Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ростовская область


АДИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2009 г. № 825

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА
РОСТОВА-НА-ДОНУ НА 2010-2012 ГОДЫ

В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 16 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.11.2007 № 321 "О принятии "Положения о бюджетном процессе в городе Ростове-на-Дону" постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики города Ростова-на-Дону на 2010-2012 годы согласно приложению.
2. Начальнику МУ "Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону" Максимову А.В., заместителям главы Администрации города по курируемым направлениям, главным распорядителям, распорядителям бюджетных средств обеспечить составление проекта бюджета города Ростова-на-Дону с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области и города Ростова-на-Дону на 2010-2012 годы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника МУ "Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону" А.В. Максимова, заместителя главы Администрации города (по вопросам экономики) В.В. Золотухина.

Мэр
(глава Администрации) города
М.А.ЧЕРНЫШЕВ
Постановление вносит
муниципальное казначейство





Приложение
к постановлению
Администрации города
от 12.10.2009 № 825

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА 2010-2012 ГОДЫ

I. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Ростова-на-Дону на 2010-2012 годы разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с учетом приоритетов, поставленных в "Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2010-2012 годы".
Представляя собой концептуальный базис формирования проекта бюджета города, основные направления бюджетной и налоговой политики города Ростова-на-Дону сформулированы с учетом итогов ранее проводимой бюджетной политики, аккумуляции опыта организации бюджетного процесса.
С учетом имеющихся резервов для принятия перспективных мер по конструированию эффективной системы управления муниципальными финансами реализация основных направлений бюджетной и налоговой политики призвана обеспечить повышение качества бюджетного процесса, его адаптацию к современным экономическим реалиям, рационализацию использования бюджетных средств.

II. Основные итоги бюджетной политики в период
2006-2008 годов и первом полугодии 2009 года

Генеральной целью бюджетной и налоговой политики Администрации города на период 2009-2012 годов являлось гарантированное исполнение всех ранее принятых бюджетных обязательств, принятие новых бюджетных обязательств исключительно в пределах действительных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях необходимости сбалансированности бюджета.
Задачи, поставленные на 2008 год, с учетом необходимости достижения вышеуказанных приоритетов, в основном были достигнуты.
По итогам 2008 года, в результате реализации фискальных мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета, общий объем доходов бюджета города Ростова-на-Дону составил 18204,6 млн. рублей. Рост величины доходной части бюджета относительно значений 2007 года составил 140,6 процента. Налоговые и неналоговые доходы бюджета в 2008 году относительно уровня 2007 года возросли на 45,5 процента.
По итогам 2007 года бюджет города Ростова-на-Дону исполнен с профицитом в размере 633,9 млн. руб. Доля финансовой помощи из вышестоящих бюджетов бюджетной системы в 2008 году выросла по отношению к уровню 2007 года на 48,9 процента.
По итогам 2008 года величина среднедушевого бюджетного дохода на одного жителя города Ростова-на-Дону возросла на 38 процентов по отношению к уровню 2007 года и составила 17,2 тыс. рублей.
При этом синхронный рост величины среднедушевого бюджетного дохода и рост расходов бюджета города за рассматриваемый период структурно обусловлен следующими показателями:
"Образование" - на 24 процента;
"Социальная политика" - на 48,4 процента;
"Здравоохранение" - на 52,8 процента;
"Жилищно-коммунальное хозяйство" - на 24,8 процента.
В целом бюджет города Ростова-на-Дону имеет социально-ориентированный характер. Так, по отрасли "Образование" расходы бюджета за 2006-2008 годы по отношению к отчетным данным за 2005 год увеличились в 2,3 раза и составили в 2008 году 4193,7 млн. рублей.
В сфере образования проведены мероприятия, направленные на повышение эксплуатационной надежности зданий и оснащение учебным и технологическим оборудованием. За три года (период 2006-2008 гг.) на данные цели было направлено 1313,5 млн. рублей, в том числе в 2008 году - 689,8 млн. рублей. Указанные меры позволили произвести ремонт 11 общеобразовательных школ, 7 детских садов, 2 учреждений дополнительного образования.
В рамках социальной поддержки детства бесплатным горячим питанием ежегодно обеспечивается 7 тысяч школьников из малообеспеченных семей. Расходы бюджета города за три года (период 2006-2008 гг.) составили 76,0 млн. рублей в том числе, в 2008 году - 31,8 млн. рублей. С 2007 года дополнительным питанием в части бесплатного предоставления молока и кисломолочных продуктов обеспечены обучающиеся 1-4 классов муниципальных образовательных учреждений.
В течение 2006-2008 гг. выполнены мероприятия по организации отдыха детей и обеспечению занятости детей и подростков в летний период, на что направлены средства бюджета города в сумме 65,8 млн. рублей, в том числе в 2008 году - 27,7 млн. рублей.
По отрасли "Здравоохранение" за 2006-2008 годы расходы бюджета к отчетным данным за 2005 год увеличились в 1,7 раза и составили, согласно отчету за 2008 год, 2036,8 млн. рублей.
В 2006-2008 годах оснащение лечебных учреждений города доведено: диагностическим оборудованием с 50 до 90 процентов от нормативной потребности; эндоскопическим оборудованием в амбулаторно-поликлинических учреждениях с 35 до 100 процентов, стационарных - с 62 до 85 процентов; лабораторным оборудованием в амбулаторно-поликлинических учреждениях с 65 до 100 процентов, в стационарных учреждениях с 72 до 92 процентов; реанимационным оборудованием с 38 до 95 процентов; автотранспортом с 51 до 100 процентов в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Повышение уровня обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи способствовало недопущению случаев материнской смертности, снижению показателей младенческой смертности, заболеваемости гепатитом "B", краснухой, смертности в трудоспособном возрасте.
В 2008 году величина расходов бюджета города на социально-культурную сферу увеличилась к 2007 году на 35 процентов и составила 8381,4 млн. рублей.
Объем расходов бюджета города на капитальное строительство увеличился в 2,3 раза и составил 4470, 5 млн. рублей.
В течение 2008 года в городе проведена работа по совершенствованию программно-целевых методов бюджетного планирования, направленных на системную оценку результативности бюджетных расходов. В сентябре 2008 года процесс формирования долгосрочных городских целевых и ведомственных целевых программ получил методическую и правовую регламентацию.
В начале 2009 года Администрацией города проведена сплошная инвентаризация городских целевых программ в соответствии с постановлением Мэра города от 31.12.2008 № 1425, что позволило, с учетом их специфики, придать каждой из них соответствующий статус долгосрочной городской или ведомственной целевой программы.
В настоящее время максимизация доли программных расходов в структуре бюджета города определена Администрацией города в качестве приоритета бюджетной политики. Так, в 2009 году по отношению к 2007 году объем программных расходов в структуре расходной части бюджета вырос на 70 млн. рублей.
Расходы бюджета города (за счет средств местного бюджета), имеющие программный характер, на 2009 год составляют 2359,0 млн. рублей, или 18,74 процента от их общего объема. Рост расходов (за счет средств местного бюджета), имеющих программный характер, к 2008 году составил 107,0 процента.
Применение программно-целевого метода при решении вопросов городского хозяйства обеспечит возможность сопряжения мероприятий разных ведомств, направленных на разрешение системных проблем общегородского свойства.
В свою очередь, реализация постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 15.09.2008 № 940 придаст транспарентность и комплексность программно-целевому планированию в городе, в том числе и процессу предоставления периодичной отчетности.
В условиях экономической рецессии, имеющей место в текущем финансовом году, доходы бюджета города по итогам первого полугодия 2009 года сократились по отношению к показателям 2008 года на 9 процентов, или на 767915,7 тыс. руб.
В течение 2009 года в целях стопроцентного исполнения бюджетных обязательств Администрацией города ежеквартально утверждались организационные и фискальные меры по обеспечению исполнения бюджета. Результатом принятых мер явилось сохранение роста объема расходов бюджета города по итогам первого полугодия 2009 года на 16,9 процента по отношению к аналогичному показателю 2008 года.
Однако с учетом текущих экономических реалий уточнены плановые назначения по налоговым и неналоговым поступлениям бюджета города.
По результатам оптимизации скорректирован объем бюджетных расходов, в основном за счет сокращения инвестиционных расходов, расходов на содержание аппарата управления и подведомственной сети и других расходов, не связанных с социальными выплатами и обязательным финансированием текущей деятельности бюджетных учреждений. Одновременно лимиты бюджетных обязательств по расходам инвестиционной направленности всех муниципальных учреждений на 2010-2011 годы были отозваны и выделялись по отдельным решениям специально созданной рабочей группы.
Несмотря на сложившуюся в текущем году отрицательную динамику поступления доходов в бюджет, Администрацией города сохранены принятые решения по повышению благосостояния жителей города.
Основу долговой политики города Ростова-на-Дону составляет привлечение заемных средств только на инфраструктурные инвестиции.
Муниципальный долг города Ростова-на-Дону на 1 января 2009 года составил 646,4 млн. руб. Его объем составляет 6,1 процента от законодательно утвержденной предельной нормы. Город не имеет просроченных бюджетных долгов.
Объем субсидий, подлежащих перечислению в областной бюджет (отрицательный трансферт) в 2008 году, составил 540,7 млн. рублей, или 3 процента от общего объема расходов бюджета города.
Следуя логике институциональных реорганизаций, проводимых на федеральном и областном уровнях, в течение 2008 года и первой половины 2009 года образованы шесть муниципальных автономных учреждений.
В целях методического и правового обеспечения их создания и функционирования Администрацией города были приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие:
порядок создания (реорганизации) муниципальных автономных учреждений;
порядок предоставления субсидии из бюджета города муниципальным автономным учреждениям.
В ходе реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2009 году на уровне города принято Положение о муниципальном задании, регламентирующее состав и порядок его формирования, представления необходимой отчетности.
Внедренные в практику бюджетного процесса порядок исполнения бюджета города по расходам и порядок составления и ведения кассового плана позволили обеспечить сплошной учет всех бюджетных обязательств и повысить ответственность бюджетных учреждений города в части своевременного исполнения контрактных обязательств. Реализация указанных мер опосредовала сведение в городе просроченной кредиторской задолженности к нулю.

III. Основные задачи бюджетной и налоговой
политики на 2010-2012 годы и долгосрочную перспективу

В целях реализации задач, поставленных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2010 год и дальнейшую перспективу, Администрацией города предусматривается проведение бюджетной политики, направленной на обеспечение:
достаточности бюджетных доходов;
роста результативности расходования бюджетных средств;
совершенствования методики и механизмов формирования и исполнения бюджета.
Ограничения, которые накладывает существующая экономическая ситуация, обуславливают проведение в городе взвешенной бюджетной политики, основанной на консервативном прогнозе развития экономической ситуации.
Отрицательная макроэкономическая динамика, волатильность трудового и финансового рынков существенно влияют на сущность проводимой в городе налоговой политики.
В условиях снижения динамики экономического развития одной из важнейших задач Администрации города является повышение результативности работы по сохранению и развитию налогового потенциала за счет экономически оправданной поддержки предприятий муниципального сектора экономики, содействия эффективным собственникам в работе по созданию новых производств и рабочих мест путем оказания поддержки малому бизнесу.
В целях усиления контроля за объективностью и достоверностью сведений о налогооблагаемой базе предусматривается продолжение постоянного мониторинга и анализа действующих и потенциальных плательщиков посредством взаимодействия органов государственной власти всех уровней и администраторов (главных администраторов) доходов бюджета города, взаимного обмена необходимой информацией для уточнения и корректировки баз плательщиков.
В условиях экономических трудностей особого внимания требует развитие института изменения срока уплаты налогов путем предоставления отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита, инвентаризации и оптимизации установленных муниципальными правовыми актами льгот по местным налогам, мобилизации дополнительных бюджетных неналоговых доходов. Актуальными остаются вопросы повышения собираемости налогов и качества налогового администрирования.
Кроме того, в целях повышения налогового потенциала города в среднесрочной перспективе предстоит решить ряд вопросов в сфере имущественно-земельного комплекса, таких как:
оформление собственности на земельные участки и недвижимое имущество, проведение их объективной оценки;
обеспечение муниципальной регистрации права оперативного управления муниципальных учреждений, хозяйственного ведения;
проведение инвентаризации земельных участков, предоставленных под строительство, с целью выявления неосвоенных земельных участков с последующим их изъятием и реализацией на аукционных торгах;
принятие мер по ликвидации задолженности по арендной плате за земельные участки.
В ходе формирования проекта бюджета города Ростова-на-Дону на 2010 год и проекта среднесрочного финансового плана на 2010-2012 годы перед Администрацией города стоит задача по адаптации бюджетной сети к сокращению бюджетных расходов с целью минимизации влияния данного курса на развитие социального и инвестиционного аспектов жизни городского сообщества.
Основываясь на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009, постановлении Администрации Ростовской области "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2010-2012 годы", постановлении Мэра города от 14.10.2008 № 1065 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики города Ростова-на-Дону на 2009-2011 годы", приоритеты бюджетной политики города следует определить следующим образом:
1) обеспечение исполнения в полном объеме социальных обязательств, достижения большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот;
2) реализация мероприятий, направленных на оптимизацию текущих расходов бюджета, пересмотр численности работников муниципального управления, повышение качества предоставления гражданам муниципальных услуг, упорядочение бюджетной сети, увеличение числа автономных учреждений;
3) сохранение в составе инвестиционных расходов финансирования работ по строительству объектов высокой степени готовности, реализация проектов, результирующих существенной экономией бюджетных средств;
4) повышение эффективности расходов бюджета;
5) безусловное недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.
В целях достижения указанных приоритетов в период 2010-2012 годов следует перейти к строжайшей экономии бюджетных средств, предполагающей резкое повышение эффективности их расходования, - достижению максимально возможного экономического и социального эффекта при использовании минимума бюджетных средств.
В свете приоритетов, определенных Администрацией города в предстоящие три года, необходимо локализовать и исключить не соответствующие им нормативно-факультативные, вторичные по своей социальной значимости расходы бюджета. Механизмом инвентаризации расходов бюджета города с заданных позиций при формировании бюджета на 2010 год должен стать программно-целевой принцип бюджетного планирования.
Следуя заданному в предыдущие годы курсу переориентации бюджетного процесса в городе на бюджетирование по результатам, для модернизации системы контроля Администрации города за достижением установленных показателей деятельности ее функциональных, отраслевых и территориальных органов, рационального и эффективного использования бюджетных средств, дальнейшего внедрения программно-целевого метода планирования необходимо продолжить работу по:
совершенствованию системы формирования и подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств, их увязки с системой муниципальных заданий;
внедрению качествоориентированных инструментов бюджетного планирования, в числе которых долгосрочные городские и ведомственные целевые программы, муниципальные задания;
разработке системы оценки исполнения бюджета главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными учреждениями.
Внедрение муниципальных заданий на оказание социальных услуг в соответствии с постановлением Мэра города от 02.02.2009 № 50 "Об утверждении Положения о муниципальном задании" должно:
обеспечить оплату деятельности муниципальных учреждений по достигнутым результатам;
создать стимулы для актуализации качественной и структурной составляющей деятельности муниципальных учреждений в соответствии с запросами потребителей их услуг.
В связи с этим следует активизировать работу по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения, а также инвентаризации бюджетной сети для принятия мер по ее реструктуризации.
В целях повышения эффективности осуществления бюджетных расходов необходимо продолжить работу по совершенствованию процедуры закупок товаров и услуг для муниципальных нужд на основе приоритетного применения экономичных способов размещения заказа, таких как открытый конкурс, запрос котировок, открытый аукцион, в том числе в электронной форме.
Будет продолжено проведение сплошной регистрации бюджетных обязательств города. Данная мера позволит иметь объективную информацию о деятельности главных распорядителей средств в части муниципального заказа, а также будет стимулировать соблюдение финансовой дисциплины и содействовать недопущению образования просроченной кредиторской задолженности.
Актуальными остаются вопросы совершенствования финансового контроля. При этом особое внимание будет уделено определению критериев эффективности и обоснованности использования бюджетных средств и их мониторингу, контролю за реализацией отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях, законности заключения договоров с поставщиками и подрядчиками, достоверности ведения бухгалтерского учета и отчетности, включая проверку состояния дебиторской и кредиторской задолженности.
Качественный рост бюджетной дисциплины способен обеспечить не только повышение результативности бюджетных расходов в условиях их ограниченности, но и рост результативности работы органов местного самоуправления города в целом, что особо актуально в условиях их ежегодной оценки на основе показателей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".

IV. Основные принципы построения межбюджетных
отношений на 2010 год и дальнейшую перспективу

Политика в сфере межбюджетных отношений в Ростовской области характеризуется стабильностью законодательно закрепленного разграничения расходных полномочий и доходных источников, в том числе на условиях софинансирования. Однако в период 2010-2012 годов будет проходить ее совершенствование.
В целях повышения обеспеченности муниципальных бюджетов, в том числе бюджета города Ростова-на-Дону, собственными доходами сохранены закрепленные с 2008 года областным законодательством дополнительные единые нормативы отчислений от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет: налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на имущество организаций и транспортный налог. Дополнительно с 2010 года будут переданы 5,55 процента зачисляемого в областной бюджет налога на прибыль, исчисленные из расчета 1 процента ставки этого налога.
В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления по вопросам местного значения, базовый уровень софинансирования из бюджета города субсидий на эту цель с 2010 года увеличен на 24,1 процентных пункта.
Будет продолжена политика Администрации области по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки граждан в целях более эффективного их исполнения. В их числе: предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплата инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выплата единовременного пособия беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
С учетом проведения регулярного мониторинга состояния исполнения основных показателей бюджета города, исходя из необходимости недопущения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным социально значимым расходам Администрации города следует продолжить осуществление всей совокупности мероприятий, направленных на поддержание финансовой дисциплины.

Заведующий сектором
нормативных документов
Администрации города
Т.Н.ТАРЕЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru