Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2009 г. № 33-1436

(извлечение)

19 августа 2009 года Судебная коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе главы Касимовского муниципального района Рязанской области на решение Касимовского районного суда Рязанской области от 3 июля 2009 года, которым постановлено:
Исковые требования В.Т.Н. к муниципальному образованию - Касимовский муниципальный район Рязанской области в лице главы Касимовского муниципального района Рязанской области о восстановлении на работе удовлетворить.
Восстановить В.Т.Н. на прежней работе в должности начальника Управления образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области.
Взыскать с муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области в лице главы Касимовского муниципального района Рязанской области в доход государства государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение в части восстановления В.Т.Н. на работе подлежит немедленному исполнению.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения представителя Касимовского муниципального района Рязанской области К.Ю.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора М.Т.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

В.Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области о восстановлении на работе в должности начальника Управления образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области.
В обоснование иска указала, что в соответствии с трудовым договором и распоряжением главы Касимовского муниципального района Рязанской области работала начальником Управления образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области. 20 марта 2009 года на основании распоряжения главы Касимовского муниципального района Рязанской области освобождена от занимаемой должности по ст. 278 ч. 2 ТК РФ с выплатой компенсации, предусмотренной ст. 279 ТК РФ. Увольнение считает незаконным, поскольку Управление образования и молодежной политики является органом местного самоуправления и по своей организационно-правовой форме - муниципальным учреждением, обладает имуществом, наделенным собственником - муниципальным образованием, на праве оперативного управления и создано исключительно для осуществления полномочий органов местного самоуправления в области образования, а не для осуществления экономической деятельности и достижения ее эффективности. Руководитель органа местного самоуправления лишен возможности свободно распоряжаться имуществом собственника, в связи с чем, ее увольнение, как руководителя иного органа местного самоуправления, главой Касимовского муниципального района по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 278 ТК РФ, не обусловлено достижением конституционно значимых целей и применено в отношении нее неправомерно.
Кроме того, при принятии решения об освобождении ее от занимаемой должности, главой Касимовского муниципального района нарушен порядок вынесения решения об увольнении, который определен Уставом Касимовского муниципального района Рязанской области. В частности была нарушена ст. 44 Устава, предусматривающая согласие Совета депутатов Касимовского муниципального района Рязанской области на увольнение руководителя иного органа местного самоуправления, которым и является Управление образования и молодежной политики. Решение, принятое Советом депутатов, о предоставлении главе самому решить вопрос об освобождении от должности начальника Управления не является согласием на увольнение и принято в нарушение процедуры, предусмотренной ст. 20 и разделом V Регламента Совета депутатов.
Просила суд восстановить ее на работе в должности начальника Управления образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области.
Определением суда от 15 июня 2009 года по ходатайству истицы произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области на надлежащего - муниципальное образование - Касимовский муниципальный район Рязанской области.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе глава Касимовского муниципального района Рязанской области просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в другой суд. Считает решение суда незаконным в связи с неправильным применением норм материального права. Кассатор не согласен с выводом суда о том, что решение, принятое Советом депутатов о предоставлении главе самому решить вопрос об освобождении от должности В.Т.Н., не является согласием на ее увольнение. Суд при рассмотрении дела выяснял причины увольнения истицы, однако, это исключительное право уполномоченного органа либо собственника имущества. Процедура увольнения истицы была соблюдена в полном соответствии с требованиями ст. 278 ч. 2 ТК РФ. При таких обстоятельствах считает решение суда подлежащим отмене.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для его отмены не имеется.
При рассмотрении данного иска судом первой инстанции подробно исследованы обстоятельства дела, проанализированы доводы стороны истца и возражения ответчика, дан анализ представленным сторонами доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Решение суда содержит подробное изложение указанных фактов.
Так, в суде первой инстанции установлено, что по трудовому договору № 117 от 17 октября 2005 года В. принята на должность исполняющего обязанности начальника Управления образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области. На основании вынесенного Советом депутатов решения и дополнительного соглашения к трудовому договору № 34 от 06.06.2008 истица назначена распоряжением главы района от 12 мая 2008 года на должность начальника Управления образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области. 20 марта 2009 года главой муниципального образования в Совет депутатов внесено представление о даче согласия на увольнение В.Т.Н. с должности начальника Управления. Указанный вопрос был включен в повестку дня состоявшегося 17 марта 2009 года девятого заседания Совета депутатов. При рассмотрении данного вопроса Советом депутатов принято решение о предоставлении главе Касимовского муниципального района Рязанской области самостоятельно решить вопрос об освобождении Вахрушевой от должности начальника Управления.
Вопреки утверждению кассатора о неправильном применении и толковании норм материального права, суд обоснованно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Устава Касимовского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Совета депутатов Касимовского муниципального района Рязанской области от 15 мая 2006 года № 163-III СД, к полномочиям Совета депутатов Касимовского муниципального района Рязанской области относится согласование при назначении и освобождении от должности руководителей иных органов местного самоуправления.
Согласно ст. 39 названного Устава, глава Касимовского муниципального района Рязанской области назначает на должность и освобождает от нее руководителей иных органов местного самоуправления по согласованию с Советом депутатов.
В соответствии со ст. 44 Устава Касимовского муниципального района Рязанской области назначению на должность и освобождению от нее главой муниципального образования по согласованию с Советом депутатов подлежат руководители иных органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно Положению об Управлении образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области, утвержденному решением Совета депутатов Касимовского муниципального района Рязанской области от 16 декабря 2005 года № 116-III СД (раздел IV), Управление образования и молодежной политики возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее главой Касимовского муниципального района Рязанской области по согласованию с Советом депутатов Касимовского муниципального района Рязанской области, а также при условии соответствия кандидата на замещение указанной должности квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю в отношении уровня его профессиональной подготовки, стажа и опыта работы по специальности, знания нормативных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
С учетом вышеуказанных положений вывод суда о том, что без реализации установленной специальной процедуры, а именно без получения согласия соответствующего представительного органа (Совета депутатов), расторжение трудового договора с руководителем иного органа местного самоуправления, невозможно - является правомерным, основанным на правильном толковании норм права.
Судом подробно был исследован вопрос о соблюдении установленной правовыми актами Касимовского муниципального района процедуры согласования увольнения истицы с Советом депутатов Касимовского муниципального района.
При этом доводы кассатора о том, что при увольнении истицы были соблюдены требования ст. 278 ч. 2 ТК РФ, которая никаких дополнительных гарантий для руководителей организаций не содержит - не могут служить основанием для отмены судебного решения. Приведенные выше нормы правовых актов Касимовского муниципального района незаконными в установленном порядке не признаны, федеральному законодательству не противоречат, а потому правильно применены судом.
Из протокола девятого заседания Совета депутатов Касимовского муниципального района Рязанской области от 17 марта 2009 года усматривается, что в повестку дня был включен вопрос о даче согласия на увольнение начальника Управления образования и молодежной политики Касимовского муниципального района. Повестка дня принята единогласно. После длительных дебатов депутаты решили предоставить право главе самому решить вопрос об освобождении В.Т.Н. от занимаемой должности.
В судебном заседании представитель Совета депутатов пояснила, что предложение о даче согласия на увольнение В.Т.Н. обсуждалось Советом депутатов, подсчет голосов не производился, поскольку часть депутатов возражала против увольнения истицы, мотивируя тем, что последняя зарекомендовала себя с положительной стороны и ее увольнение накануне сдачи выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях является нецелесообразным. Впоследствии депутатами принято решение о предоставлении главе района самостоятельно решить вопрос об увольнении истицы.
Согласование - это получение согласия на что-либо (словарь Ожегова С.И.)
Таким образом, согласия Совета депутатов на расторжение трудового договора с В.Т.Н. получено не было, а потому суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не был соблюден предусмотренный вышеназванными нормами права порядок увольнения В.Т.Н. в части гарантий, предоставленных руководителям иных органов местного самоуправления. Данное обстоятельство и послужило основанием для восстановления истицы на работе.
Доводы кассатора о том, что нормативного акта, регламентирующего процедуру согласования Советом депутатов, нет, а потому и утверждение суда о том, что согласие Совета не получено, не соответствует обстоятельствам дела - не могут быть приняты в качестве обоснованных.
Тот факт, что нормативный правовой акт Совета депутатов о процедуре согласования таковых вопросов действительно отсутствует, не может служить основанием для невыполнения данного условия увольнения истицы. Более того, процедура принятия решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции Совета депутатов определена Регламентом Совета депутатов Касимовского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Совета депутатов от 07.05.2008. Оснований несоблюдения установленной этим Регламентом процедуры при рассмотрении вопроса о даче согласия на увольнение истицы, не было, поскольку согласно ст. 72 Устава Касимовского муниципального района, данное решение Совета (Об утверждении Регламента) также является нормативным правовым актом Совета депутатов.
Доводы кассатора о том, что суд при рассмотрении дела выяснял причины увольнения, не могут служить основанием для отмены судебного решения. Действительно суд проанализировал деятельность Управления образования и молодежной политики Касимовского муниципального района Рязанской области, а также истицы, как его руководителя, и указал на положительные результаты этой деятельности, что является излишним. Вместе с тем, данное суждение суда на принятое решение о восстановлении истицы в связи с нарушением порядка ее увольнения, не повлияло.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит, а исследованные судом кассационной инстанции - не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку признаны несостоятельными.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Касимовского районного суда Рязанской области от 3 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу главы Касимовского муниципального района Рязанской области - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru