Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2008 г. № 251

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ
В АМУРСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,
НА 2009 - 2012 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Амурской области
от 15.07.2009 № 304, от 03.10.2009 № 432)

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. № 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009 - 2012 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу 1 января 2009 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области - министра финансов области В.Г.Щербину.
(п. 3 в ред. постановления Правительства Амурской области от 15.07.2009 № 304)
(см. текст в предыдущей редакции)

Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО





Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 30 октября 2008 г. № 251

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ
В АМУРСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ
ЗА РУБЕЖОМ, НА 2009 - 2012 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Амурской области
от 15.07.2009 № 304, от 03.10.2009 № 432)

ПАСПОРТ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ
ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В АМУРСКУЮ ОБЛАСТЬ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,
НА 2009 - 2012 ГОДЫ"

+------------------------+---------------------------------------+
¦Наименование программы  ¦Долгосрочная целевая программа         ¦
¦                        ¦"Оказание содействия добровольному     ¦
¦                        ¦переселению в Амурскую область         ¦
¦                        ¦соотечественников, проживающих         ¦
¦                        ¦за рубежом, на 2009 - 2012 годы"       ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Основание разработки    ¦Государственная программа по оказанию  ¦
¦программы               ¦содействия добровольному переселению   ¦
¦                        ¦в Российскую Федерацию                 ¦
¦                        ¦соотечественников, проживающих         ¦
¦                        ¦за рубежом                             ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Наименование, дата      ¦Указ Президента Российской Федерации   ¦
¦и номер нормативного    ¦от 22 июня 2006 г. № 637 "О мерах      ¦
¦правового акта          ¦по оказанию содействия добровольному   ¦
¦о разработке программы  ¦переселению в Российскую Федерацию     ¦
¦                        ¦соотечественников, проживающих         ¦
¦                        ¦за рубежом"                            ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Дата согласования       ¦Распоряжение Правительства Российской  ¦
¦проекта программы       ¦Федерации от 10 мая 2007 г. № 578-р    ¦
¦Правительством          ¦                                       ¦
¦Российской Федерации    ¦                                       ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Государственный заказчик¦Министерство внешнеэкономических       ¦
¦программы               ¦связей, труда и потребительского рынка ¦
¦                        ¦области                                ¦
¦(строка  в  ред.  постановления  Правительства  Амурской области¦
¦от 15.07.2009 № 304)    ¦                                       ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                               ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Заказчики программы     ¦Министерство внешнеэкономических       ¦
¦                        ¦связей, труда и потребительского рынка ¦
¦                        ¦области                                ¦
¦(строка  в  ред.  постановления  Правительства  Амурской области¦
¦от 15.07.2009 № 304)    ¦                                       ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                               ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Основные разработчики   ¦Министерство экономического развития,  ¦
¦программы               ¦промышленности и транспорта области,   ¦
¦                        ¦министерство внешнеэкономических       ¦
¦                        ¦связей, труда и потребительского рынка ¦
¦                        ¦области                                ¦
¦(строка  в  ред.  постановления  Правительства  Амурской области¦
¦от 15.07.2009 № 304)    ¦                                       ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                               ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Цель и задачи программы ¦Цель программы - улучшение             ¦
¦                        ¦демографической, трудовой              ¦
¦                        ¦и миграционной ситуации в области      ¦
¦                        ¦посредством оказания содействия        ¦
¦                        ¦добровольному переселению в область    ¦
¦                        ¦соотечественников, проживающих         ¦
¦                        ¦за рубежом. Для достижения цели        ¦
¦                        ¦необходимо решить следующие задачи:    ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦заселение территории области;          ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦увеличение притока в регион населения  ¦
¦                        ¦и трудовых ресурсов;                   ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦улучшение демографической ситуации;    ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦закрепление переселенцев в регионе     ¦
¦                        ¦и обеспечение их полноценной           ¦
¦                        ¦социально-культурной адаптации         ¦
¦                        ¦и последующей интеграции в российское  ¦
¦                        ¦общество                               ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Этапы и сроки реализации¦2009 - 2012 годы                       ¦
¦программы               ¦                                       ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Основные направления    ¦Реализация долгосрочной целевой        ¦
¦реализации программных  ¦программы переселения и оценка         ¦
¦мероприятий             ¦ее результативности:                   ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦организация работы по приему,          ¦
¦                        ¦размещению и обустройству переселенцев ¦
¦                        ¦на территориях вселения;               ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦оказание содействия адаптации          ¦
¦                        ¦и интеграции переселенцев;             ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦проведение мониторинга реализации      ¦
¦                        ¦долгосрочной целевой программы         ¦
¦                        ¦и проектов переселения;                ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦корректировка программы;               ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦освещение результатов выполнения       ¦
¦                        ¦долгосрочной целевой программы         ¦
¦                        ¦и конкретных проектов переселения      ¦
¦                        ¦в средствах массовой информации        ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Исполнители основных    ¦Администрации Тамбовского, Шимановского¦
¦мероприятий программы   ¦районов, г. Шимановск                  ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Объемы и источники      ¦Общий объем финансирования программы   ¦
¦финансирования программы¦на 2009 - 2012 годы - 215,79 млн. руб.,¦
¦                        ¦в том числе:                           ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦средства областного бюджета -          ¦
¦                        ¦3,72 млн. руб.;                        ¦
¦                        ¦средства участников программы -        ¦
¦                        ¦212,07 млн. руб.                       ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦В том числе по годам:                  ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦2009 год - 67,32 млн. руб.,            ¦
¦                        ¦в том числе:                           ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦средства областного бюджета -          ¦
¦                        ¦1,42 млн. руб.;                        ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦средства участников программы -        ¦
¦                        ¦65,90 млн. руб.                        ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦2010 год - 57,25 млн. руб.,            ¦
¦                        ¦в том числе:                           ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦средства областного бюджета -          ¦
¦                        ¦1,0 млн. руб.;                         ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦средства участников программы -        ¦
¦                        ¦56,25 млн. руб.                        ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦2011 год - 44,65 млн. руб.,            ¦
¦                        ¦в том числе:                           ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦средства областного бюджета -          ¦
¦                        ¦0,6 млн. руб.;                         ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦средства участников программы -        ¦
¦                        ¦44,05 млн. руб.                        ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦2012 год - 46,57 млн. руб.,            ¦
¦                        ¦в том числе:                           ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦средства областного бюджета -          ¦
¦                        ¦0,7 млн. руб.;                         ¦
¦                        ¦                                       ¦
¦                        ¦средства участников программы -        ¦
¦                        ¦45,87 млн. руб.                        ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Главный распорядитель   ¦Министерство внешнеэкономических       ¦
¦бюджетных средств       ¦связей, труда и потребительского рынка ¦
¦                        ¦области                                ¦
¦(строка  в  ред.  постановления  Правительства  Амурской области¦
¦от 15.07.2009 № 304)    ¦                                       ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                               ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные      ¦Переселение на территорию Амурской     ¦
¦результаты реализации   ¦области 193 участников программы       ¦
¦программы               ¦и 579 членов их семей. Планируемая     ¦
¦                        ¦численность переселенцев - 772 человека¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Организация контроля    ¦Межведомственная комиссия по реализации¦
¦за исполнением программы¦программы, общественный консультативный¦
¦                        ¦орган, Законодательное Собрание        ¦
¦                        ¦Амурской области, министерство финансов¦
¦                        ¦области. Уполномоченный орган совместно¦
¦                        ¦с органами местного самоуправления     ¦
¦                        ¦территорий вселения два раза в год     ¦
¦                        ¦проводит мониторинг реализации         ¦
¦                        ¦программы                              ¦
+------------------------+---------------------------------------+

ВВЕДЕНИЕ

Долгосрочная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009 - 2012 годы" (далее - программа) направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития области.
Демографический потенциал является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития экономики, в конечном итоге формирующим уровень благосостояния населения.
Устойчивые тенденции снижения численности населения области, в том числе в трудоспособном возрасте, его отток в западные регионы России уже сегодня существенно снижают вероятность реализации оптимистических сценариев социально-экономического развития области.
В 2005 году в демографическом развитии области наблюдались как позитивные, так и негативные тенденции. Так, по сравнению с предыдущим годом незначительно уменьшился миграционный отток из области, сократилось количество смертей и разводов. Вместе с тем снизилась рождаемость, что отразилось на динамике численности населения.
В 2005 году численность населения сократилась еще на 6,5 тыс. человек, или на 0,7%, и составила на 1 января 2006 года 881,1 тыс. человек. В 2004 году численность уменьшилась за год на 6,9 тыс. человек, или на 0,8%.
Естественная убыль населения в целом по области наблюдается с 1993 года. За это время число умерших превысило число родившихся на 40,4 тыс. человек.
За период с 1991 по 2005 год в результате миграционного обмена область потеряла 144,9 тыс. человек. За 2005 год миграционная убыль из области составила 2208 человек, что на 521 (19,1%) меньше, чем за 2004 год.
Основные потери несут северные территории области. Постоянное население северных территорий области на 1 января 2006 года составило 114,5 тыс. человек и за год уменьшилось на 0,5 тыс. человек, или на 0,4%. Большую часть численности северные города и районы потеряли в результате миграционного оттока. За 5 лет численность населения амурского Севера уменьшилась на 21,2% (30,7 тыс. человек).
Миграционные процессы, происходящие в области, тесным образом связаны с ситуацией на рынке труда, определяя величину и структуру спроса и предложения рабочей силы. Численность экономически активного населения к концу 2005 года составила 468,6 тыс. человек. В их числе 424,8 тыс. человек (90,7%) заняты в экономике области и 43,8 тыс. человек (9,3%) не имели занятия и квалифицировались как безработные.
В ближайшие 10 лет экономику области ожидают серьезные проблемы, связанные с формированием трудовых ресурсов, что вызвано дальнейшим снижением численности населения области, сокращением его трудоспособной части. В связи с этим на первый план выдвигается проблема привлечения в область квалифицированных трудовых ресурсов, которые соответствуют требованиям экономики.
Наиболее благоприятным направлением внешней миграции является привлечение в область населения республик бывшего Советского Союза, проживающего ныне в странах ближнего зарубежья, исторически родственного по менталитету, культурному восприятию, которое легко впишется в экономику и местные традиции.
Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы.
Программа - комплекс социально-экономических, организационно-административных и иных мер, осуществляемых в области на основе сочетания национальных интересов Российской Федерации и потребностей территорий вселения, определяемых проектами переселения при государственной поддержке, оказываемой в рамках государственной программы.
Принятие программы обусловлено необходимостью формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов (как внутренних, так и внешних), что позволит снизить остроту демографических и миграционных проблем за счет привлечения квалифицированной рабочей силы с учетом геополитических, экономических интересов России, а также окажет позитивное влияние на перспективы экономического развития области.
Целью программы является улучшение демографической, трудовой и миграционной ситуации в области посредством оказания содействия добровольному переселению в область соотечественников, проживающих за рубежом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
заселение территории области;
увеличение притока в регион населения и трудовых ресурсов;
улучшение демографической ситуации;
закрепление переселенцев в регионе и обеспечение их полноценной социально-культурной адаптации и последующей интеграции в российское общество.
Реализация программы будет способствовать социально-экономическому развитию области, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Социально-экономическое положение области
и перспективы ее развития

Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации и входит в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь области - 361,9 тыс. кв. км. Численность постоянного населения, из которого 65% - городское, составила на 1 января 2006 года 881,1 тыс. человек.
Большинство населения (86,8%) - русские, 6,7% составляют украинцы, 1,7% - белорусы, 0,9% - татары.
В область входят 9 городских округов и 20 муниципальных районов. В их составе 7 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 21 поселок городского типа, 599 сельских населенных пунктов.
Амурская область является приграничным регионом, протяженность границы с Китайской Народной Республикой составляет почти 1250 километров.
К особенностям природного потенциала региона следует отнести наличие:
около 38% сельскохозяйственных угодий Дальнего Востока, что позволяет при определенных экономических условиях производить зерновые культуры, сою, картофель, овощи, заниматься свиноводством, птицеводством и пчеловодством. На севере области распространены оленеводство и пушной промысел;
64% территории покрыты лесами. Сырьевой потенциал области по запасам древесины составляет около 1,9 млрд. куб. м, расчетная лесосека, пригодная для хозяйственного освоения, достигает 9,9 млн. куб. м;
потенциальных запасов минерального сырья в 400 млрд. долларов США. Основу горнодобывающей промышленности составляют добыча золота, угля и строительных материалов. При этом область богата залежами железных и титановых руд, цветных металлов, алюмосиликатного сырья, цеолитов, каолина;
значительного энергетического потенциала. На его базе функционирует Зейская ГЭС, введены в эксплуатацию 4 гидроагрегата Бурейской ГЭС;
географического положения, способствующего сохранению сервисной ориентации экономики. Здесь проходят Транссиб и БАМ, ведется строительство автомобильной дороги "Чита - Хабаровск", имеются водные и воздушные транспортные магистрали, связывающие Дальний Восток и европейскую часть России. Планируется строительство единой нефтепроводной системы по маршруту: Тайшет (Иркутская область) - Алдан (Республика Саха (Якутия) - Сковородино (Амурская область) с выходом в район г. Находка (Приморский край).
Экономика области продолжает сохранять приобретенные в последние годы положительные тенденции (приложение № 1 к программе).
Так, валовой региональный продукт в 2005 году превысил 80 млрд. рублей. За последние пять лет его суммарный объем в текущих ценах увеличился более чем в 2 раза. В 2 раза он увеличился и в расчете на одного работника, занятого в экономике области.
Основу экономики региона преимущественно формируют:
транспорт и связь, которые занимают в структуре ВРП 23,5%;
промышленность, составляющая 18%;
торговля (13,6%);
строительство (10%);
сельское хозяйство (7,7%).
Рост экономики области неразрывно связан с ростом объемов инвестиций в основной капитал, в первую очередь, определяемых строительством таких крупных объектов, как Бурейская ГЭС, федеральная дорога "Амур", и активизацией освоения месторождений полезных ископаемых.
На развитие экономики и социальной сферы области в 2005 году использовано 24,5 млрд. рублей инвестиций.
Основным источником инвестиций являются привлеченные средства (76,5%). Из собственных средств предприятий в экономику области поступило 23,5%.
В последние годы отмечается повышение активности иностранных инвесторов. Объем иностранных инвестиций с 2001 по 2005 год возрос в 470 раз и составил 95,3 млн. долларов США, или 11% объема капитальных вложений на территории области.
В 2005 году на территории области введено в действие 125,3 тыс. кв. м жилья, или 156,5% уровня, достигнутого в 2004 году, в том числе 25,6 тыс. кв. м индивидуального жилья, или 108,3% уровня 2004 года.
На начало 2006 года жилищный фонд области составил 17,7 млн. кв. м общей площади, из которых 12,3 млн. кв. м (69,5%) сосредоточено в городах, 5,4 млн. кв. м (30,5%) - в сельской местности.
Федеральные жилищные программы направлены на обеспечение жильем только отдельных категорий граждан, их эффективность низка из-за недостаточного объема финансовых ресурсов, выделяемых из федерального бюджета. В связи с ограниченной платежеспособностью населения приобретение (строительство) жилья является в настоящее время недоступным для значительной части жителей области.
Вместе с тем средняя обеспеченность общей площадью одного жителя области ежегодно возрастает и на начало 2006 года составила 20,1 кв. м.

Обеспеченность населения жильем

+---------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦               ¦ Единица ¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
¦               ¦измерения¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Ввод жилья     ¦кв. м    ¦0,132  ¦0,112  ¦0,126  ¦0,116  ¦0,090  ¦0,142  ¦
¦на 1 человека  ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦в год          ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Площадь жилья, ¦кв. м    ¦18,4   ¦18,7   ¦19,0   ¦19,6   ¦19,8   ¦20,0   ¦
¦приходящаяся   ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦в среднем      ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦на 1 жителя    ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

В области разработан и вступил в силу Закон Амурской области от 1 сентября 2005 г. № 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области". В нем установлен порядок предоставления жилья малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В целях реализации концепции развития ипотечного жилищного кредитования в области действует ОАО "Амурское ипотечное агентство". За период его работы (с 2004 года) 466 семьям выданы кредиты банков и ипотечные займы на сумму 364,6 млн. рублей, из них в 2006 году - 203 ипотечных кредита на сумму 189,0 млн. рублей.
Исполнительные органы власти области обеспечивают поддержку ОАО "Амурское ипотечное агентство" путем предоставления государственных гарантий средствами областного бюджета, в частности, в 2005 году - на сумму 35 млн. рублей, для создания первичного рынка доступного жилья. Данные средства инвестированы в долевое строительство жилых домов.
На территории области в течение 2003 - 2005 годов осуществлялась реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638.
Законом Амурской области от 3 апреля 2006 г. № 165-ОЗ утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы". Органами местного самоуправления разработаны и утверждены одноименные муниципальные целевые программы. Все вышеуказанные программы направлены на улучшение жилищных условий молодых семей на территории области. За счет внесения не менее 30% собственных средств в качестве первоначального взноса и получения кредита банков привлекаются внебюджетные средства граждан и банков в строительство и приобретение жилья. Создаются условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей и, соответственно, укрепления семейных отношений, повышения рождаемости, улучшения демографической ситуации на территории области.
В рамках подпрограммы с 2003 по 2005 год 224 молодым семьям предоставлена компенсация части стоимости жилья при рождении детей за счет бюджетов всех уровней.
Широкую поддержку исполнительных органов власти области получили программы ипотечного кредитования, переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме ОАО "Амурское ипотечное агентство", коммерческие банки предлагают собственные программы ипотечного жилищного кредитования, по которым выдают гражданам ипотечные кредиты на приобретение жилья.
На протяжении последних лет население активно принимает участие в жилищном строительстве области, вкладывая свои средства в долевое строительство. В 2005 году за счет средств населения профинансировано более 20% инвестиций, направленных в жилищное строительство.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади
жилья в разрезе городов области

+--------------------------------------------------+-------------+

]]>
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 15.07.2009 № 304)
(см. текст в предыдущей редакции)
В период нахождения участника программы в месте временного размещения участник программы и члены его семьи могут получить консультацию о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, виде на жительство либо приобретении гражданства Российской Федерации по телефонам УФМС России по Амурской области: 59-42-53, 52-67-83, 59-42-57.

4. Порядок подбора рабочих мест

Подбор рабочих мест в соответствии с профессиональной квалификацией на стадии определения территории вселения осуществляет федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, на основе данных, полученных от министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области по проектам переселения соотечественников.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 15.07.2009 № 304)
(см. текст в предыдущей редакции)
После определения конкретных территорий и рабочих мест федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, в течение 3 дней направляет в министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области запрос на подтверждение готовности к приему соотечественников (с учетом предоставления социальных услуг).
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 15.07.2009 № 304)
(см. текст в предыдущей редакции)
При получении подтверждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, готовит и передает участнику программы направление на переселение и информирует субъект Российской Федерации о дате выезда и приезда соотечественников на территорию вселения.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 03.10.2009 № 432)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае отказа работодателя от приема на работу или других рисков, предусмотренных программой, управление занятости населения области осуществляет оперативный подбор (замену) рабочих мест в соответствии с профессиональной квалификацией участника программы.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 15.07.2009 № 304)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основанием для начала работы по подбору рабочих мест является обращение участников программы в государственное учреждение центр занятости населения городов и районов.
Специалист государственного учреждения центра занятости населения (далее - центр занятости) на основании анкеты, содержащей сведения о гражданине, осуществляет подбор подходящих вариантов работы.
Подбор рабочих мест осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.
При подборе рабочих мест не допускаются:
подбор вариантов и направление участников программы на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта в данной местности;
предложение участнику программы работы, условия труда которой не соответствуют требованиям охраны труда;
предложение работы с уровнем заработной платы ниже среднеотраслевого уровня по области.

5. Порядок направления участника программы к работодателю

Уполномоченный орган в соответствии с программой направляет участника программы к работодателю.
Если предложенная вакансия по каким-либо причинам отсутствует, то участник программы обращается к специалистам центра занятости по вопросу трудоустройства.
Специалист центра занятости при наличии вариантов подходящей работы предлагает их участнику программы.
Участник программы осуществляет выбор варианта работы из предложенного перечня, при согласии получает направление на собеседование к работодателю.
Участник программы имеет право выбрать несколько вариантов подходящей работы.
Специалист центра занятости по телефону согласовывает с работодателем направление гражданина на собеседование и выдает гражданину направление.
Факт получения направления на работу подтверждается подписью участника программы в соответствующем бланке учетной документации.
Направление с отметкой работодателя о результатах собеседования представляется гражданином в центр занятости в течение 7 дней.

6. Порядок предоставления услуг по переобучению, повышению квалификации участнику программы и членам его семьи

Основанием для начала работы по предоставлению услуг в сфере занятости является обращение участника программы в центр занятости. В случае невозможности предоставления подходящей работы и необходимости профессионального переобучения либо повышения квалификации участник программы направляется к профконсультанту и (или) специалисту по профобучению.
Профконсультант выясняет квалификацию гражданина, опыт работы, какую работу или профессию (специальность) он хотел бы получить, выявляет с помощью психодиагностических методов индивидуальные наклонности, психофизиологические возможности и наиболее важные условия труда. В процессе профессионального консультирования осуществляется выбор профиля профессионального обучения либо трудовой деятельности в соответствии с перспективами трудоустройства на территории вселения.
Специалист по профобучению знакомит участника программы с возможностями профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации применительно к его пожеланиям, образовательному уровню в соответствии с рекомендациями специалиста по трудоустройству или профконсультанта. Объясняет участнику программы основные обязанности в период обучения, порядок, условия и сроки направления на профобучение, информирует о размере стипендии. С участником программы, направленным на профобучение, заключается договор.

7. Порядок жилищного обустройства по месту временного и постоянного проживания, а также условия участия участника программы в федеральных и региональных жилищных программах

Уполномоченные органы:
министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области (г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24, тел.: 22-34-00);
органы местного самоуправления муниципальных образований области (территории вселения).
1. Состояние рынка жилья на 1 июля 2006 года:
средняя цена жилья по области - 15509 рублей за 1 кв. м общей площади, из них:
в г. Благовещенск - 28000 - 32000 рублей;
в г. Шимановск - 6500 рублей.
2. Средние тарифы на жилищно-коммунальные услуги (на 1 июля 2006 года):
стоимость жилищно-коммунальных услуг в домах государственного и муниципального жилищных фондов на 1 кв. м общей площади жилья (в месяц) - 53 - 55 рублей;
аренда однокомнатной квартиры (в месяц) - от 7000 рублей.
3. Средняя цена проживания в гостинице (сутки) - 1800 рублей.
4. Условия участия участника программы в ипотечном кредитовании.
Предоставление ипотечных кредитов осуществляется ОАО "Амурское ипотечное агентство" (далее - ипотечное агентство) в рамках региональной программы развития системы ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006 - 2010 годы при строгом соблюдении стандартов.
Условия предоставления кредита:
сумма кредита - от 150000 до 3000000 рублей;
сумма кредита должна составлять не более 90% и не менее 30% стоимости приобретаемой недвижимости.

Процентная ставка:

+---------------------------+-----------------+------------------+
¦   Собственные средства    ¦От 12 до 180 мес.¦От 180 до 360 мес.¦
¦                           ¦(от 1 до 15 лет) ¦(от 15 до 30 лет) ¦
+---------------------------+-----------------+------------------+
¦От 10% до 30%              ¦13,5%            ¦14,0%             ¦
+---------------------------+-----------------+------------------+
¦От 30% до 50%              ¦12,5%            ¦13,0%             ¦
+---------------------------+-----------------+------------------+
¦От 50% до 70%              ¦11,0%            ¦12,0%             ¦
+---------------------------+-----------------+------------------+

Срок возврата кредита - от 1 года до 30 лет с возможностью досрочного погашения через 6 месяцев с момента предоставления кредита без штрафных санкций.
Целевое назначение кредита - приобретение квартиры на рынке готового жилья или долевое строительство на территории области.
Обеспечение кредита:
приобретаемое жилое помещение, на которое предоставляется ипотечный кредит, оформляется в собственность участника программы в установленном законом порядке и передается в залог (ипотеку);
страхование предмета ипотеки от утраты или повреждения;
страхование жизни и потери трудоспособности участника программы.
Страховой полис продлевается на каждый год пользования кредитом, страховой взнос снижается каждый год пропорционально снижению остатка ссудной задолженности.
Основные требования:
наличие не менее 10% денежных средств от стоимости приобретаемой недвижимости (собственные средства, субсидии бюджета либо средства работодателя);
оформленное российское гражданство (паспорт нового образца);
возраст дееспособного участника от 18 до 75 лет;
подтверждение доходов.

Порядок получения ипотечного кредита

Этап I. Получение предварительного решения

1. Заемщик обращается в ипотечное агентство по месту нахождения приобретаемого жилого помещения за получением кредита.
2. Заемщик представляет в ипотечное агентство документы, необходимые для принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) ипотечного кредита (займа) на предусмотренных для этого условиях, согласно перечню, установленному ипотечным агентством.
3. Ипотечное агентство выносит решение о возможности выдачи ипотечного кредита.

Этап II. Подбор жилого помещения

Подбор жилого помещения заемщиком или ипотечным агентством недвижимости осуществляется с учетом суммы кредита и требований к жилому помещению.

Этап III. Сбор документов для андеррайтинга предмета залога

1. Оценка подобранного жилого помещения в оценочных компаниях, согласованных с ипотечным агентством.
2. Заполнение заявления на ипотечное страхование в страховую компанию.

Этап IV. Оформление кредита

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 15.07.2009 № 304)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Заключение кредитного договора.
2. Заключение договора купли-продажи жилого помещения (при ипотеке в силу закона).
3. Заключение договора об ипотеке жилого помещения, составление закладной (при ипотеке в силу договора).
4. Заключение договоров страхования. Оплата страховой премии.
5. Первоначальный взнос - оплата продавцу разницы между стоимостью квартиры и суммой предоставляемого кредита из собственных средств заемщика.
6. Выдача кредита заемщику. Зачисление кредитных средств на счет заемщика.
7. Распоряжение заемщика о передаче кредитных средств в счет оплаты по договору купли-продажи (договору об ипотеке).
8. Государственная регистрация договора купли-продажи, договора об ипотеке жилого помещения, права собственности заемщика.
При соответствии требованиям стандартов ипотечного агентства объем выдачи ипотечных жилищных кредитов участникам Программы не ограничен.
Обеспечение жильем соотечественников на территориях вселения возможно посредством реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 15 ноября 2008 г. № 271.
Участником программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет и который имеет одного и более детей, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий, зарегистрированная по месту жительства на территории области.
Социальная выплата предоставляется участнику Программы на приобретение жилого помещения или на строительство индивидуального жилого дома и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.
Кроме того, на территории области реализуется подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями.
Право на получение социальных выплат имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
1) военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
2) граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в муниципальных образованиях на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.;
3) граждане, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур";
4) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица;
5) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами;
6) граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Механизм реализации подпрограммы предусматривает предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательство по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации путем выдачи сертификатов, удостоверяющих право граждан Российской Федерации - участников подпрограммы на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения.

8. Порядок и правила выплаты компенсации транспортных расходов участника программы

Порядок и правила выплаты компенсации транспортных расходов участника программы определены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. № 150. Выплаты осуществляет Управление ФМС России по Амурской области.

9. Порядок и правила выплаты единовременного пособия на обустройство участникам программы

Порядок и правила выплаты единовременного пособия на обустройство участникам программы определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 7. Выплаты осуществляет управление ФМС России по Амурской области.

10. Порядок и правила выплаты участникам программы и членам их семей ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности

Ежемесячное пособие назначается участникам программы и каждому члену их семьи при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, на период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем на 6 месяцев, в размере 50% прожиточного минимума, установленного в области. Порядок и правила выплаты участникам программы и членам их семей ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 8. Выплаты осуществляет Управление ФМС России по Амурской области.

11. Порядок и условия предоставления участнику программы набора услуг, входящих в компенсационный пакет

Порядок и условия предоставления услуг, входящих в компенсационный пакет, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2007 г. № 1.

11.1. Здравоохранение

Министерство здравоохранения области определяет учреждения здравоохранения для проведения первичного медицинского освидетельствования всех подлежащих учету соотечественников в целях выявления оснований, препятствующих выдаче вида на жительство, а также санитарного благополучия.
В городе Благовещенск такими учреждениями являются:
областное государственное учреждение здравоохранения "Амурский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями";
областное государственное учреждение здравоохранения "Амурский областной наркологический диспансер";
областное государственное учреждение здравоохранения "Амурский областной кожно-венерологический диспансер";
областное государственное учреждение здравоохранения "Амурский областной противотуберкулезный диспансер".
В городах и районах области - муниципальные учреждения здравоохранения в пунктах будущего проживания участников программы.
Документом, дающим основание для оказания услуг, служит свидетельство участника программы или члена его семьи установленного образца либо страховой полис, выданный на основании этого свидетельства.
Информирование о порядке выдачи страхового полиса будет проводиться при первичном приеме и постановке на учет в центр занятости городов и районов, а также информация о получении страхового полиса будет отражена в памятке переселенца.
Учреждениями здравоохранения после первичного освидетельствования переселенцев, подлежащих учету, выдаются документы (справки), подтверждающие отсутствие у участника программы или члена его семьи инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с Перечнем, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 188 (ВИЧ-инфекция, лепра, туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем, - сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид).
Проведение необходимых обследований осуществляется в соответствии с договорами в пределах финансирования программы, а также за счет личных средств соотечественников.
Согласно Федеральному закону от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, которые установлены данным Федеральным законом. В соответствии с указанным Законом при оформлении вида на жительство, регистрации, временного или постоянного проживания, оформлении гражданства Российской Федерации иностранные граждане должны иметь на руках сертификат о профилактических прививках (форма № 156/у-93, утвержденная приказом Минздрава России от 17 сентября 1993 г. № 220, выдается учреждениями здравоохранения любой формы собственности, осуществляющими работы по иммунизации населения).
Проведение профилактических прививок в рамках национального календаря прививок проводится бесплатно.

11.2. Дошкольное и общее образование

В период оформления документов, дающих право начать переезд в область, участник программы получает дополнительную памятку о порядке устройства его детей в дошкольные учреждения и учреждения общего образования. Памятка "Образование Вашего ребенка" содержит конкретное руководство действиями участника программы по устройству ребенка на конкретной территории области.
Переехав на место проживания, участник программы обращается в местный орган управления образованием. Адрес и телефоны органа управления образованием указаны в памятке. Руководитель поручает члену муниципальной рабочей группы программы переселения организовать устройство ребенка участника программы и контролировать ход устройства до момента его завершения.
В случае необходимости устройства ребенка в дошкольное учреждение участник программы пишет заявление на имя руководителя дошкольного учреждения, представляет медицинскую карту ребенка и копию свидетельства о его рождении.
Пакет документов дополняется направлением муниципального органа управления образованием, подписанным руководителем муниципального органа.
Руководитель дошкольного учреждения оформляет прием ребенка и извещает члена муниципальной рабочей группы программы переселения о своих действиях.
В случае устройства ребенка в учреждение общего образования участник программы пишет заявление на имя руководителя учреждения общего образования, представляет медицинскую карту ребенка, личное дело ученика, ведомость текущей успеваемости и копию свидетельства о его рождении (последнее - в случае устройства ребенка в первый класс).
Пакет документов дополняется направлением муниципального органа управления образованием, подписанным руководителем муниципального органа.
Руководитель учреждения общего образования оформляет прием ребенка и извещает члена муниципальной рабочей группы программы переселения о своих действиях. Одновременно руководитель учреждения извещает управляющий (либо попечительский) совет школы о том, что принят в учреждение ребенок из семьи участника программы. В дальнейшем совет контролирует ход устройства и адаптации ребенка.

11.3. Профессиональное образование

Министерство образования и науки области представляет соотечественникам информацию об учебных заведениях профессионального образования для поступления, возобновления или продолжения обучения.
Прием участников программы в учреждения профессионального образования проводится на общих основаниях в установленные сроки приема на следующий учебный год по факту подачи личного заявления гражданина на основании:
документов, удостоверяющих личность, гражданство;
документов об уровне образования (подлинники);
фотокарточек;
справки медицинского учреждения установленного образца с заключением врача о профессиональной пригодности.
В учреждениях начального профессионального образования возможна организация приема участников программы в дополнительно установленные сроки.
При необходимости поступления в профессиональные учебные заведения на основе единого государственного экзамена вопросы, связанные со сдачей экзамена и получением его результатов, решаются по письменному заявлению в индивидуальным порядке.

11.4. Социальная поддержка, предоставление государственных социальных гарантий

Первичное обращение участников программы и членов их семей для получения государственных услуг по своевременной выплате пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и других социальных выплат, предусмотренных законодательством, по оздоровлению граждан пожилого возраста, детей в областных государственных учреждениях социального обслуживания, предоставлению социальных услуг учреждениями социального обслуживания, оказанию адресной материальной и иной помощи соотечественникам осуществляется на территориях вселения.
Документы, на основании которых будут предоставлены услуги в сфере социального обеспечения:
удостоверяющие личность, с отметкой о регистрации;
свидетельство участника программы или члена его семьи установленного образца;
удостоверение о праве на получение мер социальной поддержки;
договор найма жилого помещения (для получения субсидий на компенсацию услуг по коммунальным платежам).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru