Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2008 г. по делу № А04-101/08-11/4

(извлечение)

Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
к: 1) министерству финансов Амурской области;
2) МУЗ "Серышевская центральная районная больница"
о взыскании 30136,80 руб.
3-и лица:
1) муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Серышевского района";
2) муниципальное учреждение "Отдел здравоохранения администрации Серышевского района"

установил:

ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области, муниципальному учреждению здравоохранения "Серышевская центральная районная больница" о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электрической энергии на основании Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", в сумме 30136,80 руб.
Суд определением от 16 января 2008 г. в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Серышевского района"; муниципальное учреждение "Отдел здравоохранения администрации Серышевского района".
Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и ответчиком - МУЗ "Серышевская центральная районная больница" заключен договор от 16 марта 2006 г. № СВООЭ0112006 "О возмещении в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", в соответствии с условиями которого истец предоставил скидку по оплате электроэнергии медицинским работникам, проживающим в Серышевском районе.
Ответчик в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления средств социальной поддержки не исполнил. По состоянию на 12 декабря 2007 г. за октябрь задолженность по указанному договору составила 30136,80 руб., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ в качестве убытков.
В судебном заседании 3 марта 2008 г. судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении и увеличении размера исковых требований - взыскании с министерства финансов Амурской области в лице казны Амурской области убытков, понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электрической энергии в размере 163898,46 руб. за июнь, июль, октябрь, декабрь 2007 г.
В судебном заседании 31 марта 2008 г. истец на исковых требованиях в сумме 163898,46 руб. в соответствии с ходатайством об увеличении размера исковых требований настаивал в полном объеме.
Ответчик - министерство финансов Амурской области, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом, в ранее представленном отзыве на иск исковые требования не признал, указал, что в соответствии с Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок.
Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуг, утвержденным постановлением губернатора области от 23 декабря 2005 г. № 702, меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение (содержание и ремонт жилого помещения, вывоз твердых бытовых отходов, плата за наем) и коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение, в т.ч. поставка бытового газа в баллонах; отопление, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) предоставляются гражданам в соответствии с размерами социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденными Законом.
В соответствии с отчетом Серышевского района об использовании субвенций за декабрь 2007 года из областного бюджета на реализацию льгот предоставляемых специалистам, проживающим в сельской местности из областного бюджета выделено 15093 тыс. руб. Остаток средств на отчетный период составляет 57,8 тыс. руб.
Ответчик - МУЗ "Серышевская центральная районная больница", не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что МУЗ "Серышевская центральная районная больница" в 2007 году представляла в "Амурэнергосбыт" списки работников пользующихся мерами социальной поддержки по оплате электрической энергии на основании Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" и при поступлении финансирования перечисляла денежные средства.
По состоянию на 1 января 2008 г. в результате предоставления мер социальной поддержки работникам по оплате электрической энергии образовалась кредиторская задолженность в сумме 30136,80 рублей. Денежные средства от финансового органа в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг, утвержденных постановлением губернатора области от 23 декабря 2005 г. № 702 на погашение данной задолженности не поступали.
Третьи лица - муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Серышевского района", муниципальное учреждение "Отдел здравоохранения администрации Серышевского района", извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, письменных отзывов на иск не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц в порядке ст. 156 АПК РФ.
Исследовав доводы истца, материалы дела, суд установил, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Между ОАО "Амурэнерго" (Организация) и муниципальным учреждением здравоохранения "Серышевская центральная районная больница" (Распорядитель) заключен договор от 16 марта 2006 г. № 101-20/06 "О возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
С 1 февраля 2007 г. в связи с реорганизацией ОАО "Амурэнерго" в форме слияния с ОАО "Хабаровскэнерго", ОАО "Южное Якутэнерго", ОАО "Дальэнерго", ЗАО "ЛуТЭК" образовалось ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (ОАО "ДЭК"), которое является правопреемником ОАО "Амурэнерго".
В соответствии с п. 2.1.1 договора истец обязался предоставлять скидку по оплате электрической энергии работникам МУЗ "Серышевская центральная районная больница", проживающим и работающим в Серышевском районе Амурской области.
Пунктом 2.1.3 договора предусмотрено, что Организация ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявляет Распорядителю счет, на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки с приложением списка граждан, получивших социальную поддержку за отчетный период. В списке указывается фамилия, имя, отчество, адрес и размер потребленной электроэнергии в натуральном и стоимостном выражении.
Согласно п. 3.2.2 договора МУЗ "Серышевская центральная районная больница" обязалось в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 г. № 702 "Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию", ежемесячно перечислять Организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки на основании документов, указанных в п. 2.1.3.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (правопреемник ОАО "Амурэнерго"), согласно договору 16 марта 2006 г. № 101-20/06 "О возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии" предоставило медицинским работникам в июне, июле, октябре, декабре 2007 г. меры социальной поддержки по оплате электрической энергии в порядке и по нормам, установленным постановлением Губернатора Амурской области № 702 от 23 декабря 2005 г. на сумму 163898,46 руб., что подтверждается счетами-фактурами № 14 от 7 июня 2007 г., № 13-862006 от 16 июня 2007 г., № 48 от 31 июля 2007 г., № 75 от 2 октября 2007 г., № 109 от 17 декабря 2007 г., № 117 от 18 декабря 2007 г.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: одно и то же слово повторяется дважды.

В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены также представлены списки лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате электроэнергии, заверенные МУЗ "Серышевская центральная районная больница".
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Возражений по представленным документам не поступило.
МУЗ "Серышевская центральная районная больница" в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления средств социальной поддержки надлежащим образом не исполнил. Задолженность МУЗ "Серышевская центральная районная больница" за июнь, июль, октябрь, декабрь 2007 г. по указанному договору на день рассмотрения дела в суде составила 163898,46 руб., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 31 декабря 2007 г., подписанным сторонами без возражений.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту - Закон № 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан.
В п. 9 "а", п. 11 статьи 1 Закона № 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее - медицинские работники); пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 11 части 1 настоящей статьи, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).
Пунктом 4 ст. 9 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Пунктом 5 ст. 2 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ, установлено, что порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается губернатором области.
Постановлением губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 г. № 702 утвержден Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий согласно п. 2 которого в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 1 - 6, 12 - 14, 15 пункта 1 статьи 1 Закона № 99-ОЗ главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является финансовый департамент администрации области.
Согласно Закону Амурской области "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" № 436-ОЗ от 12 декабря 2007 г. Амурской областью в части оказания мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено 833007 тыс. руб. субвенций, в том числе Серышевскому району в размере 19385 тыс. руб.
Фактически из областного бюджета выделено средств в сумме 15093 тыс. руб. (в том числе по медицинским работникам - 4643,3 тыс. руб.).
Сумма фактических затрат Тамбовского района в 2007 г. составила 13550,4 тыс. руб. (в том числе по медицинским работникам - 3682,3 тыс. руб.), кроме того кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2007 г. составила 6767,8 тыс. руб. (в том числе по медицинским работникам - 2572 тыс. руб.), что подтверждается отчетом об исполнении бюджета Серышевского района за 2007 г.
Полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что также отражено в отчете об исполнении бюджета Серышевского района за 2007 г.
Из вышеизложенного следует, что фактическая потребность Серышевского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Серышевского района денежных средств не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МУЗ "Серышевская центральная районная больница" в 2007 г. не имела возможности направлять средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного закона из областного бюджета в 2007 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Статьей 85 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку Серышевскому району в 2007 г. в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", следовательно, ответчик в лице МУЗ "Серышевская центральная районная больница" не получил денежных средств для исполнения обязанности по возмещению истцу выпадающих доходов по договору от 16 марта 2006 г. № 101-20/06.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2007 г. медицинским работникам, проживающим в Серышевском районе Амурской области льгот по оплате электроэнергии должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в силу ст.ст. 85, 136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
На основании изложенного с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать в пользу истца убытки в размере 163898,46 руб.
В иске к муниципальному учреждению здравоохранения "Серышевская центральная районная больница" следует отказать.
Размер госпошлины по настоящему иску составляет 4777,96 руб.
При подаче иска истцом по платежным поручениям № 8850 от 18 декабря 2007 г. на сумму 1205,45 руб., № 165 от 21 января 2008 г. на сумму 4933,47 руб. уплачена госпошлина на общую сумму 6138,92 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований, в связи с чем с министерства финансов Амурской области в пользу истца надлежит взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 4777,96 руб., возвратить истцу из федерального бюджета РФ госпошлину в размере 1360,96 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 171, 180 АПК РФ суд

решил:

взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки на основании Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в сумме 163898,46 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 4777,96 руб.
В иске к МУЗ "Серышевская центральная районная больница" отказать.
Возвратить ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 1360,96 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru