Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2008 г. по делу № А04-169/08-18/8

(извлечение)

Дата объявления решения 4 марта 2008 г.
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 11 марта 2008 г.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление ИП Т.
к межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области
3-е лицо: ГУ "УПФ РФ в г. Благовещенске Амурской области"
о признании бездействия незаконным

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратился ИП Т. с заявлением к межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Амурской области о признании незаконным бездействия межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, выразившегося в отказе в проведении зачета фиксированных платежей в Пенсионный фонд на страховую часть уплаченных в 2007 году на общую сумму 1177 руб. в счет уплаты налога, на КБК - 18210202030061000160, обязании межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области зачислить фиксированные платежи в Пенсионный Фонд РФ на страховую часть пенсии уплаченных предпринимателем в 2007 году на общую сумму 1177,00 руб. на страховую часть пенсии, КБК - 18210202030061000160.
Определением суда от 17 января 2008 г. на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ "УПФ РФ в г. Благовещенске Амурской области".
Представитель заявителя в судебном заседании письменно уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, выразившееся в отказе в проведении зачета переплаты по пени (страховой части) в Пенсионный фонд уплаченных предпринимателем в 2007 г. на общую сумму 1209 рублей в счет уплаты налога на КБК 18210202030061000160. Обязать межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области зачислить пеню по фиксированным платежам в Пенсионный фонд РФ на страховую часть пенсии уплаченных предпринимателем в 2007 г. на общую сумму 1209 руб. на страховую часть пенсии КБК 18210202030061000160.
Уточнение заявленных требований судом было принято к рассмотрению на основании ст. 49 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. В письменном отзыве, устных пояснениях указал, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога. Следовательно, зачет переплаты страховых взносов трудовой пенсии не может быть произведен налоговым органом в порядке статьи 78 НК РФ. Просил в заявленных требованиях отказать.
Также, представитель ответчика пояснил, что сумма переплаты в размере 1209 руб. подтверждается выпиской из лицевого счета заявителя и актом сверки между налоговым органом и заявителем по состоянию расчетов на 8 февраля 2008 г. В связи с чем, налоговым органом сумма переплаты не оспаривается.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании уточненные заявленные требования предпринимателя поддержал. Представил акт сверки между Пенсионным фондом и заявителем по состоянию на 29 января 2008 г. Указал на то, что за предпринимателем по страховой части трудовой пенсии числится недоимка в размере переплаты по пени страховой части пенсии в сумме 1209 руб., ввиду чего, ГУ "УПФ РФ в г. Благовещенска Амурской области" считает требования предпринимателя о зачете суммы переплаты по пени в счет недоимки по страховой части трудовой пенсии на общую сумму 1209 руб., обоснованными.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Т. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Амурской области 25 января 2005 г.
Квитанциями от 5 февраля 2007 г. в размере 300,00 рублей, от 4 июня 2007 г. в размере 277,00 руб., от 9 августа 2007 г. в размере 300,00 руб., и от 16 ноября 2007 г. в размере 332,00 руб. на общую сумму 1209,00 руб., заявителем были ошибочно уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховая часть (код бюджетной классификации 18210202030061000160) в счет уплаты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1209,00 руб. Так как при заполнении квитанций, предпринимателем ошибочно указан КБК 18210202030062000160 по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии.
29 ноября 2007 года предприниматель Т. обратился в межрайонную инспекцию ФНС РФ № 1 по Амурской области с заявлением о зачете ошибочно уплаченных пени по страховым взносам на страховую часть пенсии (КБК 18210202030062000160) на страховые взносы по страховую часть трудовой пенсии по КБК 18210202030061000160.
Решением от 12 декабря 2007 г. № 4072 налоговый орган отказал заявителю в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов, обосновывая свой отказ тем, что налоговым органом не может быть произведен возврат переплаты в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно выписке из лицевого счета предпринимателя и реестра учета платежей страхователя заявителем уплачены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии в сумме 1209,00 руб.
Актом сверки, подписанным представителями Пенсионного фонда и заявителем у предпринимателя Т. подтверждается наличие переплаты по пени страховых взносов по страховой часть трудовой пенсии в сумме 1209,00 руб.
В соответствии с протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 31 января 2008 г., подписанным представителями Пенсионного фонда и заявителем, за 2007 г. у ИП Т. имеется задолженность по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 1209,00 рублей.
Сумма переплаты в размере 1209,00 руб. налоговым органом не оспаривается.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суд считает уточненные требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 25 указанного Закона предписывает, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговый орган в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено право органов Пенсионного фонда РФ на возврат излишне уплаченных страховых взносов. Согласно вышеуказанным нормам таким правом обладают налоговые органы. Указанный вывод подтверждается также бюджетным законодательством.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", действовавшего на момент уплаты страховых взносов заявителем, федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ. Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
В соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ, администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (код бюджетной классификации 18210202010060000160), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (код бюджетной классификации 18210202020060000160) в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Согласно указаниям "О порядке применения бюджетной классификации РФ", утв. приказом Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. № 168н, утверждается единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ, три первых знака которого, являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.
Приложением 11 к указанному порядку главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты РФ за кодом 182 значится Федеральная налоговая служба, в том числе по кодам поступлений: 18210202030061000160 страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; 18210202030062000160 пени по страховым взносам, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.
Таким образом, администратором доходов бюджета в виде страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является налоговый орган, который уполномочен принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В данном случае администратором является межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Амурской области.
Предусмотренный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, трехгодичный срок на момент подачи заявления в налоговый орган не истек.
Ссылка ответчика относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, поскольку статья 2 Федерального закона № 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконными как противоречащим требованиям ст. 78 НК РФ бездействия межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, обоснованны и подлежат удовлетворению с учетом уточненных заявленных требований.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений, должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с допущенным ответчиком нарушением прав заявителя, суд считает необходимым обязать межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области произвести зачет ИП Т. излишне уплаченной пени на страховую часть трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202030062000160 в сумме 1209 рублей в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202030061000160 в сумме 1209 рублей.
При подаче заявления в суд ИП Т. была уплачена государственная пошлина в размере 100 рублей квитанцией от 16 января 2008 г.
Поскольку требования заявителя удовлетворены в полном объеме, на основании ст. 110 АПК РФ, ст.ст. 333.21, 333.40 НК РФ расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя в сумме 100 руб.
Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать незаконным, не соответствующим статье 78 Налогового кодекса РФ бездействие межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Амурской области, выразившееся в отказе в проведении зачета переплаты по пене на страховую часть уплаченной ИП Т. в 2007 г. на общую сумму 1209 руб. в счет уплаты налога на КБК - 18210202030061000160.
Обязать межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области в 5-дневный срок после вступления решения суда в законную силу произвести зачет предпринимателю Т. излишне уплаченной пени на страховую часть по коду бюджетной классификации 18210202030062000160 в сумме 1209 рублей в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202030061000160 в сумме 1209 рублей.
Взыскать с межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в пользу предпринимателя Т. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) в течение месяца со дня его принятия, либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru