Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2009 г. по делу № А04-21/2009

(извлечение)

Дата объявления решения 25 февраля 2009 г.
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 25 февраля 2009 г.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ГУП Амурской области "Коммунальные системы БАМ"
к министерству финансов Амурской области;
муниципальному учреждению здравоохранения "Тындинская центральная районная больница"
о взыскании 298962 руб. 31 коп.
третьи лица:
управление финансов администрации Тындинского района

установил:

государственное унитарное предприятие Амурской области "Коммунальные системы БАМ" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Тындинская центральная районная больница" о взыскании задолженности в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности в сумме 298962 руб. 31 коп. за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г., согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", договора о возмещении жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан № 9-ж от 1 января 2006 г., договора б/н на возмещение затрат по предоставлению льгот № б/н от 1 января 2007 г., в соответствии со ст.ст. 309, 314, 544 ГК РФ.
Свои требования истец обосновывал тем, что согласно заключенных с муниципальным учреждением здравоохранения "Тындинская центральная районная больница" (далее - больница) договора о возмещении жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан № 9-ж от 1 января 2006 г., договора на возмещение затрат по предоставлению льгот № б/н от 1 января 2007 г., предоставлял гражданам - медицинским работникам проживающим и работающим в сельской местности льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с Законом Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Больница взятые на себя по договорам обязательства не выполнила, не возместила истцу затраты за предоставленные льготы в полном объеме, в связи с чем, истец просил удовлетворить заявленные требования.
Определением от 12 января 2009 г. Арбитражный суд в силу ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора для выяснения необходимых обстоятельств по делу: министерство финансов Амурской области; управление финансов администрации Тындинского района.
Истец в предварительном судебном заседании 28 января 2009 г. заявил ходатайство об уточнении предмета исковых требований и о привлечении к участию в деле в качестве ответчика - министерство финансов Амурской области и просил в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ взыскать с Амурской области, в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области убытки в связи с предоставлением льгот медицинским работникам, согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 298962 руб. 31 коп.
В соответствии со ст. 46 АПК РФ после привлечения к участию в деле другого ответчика рассмотрение дела производится с самого начала, на что также указано в п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 99.
Арбитражный суд рассмотрев данное ходатайства истца об уточнении предмета исковых требований в силу ст. 46, ст. 49, ст. 159 АПК РФ его удовлетворил, уточнения принял, а также определением от 28 января 2009 г. привлек министерство финансов Амурской области к участию в деле в качестве второго ответчика.
Ответчик - "МУЗ Тындинская ЦРБ" в судебное заседание не явился, извещался заказным письмом от 30 января 2009 г., запрошенных определением суда от 12 января 2009 г., от 28 января 2009 г. документов и письменный отзыв на иск, с обоснованием своих возражений по существу заявленных требований с учетом норм материального права - ГК РФ и АПК РФ в порядке ст. 131 АПК РФ, в суд не представил.
Третье лицо - финуправление Тындинского района в судебное заседание не явилось, извещалось заказным письмом от 30 января 2009 г., согласно представленного в суд письменного отзыва на иск от 22 января 2009 г. № 02/70 указало, что данные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан финансируются из средств областного бюджета, поскольку льгота установлена областным законодательством, однако, денежных средств в спорный период из областного бюджета было выделено недостаточно для возмещения предприятиям понесенных расходов, в связи с чем, имеется кредиторская задолженность перед истцом. Заявило ходатайство о проведении судебного разбирательства без участия своего представителя.
В связи с чем, Арбитражный суд в силу ст. 123 АПК РФ считает не явившегося ответчика и третье лицо надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного заседания.
Дело рассматривалось в судебном разбирательстве в порядке ст. 156 АПК РФ, по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие ответчика и третьего лица.
Истец на исковых требованиях настаивал.
Ответчик - министерство финансов Амурской области согласно представленного в суд письменного отзыва на иск от 25 февраля 2009 г. требования не признал, пояснил, что в 2006 году в соответствии с Законом Амурской области от 31 августа 2007 г. № 370-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2006 год" Тындинскому району в части оказания мер социальной поддержки специалистам проживающим и работающим в сельской местности выделено 8432 тыс. руб., в 2007 году в соответствии с Законом Амурской области от 1 сентября 2008 г. № 92-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2007 год" выделено 14200 тыс. руб.
Арбитражный суд предложил истцу надлежащим образом уточнить заявленные требований к каждому из ответчиков в порядке ст. 46, ст. 125 АПК РФ, поскольку каждый из ответчиков выступает в арбитражном процессе самостоятельно, однако, истец исковые требования не уточнил.
Арбитражный суд заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев и исследовав представленные по делу доказательства считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом и материалами дела, между истцом и муниципальным учреждением здравоохранения "Тындинская центральная районная больница" был заключен договор о возмещении жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан № 9-ж от 1 января 2006 г., договор на возмещение затрат по предоставлению льгот № б/н от 1 января 2007 г., согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Согласно условий указанных договоров истец взял на себя обязательство предоставлять льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам проживающим и работающим в сельской местности, а больница приняла на себя обязательство перечислять на расчетный счет истца льготную сумму стоимости коммунальных услуг.
В связи с невозмещением расходов за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 298962 руб. 31 коп. за предоставленные льготы, согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Амурской области.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены: договора, списки граждан, которым предоставлялись льготы, счета-фактуры, акт сверки взаимных расчетов.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает представленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанных категорий граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. 9, п. 11 части 1 ст. 1 Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту - Закон № 99-ОЗ), определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе:
- врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее - медицинские работники);
- пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 10 части 1 настоящей части, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) (далее - пенсионеры на селе).
В приложении № 1 к вышеуказанному Закону № 99-ОЗ установлены размеры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Закон Амурской области № 427-ОЗ от 31 января 2005 г. "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" устанавливает аналогичный перечень граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, а приложение № 1 к указанному Закону устанавливает размер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг указанным категориям граждан в размере 100%.
В соответствии с отчетом Тындинского района об использовании субвенций на реализацию Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" муниципальному бюджету на оказание мер социальной поддержки работникам проживающим и работающим в сельской местности в 2006 году была выделена субвенция, однако, задолженность на 1 января 2007 г. составила 9800,6 тыс. руб., в т.ч. по медицинским работникам 1134,5 тыс. руб.; в 2007 году выделена субвенция в размере 19961 тыс. руб., кредиторская задолженность на 1 января 2008 г. составляет 11053,7 тыс. руб., в т.ч. по медицинским работникам 2274,5 тыс. руб.
Как установлено материалами дела, полученные из областного бюджета в 2006 - 2007 гг. средства на реализацию Закона № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены.
Фактическая потребность муниципального образования Тындинского района в средствах необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам превышает денежные средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом муниципального образования Тындинского района денежных средств в суд не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что муниципальное образование Тындинского района в спорный период не имело возможности направлять средства на реализацию Закона № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку денежные средства из областного бюджета в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Законодательством возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с правилами ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку муниципальному образованию Тындинского района в спорный период в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закона № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", суд приходит к выводу, что убытки связанные с предоставлением в 2006 - 2007 гг. медицинским работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны в силу ст. 136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к ответчику - муниципальному учреждению здравоохранения "Тындинская центральная районная больница" следует отказать.
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 Бюджетного кодекса).
Согласно действовавшего в спорный период Порядка предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельным категориям, утвержденным постановлением губернатора Амурской области № 702 от 23 декабря 2005 г. главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. является министерство финансов Амурской области.
Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскания убытков в связи с предоставлением льгот медицинским работникам, согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 298962 руб. 31 коп.
Истцом при предъявлении иска уплачена госпошлина в федеральный бюджет Российской Федерации по платежному поручению от 9 декабря 2008 г. № 2721 в сумме 7497 руб. 24 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно п. 1.1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (пп. 1.1 введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ).
Поскольку на момент вынесения решения Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 281-ФЗ от 25 декабря 2008 г. вступил в законную силу, ответчик освобожден от уплаты госпошлины, следовательно, в силу ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 Налогового кодекса РФ госпошлина не подлежит взысканию, а подлежит возврату истцу из федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 176, 180, 104, 110 АПК РФ суд

решил:

взыскать с Амурской области, в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ГУП Амурской области "Коммунальные системы БАМ" убытки в связи с предоставлением льгот медицинским работникам, согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 298962 руб. 31 коп.
В удовлетворении исковых требований к ответчику - муниципальному учреждению здравоохранения "Тындинская центральная районная больница" отказать.
Возвратить ГУП Амурской области "Коммунальные системы БАМ" из федерального бюджета Российской Федерации уплаченную госпошлину по платежному поручению от 9 декабря 2008 г. № 2721 в сумме 7497 руб. 24 коп.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru