Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калмыкия


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2009 г. № 392

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2010 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

В соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 334-III-З "О прогнозировании социально-экономического развития Республики Калмыкия" Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.
2. Органам исполнительной власти Республики Калмыкия:
принять меры по реализации основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов;
представить в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия предложения по обеспечению темпов роста основных макроэкономических показателей, предусмотренных в прогнозе социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в срок до 1 ноября 2009 года;
обеспечить жесткий режим экономного и рационального использования бюджетных средств для достижения экономического и социального эффекта от использования бюджетных средств при обязательном выполнении всех социальных обязательств.
3. Министерству природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Калмыкия принять исчерпывающие меры по взаимодействию с АО "Фалкон капитал" и ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
В.СЕНГЛЕЕВ





Одобрен
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 27 октября 2009 г.№ 392

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

Прогноз социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач и приоритетов определенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также с учетом итогов социально-экономического развития Республики Калмыкия за январь-сентябрь 2009 года.
При подготовке документа учтены прогнозные материалы органов исполнительной власти Республики Калмыкия, прогнозы развития муниципальных образований Республики Калмыкия, а также данные Территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов.
Прогноз социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2010-2012 гг. разрабатывался по варианту инерционного развития с сохранением в прогнозируемом периоде тенденций и внешних и внутренних условий развития экономики, при слабом росте потребительского спроса и запасов.

Демографическая ситуация

Демографические процессы, происходящие в Республике Калмыкия, отражают в целом общероссийские тенденции. В 2008 году среднегодовая численность населения Республики Калмыкия снизилась по статистическим данным на 0,6% по сравнению с 2007 годом и составила 284,8 тыс. человек, по оценке 2009 года - 283,7 тыс. человек с уменьшением к предыдущему году на 0,4%.
В 2010 году прогнозируется снижение численности населения республики до 283,4 тыс. человек, в 2012 году после продолжительного периода сокращения численности прогнозируется ее стабилизация на уровне 283,9 тыс. человек.
Прогноз увеличения численности населения республики возможен вследствие осуществления на территории республики комплекса мер, направленных на реализацию демографической и миграционной политики.
Отмечаются положительные сдвиги в сторону увеличения естественного прироста населения за счет увеличения коэффициента рождаемости населения и снижения коэффициента смертности населения. Коэффициент естественного прироста населения в 2009 году увеличится с 5,3 промилле до 7,1 промилле в 2012 году, предполагается рост общего коэффициента рождаемости (с 15,9 на 1000 человек населения в 2009 году до 17,0 - в 2012 году) и снижение общего коэффициента смертности (с 10,7 на 1000 человек населения в 2009 году до 9,9 - в 2012 году).
Наиболее всесторонним и интегрирующим показателем здоровья населения является ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Изменение этого показателя в Калмыкии происходит в сторону увеличения (с 69,53 лет в 2009 году до 70,3 лет в 2012 году).

Занятость населения

Прогноз численности трудовых ресурсов с учетом демографического фактора в 2009 году уменьшен до 179,26 тыс. человек. Вследствие складывающейся экономической ситуации в Республике Калмыкия в 2010 году ожидается сокращение численности трудовых ресурсов до 178,25 тыс. человек. В 2012 году предполагается увеличение численности трудовых ресурсов на 0,2% по сравнению с 2009 годом. Численность занятых в экономике по оценке в 2009 году сократится до 113,51 тыс. человек, в 2010 году - до 112,23 тыс. человек. В 2012 году ожидается рост - на 0,4 % по сравнению с уровнем 2009 года.
В структуре занятых в экономике республики сохранится рост числа занятых в частном секторе при одновременном снижении числа занятых в организациях государственной и муниципальной форм собственности.
В связи с сокращением численности занятых в экономике в 2009 году численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, по оценке, увеличится на 3,3% и составит 24,5 тыс. человек, в 2010 году - до 24,6 тыс. человек. По прогнозу к 2012 году рассматриваемый показатель сократится до 24,1 тыс. человек.
По оценке 2009 года уровень зарегистрированной безработицы увеличится до 4,3% от численности экономически активного населения, в 2010 году - до 4,8%. При условии стабилизации финансово-экономической ситуации в Республике Калмыкия уровень официально зарегистрированных безработных к 2012 году сократиться до 4,2%.

Уровень жизни населения

За период 2009-2012 гг. прогнозируется снижение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения, денежных доходов в расчете на душу населения в месяц. В 2008 году реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Калмыкия составили 107,7% по сравнению с 2007 годом, по оценке 2009 года - 104,3% по сравнению с 2008 годом, в 2010 году - 98,2% по сравнению с 2009 годом. В 2012 году рост реальных располагаемых денежных доходов населения Республики Калмыкия составит 2,5% по сравнению с 2011 годом.
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц в 2008 году составили 5709,2 рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 27,8%, по оценке 2009 года - на 15,5% по сравнению с 2008 годом, в 2010 году - на 8,7% по сравнению с 2009 годом. К 2012 году денежные доходы населения в среднем в месяц увеличатся на 9,7% и достигнут 8612,11 рублей.
В 2009-2012 годах по мере снижения инфляции номинальный рост денежных доходов будет также постепенно замедляться. Основным доходным источником населения является оплата труда наемных работников. Учитывая влияние мирового финансового кризиса, фонд заработной платы в среднесрочной перспективе увеличится незначительно. В 2008 году фонд заработной платы увеличился 22,6% по сравнению с 2007 годом, по оценке в 2009 году - на 15,2%, в 2010-2012 гг. - ежегодно в среднем на 5,9%.
Рост социальных трансфертов в прогнозируемый период основан на проводимой активной политике государства. Так, предполагается, что базовая часть трудовых пенсий в прогнозный период будет индексироваться темпами, которые позволят довести социальную пенсию в 2009 году до прожиточного минимума пенсионера и в дальнейшем поддерживать ее на этом уровне. Страховая часть трудовой пенсии будет индексироваться выше инфляции для поддержания ее реального роста. В соответствии с принятыми решениями Правительства Российской Федерации, с 1 января 2010 года пенсионные права граждан, приобретенные до 2002 года, предполагается дополнительно проиндексировать на 10%, добавив при этом по 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 года. В целом за 2009-2012 годы средний размер трудовой пенсии увеличится более чем на 33,3% и составит к 2012 году 7220,63 рублей против 5416,2 рублей по оценке 2009 года.
Увеличение величины прожиточного минимума и снижение динамики доходов населения не позволят сократить уровень бедности. В результате доля населения в Республике Калмыкия с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году составит 39,9%, в 2010 году - 42,5%, в 2012 - 40,4%.
Одной из основных проблем в социально-экономическом развитии республики продолжает оставаться рост цен на товары и услуги. Инфляция на потребительском рынке Республики Калмыкия увеличилась с 14,6% в 2007 году до 16,1% в 2008 году вследствие значительного удорожания основных продовольственных товаров на мировых и внутреннем рынках. К концу декабря 2008 года продовольственные товары подорожали на 20,8%, непродовольственные товары - на 9,7%, стоимость платных услуг возросла на 16,9%.
Оценка сводного индекса потребительских цен в 2009 году рассчитана на основе сложившихся цен на товары и услуги в Республике Калмыкия и прогнозных показателей инфляции (МЭР РФ). По оценке, на 2009 год предполагается снижение темпов инфляции до 109,5%. В дальнейшем, за период 2010-2012 г.г. прогнозные показатели инфляции снизятся с 109,0% до 107,0%.
Оборот розничной торговли в 2008 году составил 102,7% к 2007 году, по оценке 2009 года оборот розничной торговли увеличится на 1,7% к 2008 году. В 2010 году темпы роста оборота розничной торговли снизятся на 0,2%. К 2012 году с ростом денежных доходов населения и снижением темпов роста потребительских цен предполагается рост объема оборота розничной торговли до 11246,38 млн. рублей.
За 2008 год на территории республики населению было оказано платных услуг на сумму 2611,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,1% больше, чем за 2007 год. В 2009 году на территории республики населению будет оказано платных услуг на сумму 2977,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,2% больше, чем за 2008 год. За период 2009-2012 годы объем платных услуг увеличится до 4444,4 млн. рублей.
Оборот общественного питания в 2008 году составил 348,42 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,7% больше, чем в 2007 году, в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличится на 1,1%. За период 2009-2012 годы оборот общественного питания увеличится до 484,33 млн. рублей.
Суммарный оборот розничной торговли и объема платных услуг на душу населения увеличится по оценке 2009 года до 39,8 тыс. рублей.

Развитие секторов экономики и их влияние на социальные
и экономические процессы в регионе

Основным интегрирующим макроэкономическим показателем, характеризующим масштабы удельного производства, является валовой региональный продукт (ВРП) и его величина в расчете на душу населения.
Основной чертой экономической ситуации в 2009 г. является сохранение тенденции экономического роста. Темп роста ВРП в 2009 году по отношению к соответствующему периоду прошлого года, по оценке Министерства экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия, составит 101,5%.

Таблица 1

ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

+-----------------------------+--------+---------+----------+-----------+-----------+
¦         Показатели          ¦  Ед.   ¦ 2006 г. ¦ 2007 г.  ¦  2008 г.  ¦  2009 г.  ¦
¦                             ¦  изм.  ¦  отчет  ¦  отчет   ¦  оценка   ¦  оценка   ¦
+-----------------------------+--------+---------+----------+-----------+-----------+
¦ВРП, всего                   ¦ млн.руб¦ 12844,1 ¦ 16651,2  ¦  20461,4  ¦  21241,4  ¦
+-----------------------------+--------+---------+----------+-----------+-----------+
¦в  %  к  предыдущему  году  в¦   %    ¦   103,1 ¦   103,4  ¦    103,2  ¦    101,5  ¦
¦сопоставимых ценах           ¦        ¦         ¦          ¦           ¦           ¦
+-----------------------------+--------+---------+----------+-----------+-----------+
¦ВРП на душу населения в РК   ¦  руб.  ¦ 44607,4 ¦  58145,9 ¦  71852,2  ¦  74883,4  ¦
+-----------------------------+--------+---------+----------+-----------+-----------+

Основным фактором роста объемов ВРП в 2009 году является реализация плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 400-летия добровольного вхождения Калмыцкого народа в состав Российского государства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2007 года № 1252-р, а также усиление в рассматриваемом периоде потребительской активности населения.

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

(в % к предыдущему году)
+----------------------------------------+------+------+-------+---------------------+
¦                                        ¦отчет ¦отчет ¦оценка ¦       Прогноз       ¦
¦                                        ¦      ¦      ¦       ¦                     ¦
¦               Показатели               +------+------+-------+------+------+-------+
¦                                        ¦2007 г¦2008 г¦2009 г.¦2010 г¦2011 г¦2012 г.¦
¦                                        ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦
+----------------------------------------+------+------+-------+------+------+-------+
¦ВРП<*>                                  ¦103,4 ¦103,2 ¦ 101,5 ¦ 97,8 ¦102,5 ¦ 103,7 ¦
+----------------------------------------+------+------+-------+------+------+-------+
¦Индекс  потребительских  цен,  на  конец¦114,6 ¦116,1 ¦ 109,5 ¦109,0 ¦108,0 ¦ 107,0 ¦
¦года                                    ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦
+----------------------------------------+------+------+-------+------+------+-------+
¦Производство продукции промышленности   ¦ 99,2 ¦ 89,3 ¦ 101,9 ¦ 99,7 ¦106,9 ¦ 110,9 ¦
+----------------------------------------+------+------+-------+------+------+-------+
¦Производство     продукции     сельского¦101,5 ¦100,5 ¦  98,8 ¦104,4 ¦105,0 ¦ 104,3 ¦
¦хозяйства                               ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦
+----------------------------------------+------+------+-------+------+------+-------+
¦Инвестиции в основной капитал           ¦149,6 ¦112,5 ¦ 105,2 ¦115,0 ¦145,0 ¦ 111,0 ¦
+----------------------------------------+------+------+-------+------+------+-------+
¦Реальные располагаемые  денежные  доходы¦114,6 ¦107,7 ¦ 104,3 ¦ 98,2 ¦100,9 ¦ 102,5 ¦
¦населения                               ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦
+----------------------------------------+------+------+-------+------+------+-------+
¦Оборот розничной торговли               ¦109,2 ¦102,7 ¦ 101,7 ¦101,5 ¦102,3 ¦ 102,8 ¦
+----------------------------------------+------+------+-------+------+------+-------+
¦Объем платных услуг населению           ¦105,8 ¦108,1 ¦ 100,2 ¦101,6 ¦103,6 ¦ 103,8 ¦
+----------------------------------------+------+------+-------+------+------+-------+

--------------------------------
<*> - 2008 год оценка Министерства экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия

В 2010 г. ожидается сокращение объемов ВРП на 2,2%, снижение темпов производства по промышленной продукции на 0,3% по сравнению с 2009 годом. По производству сельскохозяйственной продукции прогнозируется рост на - 4,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Среднегодовой рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2009-2012 годы составит 18,1%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Калмыкия в 2010 г. прогнозируются на уровне 98,2%.
Рост объема платных услуг и оборота розничной торговли за 2009-2012 годы составит 2,3% и 2,1% в среднем за год соответственно.
В прогнозируемом периоде ожидается увеличение удельного веса таких видов экономической деятельности как "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - с 2,9% в 2007 году до 6,2% в 2012 г., "Строительство" - с 5,4% до 7,9% .

Таблица 3

СТРУКТУРА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, %

+-------------------------------------+------+---------------+-----------------------+
¦                                     ¦отчет ¦    оценка     ¦        прогноз        ¦
¦      По хозяйственным отраслям      +------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦                                     ¦ 2007 ¦ 2008  ¦ 2009  ¦ 2010  ¦ 2011  ¦ 2012  ¦
¦                                     ¦  г.  ¦  г.   ¦  г.   ¦  г.   ¦  г.   ¦  г.   ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦                 ВРП                 ¦100,0 ¦100,0  ¦100,0  ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦-   Сельское   хозяйство,   охота   и¦ 30,6 ¦ 32,2  ¦ 29,8  ¦ 28,4  ¦ 28,8  ¦  28,8 ¦
¦лесное хозяйство;                    ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Рыболовство, рыбоводство;          ¦  0,04¦  0,05 ¦  0,05 ¦  0,05 ¦  0,05 ¦  0,06 ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Добыча полезных ископаемых;        ¦  3,3 ¦  2,4  ¦  2,9  ¦  3,0  ¦  2,9  ¦  2,9  ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Обрабатывающие производства;       ¦  1,8 ¦  1,6  ¦  1,9  ¦  2,0  ¦  1,9  ¦  1,9  ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦-   Производство   и    распределение¦  2,9 ¦  2,3  ¦  2,6  ¦  3,6  ¦  5,0  ¦  6,2  ¦
¦электроэнергии, газа и воды;         ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Строительство;                     ¦  5,4 ¦  5,3  ¦  6,5  ¦  8,1  ¦  7,9  ¦  7,9  ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦-  Оптовая  и   розничная   торговля;¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦ремонт   автотранспортных    средств,¦  8,2 ¦  8,0  ¦  8,0  ¦  7,9  ¦  7,5  ¦  7,2  ¦
¦мотоциклов,   бытовых    изделий    и¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предметов личного пользования;       ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Гостиницы и рестораны;             ¦  0,6 ¦  0,6  ¦  0,6  ¦  0,6  ¦  0,6  ¦  0,6  ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Транспорт и связь;                 ¦  8,3 ¦  8,4  ¦  8,4  ¦  8,1  ¦  8,0  ¦  7,8  ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Финансовая деятельность;           ¦  0,05¦  0,05 ¦  0,05 ¦  0,05 ¦  0,05 ¦  0,05 ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Операции с  недвижимым  имуществом,¦  5,1 ¦  5,1  ¦  5,1  ¦  5,0  ¦  4,9  ¦  4,8  ¦
¦аренда и предоставление услуг;       ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦-   Государственное   управление    и¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦обеспечение   военной   безопасности;¦ 16,5 ¦ 16,5  ¦ 16,6  ¦  16,1 ¦  15,8 ¦ 15,5  ¦
¦обязательное               социальное¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦обеспечение;                         ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Образование;                       ¦  8,1 ¦  8,2  ¦  8,2  ¦  8,0  ¦  7,8  ¦  7,7  ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Здравоохранение   и  предоставление¦  7,8 ¦  7,8  ¦  7,8  ¦  7,6  ¦  7,5  ¦  7,3  ¦
¦социальных услуг;                    ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- Предоставление               прочих¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦коммунальных,      социальных       и¦  1,5 ¦  1,5  ¦  1,5  ¦  1,4  ¦  1,4  ¦  1,4  ¦
¦персональных услуг.                  ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+

Увеличение удельных весов по указанным видам экономической деятельности обусловливается празднованием 400-летия добровольного вхождения Калмыцкого народа в состав Российского государства, так и реализацией на территории республики инвестиционных проектов по развитию альтернативных источников энергии. На сегодняшний день в Республике Калмыкия реализуется инвестиционный проект строительства ветряной электростанции (ВЭС) суммарной мощностью 150 МВт. Осуществление данного проекта позволит покрыть потребности, которые возникнут в перспективе в случае реализации крупных инвестиционных проектов на территории республики.

Промышленность

Промышленное производство Республики Калмыкия представлено предприятиями следующих разделов Общероссийской классификации видов экономической деятельности: раздел С "Добыча полезных ископаемых"; раздел D "Обрабатывающие производства"; раздел E "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
Индекс промышленного производства (агрегированный индекс производства) за 2008 год составил 89,3%. В 2009 году ожидаемое значение данного показателя составит 101,90%.
Общий объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг промышленности за 2008 год составил 2 млрд. 670 млн. рублей, по оценке в 2009 году составит 2 млрд. 999 млн. рублей.
В структуре промышленного производства в 2008 году преобладает производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 43%, обрабатывающие производства - 32%, добыча полезных ископаемых - 25%.

Добыча полезных ископаемых

Индекс производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в 2008 году составил 85,10%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг - 675,6 млн. рублей. В 2009 году данный показатель по оценке составит 791,7 млн. рублей.
Индекс производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в 2010 году по прогнозу составит 97,93%, что связано с уменьшением уровня добычи нефти, обусловленное естественным "старением" и ухудшением технического состояния скважин, выработанностью разрабатываемых месторождений (более 80%). В 2011 - 2012 г.г. данный показатель составит 98,07% и 98,35% соответственно.
В 2008 году добыто 157,05 тыс. тонн нефти, что составляет 83,7% к уровню добычи 2007 года. В 2009 году по оценке ожидается добыть 185 тыс. тонн, или 117,8% к уровню 2008 года. Ожидаемый рост добычи в текущем году связан с восстановлением ряда приостановленных в 2007 году лицензий у ОАО "Калмнефть" и восстановлением введенных в консервацию по решению арбитражного суда скважин у ЗАО НК "Калмистерн".
Добыча нефти в 2010 году прогнозируется ниже уровня 2009 года в объеме 180,0 тыс. тонн (97,3% к уровню 2009 года), в 2012 г. - 170,0 тыс.тонн или 91,9% к уровню 2009 года.
В последние годы нефтегазодобывающая отрасль экономики Республики Калмыкия имела характерные признаки стагнации и кризиса.
К числу неблагоприятных факторов, сдерживающих развитие отрасли, следует отнести:
- сосредоточенность ресурсов в средних и мелких трудноизвлекаемых месторождениях. Разведанность составляет 2,3% от начальных суммарных ресурсов;
- высокую долю износа основных фондов;
- дефицит инвестиционных ресурсов.
Для стабилизации и наращивания добычи нефти и газа с имеющихся месторождений предполагается реализация следующих мероприятий:
1. По эксплуатационному фонду скважин:
- уменьшение фонда бездействующих и простаивающих скважин до 10%;
- проведение методов интенсификации (стимулирования) производительности скважин.
2. Для увеличения КИН (коэффициента извлечения нефти) будут использованы новые методы увеличения нефтеотдачи: гидродинамических, термических, газо-химических.
3. Расширение эксплуатационного и поисково-разведочного бурения;
4. Начало освоения новых месторождений.
В 2008 году добыча газа составила 76,1 млн. куб.м., по оценке в 2009 году показатель составит - 73,0 млн. куб.м. В 2010 году добыча газа прогнозируется в объеме 74,0 млн. куб.м., к 2012 году она составит 80 млн. куб.м.
Основными потребителями природного газа являются коммунально-бытовые предприятия и население.
По добыче и транспортировке газа в прогнозируемом периоде предусматривается реализация мероприятий, направленных на техническое перевооружение производственных объектов, совершенствование структуры газопотребления и рациональное использование, а также на освоение новых месторождений, разведку перспективных нефтегазовых участков. Кроме того, будут сосредоточены усилия на решении следующих задач:
- рациональное использование разведанных запасов газа, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы отрасли;
- ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче и транспортировке газа.
Реализация данных мероприятий, а также достаточный объем геолого-разведочных работ позволит стабилизировать и обеспечить небольшой прирост добычи газа.

Обрабатывающие производства

В Республике Калмыкия индекс физического объема промышленного производства обрабатывающих предприятий за 2008 год составил 99,0% к соответствующему периоду 2007 года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий и организаций Республики Калмыкия составил 866,4 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в структуре отгруженных товаров собственного производства приходится на производство кокса, нефтепродуктов - 31,8%, производство пищевых продуктов - 26,2%, на производство прочих неметаллических изделий - 12,7%, на целлюлозно-бумажное производство и издательскую и полиграфическую деятельность - 12,6%.
По оценке в 2009 году объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств составит 870,67 млн. руб., индекс производства - 102,96%.
Производство по виду деятельности "Обрабатывающие производства" в 2010 году останется на уровне 2009 года, прогнозное значение индекса промышленного производства составит 100,0%. В 2011-2012 г.г. планируется увеличение производства до 101,1% и 101,3% соответственно.
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака прогнозируется с равномерным приростом объемов на 1,7-1,8% до 2012 года.
Указанное увеличение производства предусматривается обеспечить за счет максимальной переработки производимого в республике сырья, освоения новых видов продукции, совершенствования маркетинга. В результате реализации мероприятий "Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Калмыкия на 2008-2012 годы" в части животноводства увеличится производство мяса и мясопродуктов.
В текстильном и швейном производстве объем отгруженных товаров собственного производства в 2009 году по оценке составит 58,8 млн. руб., индекс производства - 105,3%. В 2010 году прирост производства составит лишь 0,5%, в прогнозируемом периоде 1,1% ежегодно.
Индекс производства неметаллических минеральных продуктов в 2009 году по оценке составит 100,3%. В 2010 году индекс производства по прогнозу составит 100,5%. Такое небольшое увеличение обусловлено снижением внутреннего спроса на строительные материалы. В 2011-2012 г.г. показатель составит 100,9% и 101,1% соответственно.
В последние годы наблюдается постепенное снижение выпуска деревянных строительных конструкций и столярных изделий, вытесняемых аналогичными изделиями из металлопластика, которые пользуются возрастающим спросом у населения и строительных организаций. В связи с чем индекс производства в обработке древесины и изделий из дерева в 2009-2010 годах прогнозируется на уровне 70,0%. В 2012 году показатель достигнет 100,0%.
Снижение цены на нефть в отчетном периоде повлияло на показатели производства нефтепродуктов. В 2009 году объем отгруженной продукции по оценке составит 234,78 млн.руб., что ниже показателя 2008 года на 41,0 млн.руб. В 2012 году планируется небольшой рост производства до 283,02 млн.руб.
В целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности прирост объемов производства в 2010 году составит 1,6%, 2011 году - 0,9%, 2012 году - 1,1%. Увеличение объемов производства будет обеспечено двумя основными предприятиями: ООО "Дигель", осуществляющим производство гофрокартона и гофротары, и ЗАОр НПП "Джангар", осуществляющим полиграфическую деятельность.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

В объеме промышленного производства республики на долю производства и распределения электроэнергии, газа и воды приходится 43,0%. Производством и распределением электроэнергии, газа и воды занимается около 60 предприятий с численностью занятых около 3,9 тыс.человек.
Республика Калмыкия не имеет собственных генерирующих мощностей.
В 2008 году индекс производства по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" составил 93,9%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по данному виду деятельности (в действующих ценах) - 1128,0 млн. рублей.
В 2009 году индекс производства ожидается - 94,0%, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - 1337,06 млн. рублей.
В 2010-2012 г.г. прирост объемов производства составит 12% ежегодно.
Рост объемов производства электроэнергии связан с вводом в эксплуатацию в 2010-2011 г.г. первой очереди парка ветряных электростанций в рамках реализации инвестиционного проекта "Развитие энергетического комплекса Республики Калмыкия" (производство электроэнергии планируется в 2010 году- 7,36 млн.кВт.ч., в 2011 - 108,54 млн. кВт.ч., в 2012 - 292,5 млн. кВт.ч.).
При разработке показателей промышленности на прогнозируемую перспективу учитывалось влияние как позитивных, так и негативных факторов. В качестве позитивных факторов роста рассматривались диверсификация производства, расширение спроса, ввод новых мощностей, а также возможности использования незадействованных производственных мощностей.
В качестве негативных факторов - отсталая технологическая база, высокая степень физического и морального износа основных производственных фондов, низкий уровень загрузки производственных мощностей, рост цен на продукцию естественных монополий.

Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики Республики Калмыкия, в котором занято 25% от общей численности занятых в экономике, задействована десятая часть основных производственных фондов и создается около 30% валового регионального продукта.

]]>
В 2010 году бюджетные средства в структуре инвестиций запланированы в сумме 3489,99 млн.рублей (43,8% от общего объема инвестиций), в том числе 482,93 млн.рублей средства республиканского бюджета, которые планируется направить на погашение кредиторской задолженность республиканского бюджета 2007-2008 г.г. (33,5 млн. рублей), завершение строительства объектов, включенных в План, на софинансирование федеральных целевых программ и строительство подстанции "Песчаная".

Финансы

Сводный финансовый баланс Республики Калмыкия на 2010-2012 годы рассчитан по основному бюджетному варианту.
Доходы. При расчете прогнозных показателей доходной части сводного финансового баланса Республики Калмыкия были учтены основные показатели прогноза показателей инфляции до 2012 года, индексов-дефляторов по отраслям экономики, основные направления бюджетной и на-логовой политики республики, с учетом основных изменений бюджетного и налогового законодательства.
Доходная часть сводного финансового баланса в 2010 г. составит 16969,70 млн.руб. увеличившись к оценке 2009 года на 6,1%., в 2012 году доходная часть составит 20906,64 млн. руб. увеличившись к 2011 году на 10,2%.
При расчете доходной части сводного баланса учитывалась прибыль прибыльных организаций Республики Калмыкия предоставляющие свою отчетность о финансовой деятельности в органы Госстатистики.
По оценке 2009 г. сумма по налогам на прибыль в 2010 г. и 2012 г. составит - 1254,83 млн. руб. и 1404,09 млн. руб., увеличившись соответственно на 5,2% и 5,6% к предыдущему году.
При расчете налога на прибыль организаций применялись данные представленные органами Госстатистики без учета зарегистрированных на территории Республики Калмыкия предприятия осуществляющие инвестиции в экономику Республики Калмыкия и перечисляющие налог на прибыль организаций в бюджет Республики Калмыкия.
По оценке 2009 года ожидается уменьшение размера отрицательного сальдо прибылей и убытков произошедшее за счет роста размера прибыли по разделу G (ОКВЭД) "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", так объем прибыли полученный по данному разделу ОКВЭД за январь-август составил 86,887 млн. или 566,8% к аналогичному периоду 2008 году. Данная ситуация сложилась в связи реализацией сырой нефти Управляющей компанией "Калмнефть".
Поступления налога на прибыль организаций по оценке 2009 г. составят 39,33 млн. руб., прогнозируется увеличение данного показателя в 2010 г. на 11,0%, что связано с увеличением прибыли прибыльных предприятий Республики Калмыкия.
За 2009 г. поступления НДФЛ в бюджет территории составят 1152,83 млн.руб., что на 2,4% больше уровня предыдущего года (1125,46 млн. руб.).
По оценке 2009 г. поступления НДФЛ в 2010 г. и 2012 г. составят 1211,16 млн.руб. и 1337,12 млн. руб., увеличившись соответственно на 5,0% и 4,4% к предыдущему году. Увеличение налоговых поступлений основано на сохранении за последние годы темпов роста среднемесячной заработной платы, связанных с реализацией на территории Республики Калмыкия приоритетных национальных проектов, а также осуществлением мер по повышению минимальных государственных гарантий по оплате труда.
По налогу на добавленную стоимость в 2009 г. наблюдается рост поступлений по отношению к 2008 г. на 56,7%, по прогнозу 2010 г. поступления от данного вида налогов составят 439,32 млн. руб. или 110,5% по отношению к 2009 г., в 2012 г. прогнозируется увеличение поступлений по отношению к 2011 г. на 20,4% (663,56 млн. руб.).
При расчете поступлений акцизов учитывались данные о производстве спирта и алкогольной продукции, а также прогнозные суммы акцизов подлежащих распределению в консолидированные бюджеты Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", устанавливаются новые нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Согласно приложению № 2 проекта федерального закона нормативы распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию составят 0,1857% (ранее - 0,1603%) и приложению № 3 нормативы распределения доходов от акцизов на топливную продукцию составят 0,3402% (ранее - 0,1587%).
По оценке 2009 г. сумма акцизов составит 289,33 млн.руб., что на 33,0% больше суммы поступлений в 2008 г. Прогнозируется дальнейшее увеличение сбора акцизов на 183,7% в 2010 г., на 6,5% в 2011 г. и на 17,2% в 2012 г. по отношению к предыдущему году.
При расчете прогнозных объемов налогов на совокупный доход на период до 2012 г. учитывалось возможное увеличение количества индивидуальных предпринимателей (реализация республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы"), а также организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога. По оценке 2009 года сумма поступлений в 2010 г. и 2012 г. составит - 198,49 млн. руб. и 208,54 млн. руб., увеличившись соответственно на 1,1% и 3,0% к предыдущему году.
Прогнозируемые объемы по налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций рассчитывались с учетом сохранения стабильной динамики поступлений платежей в бюджет. На сокращение объемов поступлений налога на игорный бизнес повлияло изменение в налоговом законодательстве, введенное с 2007 г. В связи с переходом налогоплательщиков с арендной платы на уплату земельного налога, сохранится положительная динамика поступлений. Ожидаемое поступление данного вида налога в консолидированный бюджет республики в 2009 г. составит 356,26 млн. руб., что на 3,0% больше поступлений налога на имущество 2008 г. По отношению к 2009 году сумма поступлений в 2010 году составит 394,48 млн. руб. или 110,7%. Прогноз поступлений рассчитан с учетом вносимых изменений и дополнений в законодательство по налогу на имущество организации, также принималось во внимание предлагаемая отмена льгот по налогу с 1 января 2011 года.
Значения поступления налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в бюджет республики рассчитаны в соответствии с федеральным законом № 218-ФЗ от 22.09.2009 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно которому налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%. Кроме того, снижение объемов поступлений в 2010-2012 годах обусловлено резким падением цен на нефть с 94,4 долларов за баррель до 57 долларов за баррель в среднем за 2009 год.
Прочие налоговые доходы включают государственную пошлину и поступления по задолженности и перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Прочие налоговые доходы в 2010 г. прогнозируется в сумме 403,33 млн.руб. или 53,4% от уровня 2009 г. Сокращение прогнозируемых объемов по данной группе доходов обусловлено погашением задолженности по отмененным налогам и сборам к 2012 году.
Основными источниками формирования неналоговых доходов являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба и прочие неналоговые доходы. В 2009 году поступление неналоговых доходов ожидается в сумме 512,83 млн. руб., что на 23,1% больше уровня 2008 г., По оценке 2009 года сумма поступлений в 2010 г. и 2012 г. составит - 472,32 млн. руб. и 503,02 млн. руб., уменьшившись соответственно на 7,9% и увеличившись 3,8% к предыдущему году.

Расходы

Объем расходной части баланса в 2010 г. составит 18107,29 млн. руб. и увеличится по отношению к оценке 2009 года на 3,6%, в 2012 г. возрастет на 9,3% к объему 2011 г. и составит 21694,22 млн. руб.
Расходная часть сводного финансового баланса рассчитана с максимальной мобилизацией доходных источников и политики снижения предельных размеров дефицита бюджета.
К числу приоритетных направлений при исполнении расходной части бюджета относятся расходы на социально-культурные мероприятия, которые составляют в структуре расходов 2009 г. соответственно 65,5% (по прогнозу 2010 года данные виды расходов составят соответственно 65,9%).
Основную долю в структуре расходов продолжают составлять расходы на социально-культурные мероприятия, которые сформированы с учетом необходимости структурных преобразований и рационализации расходов в бюджетной сфере. Увеличение социальных расходов будет направлено на реализацию мер по развитию и укреплению адресной социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, а также системы социального обслуживания населения.
Рост выплат социального характера обеспечил рост реальных денежных доходов населения.
В то же время, актуальным остается вопрос наполнения финансовыми средствами предприятий реального сектора экономики. Собственных финансовых ресурсов промышленных и сельскохозяйственных предприятий республики пока недостаточно для ведения расширенного воспроизводства.

Дефицит

Изменения налогового и бюджетного законодательства в значительной степени расширяют круг расходных полномочий, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления Республики Калмыкия, в связи с чем, в прогнозируемом периоде 2010-2012 г.г. складывается превышение расходов над доходами, однако размер дефицита не противоречит требованиям статьи 92.1. п.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Превышение расходной части сводного финансового баланса над его доходной частью (дефицит) в 2010 г. и 2012 г. составит - 1137,59 млн. руб. и 787,57 млн. руб. соответственно.

Развитие малого и среднего предпринимательства

По данным Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Калмыкия за 2008 год количество малых предприятий составило 559 ед., в 2007 году - 466 ед.
В прогнозируемом периоде ожидается увеличение числа малых предприятий с 559 ед. в 2008 году до 690 ед. в 2012 году, что обусловливается общероссийской ситуацией в экономике и текущими изменениями законодательства в сфере регулирования малого бизнеса, принимаемыми на федеральном и региональном уровнях. При этом учитываются рост масштабов и повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса, устранение административных барьеров.
Увеличение количества зарегистрированных малых предприятий в прогнозном периоде будет сопровождаться ростом среднесписочной численности занятых на данных предприятиях. Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) малых предприятий в 2008 году составила 5964 человек. В 2007 году данный показатель по малым предприятиям составлял 3164 человека. По оценке в 2009 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составит 6250 чел., к 2012 году увеличится до 7300 чел. или 122,4% к показателю 2008 года.
Наиболее привлекательной сферой деятельности для субъектов малого предпринимательства будет, исходя из складывающейся в республике тенденции, оптовая и розничная торговля. Эффективным и перспективным в Республике Калмыкия является малое предпринимательство в сфере строительства, которое занимает второе место по обороту по всем малым предприятиям - 32,3% от общего оборота. Учитывая высокие темпы строительства в республике, эта отрасль является привлекательной и перспективной в среднесрочном периоде для развития малого предпринимательства.
Текущая тенденция роста производства как в экономике региона в целом, так и в сфере малого предпринимательства способствует увеличению оборота малых предприятий. По итогам 2008 года оборот малых предприятий республики составил 3948,63 млн. рублей.
По оценке 2009 года оборот малых предприятий составит 4250,25 млн. руб., индекс производства - 95,76%. Значительную долю оборота малых предприятий обеспечат предприятия, занятые в оптовой и розничной торговле (1540,32 млн. рублей), в строительной индустрии (1345,5 млн. рублей), в сфере обрабатывающих производств (750,5 млн. рублей). К 2012 году оборот малых предприятий увеличится по сравнению с 2008 г. на 155,7% и составит 6150,95 млн. рублей.
В результате дальнейшей реализации мер по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в сфере обрабатывающих производств прогнозируется увеличение количества малых предприятий в данной сфере (до 67 единиц к 2012 году), а также рост объемов производства, который позволит к 2012 году увеличить оборот малых предприятий в сфере обрабатывающих производств до 1250,0 млн. рублей.
Незначительный оценочный рост таких показателей развития малого предпринимательства как количество малых предприятий, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым предприятиям и оборот малых предприятий по итогам 2009 года прогнозируется исходя из оценки негативного влияния финансово-экономического кризиса, снижения потребительского и производственного спроса, увеличения стоимости привлечения заемных финансовых средств. В целом, в 2010-2012 годах прогнозируется постепенное увеличение положительной динамики основных показателей развития малого предпринимательства.
Факторами, обеспечивающими возможности развития малого предпринимательства в Республике Калмыкия на период до 2012 года, будут возрастающий личный потребительский спрос населения на товары, работы, услуги и усиливающиеся потребности крупных и средних предприятий различных видов экономической деятельности, государственных и муниципальных органов власти. Продолжится опережающий рост производства товаров, работ и услуг собственными силами малых предприятий (по сравнению с продажей товаров несобственного производства).
Достижение предусмотренных прогнозом параметров роста малого предпринимательства будет обеспечиваться за счет повышения конкурентоспособности субъектов малого бизнеса, увеличения доли прибыльных малых предприятий, усиления государственной поддержки малого предпринимательства с использованием средств федерального и республиканского бюджетов, повышения объемов и качества работы организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, развития нормативно-правовой поддержки, а также степени выполнения мероприятий республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы".
Программой предусматривается реализация следующих мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка муниципальных (межмуниципальных) программ развития малого и среднего предпринимательства, поддержка начинающих и молодых предпринимателей, повышение доступности предпринимателей к образовательным программам, информационно-аналитическое обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
Реализация данной программы создаст благоприятные условия для комплексного развития малого предпринимательства в Республике Калмыкия.

Развитие межрегиональных связей

Внешнеторговый оборот, совершенный участниками ВЭД Республики Калмыкия в 2008 году, составил 126,1 млн. долл., что на 23,5 млн. долл. выше объемов 2007 года. Во внешней торговле участников ВЭД республики сложилось положительное торговое сальдо, его абсолютная величина за 2008 год составила "14,3 млн. долл.". Динамика внешней торговли Республики Калмыкия за 2004-2008 года представлена в таблице 8.

Таблица 8

ДИНАМИКА
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ЗА 2004-2008 Г.Г., ТЫС. ДОЛЛ.

+------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦    Показатели    ¦  2004 г.  ¦  2005 г.  ¦  2006 г.  ¦  2007 г.<*>¦  2008 г.  ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦Экспорт           ¦   26 706  ¦   20 458  ¦   3 701   ¦   63 035   ¦  70 172   ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦Импорт            ¦   16 051  ¦   15 177  ¦   17 795  ¦   39 525   ¦  55 901   ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦Внешнеторговый    ¦   42 757  ¦   35 635  ¦   21 496  ¦  102 560   ¦  126 073  ¦
¦оборот            ¦           ¦           ¦           ¦            ¦           ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦Сальдо            ¦   10 655  ¦   5 281   ¦- 14 094   ¦   23 510   ¦  14 271   ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+

Источник: по данным Южного таможенного управления ФТС Российской Федерации

--------------------------------
* показатели за 2006 г. рассчитаны на основе данных только Южного таможенного управления ФТС РФ (показатели 2007-2008 годов рассчитаны по новой методике статистики в ВТД на основе данных по всем таможенным управлениям РФ)

Внешнеторговые операции в 2008 году осуществляли 44 участников внешнеэкономической деятельности. Около 2/3 товарооборота республики приходится на страны дальнего зарубежья.
Стоимостной объем экспорта республики в 2008 году оценивается в 70,2 млн. долл., который увеличился относительно 2007 года на 11,3%. 96,5% стоимостных объемов экспорта ориентированы на страны дальнего зарубежья. Объемы экспорта в эти страны выросли по сравнению с 2007 годом на 5,2 млн. долл. В страны СНГ вывезено товаров на 2,4 млн. долл. и это на 1,9 млн. долл. больше, чем в 2007 году.
Объемы импорта за 2008 год составили 55,9 млн. долл., что в 1,4 раза больше объемов 2007 года. На долю стран дальнего зарубежья в импортной торговле пришлось 28,1% или 15,7 млн. долл. Соответственно, доля стран СНГ достигла 71,9% (40,2 млн. долл.).
В 2008 г. в товарной структуре экспорта преобладали драгоценные камни, подпадающие в категорию прочих отраслей промышленности. В 2008 году экспорт драгоценных камней составил 59,9 млн. долл. На следующем месте позиционируется металлы и изделия из них со стоимостными объемами в 6,5 млн. долл. Помимо указанных выше продукции к конкурентоспособным товарам на внешних рынках относится минеральная продукция. Экспорт минеральных продуктов в 2008 году составил 3,3 млн. долл. В незначительных объемах вывозились химическая продукция (180 тыс. долл.) и продукция легкой промышленности, представленная текстилем и текстильными изделиями (167,5 тыс. долл.).
В товарной структуре импорта в 2008 г. наибольший удельный вес приходился на продукцию машиностроения и продовольственные товары и сырье для их производства, импорт которых составил 27,9 млн. долл. и 17,2 млн. долл. соответственно. Кроме этого осуществлялись импортные поставки продукции химической отрасли на 1,2 млн. долл.
В 2008 году Республика Калмыкия осуществляла экспортно-импортные операции с партнерами из 33 стран мира. Основные страны-партнеры в экспорте: Бельгия, ОАЭ, Гонконг, Турция, США. Основные страны-партнеры в импорте: Украина, Чехия, Бельгия, Франция, Киргизия, Германия.
Учитывая данные статистики внешней торговли за I полугодие 2009 года, в текущем году прогнозируется резкое снижение экспортных потоков, в связи с прекращением экспорта драгоценных камней, подпадающих в категорию прочих отраслей промышленности, в дальнее зарубежье. Кроме этого мировой финансово-экономический кризис негативно повлиял на экспорт металлов и изделий из них, который в 2009 году оценивается в 0,01 млн. долл. США.
Наиболее конкурентоспособными товарами на внешних рынках остаются минеральные продукты. Экспорт данной категории товаров в 2009 году прогнозируется на уровне 3,4 млн. долл., а к 2012 году планируется достичь показателя в сумме 3,69 млн. долл., учитывая прогнозируемый рост добывающей промышленности и мировых цен на нефть в 2010-2012 г/г.
Помимо экспорта топливно-энергетических ресурсов, Республика Калмыкия способна увеличить экспорт машиностроительной продукции и текстиля и текстильной продукции (в основном шерсть). Рост производства в данных сферах позволит к 2012 году увеличить экспорт данных товаров по умеренно оптимистичному сценарию до 0,43 млн. долл. и 0,24 млн. долл. соответственно.
Остальные группы товаров имеют незначительные показатели в экспорте Республики Калмыкия, но они также имеют тенденцию на увеличение стоимостных объемов, ввиду роста производства в различных отраслях региона. Стоимостные объемы экспорта по всем категориям товаров к 2012 году составят 4,93 млн. долл. по умеренно оптимистичному сценарию (в т.ч. 1,71 млн. долл. в страны дальнего зарубежья и 3,23 млн. долл. в страны СНГ).
Незначительные показатели экспорта объясняются текущими тенденциями в мировой экономике и отсутствием предпосылок в период до 2012 года резко увеличить объемы добычи топливно-энергетической продукции и соответственно доли экспорта в ней. А также отсутствием крупных производственных мощностей в обрабатывающей промышленности региона, способных значительно увеличить долю обрабатывающей промышленности в экспорте и изменить структуру экспорта в прогнозируемом периоде.
Что касается импорта Республики Калмыкия, то в прогнозируемый период намечается кардинальное изменение его географической и товарной структуры, ввиду значительного увеличения инвестиций в основной капитал за счет иностранных капиталовложений. Рост иностранных инвестиций связан с реализацией на территории Республики Калмыкия крупного инвестиционного проекта "Строительство ветряных электростанций мощностью 150 МВт". В связи с реализацией данного проекта в период с 2010 по 2012 г/г. в республику будет ввезено ветрогенерирующее оборудование на сумму 254,39 млн. долл. (с учетом изменения курса доллара).
Помимо машин, оборудования и транспортных средств из стран дальнего зарубежья импортируется продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, а также продукция химической промышленности. В связи с ростом денежных доходов населения и соответственно платежеспособного спроса, а также ростом оборота розничной торговли (большинство указанных товаров поступает в розничную торговлю), то к 2012 году импорт данных товаров из дальнего зарубежья в своем стоимостном выражении достигнет 2,52 млн. долл. и 1,5 млн. долл. соответственно.
Следует отметить, что в 2009 году прогнозируется резкое снижение импорта текстиля, текстильных изделий и обуви из стран дальнего зарубежья, который составит 0,97 млн. долл. Данная ситуация объясняется переориентацией спроса импортеров указанных товаров на страны СНГ, а также импортозамещением отечественными товарами данного вида продукции.
Импорт из стран СНГ представлен продовольственными товарами, а также машиностроительной продукцией. В 2009 году прогнозируется снижение импорта продовольственных товаров из стран СНГ до 11,99 млн. долл., что обусловлено ситуацией сложившиеся в I полугодии 2009 года.
Однако, ввиду роста оборота розничной торговли, денежных доходов населения и платежеспособного спроса в Республике Калмыкия, будет наблюдаться увеличение абсолютных показателей импорта данной продукции в 2010-2012 г/г. Под влиянием этих факторов стоимостные объемы импорта продовольственных товаров и стран СНГ составят 16,54 млн. долл.
Кроме того, учитывая данные статистики внешней торговли за I полугодие 2009 года, в текущем году прогнозируется снижение импорта машиностроительной продукции из стран СНГ и в абсолютных показателях он составит 7,6 млн. долл. К 2012 году импорт данной продукции составит 9,12 млн. долл.
Так в географической структуре импорта акцент переместится на страны дальнего зарубежья, а в товарной структуре преобладающей статьей импорта станет "Машины, оборудование и транспортные средства". Общий объем импорта к 2012 году составит 129,47 млн. долл. (в т.ч. 100,6 млн. долл. из стран дальнего зарубежья и 28,87 млн. долл. из стран СНГ).
Внешнеторговый оборот Республики Калмыкия к 2012 году составит 134,4 млн. долл. Во внешней торговле участников ВЭД республики к 2012 году сложится отрицательное торговое сальдо, его абсолютная величина составит "- 124,54 млн. долл.".

Оценка экологической ситуации

К основным источникам загрязнения атмосферы в республике относятся предприятия, осуществляющие транспортировку по трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки, бытовые котельные и топливно-энергетический комплекс.
По статистическим данным выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников в 2008 году в целом по республике составили 4,27 тыс. тонн, что меньше на 23,0% уровня соответствующего периода прошлого года. В 2009 году по оценке данный показатель составит 5,8 тыс. тонн. Объемы выбросов вредных веществ в атмосферу в 2010-2012 г.г. составят 5,9 тыс.т., 6,0 тыс.т. и 6,2 тыс.т. соответственно. Незначительный рост выбросов загрязняющих веществ обусловлен увеличением санкционированных и стихийных свалок отходов производства и потребления.
В Республике Калмыкия имеется 189 водохозяйственных объектов, из них 165 водохранилищ и прудов, 9 защитных противопаводковых сооружений, 15 озер, имеющих хозяйственное значение.
В 2008 году показатель сброса сточных вод в поверхностные водные объекты составил 38,51 млн. м3 , в 2009 году по оценке объем сброса увеличится до 40 млн. м3, к 2012 г. - 44 млн.м3.
Обеспечение республики доброкачественной питьевой водой является одной из первоочередных социально-значимых проблем.
На территории Республики Калмыкия эксплуатируется 59 источников централизованного водоснабжения, 55 водопроводов и 157 децентрализованных источников водоснабжения.
Объем водопотребления в 2008 году составил 368,45 млн. м3. По оценочным данным объем водопотребления в 2009 году составит 330 млн. м3, к 2012 году - 440,00 млн. м3. Основной причиной увеличения общего объема водопотребления являются увеличение площади орошаемых земель и улучшение демографической ситуации.
В 2008 году направленные на охрану окружающей среды и рациональное природопользование природных ресурсов инвестиции в основной капитал составили 125,0 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 122,0 млн. руб., республиканского бюджета - 3,0 млн. руб. В 2009 году по оценке значение показателя составит 52 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 40 млн. руб., республиканского бюджета - 12 млн. руб. Прогнозные значения показателя в 2010 г. составят 66 млн. руб. (федеральный бюджет - 45 млн. руб., республиканский бюджет - 21 млн. руб.), в 2011 г. - 53 млн. руб. (федеральный бюджет - 40 млн. руб., республиканский бюджет - 13 млн. руб.), в 2012 г. - 50 млн. руб. (федеральный бюджет - 40 млн. руб., республиканский бюджет - 10 млн. руб.).
В прогнозируемом периоде запланированы следующие мероприятия по охране природы:
- проведение государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) объектов регионального уровня на территории республики;
- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Калмыкии и осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе.




Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru