Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2009 г. по делу № А03-638/2009

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи М.Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "К", р.п. Степное Озеро Благовещенского района, о признании незаконными действий Алтайской таможни, г. Барнаул, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 389 500 рублей в счет предстоящих таможенных платежей,
при ведении протокола заседания секретарем К.Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Ш.Т.А., доверенность от 17.11.2008 г.,
от заинтересованного лица - Б.О.А., доверенность от 31.12.2008 г.,

установил:

открытое акционерное общество "К" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Алтайской таможне с учетом уточнения заявленных требований о признании незаконными действий Алтайской таможни, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 389 500 рублей в счет предстоящих таможенных платежей. Просит обязать Алтайскую таможню произвести указанный зачет.
Алтайская таможня в отзыве на заявление полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. Считает, что при системном толковании положений статей 11, 124, 127, 137, 138, 357.1, 357.2, 357.6, 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также согласно разъяснению Федеральной таможенной службы при применении процедуры периодического декларирования товаров взимание таможенных сборов за таможенное оформление осуществляется при подаче как временной периодической декларации, так и полной периодической декларации.
В дополнении к отзыву Алтайская таможня указала на внесение Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 № 220 изменений в постановление Правительства от 28.12.2004 № 863. Последнее дополнено пунктом 7.1, согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации. Полагает, что дополнение Правительством РФ Постановления № 863 пунктом 7.1, носящим разъясняющий характер, а не устанавливающим новое правило, продиктовано формированием в стране неоднозначной судебной практики по категории споров, связанных со взысканием уплаченных таможенных сборов, а также принятием Президиумом ВАС РФ постановления от 08.07.2008 № 4574/08. Считает, что Правительство своим Постановлением от 10.03.2009 № 220 лишь подтвердило установленный таможенным законодательством порядок взимания таможенных сборов в случаях периодического временного декларирования товаров, а следовательно, и законность действий таможенных органов, взимающих этот таможенный платеж.
Рассмотрение дела откладывалось по ходатайству заявителя.
Как следует из материалов дела, при подаче в таможенный орган временных таможенных деклараций для таможенного оформления поставленных на экспорт товаров ОАО "К" в полном объеме оплатило таможенные сборы. Представляя в таможенный орган полные таможенные декларации, общество уплатило по его требованию 1 389 500 рублей таможенных сборов в отношении тех же товаров.
Считая начисление таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций необоснованными, общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 20.11.2008 № 62 о зачете 1 389 500 рублей излишне уплаченных таможенных сборов в счет предстоящих таможенных платежей.
Письмом от 10.12.2008 № 21-26/18025 таможенный орган сообщил обществу о том, что зачет сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, осуществляется только на основании вступившего в законную силу решения суда, принятого по обращению конкретного участника внешнеэкономической деятельности.
В связи с этим заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы уплачиваются: 1) за таможенное оформление - при декларировании товаров; 2) за таможенное сопровождение - при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита; 3) за хранение - при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Пунктом 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Заявитель оплатил таможенные сборы при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Пунктом 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Российской Федерации Постановлением от 28.12.2004 № 863 определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 № 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 № ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 № КАС06-267 отметил, что полная таможенная декларация, подаваемая при временном декларировании, не является повторной.
Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что пункт 7 Постановления от 28.12.2004 № 863 не регулирует отношения, связанные с оплатой таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.07.2008 № 4574/08 по делу № А47-2238/2007/АК-22м указал, что с учетом данного вывода Верховного Суда Российской Федерации установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 № 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также указал, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07.11.2008 г. № 631-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда Омской области о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункта 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации" отметил, что эти нормы права с учетом их истолкования Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации не могут рассматриваться как предполагающие возможность взимания с лиц, перемещающих товары через таможенную границу с использованием процедуры периодического временного декларирования, таможенного сбора за таможенное оформление в двойном размере.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент подачи ОАО "К" заявления о возврате путем зачета излишне уплаченных таможенных сборов (с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.11.2008 г. № 631-О-О), не предполагало возможность взимания с лиц, перемещающих товары через таможенную границу с использованием процедуры периодического временного декларирования, таможенного сбора за таможенное оформление в двойном размере.
Пункт 7.1 Постановления Правительства от 28.12.2004 № 863 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 220), согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче как временной, так и полной таможенной декларации, не может быть применен к спорным отношениям, так как вступил в законную силу только с 25.03.2009 г.
Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (пункт 2 статьи 355 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Заявитель обратился в Алтайскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций за период с 21.11.2005 г. по 06.10.2008 г. Заявление подано ОАО "К" 20.11.2008 г.
Алтайская таможня не отрицает оплату заявителем таможенных сборов при подаче временных деклараций и не оспаривает размер излишне уплаченных таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций.
При таких обстоятельствах отказ Алтайской таможни произвести зачет излишне уплаченных таможенных платежей в счет предстоящих таможенных платежей не соответствует положениям статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Поскольку ответчик в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) освобожден от уплаты государственной пошлины, заявителю государственная пошлина возвращается из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

удовлетворить заявленные требования.
Признать незаконными действия Алтайской таможни, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 389 500 рублей в счет предстоящих таможенных платежей.
Обязать Алтайскую таможню произвести зачет излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 389 500 рублей в счет предстоящих таможенных платежей.
Выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 18 448 руб., оплаченной при подаче заявления платежным поручением № 8293 от 23.12.2008 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru