Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 октября 2009 г. № 1097н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 4 СЕНТЯБРЯ 2009 Г. № 474/02 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА ДОБЫВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА,
ЗАНЕСЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Приказа Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 4 сентября 2009 г. № 474/02 "Об утверждении административного регламента Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по выдаче разрешений на добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 18.07.2009 № 175-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 14.03.2009 № 32-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 14.03.2009 № 32-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 17.07.2009 № 164-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 № 158 "О Красной книге Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 № 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов" (в редакции от 22.04.2009 № 351);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 1017 "О добыче (вылове) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов";
- Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2009 № 123 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 № 1693 "Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2009 № 616);
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 13.10.2004 № 981 "О Красной книге Волгоградской области" (в редакции от 29.06.2009 № 713);
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 27.10.2006 № 1329 "О Порядке выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области" (в редакции от 25.02.2009 № 199).
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 60 указанного выше Федерального закона определено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяются законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно абзацу 15 статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится ведение Красной книги субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Согласно абзацу 3 статьи 6.1 указанного выше Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относится учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации.
Статьей 43 Федерального закона "О животном мире" определено, что добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Порядок добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, определяется настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10.1 Положения о порядке ведения Красной книги Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 13.10.2004 № 981, добывание (отлов, отстрел, мечение, вырубка, выкопка, сбор и любое другое изъятие из естественной среды) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области, за исключением объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, может производиться в исключительных случаях (в целях сохранения этих объектов, для искусственного разведения в неволе или в культуре, для воспроизводства в естественных условиях, регулирования их численности, для проведения научно-исследовательских работ, для пополнения зоопарков и питомников, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных животных и других специальных задач) по специальному разрешению, выдаваемому уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно абзацу 10 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 и абзацу 4 подпункта 2.1.6 пункта 2.1 Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 № 1693, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет в пределах своей компетенции в установленном порядке выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; осуществляет региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Таким образом, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области как орган исполнительной власти вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме Приказа.
Однако в тексте Приказа выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В пункте 5.7 Регламента определяется перечень сведений, которые должны содержаться в письменном обращении (жалобе) заявителя.
В соответствии с приведенным пунктом Регламента обращение (жалоба) в том числе должно содержать причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием); обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность; требования о признании незаконным действия (бездействия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Частью 1 статьи 3 указанного выше Федерального закона определено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, в части установления обязательных требований к письменному обращению (жалобе).
Кроме того, в тексте исследуемого Приказа выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В пункте 3.4.2 Регламента слова "не соответствует" следует заменить словами "не соответствуют".
В тексте анализируемого Приказа положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта на момент проведения юридической экспертизы не опубликован.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Приказ Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 4 сентября 2009 г. № 474/02 "Об утверждении административного регламента Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем учесть замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru