ГЛАВА ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. № 1229
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПОВЕЩЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОБ ОПАСНОСТЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Во исполнение Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени и в целях своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и террористических актов, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
о порядке организации оповещения населения Верхнебуреинского муниципального района об опасностях мирного и военного времени.
2. Рекомендовать главам городских и сельских поселений, руководителям организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, организаций связи и операторам связи, объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение, объектов, жизнеобеспечения населения, организаций, осуществляющих теле- и радиовещание, организаций, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей и иных предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привести нормативные правовые акты, распорядительные и иные документы в соответствие с утвержденным Положением
.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить первого заместителя главы района Компановского Н.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Глава района
С.В.Салафонов
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
главы Верхнебуреинского
муниципального района
от 30 октября 2009 г. № 1229
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОБ ОПАСНОСТЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке организации оповещения населения Верхнебуреинского муниципального района об опасностях мирного и военного времени (далее - Положение) определяет порядок оповещения и информирования органов управления гражданской обороны (далее - ГО) и Верхнебуреинского районного звена Хабаровской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - звено РСЧС), населения об опасностях мирного и военного времени.
1.2. Основным способом оповещения и информирования местной системой оповещения является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
1.3. Дополнительным способом оповещения и информирования населения, находящегося вне зон действия системы оповещения, является передача информации с иных средств, позволяющих довести сигналы оповещения до населения. Порядок организации оповещения определяется главами городских и сельских поселений самостоятельно.
1.4. Для привлечения внимания населения перед передачей экстренной речевой информации в Верхнебуреинском районе установлен единый сигнал "Внимание всем!", техническим способом доведения которого является звучание электросирен.
1.5. Речевая информация должна передаваться населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут и не более 3-кратного повторения. Перерыв вещательных программ при передаче экстренных правительственных сообщений запрещается.
II. Системы оповещения и информирования населения
2.1. Виды систем оповещения:
- местная - в административных границах района;
- поселения - в административных границах поселения;
- локальная - в местах размещения опасного производственного объекта;
- объектовая - на предприятиях, учреждениях и организациях производственной и социальной сферы, в т.ч. и тех, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей.
2.2. Основные задачи систем оповещения:
- оповещение населения района об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оповещение населения района об опасностях, возникающих во время военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение и информирование населения района об угрозе террористических акций;
- оповещение и информирование населения района об установлении особого противопожарного режима и неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах;
- оповещение населения о начале проведения эвакуационных мероприятий;
- доведение установленных групп сигналов управления до органов управления и сил ГО и звена РСЧС.
2.3. Способы доведения сигналов оповещения и управления местной системой оповещения:
2.3.1. Оперативное циркулярное (одновременное), групповое или выборочное доведение сигналов оповещения и управления в мирное и военное время до:
- населения района;
- органов местного самоуправления поселений;
- систем оповещения поселений, локальной и объектовой;
- органов управления ГО и звена РСЧС, в том числе и руководящего состава;
- взаимодействующих дежурных диспетчерских служб поселений, опасных производственных и потенциально опасных объектов экономики, объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение, объектов экономики, представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также объектов, являющихся средством подсистем жизнеобеспечения населения;
- взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб: пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, газовой сети.
2.3.2. Централизованное включение электрических сирен оповещения.
2.3.3. Принудительное дистанционное переключение программ проводной сети радиовещания для передачи сигналов оповещения и речевого информирования об оперативной обстановке.
2.3.4. Дистанционное включение уличной звукофикации для передачи сигналов оповещения и речевого информирования об оперативной обстановке.
2.3.5. Обеспечение передачи сигналов оповещения, распространенных центральными и краевыми программами телевизионного вещания и радиовещания, а также использование сетей местного эфирного и кабельного телевещания с перерывом вещательных программ (основной способ оповещения населения).
2.3.6. Использование сетей связи общего пользования и сетей сотовой связи.
2.3.7. Применение подвижных средств, оснащенных громкоговорящими установками, имеющимися на вооружении экстренных оперативных служб.
2.3.8. Применение иных средств, определенных главами городских и сельских поселений.
2.4. Порядок создания, совершенствования и поддержания в готовности к применению систем оповещения:
2.4.1. Системы оповещения создаются заблаговременно.
2.4.2. Местная система оповещения создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности к применению во взаимодействии с органами государственной власти Хабаровского края в рамках создания региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Хабаровского края (РАСЦО).
2.4.3. Системы оповещения поселений, локальные и объектовые создаются, совершенствуются и поддерживаются к применению под руководством руководителей органов местного самоуправления поселений, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в ведении которых находятся эти системы.
2.4.4. Системы оповещения: местная, поселений, локальные и объектовые являются составной частью РАСЦО и должны быть организационно, технически и программно увязаны с ней.
2.4.5. В целях поддержания в готовности систем оповещения проводятся проверки их готовности к применению и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.
2.4.6. Эксплуатационно-техническое обслуживание местной системы оповещения проводится организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания на договорных условиях.
2.4.7. Проверки работоспособности систем оповещения проводятся
- комплексные проверки технического состояния системы оповещения с доведением проверочных сигналов и информации до органов управления ГО и звена РСЧС и населения - в соответствии с планом основных мероприятий Верхнебуреинского муниципального района в области защиты населения;
- проверки технического состояния локальных системы оповещения по планам руководителей организаций;
- технические проверки готовности к применению аппаратуры оповещения и дистанционного управления автоматизированного оповещения в ходе ежемесячного контроля технического состояния.
2.5. Система сигналов оповещения и управления:
2.5.1. Система сигналов оповещения и управления, действующая на территории Российской Федерации, обязательна к применению органами управления и силами ГО и звена РСЧС и населением.
2.5.2. Система сигналов оповещения об опасностях военного времени.
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦ Система сигналов оповещения об ¦Общий порядок действий населения¦
¦ опасностях военного времени ¦ ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦"Внимание всем!" ¦Включить имеющиеся средства ¦
¦Прерывистое звучание электросирен ¦приема речевой информации и ¦
¦длительностью 2 - 3 минуты ¦ожидать передачи речевого ¦
¦ ¦сообщения. Эти сообщения будут ¦
¦ ¦содержать информацию об угрозе ¦
¦ ¦или начале военных действий, об ¦
¦ ¦угрозе или возникновении ¦
¦ ¦чрезвычайной ситуации, ее ¦
¦ ¦масштабах, прогнозируемом ¦
¦ ¦развитии, а также необходимые ¦
¦ ¦действия и правила поведения, о ¦
¦ ¦начале общей или частичной ¦
¦ ¦эвакуации. ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦"Воздушная тревога!" ¦Отключить свет, газ, ¦
¦Сигналу "Воздушная тревога!" всегда ¦нагревательные приборы, воду, ¦
¦предшествует сигнал "Внимание всем!". ¦закрыть окна. Взять средства ¦
¦Непрерывное звучание электросирен ¦индивидуальной защиты, аптечку, ¦
¦продолжительностью 165 сек. с ¦документы, необходимые вещи, ¦
¦последующей передачей речевого сигнала: ¦запас продуктов и питьевой воды.¦
¦"Внимание! Внимание! Говорит служба ¦Укрыться в приписанном защитном ¦
¦гражданской обороны! Граждане! Воздушная¦сооружении или на местности. При¦
¦тревога! Воздушная тревога!" ¦укрытии в негерметизированном ¦
¦ ¦защитном сооружении или на ¦
¦ ¦местности надеть средства ¦
¦ ¦индивидуальной защиты. ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦"Отбой воздушной тревоги!" ¦Вернуться из защитных сооружений¦
¦Передается по уличной сети звукофикации,¦или укрытий на местности к месту¦
¦передвижными средствами, оснащенными ¦работы или проживания. Быть ¦
¦громкоговорящими устройствами, в случае ¦готовым к возможному повторному ¦
¦отсутствия опасности. Речевой сигнал: ¦нападению противника. ¦
¦"Внимание! Внимание! Говорит служба ¦ ¦
¦гражданской обороны! Граждане! Отбой ¦ ¦
¦воздушной тревоги! Отбой воздушной ¦ ¦
¦тревоги!" ¦ ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦"Радиационная опасность!" ¦Отключить свет, газ, ¦
¦Сигналу "Радиационная опасность!" всегда¦нагревательные приборы, воду, ¦
¦предшествует сигнал "Внимание всем!". ¦закрыть окна. Надеть средства ¦
¦Передается по уличной сети звукофикации,¦индивидуальной защиты. Укрыться ¦
¦телевизору, радио, передвижными ¦в приписанном защитном ¦
¦средствами, оснащенными громкоговорящими¦сооружении. Для защиты ¦
¦устройствами, в случае опасности - ¦поверхности тела использовать ¦
¦появление (угрозы) радиационного облака,¦подручные средства. Укрыть ¦
¦образовавшегося при взрыве ядерного ¦сельскохозяйственных животных. ¦
¦боеприпаса. Речевой сигнал: "Внимание! ¦Ждать сигнала об отсутствии ¦
¦Внимание! Говорит служба гражданской ¦опасности или ее угрозы. ¦
¦обороны! Граждане! Радиационная ¦ ¦
¦опасность! Надеть средства ¦ ¦
¦индивидуальной защиты! Радиационная ¦ ¦
¦опасность! Надеть средства ¦ ¦
¦индивидуальной защиты!" ¦ ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦"Химическая тревога!" ¦Немедленно надеть противогазы, ¦
¦Сигналу "Химическая тревога!" всегда ¦защитную одежду, укрыть детей до¦
¦предшествует сигнал "Внимание всем!". ¦1,5 лет в камерах защитных ¦
¦Передается по уличной сети звукофикации,¦детских. Укрыться в приписанном ¦
¦телевизору, радио, передвижными ¦защитном сооружении. В случае ¦
¦средствами, оснащенными громкоговорящими¦невозможности укрыться в ¦
¦устройствами, при угрозе или ¦защитном сооружении и в целях ¦
¦непосредственном обнаружении ¦защиты от поражения аэрозолями ¦
¦бактериологического или химического ¦отравляющих веществ и ¦
¦нападения (заражения). Речевой сигнал: ¦бактериальных средств можно ¦
¦"Внимание! Внимание! Говорит служба ¦укрыться в жилых, ¦
¦гражданской обороны! Граждане! ¦производственных помещениях. ¦
¦Химическая тревога! Надеть средства ¦ ¦
¦индивидуальной защиты! Химическая ¦ ¦
¦тревога! Надеть средства индивидуальной ¦ ¦
¦защиты!" ¦ ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
2.5.3. Система сигналов оповещения о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦ Система сигналов оповещения о ¦Общий порядок действий населения¦
¦ чрезвычайных ситуациях в мирное и ¦ ¦
¦ военное время ¦ ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦"Внимание всем!" ¦Включить имеющиеся средства ¦
¦Прерывистое звучание электросирен ¦приема речевой информации и ¦
¦длительностью 2 - 3 минуты. ¦ожидать передачи речевого ¦
¦ ¦сообщения. Эти сообщения будут ¦
¦ ¦содержать информацию об угрозе ¦
¦ ¦или возникновении чрезвычайных ¦
¦ ¦ситуаций, о необходимых ¦
¦ ¦действиях и правилах поведения, ¦
¦ ¦о начале проведении ¦
¦ ¦эвакуационных мероприятий. ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦Речевые сигналы: "Угроза возникновения ¦Действовать в соответствии с ¦
¦чрезвычайной ситуации". Конкретно ¦указаниями ¦
¦указывается вид чрезвычайной ситуации ¦ ¦
¦(аварий, катастроф, стихийных бедствий),¦ ¦
¦источник возникновения и другие значимые¦ ¦
¦данные. "Возникновение чрезвычайной ¦ ¦
¦ситуации" Указывается вид произошедшей ¦ ¦
¦чрезвычайной ситуации (авария, ¦ ¦
¦катастрофа, стихийное бедствие) и другие¦ ¦
¦значимые данные. ¦ ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦"Штормовое предупреждение" (о возможном ¦Действовать в соответствии с ¦
¦действии непреодолимых сил природы: ¦указаниями ¦
¦сильный ветер, ураган, ливень и другое) ¦ ¦
¦Передается по телевизору, радио, уличной¦ ¦
¦сети звукофикации, телефону, факсом и ¦ ¦
¦электронной почте и по иным каналам ¦ ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
2.6. Порядок финансирования систем оповещения
2.6.1. Местная автоматизированная система оповещения создается в рамках строительства и модернизации краевой и региональной автоматизированных систем оповещения. Финансирование содержания осуществляется на основании соглашений и договоров с Правительством Хабаровского края, организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания за счет средств бюджета района.
2.6.2. Системы оповещения поселений: локальные и объектовые создаются и совершенствуются за счет средств бюджетов поселений, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в ведении которых находятся эти системы.
III. Порядок оповещения и информирования населения
3.1. При запуске РАСЦО Хабаровского края местная система оповещения задействуется в автоматизированном режиме.
3.2. Распоряжение на задействование систем оповещения отдается:
местной системы оповещения - главой Верхнебуреинского муниципального района или лицом его замещающим;
системы оповещения поселения - руководителем главой поселения, или лицом его замещающим;
локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты;
объектовой системы оповещения - руководителем предприятия, учреждения и организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
3.3. По сигналу оповещения "Внимание всем!" немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания (в т.ч. и объектовые), радиовещательные и телевизионные станции, включается система уличной звукофикации.
3.4. Во всех случаях задействования местной системы оповещения с включением электросирены (передача сигнала оповещения "Внимание всем!") до населения обязательно доводится соответствующее стандартное или краткое нестандартное речевое сообщение по существующим средствам проводного, радио- или телевизионного вещания.
3.5. Стандартные речевые сообщения (сигналы оповещения) местной системы оповещения готовятся структурным подразделением администрации Верхнебуреинского муниципального района, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения.
3.6. Информация об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, пожарах, обнаруженных взрывоопасных предметах, заложенных взрывных устройствах, дорожно-транспортных происшествиях, о возможных действиях непреодолимых сил природы (сильный ветер, ураган, ливень и другие), угрозе террористического акта, иных происшествиях и их последствиях (далее - происшествия), создающих угрозу безопасности и здоровью населения, является гласной и открытой.
3.7. При организации информирования через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возможных происшествиях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты должностным лицам органов управления ГО и звена РСЧС запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа.
3.8. Основанием для информирования населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях, признается нормативный правовой акт главы района о введении режима чрезвычайной ситуации.
3.9. Основанием информирования населения, проживающего в опасной зоне опасных производственных объектов, или об опасном природном явлении через СМИ и по иным каналам, признается сообщение об угрозе или возникновении опасности, поступившее в установленном порядке орган управления звена РСЧС, ЕДДС района.
3.10. Результатом действия по информированию населения о происшествиях и мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты является доведение соответствующей информации через СМИ и по иным каналам.
3.11. Дополнительной формой контроля за совершением действий по информированию населения через СМИ и результатами действий ЕДДС района является представление ЕДДС района ежедневных сведений об оперативной обстановке в районе главе района.
3.12. Структурное подразделение администрации района, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения:
- обеспечивает, в пределах своей компетенции, постоянную готовность к применению системы оповещения и информирования об угрозе или возникновении опасности;
- организовывает доведение до населения экстренной информации об угрозе или возникновении опасности;
- перепроверяет при поступлении противоречивых сведений о прогнозируемых и возможных опасностях, развитие которых может представлять угрозу населению и территориям, поступившие сведения и только после этого доводит эти сведения до соответствующих должностных лиц органов управления ГО и звена РСЧС и СМИ;
- осуществляет сбор, обработку и учет информации в области защиты населения и территорий;
- готовит проекты выступлений главы района и председателя КЧС и ОПБ района в СМИ по вопросам защиты населения и территорий;
- развивает контакты в СМИ в пределах своей компетенции;
- доводит до населения через СМИ сведения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ходе работ по ее ликвидации, а также рекомендации о порядке действий, приемах и способах защиты;
- распространяет официальное заявление и сообщения главы района по вопросам защиты населения и территорий;
- размещает регулярно в СМИ текущую информацию о деятельности главы района, Комиссии по чрезвычайным ситуациям.