Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2008 г. по делу № А04-239/08-19/15

Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление государственного учреждения - УПФ РФ в Магдагачинском районе Амурской области
к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" поселка Магдагачи
о взыскании 403122,62 руб.

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Магдагачинском районе Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" поселка Магдагачи задолженности по страховым взносам за 3 квартал 2007 года в сумме 395226 руб., пени, исчисленной на задолженность 3 квартала 2007 года за период с 13 ноября 2007 г. по 11 января 2008 г. в сумме 7896,62 руб., а также пени из расчета 1/300 банковской ставки рефинансирования на недоимку по страховым взносам в сумме 395226 руб. начиная с 12 января 2008 г. за каждый день просрочки по день фактической уплаты суммы недоимки по страховым взносам.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, представил акт совместной сверки расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени по состоянию на 1 февраля 2008 г., подписанный представителями сторон без возражений.
Ответчик в лице конкурсного управляющего в судебном заседании наличие недоимки не отрицал, вместе с тем указал, что решением Арбитражного суда Амурской области от 7 августа 2007 г. по делу № А04-1341/07-10/195 "Б" муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" поселка Магдагачи признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. В связи с чем счел, что в части требований о взыскании задолженности по страховым взносам заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку это требование должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве; в части пени заявление удовлетворению не подлежит, поскольку п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве предусматривает прекращение их начисления.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" поселка Магдагачи зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации Магдагачинского района от 2 июня 1999 г. за № 24-16.
Предприятие зарегистрирован в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда РФ.
На основании представленного страхователем - предприятием в налоговый орган расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2007 г. сумма начисленных страховых взносов предприятия за 3 квартал 2007 года составила 395226 руб.
Сумма страховых взносов за 3 квартал 2007 года страхователем в установленный срок не уплачена.
Требованием от 19 ноября 2007 г. № 90 ответчику предложено добровольно уплатить сумму не уплаченных страховых взносов и пеней.
На день рассмотрения дела в суде требование не исполнено, что подтверждено актом совместной сверки расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени по состоянию на 1 февраля 2008 г., подписанным представителями сторон без возражений.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 7 августа 2007 г. по делу № А04-1341/07-10/195 "Б" муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" поселка Магдагачи признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Анализ исследованных судом доказательств в их совокупности свидетельствует о состоятельности заявленных требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предприятие, являясь страхователем, обязано в частности своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно ст. 23 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями осуществляется в соответствии с п.п. 2, 5 ст. 24 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За период с 13 ноября 2007 г. по состоянию на 11 января 2008 г. за несвоевременную уплату страховых взносов за 3 квартал 2007 г. обществу начислены пени в сумме 7896,76 руб.
Правильность расчета суммы пени судом проверена, подтверждена актом совместной сверки расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени по состоянию на 1 февраля 2008 г., подписанным представителями сторон без возражений.
В соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С учетом изложенного выше, суд считает необходимым требования заявителя удовлетворить, взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" поселка Магдагачи задолженность по страховым взносам за 3 квартал 2007 года в сумме 395226 руб., пени, исчисленной на задолженность 3 квартала 2007 года за период с 13 ноября 2007 г. по 11 января 2008 г. в сумме 7896,62 руб., всего - 403122,62 руб., а также пени из расчета 1/300 банковской ставки рефинансирования на недоимку по страховым взносам в сумме 395226 руб. начиная с 12 января 2008 г. за каждый день просрочки по день фактической уплаты суммы недоимки по страховым взносам.
Доводы ответчика о том, что требования заявителя в части взыскании задолженности по страховым взносам подлежат оставлению без рассмотрения, а в части взыскания пени - удовлетворению не подлежат, судом рассмотрены и признаны не состоятельным, исходя из следующего.
Согласно абзацу пятому ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, являются текущими платежами в деле о банкротстве. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в п.п. 3 и 4 постановлении Пленума от 15 декабря 2004 г. № 29, после введения соответствующей процедуры банкротства платежи по исполнению денежных обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения соответствующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам.
Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Согласно п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей Закона о банкротстве.
Между тем согласно п. 15 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 25 при применении п. 4 ст. 142 необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
В таком же порядке вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства должника, указанные в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве.
Пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых наступила после открытия конкурсного производства, подлежат взысканию вместе с недоимкой вне рамок дела о банкротстве.
Этот вывод следует и из толкования положения абзаца третьего п. 1 ст. 126 Закона № 127-ФЗ, содержащегося в абзаце втором п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", согласно которому требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки.
Срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2007 года наступил 12 ноября 2007 г., то есть после открытия в отношении ответчика конкурсного производства. Таким образом, за несвоевременное исполнение обязанности по уплате недоимки по страховым взносам за 3 квартал 2007 года, возникшей после открытия конкурсного, то есть являющейся текущим платежом, пени начисляются в общем порядке, и требования по их взысканию удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки.
В связи с чем, требования заявителя по настоящему делу подлежат рассмотрению не в рамках дела о банкротстве.
Исчисленная судом госпошлина в сумме 9562,45 руб. подлежит согласно ст. 110 АПК РФ взысканию с ответчика.
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2008 г., изготовление решения в полном объеме отложено в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ до 14 февраля 2008 г.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 216, 319 АПК РФ, суд

решил:

заявление удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" поселка Магдагачи, зарегистрированного в качестве юридического лица постановлением администрации Магдагачинского района от 2 июня 1999 г. за № 24-16, находящегося по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, п. Магдагачи, ул. К.Маркса, 52, в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Магдагачинском районе Амурской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2007 года в сумме 395226 руб., пени, исчисленной на задолженность 3 квартала 2007 года за период с 13 ноября 2007 г. по 11 января 2008 г. в сумме 7896,62 руб., всего - 403122,62 руб., а также пени из расчета 1/300 банковской ставки рефинансирования на недоимку по страховым взносам в сумме 395226 руб. начиная с 12 января 2008 г. за каждый день просрочки по день фактической уплаты суммы недоимки по страховым взносам; в доход федерального бюджета РФ - госпошлину в сумме 9562,45 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru