Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2008 г. по делу № А04-94/08-19/3

(извлечение)

Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление управления государственного автодорожного надзора по Амурской области
к индивидуальному предпринимателю П.
о привлечении к административной ответственности

установил:

управление государственного автодорожного надзора по Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя П. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил назначить наказание предпринимателю в пределах установленной санкции с учетом сложившейся судебной практики.
Предприниматель в судебное заседание представил журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, договор от 3 января 2007 г. с Амурским областным отделением общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", удостоверение от 13 апреля 2007 г. № 444/35 на допуск О. к работе в качестве специалиста медицинских осмотров водителей транспортных средств. По существу заявленных требований пояснил, в частности, что путевой лист был выдан, но водитель его при себе в момент проверки на маршруте не имел (оставил в личном автомобиле); нарушение норм пассажировместимости (14 человек вместо 13) допущено водителем по невнимательности (не усмотрел). Также предприниматель указал, что он является председателем Амурского областного отделения общественной организации "Всероссийского общества автомобилистов"; лицо, проводящее предрейсовые медицинские осмотры водителей, находится в штате приведенной организации; общественная организация лицензии на право проведения таких осмотров не имеет.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя постановлением администрации г. Благовещенска от 6 мая 2002 г. за № 26654РП.
Согласно заявлению предпринимателя Управлением государственного автодорожного надзора по Амурской области ФСНСТ ему выдана лицензия от 17 июня 2007 г. АСС 28009351 серии ЖА № 008467 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя), со сроком действия с 18 июня 2007 г. по 17 июня 2012 г.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Внеплановой проверкой соблюдения индивидуальным предпринимателем условий лицензирования, проведенной Управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Амурской области выявлено, что 4 декабря 2007 года в 7 часов 28 минут П. допустил осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по регулярному городскому маршруту № 31т г. Благовещенска на автобусе ГАЗ-322132 с государственным номером АВ552, оборудованным для перевозок более 8 человек, под управлением водителя Я. с нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- не обеспечил контроль за наличием у водителя при работе на линии соответствующих документов (у водителя отсутствовал при проверке путевой лист);
- не обеспечил проведение и допустил выезд водителя на линию без прохождения предрейсового медосмотра (отметка в путевом листе проставлена должностным лицом Амурского областного отделения ВОА, которое не имеет лицензии на право проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей);
- допустил превышение предельных норм пассажировместимости автобуса (автобус оборудован 13 местами для пассажиров, в салоне находилось 14 человек).
Приведенные нарушения зафиксированы актом проверки автотранспортного средства на линии от 4 декабря 2007 г. за № 171.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 11 января 2008 г. № 14, действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В подтверждение факта совершения правонарушения административным органом представлены: акт проверки автотранспортного средства на линии от 4 декабря 2007 г. за № 171, протокол об административном правонарушении от 11 января 2008 г. № 14, копия путевого листа от 4 декабря 2007 г. № 755, письменная объяснительная водителя Я. от 26 декабря 2007 г. и иные документы.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд признает факт совершения предпринимателем административного правонарушения установленным; заявленные требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с предписаниями ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения; осуществления государственного контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 названного закона участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Обязанность владельцев автобусов организовывать контроль за соблюдением норм вместимости автобусов предусмотрена п. 5.2.5, 5.3 приказа Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами".
Как следует из материалов дела, предпринимателю вменяется совершение административного правонарушения, которое выразилось в несоблюдении водителем предпринимателя - Я. предельных норм пассажировместимости автобуса (автобус оборудован 13 местами для пассажиров, в салоне находилось 14 человек).
Приведенный факт предпринимателем не оспаривается, вместе с тем им указано на невнимательность его работника - водителя.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка ведения листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденного приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. № 68, путевой лист оформляется самим предпринимателем, если он непосредственно управляет автотранспортным средством; путевой лист действителен в течение одного дня и должен находиться у водителя в течение всего рабочего времени и предъявляться по требованиям сотрудников милиции и работников Российской транспортной инспекции.
Согласно данных предпринимателем в судебном заседании пояснений, путевой лист водителю автобуса 4 декабря 2007 г. был выдан (представлена копия путевого листа от 4 декабря 2007 г. № 755 с отметками о прохождении предрейсового медосмотра, техосмотра), вместе с тем, водитель его при себе в момент проверки автобуса на маршруте не имел (оставил в личном автомобиле).
Согласно статьям 20, 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Данная обязанность предусмотрена и пунктом 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом министра транспорта РФ от 9 марта 1995 г. № 27.
Пунктом 2.3.7 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных приказом Минтранса России от 30 марта 1994 г. № 15, предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают своевременное прохождение водителями медицинского освидетельствования, контроль состояния водителей перед выездом на линию.
В силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. № 323 в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, прилагаемым к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30, утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи (далее - Порядок).
Указанным Порядком предусмотрено, что с 1 июля 2007 г. медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) отнесены к работам (услугам), выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи.
Таким образом, предрейсовый медицинский осмотр является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении указанных осмотров медицинскими учреждениями или при проведении осмотров медицинским персоналом при наличии соответствующего сертификата.
Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров в настоящее время регулируется Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".
В соответствии с п. 1 Инструкции предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник, или медицинским персоналом по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении медицинской помощи сверх установленных норм. Отсюда можно сделать вывод о том, что основным условием предоставления услуг по медицинскому обслуживанию автотранспортного предприятия является либо наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо фактическое осуществление трудовой деятельности в организациях здравоохранения.
Как установлено судом, предрейсовый медицинский осмотр 4 декабря 2007 г. водителя Я. проведен лицом, не имеющим лицензии на медицинскую деятельность. Сведений о том, что О. имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, суду не представлено. Согласно устных и письменных пояснений предпринимателя, приведенное лицо (О.) находится в штате Амурского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (председателем которого является П.), лицензии на право проведения предрейсовых медицинских осмотров отделение не имеет. Удостоверение от 13 апреля 2007 г. № 444/35, выданное О. департаментом здравоохранения Амурской области, дает право приведенному лицу на проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Но с учетом изложенных выше норм законодательства, такое право может быть реализовано только при наличии соответствующей лицензии - на право осуществления медицинской деятельности, либо фактическое осуществление приведенным лицом трудовой деятельности в организации здравоохранения.
С учетом приведенного, суд приходит к выводу о том, что предприниматель допустил осуществление лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров 4 декабря 2007 г. водителем, не прошедшим в установленном порядке предрейсового медицинского осмотра.
Исходя из установленных судом обстоятельств, представленных сторонами документов, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем, осуществляющим лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не представлено достаточных доказательств тому, что им надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции, а именно: не представлено доказательств организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей лицами, допущенных в соответствии с действующим законодательством к осуществлению такого вида деятельности; не представлено доказательств предупреждения нарушений и осуществления предпринимателем контроля за деятельностью водителей, с которыми он состоит в трудовых правоотношениях в качестве работодателя, в том числе: предупреждения и контроля за соблюдением норм пассажировместимости автобусов, предупреждения и контроля за наличием при работе на линии у водителя необходимой документации (представленные копии журнала регистрации инструктажа на рабочем месте с примерным перечнем основных вопросов и трудового договора с водителем таких сведений не содержат).
Таким образом, анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства РФ свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности предпринимателя за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо доказательств наличия отягчающих ответственность предпринимателя обстоятельств суду не представлено.
С учетом приведенного, считает необходимым назначить предпринимателю наказание в пределах минимального, установленного санкцией ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2008 г., изготовление решения в полном объеме в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ отложено до 1 февраля 2008 г.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 180, 206 АПК РФ, суд

решил:

требования удовлетворить.
Признать индивидуального предпринимателя П., зарегистрированного постановлением администрации г. Благовещенска от 6 мая 2002 г. за № 26654РП, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Назначить ему наказание в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ Амурской области.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru