ДУМА КАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ
Двадцать второе заседание
РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2009 г. № 193
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ
В КАМЕНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе", Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Пр-1568, Закона
Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" ("Областная газета", 2009, 25 февраля, № 51-52), Плана
противодействия коррупции в Свердловской области на 2008 - 2009 годы, утвержденного Губернатором Свердловской области 26 сентября 2008 года, руководствуясь статьей 23
Устава муниципального образования "Каменский городской округ", Дума Каменского городского округа решила:
1. Утвердить Положение
о проведении в Каменском городском округе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов (прилагается).
2. Руководителям органов местного самоуправления Каменского городского округа организовать проведение антикоррупционной экспертизы проектов принимаемых муниципальных нормативных правовых актов, а также действующих муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с утвержденным Положением
.
3. Признать утратившим силу Решение
Думы Каменского городского округа от 21 мая 2009 года № 154 "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Каменского городского округа и их проектов".
4. Опубликовать настоящее Решение в газете "Пламя".
5. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на постоянный Комитет по социальной политике (Парадеева Е.И.).
Утверждено
Решением Думы
Каменского городского округа
от 22 октября 2009 г. № 193
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ В КАМЕНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В настоящем Положении в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе", Законом
Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области", регулируются отношения, связанные с проведением в Каменском городском округе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее также - антикоррупционная экспертиза), в том числе определяются:
1) понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения;
2) порядок проведения антикоррупционной экспертизы;
3) правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.
Выявление коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов осуществляется согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
1.2. В порядке, предусмотренном в настоящем Положении, осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Главой муниципального образования, Администрацией Каменского городского округа, Думой Каменского городского округа, а также проведение антикоррупционной экспертизы проектов таких муниципальных нормативных правовых актов.
Глава 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ,
ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
2.1. Антикоррупционная экспертиза - это выявление в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
2.2. В Каменском городском округе осуществляются внутренняя, независимая (научная) и общественная антикоррупционные экспертизы.
2.3. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется органами местного самоуправления Каменского городского округа, их отраслевыми (функциональными) органами, лицами, замещающими муниципальные должности, и (или) муниципальными служащими.
По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы в случае выявления коррупциогенных факторов составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению. В случае отсутствия в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в листе согласования делается соответствующая отметка об отсутствии коррупциогенных факторов.
2.4. Независимая (научная) антикоррупционная экспертиза осуществляется научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами.
В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта, направляемого для проведения антикоррупционной экспертизы.
В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Думы Каменского городского округа, лица, замещающие муниципальные должности, а также муниципальные служащие.
2.5. Общественная антикоррупционная экспертиза осуществляется общественными комиссиями по противодействию коррупции, институтами гражданского общества и гражданами.
2.6. По результатам независимой (научной) и общественной антикоррупционных экспертиз составляются письменные заключения, которые подлежат обязательному рассмотрению и носят рекомендательный характер.
2.7. В случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством, антикоррупционная экспертиза осуществляется органами юстиции, государственными органами Российской Федерации и государственными органами Свердловской области.
Глава 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
3.1. При подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза осуществляется разработчиком такого проекта в форме анализа содержания его норм. Коррупциогенные факторы, выявленные в ходе проведения анализа норм проекта муниципального нормативного правового акта, должны быть устранены до его внесения в орган или должностному лицу, к полномочиям которого в соответствии с Уставом
муниципального образования "Каменский городской округ" отнесено издание соответствующего муниципального нормативного правового акта.
3.2. Результаты анализа проекта муниципального нормативного правового акта, проведенного в ходе его разработки, отражаются в листе согласования к проекту муниципального нормативного правового акта в виде утверждения разработчика об отсутствии в проекте норм, содержащих коррупциогенные факторы.
В случае, если проект муниципального нормативного правового акта в ходе его разработки направлялся для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, к проекту прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае, если в сроки, установленные для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, в листе согласования указывается, что в результате проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено коррупциогенных факторов.
3.3. После внесения проекта муниципального нормативного правового акта в орган или должностному лицу, к полномочиям которого в соответствии с Уставом
муниципального образования "Каменский городской округ" отнесено издание соответствующего муниципального нормативного правового акта, проводятся внутренняя правовая и антикоррупционная экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта.
3.4. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта в случае отсутствия в проекте коррупциогенных факторов оформляются в виде соответствующей отметки в листе согласования. В случае обнаружения в проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенных факторов составляется соответствующее заключение, с соблюдением правил, предусмотренных в главе 5
настоящего Положения.
3.5. В случае, если проект муниципального нормативного правового акта направлялся для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционной экспертиз, к проекту прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае, если в сроки, установленные для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, считается, что в результате проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено коррупциогенных факторов.
Глава 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
4.1. Внутренняя антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов организуется в органах местного самоуправления, к полномочиям которых в соответствии с Уставом
муниципального образования "Каменский городской округ" отнесено принятие муниципальных нормативных правовых актов, и проводится в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления после согласования с Комиссией по противодействию коррупции в муниципальном образовании "Каменский городской округ".
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 15 в данном документе отсутствует.
4.2. В график, указанный в пункте 15 настоящего Положения, в обязательном порядке включаются муниципальные нормативные правовые акты, при принятии которых не проводилась антикоррупционная экспертиза их проектов, а также муниципальные нормативные правовые акты, по применению которых поступали обращения граждан и организаций.
4.3. При утверждении графика проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов указываются сведения о муниципальных нормативных правовых актах и внесенных в них изменениях, сроки проведения антикоррупционной экспертизы и подготовки соответствующего заключения, а также лица, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы включенных в график муниципальных нормативных правовых актов.
4.4. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта оформляются в виде заключения, подготавливаемого по итогам ее проведения, с соблюдением правил, предусмотренных в главе 5
настоящего Положения.
Глава 5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И
ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
5.1. По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы в случае выявления коррупциогенных факторов оформляется самостоятельное письменное заключение (Приложение 1)
. В случае отсутствия коррупциогенных факторов делается соответствующая отметка в листе согласования об отсутствии коррупциогенных факторов.
Самостоятельное письменное заключение по результатам внутренней антикоррупционной экспертизы также оформляется в случае проведения повторной антикоррупционной экспертизы.
5.2. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется направленный на выявление коррупциогенных факторов анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.
5.3. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма, которая исследуется для выявления каждого из коррупциогенных факторов.
5.4. В случае выявления коррупциогенных факторов, в заключении указывается структурный элемент правового акта и коррупциогенные факторы, которые в нем содержатся. При этом приводится обоснование выявления каждого из коррупциогенных факторов и рекомендации по его устранению.
5.5. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте или в проекте муниципального нормативного правового акта положений, не относящихся к числу коррупциогенных факторов, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, в заключении также предусматриваются рекомендации по их устранению.
5.6. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется разработчикам соответствующего проекта для устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы вступившего в силу муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов, направляется руководителю органа или должностному лицу, принявшему этот муниципальный нормативный правовой акт, с предложениями о внесении в него изменений с целью устранения выявленных коррупциогенных факторов.
5.7. В случае несогласия с содержащимися в заключениях по результатам независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз выводами о наличии в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенных факторов, орган или должностное лицо, к полномочиям которого в соответствии с Уставом
муниципального образования "Каменский городской округ" отнесено принятие этого муниципального нормативного правового акта, направляет лицу или организации, подготовившим соответствующее экспертное заключение, мотивированное обоснование выраженного несогласия.
Приложение № 1
к Положению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
__________________________________________
вид, дата принятия и наименование
нормативного правового акта
___________________________________________
(проекта нормативного правового акта),
____________________________________________
подвергнутого антикоррупционной экспертизе
┌───┬─────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐
│ № │ Наименование коррупциогенного фактора │ Структурный │
│п/п│ │ элемент │
│ │ │ нормативного │
│ │ │правового акта,│
│ │ │ содержащий │
│ │ │коррупциогенный│
│ │ │ фактор │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│ 1.│Широта дискреционных полномочий │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│ 2.│Определение компетенции по формуле "вправе" │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│ 3.│Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых │ │
│ │для реализации принадлежащего ему права │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│ 4.│Злоупотребление правом заявителя │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│ 5.│Выборочное изменение объема прав │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│ 6.│Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│ 7.│Принятие нормативного правового акта сверх │ │
│ │компетенции │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│ 8.│Заполнение законодательных пробелов при помощи │ │
│ │подзаконных актов в отсутствие законодательной │ │
│ │делегации соответствующих полномочий │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│ 9.│Юридико-лингвистическая неопределенность │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│10.│Существование собственно пробела в правовом │ │
│ │регулировании │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│11.│Отсутствие административных процедур │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│12.│Отказ от конкурсных (аукционных) процедур │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│13.│Отсутствие запретов и ограничений для органов │ │
│ │государственной власти или органов местного │ │
│ │самоуправления (их должностных лиц) │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│14.│Отсутствие мер ответственности органов │ │
│ │государственной власти или органов местного │ │
│ │самоуправления (их должностных лиц) │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│15.│Отсутствие указания на формы, виды контроля │ │
│ │за органами государственной власти или органами │ │
│ │местного самоуправления (их должностными лицами) │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│16.│Нарушение режима прозрачности информации │ │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│17.│Нормативные коллизии │ │
└───┴─────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘