АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2008 г. № А54-3004/2008-С3
(извлечение)
ООО "Захаровский мясокомбинат" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Главного управления лесного хозяйства Рязанской области по предоставлению земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости ООО "Захаровский мясокомбинат": здание, лит. К, назначение - нежилое, общая площадь 7,7 кв.м.; незавершенный строительством объект, лит. Р, назначение - нежилое, общая площадь 81,3 кв.м.; здание, лит. И, назначение - нежилое, общая площадь 7,5 кв.м.; здание, лит. З, назначение - нежилое, общая площадь 7,5 кв.м.; здание, лит. Ж, назначение - нежилое, общая площадь 7,7 кв.м.; здание, лит. Е, назначение - нежилое, общая площадь 7,7 кв.м.; здание, лит Е, назначение - нежилое, общая площадь 22,6 кв.м; здание, лит. Г, назначение - нежилое, общая площадь 7,6 кв.м.; здание, лит. В, назначение - нежилое, общая площадь 22,2 кв.м; здание, лит. Б, назначение - нежилое, общая площадь 52,7 кв.м.; здание, лит. А, назначение - нежилое, общая площадь 51,5 кв.м.; сооружение, лит. 1Д, назначение - дорога, общая протяженность - 1900 м.; здание, лит. М, назначение - нежилое, общая площадь 42,2 кв.м.; здание, лит. Л, назначение - нежилое, общая площадь 7,6 кв.м.; здание, лит. Н, назначение - нежилое, общая площадь 41,1 кв. м.; незавершенный строительством объект, лит. Т, назначение - нежилое, общая площадь 65,3 кв.м.; незавершенный строительством объект, лит. П, назначение - нежилое, общая площадь 42,4 кв.м.; незавершенный строительством объект, лит. Ф, назначение - нежилое, общая площадь 472,6 кв.м.; сооружение, лит. 1М, назначение - мост, общая протяженность 78 м.; незавершенный строительством объект, лит. С, назначение - нежилое, общая площадь 80,5 кв.м.; здание, лит. У, назначение - нежилое, общая площадь 55,5 кв.м.; здание, лит. О, назначение - нежилое, общая площадь 41,6 кв.м., расположенные по адресу: Рязанская область, Захаровский район, турбаза "Оргсинтез".
Также заявитель просит обязать Главное управление лесного хозяйства Рязанской области предоставить земельный участок под вышеуказанными объектами недвижимости в собственность ООО "Захаровский мясокомбинат" (с учетом заявления об уточнении требований).
Представитель общества доводы заявления поддержал в полном объеме. В обоснование заявленных требований ссылается на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой юридические лица, имеющие в собственности здания, сооружения, расположенные на земельных участках, приобретают права на эти земельные участки.
Представитель ответчика требования отклонил, указав на то, что земельные участки, расположенные под 22 объектами недвижимости, отнесены к землям лесного фонда, в связи с чем, к ним, в первую очередь, применяются нормы Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли лесного фонда являются федеральной собственностью и не могут быть предоставлены в собственность ни физическим ни юридическим лицам. Кроме того, Главное управление лесного хозяйства Рязанской области не обладает полномочиями по предоставлению в собственность спорных земельных участков.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в порядке, установленном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом.
Из материалов дела следует: Администрацией муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области в 2006 г. был проведен аукцион по продаже муниципального имущества, состоящего из 22 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Рязанская область, Захаровский район, турбаза "Оргсинтез". В соответствии с протоколом об итогах аукциона от 21.09.2006, победителем указанного аукциона признано ООО "Захаровский мясокомбинат".
В связи с чем, 26.09.2006 ООО "Захаровский мясокомбинат" и комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области заключили договор купли-продажи муниципального имущества Захаровского муниципального района на аукционе № 2. Предметом договора являются 22 объекта недвижимости, поименованные в подпункте 1.1 Договора.
За ООО "Захаровский мясокомбинат" на основании указанного договора было зарегистрировано право собственности на указанные объекты недвижимости, что подтверждается копиями соответствующих свидетельств.
7 апреля 2008 г. общество обратилось с письмом от 02.04.2008 № 188 в комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области, которым просит предоставить в собственность земельный участок под 22 вышеперечисленными объектами недвижимости.
Письмом от 29.05.2008 № 500, Администрация муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области сообщила обществу, что земельный участок расположен на землях лесного фонда, в связи с чем, он не может быть предоставлен в собственность.
Общество, письмом от 04.06.2008 № 430, 09.06.2008 обратилось с аналогичным заявлением в Управление лесного хозяйства Рязанской области.
Главное управление лесного хозяйства Рязанской области сообщило обществу, что не может принять решение в отношении заявления общества в связи с направлением запросов в Прокуратуру Рязанской области и территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области, с просьбой дать оценку правомочности граждан и юридических лиц по предоставлению им в аренду лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Не согласившись с бездействием Главного управления лесного хозяйства Рязанской области, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что требование не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположены 22 объекта недвижимого имущества, принадлежащего по праву собственности обществу.
При этом, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", дал толкование статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, как устанавливающей обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка с юридическим лицом - собственником объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке, отметив, в частности, что правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте.
В соответствии с пунктом 1 и абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статья 71 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, в аренду.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организации и проведению соответствующих аукционов, а также осуществлению государственного лесного контроля и надзора.
Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок относится к землям государственного лесного фонда. Согласно решению исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся от 17.07.1967 земельный участок под турбазу "Оргсинтез" предоставлялся из земель Больше-Коровинского лесничества Рязанского степного мехлесхоза в постоянное пользование без исключения из состава гослесфонда. Суду не представлены документы о переводе спорного земельного участка из состава лесного фонда в другие категории земель.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок в соответствии с действующим законодательством ограничен в обороте и его передача в частную собственность не допускается, в связи с чем заявление ООО "Захаровский мясокомбинат" не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления отказать.