АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2007 г. по делу № А71-4599/2007-А24
Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2007 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе судьи Кудрявцева М.Н.
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению прокурора Дебесского района УР, с. Дебесы,
к государственному унитарному предприятию "Центральная районная аптека № 12", с. Дебесы,
о привлечении к административной ответственности
в присутствии представителей:
заявителя - Ложкин С.Б., зам. нач. отд. прокуратуры УР, по дов. от 11.07.2007 г.;
ответчика - Стрелкова Н.З., руковод.
Прокурор Дебесского района УР обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении ГУП "Центральная районная аптека № 12" (далее - ГУП "ЦРА № 12") к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование требования заявитель указал, что ГУП "ЦРА № 12" осуществлялась розничная продажа лекарственных средств без рецепта врача, то есть обществом осуществлялась предпринимательская деятельность с грубым нарушением условий лицензии, выданной на осуществление фармацевтической деятельности (розничной торговли лекарственными средствами). В связи с чем ГУП "ЦРА № 12" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, считает возможным освободить ГУП "ЦРА № 12" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ с учетом принципа соразмерности и справедливости назначения наказания. ГУП "ЦРА № 12" указало, что наложение административного штрафа может привести к тяжелым последствиям как для предприятия, выполняющего социально-значимые функции, так и для жителей района, обслуживающихся в данной аптеке.
По материалам дела и пояснениям представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
на основании постановления зам. начальника Дебесского РОВД от 05.06.2007 г. осуществлена проверочная закупка лекарственного препарата "Бронхолитин" в аптеке № 12, расположенной по адресу: с. Дебесы, ул. Ярославцева, д. 3, по результатам которой составлен акт контрольной закупки от 05.06.2007 г.
В ходе проверки установлено, что в аптеке № 12 осуществлена розничная продажа лекарственного препарата "Бронхолитин" емкостью 125 гр по цене 32 руб. без рецепта врача.
Из объяснений директора ГУП "ЦРА № 12" Стрелковой Н.З. от 22.06.2007 г. следует, что лекарственное средство "Бронхолитин" продается в аптеке без рецепта в связи с тем, что покупателям получить рецепт в больнице сложно, требуются большие временные затраты, а лекарственное средство безвредное, назначается детям даже с 3-х лет, привыкания организма не вызывает.
Прокурором Дебесского района УР вынесено постановление от 22.06.2007 г. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ГУП "ЦРА № 12" по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ст. 34 Федерального закона от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ определено, что фармацевтической является деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении "О лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. № 416.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: понятие лицензионных требований и условий дано в статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом статьей 24 Федерального закона от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ определено, что лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно подп. "в" п. 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах".
В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках. Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, предусмотрено, что продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнением лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а - д" п. 4 данного Положения.
Таким образом, невыполнением лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктом "в" п. 4 данного Положения, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 40000 до 50000 рублей.
ГУП "ЦРА № 12" на основании лицензии от 15.09.2005 г. № 99-02-007003 сроком действия до 15.09.2010 г. осуществлялась розничная торговля лекарственными средствами с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами согласно списку ПККН, с правом изготовления асептических препаратов в аптечном пункте по адресу: с. Дебесы, ул. Ярославцева, д. 3.
Материалами дела подтверждается, что ГУП "ЦРА № 12" осуществлена розничная продажа лекарственного средства "Бронхолитин" без рецепта врача.
Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.09.2005 г. № 578 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача". В указанный Перечень лекарственное средство "Бронхолитин" не включено, в связи с чем осуществление розничной продажи указанного лекарственного препарата должно осуществляться только по предъявляемому покупателями рецепту врача, оформленному в установленном порядке.
При изложенных обстоятельствах ГУП "ЦРА № 12" осуществляет предпринимательскую деятельность с грубыми нарушениями условий, предусмотренных выданной на осуществление фармацевтической деятельности лицензией.
Факт совершения ГУП "ЦРА № 12" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, материалами административного дела подтвержден. Вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена.
Учитывая изложенное, ГУП "ЦРА № 12" подлежит привлечению к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в размере 40000 руб.
Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о возможности освобождения ГУП "ЦРА № 12" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ судом не принимаются.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Совершенное ГУП "ЦРА № 12" административное правонарушение посягает на интересы граждан в области охраны здоровья, на экономические и социальные интересы государства в области оборота лекарственных средств. Государственный контроль в сфере осуществления фармацевтической деятельности направлен на охрану здоровья граждан. Поскольку состав ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ формальный и предполагает грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией, отсутствие существенных отрицательных последствий в связи с отпуском лекарственного средства без рецепта и незначительная стоимость препарата не могут характеризовать совершенное правонарушение как имеющее малозначительный характер (ст. 2.9 КоАП РФ).
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
1. Привлечь государственное унитарное предприятие "Центральная районная аптека № 12", расположенное по адресу: Удмуртская Республика, с. Дебесы, ул. Ярославцева, д. 3, основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1021800673773, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить государственному унитарному предприятию "Центральная районная аптека № 12" административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
3. Предложить государственному унитарному предприятию "Центральная районная аптека № 12" уплатить 40000 руб. штрафа не позднее 30 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: получатель - Управление Федерального казначейства Минфина России по Удмуртской Республике (Прокуратура Удмуртской Республики), расчетный счет 40101810200000010001 в ГРКЦ НБ, г. Ижевск, лицевой счет 05415354980, ИНН 1831021019, КПП 183101001, БИК 049401001, код бюджетной классификации (КБК) 41511690050050000140, ОКАТО 94214000000.
4. При неисполнении решения в добровольном порядке направить решение в службу судебных приставов для принудительного взыскания.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья
М.Н.КУДРЯВЦЕВ