Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 января 2003 г. по делу № А79-5774/02-СК1-5049

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" г. Чебоксары к Чувашской таможне г. Чебоксары о признании недействительным постановления от 14.11.02,
при участии представителей от истца и от ответчика

установил:

открытое акционерное общество "Чебоксарский агрегатный завод" г. Чебоксары обратилось в суд с иском к ГТК РФ "Чувашская таможня" г. Чебоксары о признании недействительным постановления № 10406000-049/2/02 от 14.11.02.
В судебном заседании представитель истца иск поддержала, приведя в его обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, возражая против доводов таможенного органа, ОАО "ЧАЗ" исходит из того, что в соответствии с Порядком определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1461, основой для определения таможенной стоимости является цена сделки при продаже товара на экспорт. В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки.
В случае отсутствия сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости Порядок определяет иной метод определения таможенной стоимости, как то: таможенная стоимость определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории РФ, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.
При этом методы определения таможенной стоимости используются только в строго заданной последовательности.
Таким образом, соотношение закреплено в законе и не может произвольно изменяться таможенными органами.
Как следует из материалов проверки, срок действия контракта № 50-50/И20-01, в соответствии с которым запасные части были вывезены, на момент проверки истек; между сторонами в рамках названного контракта не возник спор о цене запасных частей либо об условиях контракта, разрешение которого могло бы повлиять на цену по контракту; цена запасных частей определена договором и спецификацией к нему и не могла быть изменена, кроме как по обоюдной договоренности сторон; вывоз товара с территории РФ разрешен. Цена сделки по названному контракту определена исходя из реальной возможности фирмы "ALPEM" приобрести товар, что не противоречит ст. 424 ГК РФ, согласно которой цена сделки определяется соглашением сторон. Таким образом, таможенную стоимость вывозимых по контракту товаров для исчисления таможенных платежей ОАО "ЧАЗ" определило исходя из цены сделки, указанной в спецификации к названному контракту, что не противоречит действующему таможенному законодательству в части определения таможенной стоимости вывозимых товаров.
При вывозе товаров с таможенной территории РФ ОАО "ЧАЗ" в рамках данного контракта ОАО "ЧАЗ" оформило 162 грузовые декларации. При этом информация, лежащая в основе расчета таможенной стоимости, ОАО "ЧАЗ" была подтверждена следующими документами: учредительными документами Общества; контрактом № 5-50/И20-01 и спецификациями к нему; счетами-фактурами на вывозимые запчасти; транспортными накладными.
Таким образом, ОАО "ЧАЗ" выполнило свои обязанности по обоснованию заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. В перечисленных выше документах содержатся все сведения, позволяющие определить таможенную стоимость вывозимого товара по основному методу, т.е. по цене сделки.
В силу ст. 15 Закон РФ "О таможенном тарифе" при необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа предоставить последнему нужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений, представленных декларантом для определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать такую достоверность. Однако данная обязанность декларанта существует при таможенном оформлении в его взаимоотношениях с таможенным органом.
Каких-либо обоснованных сомнений в отношении заявлений ОАО "ЧАЗ" таможенной стоимости на вывозимые запчасти в рамках контракта № 50-50/И20-01 при таможенном оформлении у таможенного органа не возникало. Более того, сделав отметку в ГТД "выпуск разрешен", таможенный орган признал данные, использованные ОАО "ЧАЗ" при заявлении таможенной стоимости, документально подтвержденными и достоверными. С момента оформления и принятия таможенной декларации, она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Вместе с тем, как следует из материалов таможенной проверки, в целях определения таможенной стоимости таможенный орган использовал только фактическую себестоимость продукции завода, которая не может отражать подлинной картины таможенной стоимости. Иных доказательств, обосновывающих невозможность применения таможенным органом выше перечисленных методов, в материалах таможенной проверки не имеется.
Таким образом, таможенный орган не доказал факт занижения таможенной стоимости вывезенных запчастей по контракту № 50-50/И20-01 от 05.12.00.
Представитель таможни иск не признает, пояснила, что при заявлении таможенной стоимости Обществом не соблюдено требование п. 2 Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1461 (далее Порядок), о том, что в таможенную стоимость вывозимых товаров также должны были включаться расходы, понесенные покупателем (Итальянским контрагентом "ALPEM"), но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки, в частности соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем "ALPEM" продавцу (ОАО "ЧАЗ") бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров, инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве вывозимых товаров.
Это обстоятельство подтверждает ОАО "ЧАЗ" (письмо № 48-5000 от 08.10.02), где указывается, что партнером по бизнесу фирмой "ALPEM" было поставлено необходимое оборудование для внедрения данной технологии (производство звеньев гусениц точной штамповкой), а право использовать "ноу-хау" предоставлено бесплатно. Также с помощью Итальянской фирмы был внедрен еще ряд технических новшеств, позволивших значительно сократить сроки проектирования и изготовления штампов и другой оснастки, повысить их стойкость, снизить затраты на изготовление, что в свою очередь нашло отражение в повышении рентабельности многих видов продукции.
Таким образом, в цену сделки по контракту № 50-50/И20-01 от 05.12.00 не были включены расходы Итальянского контрагента по поставке оборудования для внедрения технологии по производству звеньев гусениц точной штамповкой, предоставленного Обществу бесплатно.
При указанных обстоятельствах, считает таможня, использование цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости невозможно.
На этапе контроля таможенной стоимости счет-фактуры являлись документами, подтверждающими выставление Обществом своему Итальянскому контрагенту требования об оплате в размере заявленной им таможенной стоимости. Таким образом, сумма, выставленная в счетах-фактурах, совпадала с заявленной таможенной стоимостью. Исходя из этого, у таможни не могло на данном этапе возникнуть сомнений в достоверности, заявленной ОАО "ЧАЗ" таможенной стоимости.
Однако, в соответствии со ст. 193 ТК РФ таможня вправе провести таможенный контроль после выпуска товара, т.е. после его таможенного оформления. На основании постановления начальника Чувашской таможни от 05.07.02 № 2913 был проведен таможенный контроль после выпуска товара по вопросу соблюдения таможенного законодательства РФ. В результате сверки сведений, указанных в таможенных декларациях по отгрузкам в рамках контракта № 50-50/И20-01 от 05.12.00, заключенного ОАО "ЧАЗ" с Итальянским контрагентом - фирмой "ALPEM" (Италия), со сведениями, отраженными в бухгалтерских документах по отпуску товаров и их оплате, был составлен акт № 10 от 29.07.02. По итогам таможенного контроля Чувашской таможней установлено занижение таможенной стоимости запасных частей для тракторов, вывезенных ОАО "ЧАЗ" по контракту № 50-50/И20-01 от 05.12.00 с фирмой "ALPEM", по сравнению с их себестоимостью по 134 ГТД на общую сумму 16111073 руб. Как следствие занижения таможенной стоимости было обнаружено занижение таможенных платежей на сумму 48300 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении (далее - АП) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения. Днем совершения АП по признакам ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является момент подачи ГТД на вывезенные с таможенной территории РФ запчасти к тракторам.
В ходе производства по делу об АП также в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ было установлено истечение годичного срока со дня совершения АП (подачи ГТД), в связи с чем, 05.11.02 было вынесено постановление о прекращении производства по делу об АП.
Дело об АП № 10406000-49/02 было возбуждено по признакам ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ и ст. 234 ТК РФ лицо, совершившее АП, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. Остальные 23 ГТД были поданы в Чувашскую таможню в период с 15.11.02 по 31.12.02 и днем совершения ОАО "ЧАЗ" является день подачи каждой из ГТД. Следовательно, совершенное Обществом правонарушение подлежит квалификации на основании положений ТК РФ, а именно по ст. 282 ТК РФ. Постановлением по делу об АП № 10406000-049/2/02 от 14.11.02 ОАО "ЧАЗ" признано виновным в совершении АП, выразившегося в заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, влияющих на взимание таможенных платежей на сумму 8814,88 руб., ответственность за которое предусмотрена ст. 282 ТК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными или достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара на основании имеющихся у него сведений с корректировкой таможенной стоимости.
Согласно п. 2.1 Правил применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, утвержденных Приказом ГТК РФ от 27.08.97 № 522, если определение и документальное подтверждение величины расходов, понесенных покупателем, не включенных в цену сделки, не представляется возможным, то таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена на основе цены сделки.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд не находит законных оснований для удовлетворения иска, в связи со следующим.
По контракту № 50-50/И20-01 от 05.12.00, заключенному ОАО "ЧАЗ" с Итальянским контрагентом фирмой "ALPEM" (Италия), в течение 2001 года ОАО "ЧАЗ" осуществляло отгрузки запасных частей для тракторов на экспорт.
В рамках данного контракта ОАО "ЧАЗ" оформило в Чувашской таможне 162 грузовые таможенные декларации (далее ГТД).
Согласно ст. 13 Закона РФ "О таможенном тарифе" (далее - Закон) таможенная стоимость запасных частей к тракторам была заявлена декларантом - ОАО "ЧАЗ", при этом порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, определен Правительством РФ (п. 2 ст. 12 Закона).
Пунктом 2 Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1461, предусмотрено, что таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В качестве подтверждения цены сделки ОАО "ЧАЗ" заявляло таможенную стоимость на основании представляемых счетов-фактур, т.е. сумма, указанная в счетах-фактурах совпадала с заявленной таможенной стоимостью, в связи с чем, у таможни на данном этапе контроля таможенной стоимости сомнений в ее достоверности не возникало.
В соответствии со ст. 193 ТК РФ таможня вправе провести таможенный контроль после выпуска товара, т.е. после таможенного оформления, что и было сделано на основании постановления начальника Чувашской таможни от 05.07.02 № 2913.
По итогам проведения таможенного контроля таможней установлено занижение таможенной стоимости запасных частей для тракторов, вывезенных ОАО "ЧАЗ" по контракту № 50-50/И20-01 от 05.12.00 с фирмой "ALPEM", по сравнению с их себестоимостью по 134 ГТД на общую сумму 16111073 руб. Как следствие занижения таможенной стоимости было обнаружено занижение таможенных платежей на сумму 48300 руб.
Согласно п. 1.1 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ (Правил), являющихся Приложением и Приказу ГТК России от 27.08.97 № 522, зарегистрированному в Минюсте 08.12.97 № 424, при определении таможенной стоимости вывозимых товаров учитываются положения, установленные разделом 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" и постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ (Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, т.е. цены фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.
Условия, при которых таможенная стоимость по цене сделки с вывозимыми товарами не может быть применены перечислены в п. 2.2 Правил.
Так, по цене сделки с вывозимыми товарами таможенная стоимость не может быть определена, если продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не могло быть учтено, а также, если данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально или не являются количественно определенными и достоверными. На момент таможенного оформления ГТД, в рамках выполнения контракта от 05.12.00 № 50-50/И20-01, наряду с несоответствием заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров не были представлены бухгалтерские документы (данные по себестоимости товаров отраженные в бухгалтерском учете предприятия) в полном объеме, документально подтверждающих заявленную таможенную стоимость вывозимых товаров (очень подробно об этом указано в отзыве на исковое заявление), кроме того, не было представлено документов, объясняющих необходимость и экономическую выгодность и убыточных экспортных поставок в Италию изготавливаемой заводом продукции, при наличии прибыльных поставок в другие страны дальнего зарубежья.
Согласно п. 2.5 Правил, при выявлении фактов, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган может для определения таможенной стоимости вывозимых товаров использовать данные по калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров.
Таможенный орган в ходе проведения таможенного контроля (после выпуска товаров) по контракту № 50-50/И20-01 от 05.12.00 с фирмой "ALPEM" (Италия) (поставка запасных частей) установил расхождения заявленных ОАО "ЧАЗ" в ГТД сведений о стоимости экспортируемых товаров с данными исходя из их фактической себестоимости (по каждой ГТД).
Таким образом, анализ документов, представленных при таможенном оформлении товаров, вывозимых по контракту от 05.12.00 № 50-50/И20-01 в адрес Итальянской фирмы "ALPEM", а также документов, представленных после таможенного оформления выявил причины, оказавшие влияние на цену сделки или продажи на экспорт (в Италию), вследствие которых цена экспортируемых товаров оказалась меньше фактической себестоимости, и эти обстоятельства не могли быть выявлены при таможенном определении. В связи с этим, применение истцом метода по цене сделки с вывозимыми товарами - неправомерно.
Что касается утверждения представителя истца о том, что по факту правомерности определения цены в рамках исполнения контракта с фирмой "ALPEM" Общество привлечено к ответственности по ст. 122 НК РФ, т.е. имеет место факт привлечения к ответственности дважды за одно и то же нарушение, что нарушает законные права и интересы налогоплательщика, суд считает, что в данном случае нет факта двойного наказания, поскольку в соответствии с налоговым законодательством имеют место потери государства (от сделки) в возмещении из бюджета НДС по приобретенным товарам, работам (услугам), используемым для изготовления и реализации товаров на экспорт по цене ниже себестоимости; полученная экспортная выручка от реализации товаров ниже затрат (себестоимости) и, как следствие, убыток полученный от данной реализации уменьшает общий финансовый результат (прибыль) завода, соответственно уменьшается сумма налога на прибыль, исчисляемый из данной прибыли.
Применение к Обществу налоговых санкций (по сделке) не может расцениваться как двойная ответственность за одно и то же правонарушение.
В иске следует отказать.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 211 АПК РФ, суд

решил:

открытому акционерному обществу "Чебоксарский агрегатный завод" г. Чебоксары в иске о признании недействительным Постановления Чувашской таможни от 14 ноября 2002 года по делу об административном правонарушении № 10406000-049/2/02 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru