Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2009 г. по делу № А71-9021/2008-Г29

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2009 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи А.М. Ходырева, при ведении протокола судебного заседания судьей А.М. Ходыревым, рассмотрел в судебном заседании исковое заявление 1. Общества с ограниченной ответственностью "Мир Цветов", г. Ижевск, 2. Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Партнер", г. Ижевск, к 1. Управлению финансов Администрации г. Ижевска г. Ижевск, 2. Муниципальному учреждению "Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска", г. Ижевск, 3. Муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск", г. Ижевск, с участием третьего лица: муниципального учреждения "Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска", г. Ижевск, о взыскании 52 500 руб. убытков.
При участии представителей:
от 1 истца - Завалин В.Г., пред. по дов. от 10.01.08,
от 2 истца - Завалин В.Г., пред. по дов. от 25.12.08,
от 1 ответчика - Камалиева С.В., пред. по дов. № 13-14/04 от 12.01.09,
от 2 ответчика - Попонина Л.В., пред. по дов. № 36/Д от 30.12.08,
от 3 ответчика - не явился (ув. № 80382),
от третьего лица - Ясавеева Г.Т., пред. по дов. № 04 от 12.01.09.
Сущность спора: общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Мир Цветов", г. Ижевск, ООО "Бизнес Партнер", г. Ижевск, обратились с иском в Арбитражный суд Удмуртской Республики (далее - УР) к Управлению Федерального казначейства по УР, г. Ижевск, о взыскании 52 500 руб. убытков.
Определением от 10.11.08 Арбитражный суд УР с согласия истцов в порядке ст. 47 АПК РФ произвел замену ненадлежащего ответчика - Управления Федерального казначейства по УР, г. Ижевск, на надлежащего - Управление финансов Администрации г. Ижевска.
Определениями от 25.11.08 и 19.01.09 Арбитражный суд УР с согласия истцов в порядке ст. 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве 2 и 3 ответчиков соответственно муниципальное учреждение (далее - МУ) "Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска", г. Ижевск, и муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск", г. Ижевск.
В обоснование заявленного иска истцы ссылаются на то, что во исполнение п. 2 распоряжения Администрации г. Ижевска от 24.03.08 № 66 "О временном ограничении движения транспортных средств по городским автомобильным дорогам общего пользования" 1 истец в период с 01.04.08 по 12.05.08, а 2 истец в период с 02.04.08 по 06.05.08 были вынуждены компенсировать затраты Администрации г. Ижевска на восстановление покрытия городских дорог посредством оплаты пропусков, предоставляющих право на проезд по городским автомобильным дорогам.
В указанный период 1 и 2 истцы приобрели у МУ "Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска", г. Ижевск, пропуска на общую сумму 31 500 руб. и 21 000 руб. соответственно.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда УР от 07.06.07 по делу № А71-2768/2008-А18 пункты 2, 5, 6 распоряжения Администрации г. Ижевска от 24.03.08 № 66 были отменены, в связи с чем, как считает истец, обязанность по компенсации затрат на восстановление покрытия городских дорог была отменена.
Учитывая изложенное, истцы полагают, что в результате издания органом местного самоуправления не соответствующего закону нормативного акта истцам были причинены убытки в размере 31 500 руб. и 21 000 руб. соответственно.
1 ответчик - Управление финансов Администрации г. Ижевска, г. Ижевск, иск оспорил по основаниям, указанным в отзыве на иск, полагает, что Управление финансов Администрации г. Ижевска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку от имени муниципального образования по искам о возмещении вреда в суде должен выступать главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, а в данном случае таковым по отношению к МУ "Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска", г. Ижевск, является МУ "Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска", г. Ижевск.
2 ответчик - МУ "Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска", г. Ижевск, иск оспорил по основаниям, указанным в отзыве на иск, полагает, что в случае удовлетворения иска взыскание должно быть произведено с муниципального образования в лице казны, а не муниципального органа.
3 ответчик - Администрация муниципального образования "Город Ижевск", г. Ижевск, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, исковые требования не оспорил.
Третье лицо - МУ "Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска", г. Ижевск, иск оспорило по основаниям, указанным в отзыве на иск, полагает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, поскольку согласно ч. 5 ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда, решение Арбитражного суда УР по делу № А71-2768/2008-А18 вступило в законную силу 07.06.07, в связи с чем до момента вступления в законную силу указанного решения, т.е. в период действия распоряжения Администрации г. Ижевска № 66, ответчик правомерно получил от истца спорные денежные суммы в качестве компенсации затрат на восстановление покрытия городских дорог.
Суд

установил:

в соответствии с п. 1 распоряжения Администрации г. Ижевска от 24.03.08 № 66 "О временном ограничении движения транспортных средств по городским автомобильным дорогам общего пользования" (распоряжение № 66) с 01.04.08 по 15.05.08 ограничено движение по городским автомобильным дорогам общего пользования всех транспортных средств с разрешенной максимальной массой 10 тонн и выше, грузовых автомобилей повышенной проходимости, тракторов всех марок, автовозов.
Пунктом 2 распоряжения № 66 установлено, что движение транспортных средств осуществляется по специальным пропускам, выдаваемым МУ "Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска" с компенсацией затрат на восстановление покрытия городских дорог.
Согласно п. 5 распоряжения № 66 руководителю МУ "Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска" поручено организовать выдачу специальных пропусков на право проезда по городским автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств предприятиям и частным лицам.
В соответствии с п. 6 распоряжения № 66 полученные денежные средства в полном объеме зачисляются на лицевой счет ответчика по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в Управлении финансов Администрации г. Ижевска.
ООО "Мир Цветов", г. Ижевск (далее - 1 истец), в период с 01.04.08 по 12.05.08, а ООО "Бизнес Партнер", г. Ижевск (далее - 2 истец), в период с 02.04.08 по 06.05.08 внесли МУ "Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска", г. Ижевск (далее - третье лицо), денежные средства на общую сумму 31 500 руб. и 21 000 руб. соответственно в качестве компенсации расходов по содержанию дорог, что подтверждается копиями квитанций, представленных истцом в материалы дела, при этом ответчик выдал истцу пропуска на право проезда по городским автомобильным дорогам.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда УР от 07.06.08 по делу № А71-2768/2008-А18 пункты 2, 5, 6 распоряжения № 66 признаны недействующими и не соответствующими части 3 статьи 35 Конституции РФ, статьям 1, 4, 14 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", частям 4 - 5 статьи 3, статьям 8, 15 Налогового кодекса РФ, части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, части 2 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, статьям 6, 32, 38.2, части 2 статьи 40, части 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ.
Полагая, что в результате издания органом местного самоуправления не соответствующего закону нормативного акта истцам были причинены убытки на общую сумму 31 500 руб. и 21 000 руб., истцы обратились с иском в суд.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков.
Согласно ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вреда, неправомерность действий причинителя вреда, причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
В данном случае решением Арбитражного суда УР по делу № А71-2768/2008-А18 установлено, что пункты 2, 5 и 6 распоряжения № 66, касающиеся взимания с предприятий и частных лиц денежных средств в качестве компенсации затрат на восстановление покрытия городских дорог, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 2 ч. 2 ст. 195 АПК РФ), т.е. суд признал, что распоряжение № 66 в указанной части являлось незаконным со дня его принятия.
Следовательно, издание органом местного самоуправления незаконного нормативного акта, на основании которого с истцов взимались денежные средства в качестве компенсации затрат на восстановление дорог, свидетельствует о неправомерности действий причинителя вреда - Администрации муниципального образования "Город Ижевск", г. Ижевск.
Размер убытков подтвержден истцами копиями платежных квитанций о внесении на лицевой счет третьего лица 31 500 руб. и 21 000 руб., в назначении платежа которых указано: "компенсация расходов по содержанию дорог".
Указанные платежи осуществлены истцами во исполнение незаконного нормативного акта - распоряжения № 66, в связи с чем между наступившим вредом и неправомерными действиями органа местного самоуправления имеется прямая причинно-следственная связь.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ.

Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями органов местного самоуправления, от имени муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В данном случае убытки истцу причинены незаконным решением органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования "Город Ижевск", г. Ижевск, в связи с чем на основании указанной нормы права по иску о возмещении вреда от имени муниципального образования должен выступать соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с решением Городской думы г. Ижевска от 19.12.08 № 464 "О бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на 2009 год" главным распорядителем бюджетных средств по выполнению функций органами местного самоуправления является Управление финансов Администрации г. Ижевска, г. Ижевск.
Согласно п.п. 1, 2.3, 5 Положения об Управлении финансов Администрации г. Ижевска Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации г. Ижевска, организующим исполнение и казначейское исполнение бюджета города Ижевска, исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию "Город Ижевск".
Следовательно, Управление финансов в данном случае выступает в качестве представителя муниципального образования как распорядитель бюджетных средств.
Таким образом, факт наличия убытков истцов подтвержден перечислением им денежных средств в общей сумме 52 500 руб., неправомерность действий органа местного самоуправления по изданию незаконного нормативного акта подтверждена решением арбитражного суда, при этом убытки истца обусловлены исполнением им незаконного акта органа местного самоуправления, в связи с чем убытки, возникшие в результате издания Администрацией муниципального образования "Город Ижевск", г. Ижевск, незаконного нормативного акта, подлежат взысканию с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, г. Ижевск, за счет казны муниципального образования "Город Ижевск", в том числе: в пользу ООО "Мир Цветов", г. Ижевск, в сумме 31 500 руб., в пользу ООО "Бизнес Партнер", г. Ижевск, в сумме 21 000 руб.
Требования ООО "Бизнес Партнер", г. Ижевск, о взыскании с ответчиков 3 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя подтверждаются договором на оказание юридических услуг от 10.09.08 и платежной ведомостью на сумму 3 000 руб.
На основании п. 2 ст. 110 АПК РФ, исходя из сложности дела, принципа разумности и целесообразности суд считает требование о возмещении представительских расходов подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ст. 110 АПК РФ госпошлина по делу с учетом принятого решения относится на 1 ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Взыскать с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, г. Ижевск, за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу:
1.1. Общества с ограниченной ответственностью "Мир Цветов", г. Ижевск, 31 500 руб. убытков, 1 260 руб. в возмещение расходов по госпошлине;
1.2. Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Партнер", г. Ижевск, 21 000 руб. убытков, 840 руб. в возмещение расходов по госпошлине, 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
2. В удовлетворении исковых требований в отношении Администрации муниципального образования "Город Ижевск", г. Ижевск, и муниципального учреждения "Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска", г. Ижевск, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья
А.М.ХОДЫРЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru