Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2008 г. по делу № А23-1980/07Г-6-182

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2008 года.
В полном объеме решение изготовлено 07 октября 2008 года.
Открытое акционерное общество "К.С.", г. Калуга обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к унитарному муниципальному предприятию "Ж.К." МО "Город Кременки", г. Кременки Жуковского района Калужской области о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в сумме 1 407 766 руб. 27 коп. по договору поставки электрической энергии по одноставочному тарифу от 01.06.2005.
В соответствии с постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.05.2008 решение Арбитражного суда Калужской области от 12.12.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008 по делу № А23-1980/07Г-6-182 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Калужской области.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 03.09.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено открытое акционерное общество "М.Р." в лице филиала ОАО "М.С." "К.Э.".
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу от 25.09.2008. Просил суд взыскать с ответчика задолженность за период с октября 2006 года по июнь 2007 года включительно в сумме 1 407 766 руб. 27 коп.
Представители ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражали. Поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. В своих возражениях на иск ответчик указал, что в период с октября 2006 года по июль 2007 года включительно ответчик не являлся организацией, осуществляющей функции по управлению многоквартирными домами, поскольку только с 2008 указанные функции были возложены на унитарное муниципальное предприятие "Ж.К." МО "Город Кременки".
Представитель третьего лица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск от 25.09.2008. Пояснила, что открытое акционерное общество "К.Э." реорганизовано в форме присоединения к открытому акционерному обществу "М.Р.", г. Нижний Новгород. Указала, что в 2005 году между ОАО "К.Э.", как сетевой организацией, и УМП "С.Е.", как организацией отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, были подписаны акты "О разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических установок, устройств и сооружений" по многоквартирным жилым домам г. Кременки. На основании указанных актов граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ОАО "К.Э." и УМП "С.Е." проходит в месте соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в многоквартирный дом. Пояснила, что на основании распоряжения Главы муниципального образования "Город Кременки" от 29.12.2005 № 308-р УМП "Ж.К." является правопреемником УМП "С.Е." по вышеуказанным актам "О разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических установок, устройств и сооружений", в связи с чем, между ОАО "К.Э." и УМП "Ж.К." согласована граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласованы общедомовые приборы учета, по которым определяется объем электрической энергии отпущенной в сети УМП "Ж.К.". Представила в материалы дела подписанные уполномоченными лицами акты приема-передачи электрической энергии, поступившей в сети УМП "Ж.К." на освещение подъездов и подвалов за период с октября 2006 года по июль 2007, акты приема-передачи электрической энергии, поступившей в сети УМП "Ж.К." на освещение и тягу лифтов за период с октября 2006 по июль 2007.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, третьего лица, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 01.06.2005 между ОАО "К.С." (поставщик) и УМП "Ж.К." (покупатель) заключен договор поставки электрической энергии по одноставочному тарифу, предметом которого является поставка электрической энергии покупателю для собственного потребления и мест общего пользования.
Пунктом 7.6 заключенного договора закреплено, что при вступлении в силу обязательных к исполнению нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения сторон и изменяющих условия настоящего договора, стороны обязаны внести соответствующие изменения и дополнения в договор с момента вступления в силу указанных нормативно-правовых актов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 имеет номер № 530, а не № 350.

В период действия договора постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 № 350 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики (далее - ПФРРЭ).
Согласно п. 89 ПФРРЭ, исполнитель коммунальных услуг обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения гражданам проживающим в квартирах многоквартирных домов, использования электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и т.д.), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с п. 7.6 договора и п. 1 статьи 459 Гражданского кодекса Российской Федерации и в целях выполнения требований п. 89 ПФРРЭ ОАО "К.С." с октября 2006 г. был изменен порядок определения электрической энергии, поставляемой УМП "Ж.К.", к оплате стало предъявляться количество электрической энергии собственных объектов УМП "Ж.К." (административное здание, столярная мастерская, освещение подъездов, РКЦ, бухгалтерия), учтенной приборами учета, установленными на этих объектах, а также количество электрической энергии, определяемой как разность количества электрической энергии, учтенной общедомовыми приборами учета, установленными на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых сетей, и количества электрической энергии, потребленной гражданами - потребителями электрической энергии, проживающими в многоквартирных жилых домах, учтенных индивидуальными приборами учета, и переданными в ОАО "К.С." в извещениях-квитанциях, выставляемых ОАО "К.С.".
Неоплата ответчиком в полном объеме поставленной ему истцом электроэнергии в период с октября 2006 по июль 2007 года, явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в сумме 1 407 766 руб. 27 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, установлены Жилищным кодексом Российской Федерации взаимоотношения между собственниками жилых помещений, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями определены Правилами предоставления коммунальных услуг населению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006. Условия продажи электроэнергии определены также Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006.
В соответствии с п. 3 ПФРРЭ исполнителем коммунальной услуги признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пунктов 3 и 49 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
При этом исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
Как следует из материалов дела УМП "Ж.К." отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов г. Кременки, производит оплату ОАО "К.С." стоимости электроэнергии, используемой на общедомовые цели.
В случаях, когда способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран, органы местного самоуправления в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., обязаны до 01.05.2008 провести конкурсы по выбору управляющих организаций.
При этом ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохранятся до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положением раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, до проведения конкурса по отбору управляющих организаций, исполнителями коммунальных услуг в тех многоквартирных домах, где собственниками помещений не был избран способ управления, являются организации ЖКХ, которые фактически осуществляют управление многоквартирным домом и взимают за это с жильцов соответствующую плату.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения главы муниципального образования "Город Кременки" от 29.12.2005 г. № 308-р УМП "Ж.К." с 01.01.2006 г. реорганизовано путем присоединения к нему УМП "С.Е." (далее - УМП "С.Е.") в связи, с чем к нему перешли все права и обязанности УМП "С.Е.". До реорганизации, УМП "С.Е." осуществляло обслуживание внутридомовых инженерных сетей многоквартирных жилых домов в г. Кременки и закупало у ОАО "К.С." по договору поставки электрическую энергию для использования на общедомовые нужды.
Расчеты за содержание и ремонт жилых помещений, граждане, проживающие в многоквартирных домах г. Кременки производят с УМП "Ж.К.", которое соответственно и является исполнителем коммунальных услуг в данных многоквартирных домах.
Также, из Устава УМП "Ж.К." следует, что на него возложены задачи, связанные с управлением эксплуатацией жилищного фонда - проведение комплекса мероприятий в многоквартирных домах с целью обеспечения населения, проживающего в них, жилищно-коммунальными услугами; ремонт жилищного фонда, в том числе ремонт внутридомовых инженерных коммуникаций, придомовых территорий, нежилых помещений в домах жилищного фонда; осуществление деятельности в сфере энергоснабжения.
Согласно пояснениям представителей истца, третьего лица, в 2005 году между ОАО "К.Э.", как сетевой организацией, и УМП "С.Е.", как с организацией отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, были подписаны акты "О разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических установок, устройств и сооружений" по многоквартирным жилым домам г. Кременки". На основании указанных актов граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ОАО "К.Э." и УМП "С.Е." проходит в месте соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, между ОАО "К.Э." и УМП "Ж.К." согласована граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в том числе и согласованы общедомовые приборы учета, по которым определяется объем электрической энергии отпущенной в сети УМП "Ж.К.".
31.08.2006 постановлением Правительства Российской Федерации № 530 утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
В соответствии с п. 89 ПФРРЭ исполнитель коммунальных услуг обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения гражданам, проживающим в квартирах многоквартирных домов, использования электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и т.д.), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг энергоснабжения.
Как следует из материалов дела, 01.09.2005 между ОАО "К.Э." и УМП "Ж.К." был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям. Согласно условиям указанного договора заключенного между сторонами, ОАО "К.Э." является сетевой организаций для УМП "Ж.К.".
В соответствии с п. 2.2 договора его предметом является порядок взаимодействия сторон при заключении и исполнении потребителем договора купли-продажи электроэнергии со сбытовой организацией, ведением учета потребленной электроэнергии на границе балансовой принадлежности.
Разделом 4 предусмотрено, что техническая характеристика электроустановок потребителя, являясь существенным условием вышеназванного договора, содержится в приложениях к договору, являющихся неотъемлемой его частью, и включает в себя схему энергоснабжения и границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
ОАО "К.Э.", являющееся сетевой организацией, к электрическим сетям которой, присоединены электроустановки УПМ "Ж.К." ОАО "К.Э.", действуя на основании договора на оказание услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 г., ведет расчет количества электрической энергии потребленной ответчиком, определяет границы балансовой принадлежности.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, внешней границей электросетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с представленным истцом расчетом исковых требований предъявленная ко взысканию задолженность в сумме 1 407 766 руб. 27 коп., составляющая стоимость фактически потребленной электрической энергии, является разностью между стоимостью принадлежащей ОАО "К.С." электрической энергии поступившей за период с октября 2006 по июнь 2007 во внутридомовые электросети многоквартирных домов управляемых УМП "Ж.К." и фактически оплаченной стоимостью электроэнергии использованной за указанный период в данных многоквартирных домах.
Согласно справке, представленной третьим лицом общий объем электрической энергии, переданной УМП "Ж.К." за период с октября 2006 года по июнь 2007 года зафиксированных общедомовыми приборами учета, а также отдельными приборами учета, составил 1 401 233 кВт.час.
Объем электроэнергии за период с октября 2006 по июнь 2007 - 1 401 233 кВт.час, поступившей во внутридомовые электросети многоквартирных домов, определен по приборам учета находящихся в ведении территориальной сетевой организации ОАО "К.Э.", установленным на границе балансового разграничения электросетей ОАО "К.Э." и электросетей многоквартирных домов, управляемых УМП "Ж.К." общедомовым прибором учета.
ОАО "К.С." принимает плату от жильцов за электроэнергию использованную в квартирах многоквартирных домов управляемых УМП "Ж.К." и соответственно на объем электроэнергии, использованной гражданами для бытового потребления, уменьшает объем электроэнергии подлежащей оплате УМП "Ж.К.".
УМП "Ж.К." оплачивает ОАО "К.С." стоимость объемов электроэнергии использованной для освещения мест общего пользования многоквартирных домов (лестничные площадки) и тягу лифтов согласно актам приема-передачи электрической энергии, поступившей в сети УМП "Ж.К." на освещение подъездов и подвалов за период с октября 2006 года по июнь 2007, актам приема-передачи электрической энергии, поступившей в сети УМП "Ж.К." на освещение и тягу лифтов за период с октября 2006 по июнь 2007. Указанные акты, представленные в адрес УМП "Ж.К." отражают объем электрической энергии, поступившей в сети на освещение подъездов и тягу лифтов.
Доказательств оплаты предъявленной ко взысканию задолженности в сумме 1 407 766 руб. 27 коп. ответчиком в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании задолженности по оплате электроэнергии в сумме 1 407 766 руб. 27 коп. за период с октября 2006 по июнь 2007 года включительно.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся судом на ответчика, исходя из удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с унитарного муниципального предприятия "Ж.К." МО "Город Кременки", г. Кременки Жуковского района Калужской области в пользу открытого акционерного общества "К.С.", г. Калуга задолженность в сумме 1 407 766 руб. (один миллион четыреста семь тысяч семьсот шестьдесят шесть рублей) 27 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 20 538 руб. 83 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда
Калужской области



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru