Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2009 г. по делу № А71-5046/2009-А6

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ю. Глухова,
при ведении судьей Л.Ю. Глуховым протокола судебного заседания,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора г. Сарапула, г. Сарапул,
к закрытому акционерному обществу "Прогресс-Фармаимпекс", г. Ижевск,
о привлечении к административной ответственности
в присутствии представителей:
заявителя - не явился, извещен;
ответчика - Сафронов И.Н., по доверенности № 97 от 01.09.2008 г.
Прокурор г. Сарапула обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении закрытого акционерного общества "Прогресс-Фармаимпекс" (далее - ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс", ответчик) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявитель в судебное заседание не явился, заявлений не представил, ходатайств не заявил.
Дело в соответствии с п. 3 ст. 205 АПК РФ рассмотрено без участия заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В обоснование требования прокурор г. Сарапула в заявлении указал, что ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" осуществлялась розничная продажа лекарственных средств без рецепта врача, не включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденного приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 578 от 13.09.2005 г., чем нарушен подпункт "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. № 416. То есть обществом осуществлялась предпринимательская деятельность с грубым нарушением условий лицензии, выданной на осуществление фармацевтической деятельности (розничной торговли лекарственными средствами). В связи с чем ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Ответчик в судебном заседании представил отзыв от 06.05.2009 г., требования заявителя не признал, указав, что заявителем нарушена процедура привлечения к административной ответственности. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.04.2009 г. вынесено без участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, что является существенным нарушением, так как ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты. Кроме того, заявителем не выполнены требования ст. 28.2 КоАП РФ, а именно копия указанного постановления от 10.04.2009 г. ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" не вручена, тем самым заявитель не предоставил обществу право ознакомления с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, нарушил право на защиту и лишил иных гарантий, предусмотренных КоАП РФ.
По материалам дела и пояснениям представителя ответчика арбитражный суд

установил:

прокуратурой г. Сарапула совместно с сотрудниками МРО по г. Сарапулу ОРЧ КМ по БЭП МВД по УР проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании обособленного подразделения ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс", расположенного по адресу: г. Сарапул, ул. Гагарина, 31.
В ходе проверки установлено, что ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" имеет лицензию № 99-02-011030 от 20.07.2006 г., выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ. Согласно приложению № 11 к данной лицензии в аптеке, расположенной по адресу: г. Сарапул, ул. Гагарина, 31, лицензией разрешено осуществление фармацевтической деятельности.
В аптеке ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс", расположенной по адресу: г. Сарапул, ул. Гагарина, 31, осуществлена розничная продажа без рецепта врача лекарственного средства "Нистатин" - антибиотика, одна упаковка по цене 35 руб. 50 коп., свободная реализация которого согласно приказу Минздрава РФ № 578 от 13.09.05 г. не допускается.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления акта проверочной закупки от 11.03.2009 г., взятия объяснения провизора Асатовой Р.Р. от 11.03.2009 г. и вынесения прокурором г. Сарапула постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 10.04.2008 г. в отношении ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении передано в суд с заявлением о привлечении ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию № 99-02-011030 от 20.07.2006 г., выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, в соответствии с которой общество имеет право на осуществление фармацевтической деятельности.
Согласно приложению № 11 от 05.04.2007 г. к указанной лицензии в аптеке, расположенной по адресу: г. Сарапул, ул. Гагарина, 31, разрешена розничная торговля лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами согласно спискам ПККН.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 47 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. № 416, в соответствии с которым фармацевтическая деятельность включает в себя изготовление лекарственных средств, а также оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: понятие лицензионных требований и условий дано в статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно ст. 24 Федерального закона от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" под лицензионными требованиями и условиями подразумевается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. № 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, в соответствии с подп. "в" п. 4 которого лицензионными требованиями и условиями при осуществлении указанной деятельности является в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со ст. 26 Закона РФ "О защите прав потребителей".
При этом п. 5 данного Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" п. 4 Положения.
В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках. Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Согласно п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по Перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.09.2005 г. № 578 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача".
В указанный Перечень лекарственное средство "Нистатин" не включено, в связи с чем должно продаваться только при предъявлении рецепта врача, оформленного в установленном порядке.
Таким образом, представленными по делу доказательствами подтвержден факт совершения ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем при производстве по делу об административном правонарушении прокурором г. Сарапула допущены процессуальные нарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 Кодекса.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса, места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Как следует из материалов дела, законный представитель ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" не уведомлялся о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.04.2009 г., при его вынесении не присутствовал.
Заявителем в материалы дела представлены два извещения от 30.03.2009 г. и 06.04.3009 г., направленные в адрес руководителя ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" Лебедевой Л.А., в связи с чем в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.04.2009 г. сделан вывод о надлежащем извещении руководителя ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" о времени и месте составления постановления.
Указанные извещения не содержат информации о времени и месте составления постановления, имеется ссылка лишь о явке с целью дачи объяснений по выявленному в ходе проверки факту отпуска лекарственного средства "Нистатин" без рецепта врача.
Кроме того, согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ от 10.02.2009 г. лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является ООО "Фармаимпекс - Управляющая компания", представителем которого в свою очередь является Харькова Марина Александровна. Следовательно, в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ указанное лицо является законным представителем общества. В адрес законного представителя извещение о времени и месте составления постановления не направлялось.
При этом заявитель был информирован о возможности передачи полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации, что следует из п. 6.17 Устава ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс", представленного в материалы дела заявителем.
Указанные обстоятельства не проверялись, при том что с момента выявления совершения административного правонарушения до момента вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прошел месяц.
В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ, статья 28.5, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
В нарушение ст. 28.5 КоАП РФ постановление от 10 апреля 2009 г. вынесено прокурором по истечении месяца после выявления совершения ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" административного правонарушения.
Административным органом не представлены доказательства соблюдения порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении, являются существенными и препятствуют полному и всестороннему рассмотрению дела, в частности, установить конкретные обстоятельства, имеющие существенное значение для установления вины общества в совершении правонарушения. Несоблюдение процессуальных требований повлекло нарушение прав и законных интересов общества.
С учетом изложенного у суда не имеется оснований для привлечения ЗАО "Прогресс-Фармаимпекс" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в требованиях прокурору г. Сарапула следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. В требованиях прокурора г. Сарапула о привлечении закрытого акционерного общества "Прогресс-Фармаимпекс", г. Ижевск, к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Л.Ю.ГЛУХОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru