Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2009 г. № 1337

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК"

С целью закрепления нормативов, минимально необходимых параметров, обеспечивающих эффективную работу муниципальных учреждений культуры по организации досуга жителей муниципального образования городского округа "Усинск", постановляю:
1. Утвердить модельный стандарт деятельности культурно-досуговых учреждений муниципального образования городского округа "Усинск" согласно приложению.
2. Руководителям МУ УКСМ, территориальных органов администрации муниципального образования городского округа "Усинск" обеспечить ежегодный мониторинг исполнения модельного стандарта культурно-досуговых учреждений и эффективной деятельности подведомственных учреждений.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа "Усинск" Николаеву Т.Н.

И.о. главы администрации
М.ХУДАЗАРОВА





Утвержден
Постановлением
главы администрации
городского округа
"Усинск"
от 17 сентября 2009 г. № 1337
(приложение)

МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК"

Введение

Деятельность муниципальных культурно-досуговых учреждений (далее - КДУ) городского округа "Усинск" регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", "Об авторском праве и смежных правах", нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства культуры Республики Коми, муниципальными правовыми актами.
Настоящий модельный стандарт разработан на основе действующих нормативных правовых актов и с учетом специфики организации деятельности учреждений культурно-досугового типа городского округа "Усинск".
Особенности клубной инфраструктуры городского округа связаны с преимущественным расположением клубных учреждений в сельской местности. Большая часть из них требует капитального ремонта, в значительной части сельских КДУ отсутствует профильное оборудование.
Модельный стандарт разработан с целью закрепления в виде нормативов минимально необходимых параметров, которые могут обеспечить нормальную жизнедеятельность клубных учреждений в современных условиях.
Предлагаемый стандарт призван оказать методическую помощь муниципальным органам культуры и заложить основу единого подхода к формированию ресурсной базы оказания услуг КДУ.

1. Общие положения

Культурно-досуговые учреждения являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры на территории муниципального образования "Усинск", основной базой для реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере культуры (создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры).
Культурно-досуговые учреждения обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально-культурные инициативы.
Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Культурно-досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Культурно-досуговые учреждения могут быть филиалами, структурными подразделениями, представительствами в составе централизованных клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений, являющихся юридическими лицами.
Примерный перечень типов КДУ и их основные функции:

┌──────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐
│           Тип            │               Основные функции               │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Дом (дворец) культуры     │Обеспечение  досуга   населения;   обеспечение│
│                          │условий для развития  народного  творчества  и│
│                          │самодеятельного     искусства;     выставочная│
│                          │деятельность;    обеспечение    условий    для│
│                          │реализации   социально-культурных    инициатив│
│                          │населения; содействие гражданскому воспитанию │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Центр национальных культур│Обеспечение,     сохранение     и     развитие│
│                          │национальных культурных традиций;  обеспечение│
│                          │досуга  населения;  обеспечение  условий   для│
│                          │социально-культурных   инициатив    населения;│
│                          │выставочная деятельность; обеспечение развития│
│                          │художественного   и    декоративно-прикладного│
│                          │творчества;  проведение  народных  праздников,│
│                          │фестивалей     народного     творчества      и│
│                          │любительского искусства                       │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Информационно-методический│Обеспечение  информационных   и   методических│
│центр                     │услуг. Информация творческих процессов        │
└──────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘

2. Услуги, предоставляемые населению культурно-досуговым учреждением

Культурно-досуговое учреждение предоставляет населению следующие услуги:
- проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий - праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, дискотек, обрядов, игровых и развлекательных программ и др.;
- организация работы клубных формирований любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;
- организация работы лекториев, народных университетов, школ и курсов по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности;
- организация показа фильмов;
- оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий;
- предоставление других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях.
Услуги культурно-досугового учреждения носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и т.д.).
Заказчиками услуг культурно-досугового учреждения могут быть все субъекты гражданско-правовых отношений:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- юридические лица;
- физические лица.
Услуги культурно-досугового учреждения предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей).
На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на:
- проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, сельские (городские), отраслевые праздники и т.п.);
- культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.);
- поддержку деятельности основных (концертных) составов любительских творческих коллективов;
- патриотическое воспитание детей и молодежи;
- развитие национальных культур народов Коми, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.).
В соответствии с действующим законодательством при организации платных мероприятий культурно-досуговое учреждение может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ветеранов.

3. Обеспечение доступности культурно-досуговых услуг

Доступность культурно-досуговых услуг для населения обеспечивается следующими факторами:
Рациональным размещением сети культурно-досуговых учреждений, учитывающим социальные нормы и нормативы обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового типа.

┌────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│       Типы клубных формирований        │    Кол-во зрительских мест     │
├────────────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│до 500 человек                          │            50 - 150            │
├────────────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│от 500 до 1000 человек                  │           150 - 200            │
├────────────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│от 1000 до 3000 человек                 │              300               │
├────────────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│от 20000 до 50000 человек               │              700               │
└────────────────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

- удобным месторасположением стационарного клубного учреждения - в центре села, города, жилого квартала, микрорайона, района города;
- гибким и удобным для населения режимом работы учреждения, предусматривающим работу в вечернее время, праздничные и выходные дни;
- сбалансированным и экономически обоснованным соотношением бесплатных и платных услуг, обеспечивающим финансовую доступность предоставляемых услуг для всех категорий населения.
На территории городского округа "Усинск" могут быть созданы национально-культурные центры, Дома дружбы, Дома фольклора, Дома ремесел и др., исходя из местной специфики, в т.ч. их филиалы.

4. Ресурсная база культурно-досугового учреждения

Нормативный ресурс - массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении.
Учредительными документами культурно-досугового учреждения являются:
- устав учреждения.
Обязательными для учреждения являются также Структура учреждения, штатная численность его подразделений (отделов) и штатное расписание.
Локальными актами учреждения являются:
- договор с учредителем;
- штатное расписание;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- должностные инструкции;
- положение о надбавках и доплатах, премировании;
- положение о платных услугах;
- документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности.
Организационно-распорядительными документами являются:
- планы и отчеты учреждения;
- протоколы заседаний;
- приказы, распоряжения, указания;
- аттестационные документы;
- бухгалтерские документы;
- кадровые документы;
- журнал учета работы учреждения;
- журнал учета работы любительских формирований;
- докладные записки, справки, переписка.
В КДУ должна быть:
- соответствующая документация по ведению билетного хозяйства клубного учреждения (книга по учету бланков строгой отчетности, акты сдачи-приемки, акты о списании, калькуляция расчета цен на платные услуги и т.д.);
- эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру;
- международные, национальные и региональные стандарты в области культуры.
Требования к содержанию и ведению документов, регламентирующих деятельность КДУ:
- учредительные документы должны включать в себя следующие сведения:
- предназначение учреждения;
- порядок его формирования, деятельности, управления, реорганизации и ликвидации;
- источники и порядок финансирования;
- юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
- ведомственная принадлежность и подчиненность;
- штатное расписание, правила внутреннего распорядка;
- объем предоставляемых услуг (обязательных и дополнительных).
Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, предусматривать меры совершенствования работы клубного учреждения.
Эксплуатационные документы на имеющееся в клубном учреждении техническое оснащение должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
Международные, национальные и региональные стандарты, в том числе и настоящий стандарт деятельности КДУ в Республике Коми, должны составлять нормативную основу практической работы в области культуры.
В клубном учреждении следует осуществлять регулярный (не реже 1 раза в год) пересмотр документов, подразумевающий включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших.
Материально-технический ресурс:
- недвижимый - здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и земля под ними;
- движимый - специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.
Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения, и оснащены телефонной связью.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей культурно-досуговых услуг в соответствии со строительными нормами и правилами.
КДУ должно иметь здание со зрительным и танцевальными залами, с помещениями для проведения работы с семьями, физкультурно-оздоровительных мероприятий, просмотра видеофильмов, игровой комнатой для детей, комнатами для настольных игр, народной традиционной культуры, для проведения салонных встреч (музыкальные, литературные, краеведческие, театральные, консультации по социальным вопросам), работы клубных формирований и другими.
КДУ могут быть обеспечены буфетом, должны быть обеспечены подсобными, санитарно-бытовыми и административно-хозяйственными помещениями (гардероб, санузел).
Размеры помещений КДУ должны отвечать следующим требованиям:
- площадь зрительного зала (на 1 место в зрительном зале - 0,65 кв.м);
- площадь комнат для работы кружков (на 1 человека - от 1,4 до 5,0 кв.м);
- площадь танцевального зала с эстрадой (на 1 человека - 1,1 кв.м);
- площадь помещения административного и обслуживающего персонала (на 1 посетителя - 0,03 кв.м), (комната площадью не менее 10 кв.м);
- туалеты (на 1 посетителя - 0,07 кв.м) (в туалетах оборудуется один унитаз, два писсуара на 150 мужчин, один унитаз на 75 женщин, в шлюзах предусматривается один умывальник на 100 чел., но не менее одного);
- комната для курения (на 1 посетителя - 0,06 кв.м).
Требования к обеспечению безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, санитарных норм по контролю за уровнем шума и вибрацией, а также норм охраны труда в КДУ.
В КДУ должен осуществляться постоянный контроль за уровнем шума и звукомузыкальным оформлением в зрительном зале.
В учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности посетителей и персонала, защиты материальных ресурсов.
Учреждение должно быть оснащено специальным оборудованием, современной аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых населению культурно-досуговых услуг.
Обязательным для культурно-досугового учреждения является наличие свето- и звукоусилительной аппаратуры, кино-, видеоустановки, музыкальных инструментов, одежды сцены.
Специальное оборудование, аппаратуру, приборы следует использовать строго по назначению, содержать в технически исправном состоянии.
При решении вопросов оснащения КДУ можно использовать "Минимальный перечень оборудования" Регионального стандарта деятельности КДУ РК.
Финансовый ресурс - бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству.
Финансирование муниципальных культурно-досуговых учреждений осуществляется за счет средств местного бюджета, а также за счет средств целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Расходы бюджета учреждения с учетом всех источников его формирования осуществляются на следующие цели:
- содержание персонала (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);
- содержание здания и оборудования (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т.д.);
- содержание прилегающей территории, филиалов и объектов, относящихся к культурно-досуговому учреждению;
- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ, фестивалей, выставок и других видов культурно-массовых мероприятий, обновление сценических костюмов, обуви, реквизита и т.д.);
- осуществление организационно-методической, научно-исследовательской и учебно-образовательной деятельности культурно-досугового учреждения;
- оснащение культурно-досугового учреждения современными техническими средствами и оборудованием;
- проведение капитального ремонта;
- другие затраты, связанные с основной деятельностью учреждения.
Кадровый ресурс - руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие бесперебойную работу учреждения (технический состав).
Учреждение должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
]]>
Штатное расписание культурно-досуговых учреждений устанавливается в зависимости от количества населения в населенном пункте и объемных показателей работы учреждения - количество мероприятий, количество формирований, др. показатели (далее - условные единицы).

┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│      Группа оплаты труда       │   Условные единицы на 1 специалиста    │
├────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│               1                │                   10                   │
├────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│               2                │                   10                   │
├────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│               3                │                   15                   │
├────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│               4                │                   20                   │
└────────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘

Общее количество условных единиц определяется на основании результатов работы культурно-досугового учреждения за прошлый год, исходя из среднегодовых статистических показаний по форме 7-НК, планов работы на следующий год.
Все руководители и специалисты учреждения не реже 1 раза в 5 лет должны пройти повышение квалификации по любой из установленных форм (стажировка - от 72 часов, мастер-класс - от 36 часов, курсы повышения квалификации - от 108 часов и т.д.).
Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.
При присвоении либо подтверждении творческому коллективу звания "народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества" прохождение руководителем коллектива повышения квалификации также является обязательным.
Количество штата обслуживающего и технического персонала определяется следующим образом:
- 0,5 штатной единицы при наличии убираемой площади до 300 кв.м и до 5 печей (при печном отоплении здания);
- 1 штатная единица при наличии убираемой площади до 300 кв.м и более 5 печей (при печном отоплении здания);
- 0,5 штатной единицы при наличии убираемой площади до 300 кв.м с централизованным водоснабжением;
- 1 штатная единица при наличии убираемой площади от 300 до 400 кв.м с центральным водоснабжением и 0,5 единицы на каждые 200 кв.м убираемой площади.
При определении размера убираемой площади учитывается площадь пола кабинетов, залов, мастерских, лестничных клеток и других помещений, требующих ежедневной уборки.

5. Любительские формирования культурно-досугового учреждения

Любительские (клубные) формирования - это основа деятельности культурно-досугового учреждения.
Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремление людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.
К клубным формированиям относятся:
- коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества;
- любительские объединения и клубы по интересам;
- школы прикладных знаний и навыков;
- другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.
Клубное формирование в рамках своей деятельности:
- организует систематические занятия в формах и видах, характерных для данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок и т.п.);
- проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер-классы и т.п.);
- участвует в общих программах и акциях культурно-досугового учреждения;
- использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;
- принимает участие в муниципальных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.
Клубное формирование создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя базового культурно-досугового учреждения.
Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность:
- за счет бюджетного финансирования базового культурно-досугового учреждения;
- за счет внебюджетных средств базового культурно-досугового учреждения;
- по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств базового культурно-досугового учреждения, других учредителей, участников клубного формирования, а также за счет средств, полученных от собственной деятельности;
- по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников клубного формирования, а также средств, полученных от собственной деятельности, и иных средств.
Клубные формирования обязаны иметь следующие документы:
- программу обучения и воспитания;
- планы учебно-творческой работы на календарный год;
- расписание коллективных и индивидуальных занятий;
- журнал учета работы формирования;
- смету расходов и доходов;
- журналы учета взносов (ведомости);
- договоры и другие документы.
Наполняемость участниками клубных формирований определяется руководителем культурно-досугового учреждения.
Рекомендуемая наполняемость участниками клубных формирований, финансируемых из бюджета:

┌─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│      Типы клубных формирований      │ Группы учреждений по оплате труда │
│                                     ├────────┬────────┬────────┬────────┤
│                                     │   I    │   II   │  III   │   IV   │
├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Художественно-творческие    (хоровое,│18 - 20 │15 - 18 │12 - 15 │10 - 12 │
│хореографическое,        театральное,│        │        │        │        │
│фольклорное)                         │        │        │        │        │
└─────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘

Рекомендуемый режим занятий детей в формированиях различного профиля.

┌───┬───────────────┬────────────────────┬───────┬────────────────────────┐
│ № │   Профили и   │Наполняемость групп │Кол-во │   Продолжительность    │
│   │отдельные виды ├─────────┬──────────┤занятий│        занятий         │
│   │ формирований  │оптималь-│допустимая│   в   │                        │
│   │               │ная      │          │неделю │                        │
├───┼───────────────┼─────────┼──────────┼───────┼────────────────────────┤
│1. │Художественные:│         │          │       │                        │
├───┼───────────────┼─────────┼──────────┼───────┼────────────────────────┤
│   │Вокал          │    1    │    10    │   3   │30 минут индив. занятий,│
│   │               │         │          │       │45 минут - групповые    │
├───┼───────────────┼─────────┼──────────┼───────┼────────────────────────┤
│   │Театральные    │   10    │    15    │   2   │2 по 45 минут           │
├───┼───────────────┼─────────┼──────────┼───────┼────────────────────────┤
│   │Хоровые        │   30    │    70    │   2   │2 по 45 минут           │
├───┼───────────────┼─────────┼──────────┼───────┼────────────────────────┤
│   │Оркестровые    │   10    │    30    │   2   │Репетиция около 3,5 час.│
│   │               │         │          │       │с перерывом 20 - 30     │
│   │               │         │          │       │минут                   │
├───┼───────────────┼─────────┼──────────┼───────┼────────────────────────┤
│   │Музыкальные    │    1    │    12    │ 2 - 3 │30 минут индив. занятия,│
│   │               │         │          │       │45 минут - групповые    │
├───┼───────────────┼─────────┼──────────┼───────┼────────────────────────┤
│   │Бального танца │ 10 - 12 │    45    │   2   │2 по 45 минут           │
├───┼───────────────┼─────────┼──────────┼───────┼────────────────────────┤
│   │Хореографии    │   10    │    25    │   2   │2 по 30 минут мл. гр.,  │
│   │               │         │          │       │2 по 45 минут ст. гр.   │
└───┴───────────────┴─────────┴──────────┴───────┴────────────────────────┘

В клубном формировании, действующем на платной основе, его наполняемость определяется в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной руководителем культурно-досугового учреждения.
Коллективы любительского художественного творчества - это форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности.
Занятия во всех коллективах любительского художественного творчества проводятся систематически не реже двух раз в неделю по три учебных часа (учебный час - 45 минут). Руководители могут собирать свои коллективы на репетиции чаще, например, в период подготовки к концерту, фестивалю, конкурсу, смотру и другим подобным мероприятиям.
Содержание занятий должно предусматривать:
1) в коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных ансамблях, оркестрах) занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий;
2) в коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, фольклорного и бального танцев) - занятия по изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.
Продолжительность рабочего времени штатных руководителей устанавливается согласно требованиям Трудового кодекса. В рабочее время руководителей творческих коллективов засчитывается работа по подбору участников творческого коллектива; просветительская и воспитательная работа с участниками; подбор репертуара; работа по изучению и сбору фольклора; разучивание партий, разучивание музыкальных и хореографических произведений, театральных ролей, репетиционная работа; мероприятия по выпуску спектаклей (концертов), а именно составление монтажных листов со звуко- и светооператорами, работа над сценографией, работа с режиссером; ведение документации творческого коллектива, привлечение спонсорских средств для развития коллектива; выпуск спектаклей, концертных программ.
В конце каждого творческого сезона должны быть организованы отчетные концерты, спектакли, представления любительских художественных коллективов, выставки работ участников формирований изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Примерные минимальные нормативы деятельности клубного формирования в форме творческого коллектива должны предусматривать результат творческого сезона.

┌──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование жанра│             Показатели результативности              │
│   творческого    │                                                      │
│    коллектива    │                                                      │
├──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Хоровой, вокальный│- концертная программа из 1 отделения                 │
│                  │- 6 номеров для участия в концертах  и  представлениях│
│                  │базового коллектива                                   │
│                  │-  ежегодное  обновление  не  менее   трети   текущего│
│                  │репертуара                                            │
│                  │- выступление на других площадках не менее  1  раза  в│
│                  │квартал                                               │
├──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Инструментальный  │- концертная программа из 2 отделений                 │
│                  │- 8 номеров для участия в концертах  и  представлениях│
│                  │базового учреждения культуры                          │
│                  │- ежегодное обновление половины текущего репертуара   │
│                  │- выступление на других площадках не менее  1  раза  в│
│                  │квартал                                               │
├──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Хореографический  │- концертная программа из 2 отделений                 │
│                  │- 6 номеров для участия в концертах  и  представлениях│
│                  │базового учреждения культуры                          │
│                  │- ежегодное обновление четверти текущего репертуара   │
│                  │- выступление на других площадках не менее  1  раза  в│
│                  │квартал                                               │
├──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Театральный       │- 1 многоактный или 2 одноактных спектакля            │
│                  │- 4 номера  (миниатюры)  для  участия  в  концертах  и│
│                  │представлениях базового учреждения культуры           │
│                  │- ежегодное обновление репертуара                     │
│                  │- выступление на других площадках не менее  1  раза  в│
│                  │квартал                                               │
└──────────────────┴──────────────────────────────────────────────────────┘

За достигнутые успехи любительскому коллективу может быть присвоено почетное звание "народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества".
Продолжительно и плодотворно работающие народные любительские коллективы, накопившие богатый и высокохудожественный репертуар, имеющие значительный опыт воспитательной работы и крепкий исполнительно-артистический состав, по представлению руководителя муниципального органа управления культурой и по решению представительного органа муниципального образования могут стать базой для создания муниципального коллектива. Муниципальный коллектив будет иметь статус профессионального коллектива. Его руководители и участники (артисты) могут находиться на полном или частичном бюджетном финансировании.
Студия - самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий. В культурно-досуговой работе ведущее положение занимают художественные студии: музыкальные, хореографические, вокальные, эстрадные, художественного слова и др.
В студии есть свой руководитель-педагог, занятия ведутся по типовым программам, утвержденным органами культуры, имеются специальные классы и залы, работают органы самоуправления.
Студия должна иметь не менее чем по одному кружку каждого года обучения, а также постоянно действующие художественные коллективы, должна демонстрировать и пропагандировать высокий уровень учебной и творческой работы.
Коллективы, имеющие звание "Народный самодеятельный коллектив", "Образцовый художественный коллектив", "Народная самодеятельная студия", должны представить в течение года концертную программу в двух отделениях, ежегодно обновляя не менее четверти текущего репертуара.
Любительские объединения и клубы по интересам - организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени.
Основными организационными особенностями любительского объединения, в отличие от творческого коллектива, являются следующие:
- целью участия в любительском объединении является не столько получение умений и навыков в определенном жанре самодеятельного творчества, сколько общение с единомышленниками на основе общих интересов и увлечений;
- работа любительского объединения строится на принципах самоуправления. Руководитель любительского объединения, как правило, это общественник, не получающий заработную плату за руководство объединением;
- любительское объединение может не иметь строго фиксированного графика встреч и занятий, его общий количественный состав также может не быть постоянным.
Любительские объединения и клубы по интересам развиваются по целому ряду направлений, что дает основание для их примерной классификации:
- художественно-творческие;
- культурно-развлекательные;
- коллекционно-собирательские;
- профессиональные;
- экологические, естественно-научные и др.
Любительские объединения и клубы по интересам способствуют организации содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для живого человеческого общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, прививают навыки самоуправления и самообразования, развивают инициативу и предприимчивость.

6. Методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений

Организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений осуществляют методические службы:
- организационно-методический отдел муниципального учреждения "Управление культуры, спорта и по делам молодежи";
- методическая служба при муниципальном учреждении культуры "Усинский Дворец культуры".
Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
Основными функциями методической службы являются:
- организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;
- повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;
- организация участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;
- создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;
- мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;
- разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;
- разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;
- сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.
Рекомендации по формированию имиджа культурно-досугового учреждения.
В условиях обострения конкуренции на рынке культурных услуг культурно-досуговому учреждению необходимо активизировать внимание на повышении положительности своего имиджа, привлекательности для населения.
Основными компонентами формирования положительного имиджа учреждения являются:
информационный - включает в себя выработку знаков (символов) учреждения:
- название и аббревиатура этого названия (желательны их краткость и благозвучие);
- эмблема или специально выполненное написание аббревиатуры (или их комбинация);
- логотип - особое написание названия учреждения и его юридического адреса, которое используется в бланках документов;
архитектурный - включает в себя:
- внешний вид здания (архитектурная эстетика, дизайн клубного объекта);
- размещение (месторасположение);
- видимое и легко узнаваемое название и грамотная реклама;
- свободные подходы, чистота и благоустройство прилегающей к зданию территории (парк, садик, цветники, аллеи, места для детских игр);
- наличие автомобильной стоянки или навеса для велосипедов;
оформительский - предполагает хорошо продуманное оформление внутренних помещений (дизайн интерьера), их современное оснащение: рабочих мест, приемных, репетиционных, публичных и др., санитарное состояние помещений общего пользования;
культура внутриорганизационных отношений или корпоративная культура - включает ценности, нормы, образы (модели) поведения, принятые в учреждении:
- стиль управления (соблюдение служебного этикета, следование правилам субординации, отношение к персоналу, система поощрений и наказаний, предоставление возможности профессионального роста, повышения квалификации, продвижения по службе);
- стиль поведения (характер общения с посетителями, зрителями, участниками творческого процесса, манеры сотрудников, способы разрешения ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, культура речи и т.д.);
- личная культура руководителя учреждения и его сотрудников (требования к внешнему виду, образованию, особенностям личности, нравственной культуре);
- традиции (обряды, ритуалы, церемонии, общие празднования, принятые в коллективе).
Культурно-досуговое учреждение формирует свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение.
Формированию положительного имиджа культурно-досугового учреждения способствует учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru