых условиях
2003 - 4120 детей,
2004 - 4120 детей,
2005 - 4120 детей
Выделено жилье детям-сиротам
2003 - 13 квартир,
2004 - 12 квартир,
2005 - 7 квартир
Средства из местного бюджета на летний отдых
для нуждающихся категорий детей
2003 - 470 детей (936600 руб.),
2004 - 687 детей (1405900 руб.),
2005 - 760 детей (1200000 руб.)
Льготы по дошкольному образованию
2003 - 238 детей,
2004 - 137 детей,
2005 - 137 детей.

Заработная плата различных категорий работников ОУ

16000 ┐
      │              15061
      │              ┌─────┐
14000 ┤              │     │
      │              │     │
      │              │     │
12000 ┤              │     │
      │              │     │             10550
      │              │     │             ┌─────┐
10000 ┤         9483 │     │             │     │
      │        ┌─────┤     │             │     │
      │        │\\\\\│     │             │     │
 8000 ┤        │\\\\\│     │        6389 │     │
      │   6365 │\\\\\│     │       ┌─────┤     │
      │  ┌─────┤\\\\\│     │       │\\\\\│     │
 6000 ┤  │/////│\\\\\│     │  4744 │\\\\\│     │
      │  │/////│\\\\\│     │ ┌─────┤\\\\\│     │              4213
      │  │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │             ┌─────┐
 4000 ┤  │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │        3102 │     │
      │  │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │  2030 ┌─────┤     │
      │  │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │ ┌─────┤\\\\\│     │
 2000 ┤  │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │
      │  │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │
      │  │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │ │/////│\\\\\│     │
    0 ┼──┴─────┴─────┴─────┴┬┴─────┴─────┴─────┴┬┴─────┴─────┴─────┴──┐
                 АУП              педагоги               МОП

┌──┐
│//│ за январь 2005
└──┘
┌──┐
│\\│ январь 2005 фондом стимулирования
└──┘
┌──┐
│  │ за январь 2006
└──┘

Финансовая потребность на капитальный ремонт (млн. руб.)

Рисунок не приводится.

Структура обучающихся и воспитанников в 2006 году

Рисунок не приводится.

Самую большую долю среди обучающихся и воспитанников города занимают учащиеся общеобразовательных учреждений - 67,8%.

Финансирование капитального строительства объектов отрасли
(за счет средств областного бюджета)

                   22,0 млн. руб.
                   ┌────────────┐
                   │            │
                   │            │
  5,1 млн. руб.    │            │
  ┌────────────┐   │            │
  │            │   │            │
┌─┴────────────┴─┬─┴────────────┴──
      2005 г.          2006 г.

Общее финансирование отрасли (консолидированный бюджет)

млн. руб.
500 ┐
    │                                                    454,3
    │                                                   ┌─────┐
450 ┤                                                   │     │
    │                                          425,7    │     │
    │                                         ┌─────┐   │     │
400 ┤                                         │     │   │     │
    │                                374,2    │     │   │     │
    │                               ┌─────┐   │     │   │     │
350 ┤                               │     │   │     │   │     │
    │                      316,2    │     │   │     │   │     │
    │            300,6    ┌─────┐   │     │   │     │   │     │
300 ┤           ┌─────┐   │     │   │     │   │     │   │     │
    │           │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │           │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
250 ┤           │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │  217,4    │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │ ┌─────┐   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
200 ┤ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
150 ┤ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
100 ┤ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
 50 ┤ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
    │ │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │
  0 ┼─┴─────┴─┬─┴─────┴─┬─┴─────┴─┬─┴─────┴─┬─┴─────┴─┬─┴─────┴─┐
      2001 г.    2002 г.   2003 г.   2004 г.   2005 г.   2006 г.

В бюджете города расходы на образование ежегодно увеличиваются. В 2005 году по сравнению с 2003 г. общее финансирование увеличилось более чем в 1,4 раза. При формировании бюджета приоритетным является повышение заработной платы и укрепление материально-технической базы отрасли. При этом осуществляется систематический мониторинг эффективности затраченных средств.

Финансирование капитального ремонта учреждений отрасли

млн. руб.
35 ┐
   │                                  33,4
   │                                 ┌─────┐
30 ┤                                 │     │
   │                                 │     │
   │                                 │     │
25 ┤                                 │     │  24,65
   │                                 │     │ ┌─────┐
   │                                 │     │ │     │
20 ┤                                 │     │ │     │
   │                          15,6   │     │ │     │
   │                         ┌─────┐ │     │ │     │
15 ┤                  14,7   │     │ │     │ │     │
   │          12,1   ┌─────┐ │     │ │     │ │     │
   │         ┌─────┐ │     │ │     │ │     │ │     │
10 ┤         │     │ │     │ │     │ │     │ │     │
   │   6,6   │     │ │     │ │     │ │     │ │     │
   │ ┌─────┐ │     │ │     │ │     │ │     │ │     │
 5 ┤ │     │ │     │ │     │ │     │ │     │ │     │
   │ │     │ │     │ │     │ │     │ │     │ │     │
   │ │     │ │     │ │     │ │     │ │     │ │     │
 0 ┼─┴─────┴┬┴─────┴┬┴─────┴┬┴─────┴┬┴─────┴┬┴─────┴┐
     2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Структура финансирования работ по капитальному ремонту
в 2006 году

Рисунок не приводится.

Развитие государственно-общественных форм управления
образованием

                  2005 - 2006 гг. (прогноз)
   Всего школ,
   являющихся
  юридическими
    лицами
      25        Попечительских
  ┌────────┐       советов                    Управляющих
  │        │         13                    советов, советов ОУ
  │        │     ┌────────┐                        10
  │        │     │        │     Советов ОУ     ┌────────┐
  │        │     │        │         7          │        │
  │        │     │        │     ┌────────┐     │        │
  │        │     │        │     │        │     │        │
  │        │     │        │     │        │     │        │
 ─┴────────┴─────┴────────┴─────┴────────┴─────┴────────┴──────

                             2004 г.
  Всего школ,
  являющихся
 юридическими
   лицами
      26       Попечительских
  ┌────────┐      советов
  │        │         17
  │        │     ┌────────┐      Советов ОУ
  │        │     │        │          13
  │        │     │        │      ┌────────┐
  │        │     │        │      │        │ Управляющих советов,
  │        │     │        │      │        │      советов ОУ
  │        │     │        │      │        │         0
  │        │     │        │      │        │
──┴────────┴─────┴────────┴──────┴────────┴───────────────────────



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru