АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 мая 2007 г. по делу № А71-2318/2007-А25
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 2 мая 2007 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе судьи Е.А. Бушуевой,
при ведении судьей протокола судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
отдела государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики, с. Шаркан,
к закрытому акционерному обществу "Шаркан-трикотаж", с. Шаркан,
о привлечении к административной ответственности,
в присутствии представителей сторон по доверенностям:
от заявителя - Пешковой К.С.,
от ответчика - Воронцова Д.В.
Отдел государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО "Шаркан-трикотаж" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование требования заявитель указал, что обществом осуществляется предпринимательская деятельность в области пожарной безопасности (эксплуатация пожароопасных производственных объектов) без соответствующей лицензии.
Ответчик заявленные требования не признал, указав в отзыве, что заявителем в нарушение ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", п. 22 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ, утвержденной приказом МЧС РФ от 17.03.2003 г. № 132, в отношении ЗАО "Шаркан-трикотаж" проведена плановая проверка в области обеспечения пожарной безопасности повторно до истечения двухгодичного срока; заявителем в нарушение норм пожарной безопасности "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 105-03" сделан вывод об использовании ЗАО "Шаркан-трикотаж" помещений, относящихся к категориям В1 - В4 (пожароопасные), без проведения испытаний и расчетов.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
Отделом государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения противопожарного состояния ЗАО "Шаркан-трикотаж", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, с. Шаркан, ул. Ленина, д. 51а.
В ходе проверки установлено, что при отсутствии лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности (эксплуатацию пожароопасных производственных объектов) ЗАО "Шаркан-трикотаж" осуществляется деятельность, связанная с производством, хранением, раскройкой и пошивом швейных изделий, способных гореть при взаимодействии с кислородом воздуха. Так, установлено, что на территории ЗАО "Шаркан-трикотаж" расположены объекты: административный корпус; склад готовой продукции объемом 3400 м куб. (хранится выпускаемая продукция - швейные изделия); производственный цех объемом 4434 м куб. (хранится суточный запас пряжи - п/ш, п/э/вискоза, хлопок/акрил); склад сырья и материалов объемом 288 м куб. (хранится месячный запас пряжи - п/ш, п/э/вискоза, хлопок/акрил); склад фурнитуры и материалов объемом 288 м куб. (хранятся пуговицы, пряжа, молнии, тесьма и т.д.); здание складов запасных частей и вспомогательных материалов; пять помещений газовых котельных; здания дизельной электростанции, кузницы, магазина.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 27.03.2007 г.
В отношении ЗАО "Шаркан-трикотаж" вынесено предписание от 27.03.2007 г. № 55 об устранении нарушений.
2 апреля 2007 г. отделом государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики составлен протокол об административном правонарушении по факту осуществления ЗАО "Шаркан-трикотаж" предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает, что ЗАО "Шаркан-трикотаж" не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.02 г. № 595.
Пунктом 1 (подпунктом "а") Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов определено, что под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Из материалов дела следует, что заявителем при проведении проверки установлен факт эксплуатации ЗАО "Шаркан-трикотаж" пожароопасных производственных объектов, относящихся к категориям В1 - В4 пожарной опасности.
Приказом МЧС России от 18.06.03 № 314 утверждены Нормы пожарной безопасности "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 105-03", устанавливающие методику определения категорий помещений и зданий (или частей зданий между производственными стенами - пожарных отсеков) производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от количества и пожаровзрывоопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств.
Определение пожароопасных свойств веществ и материалов производится на основании результатов испытаний и расчетов по стандартным методикам с учетом параметров состояния (давления, температуры и т.д.).
Допускается использование справочных данных, опубликованных головными научно-исследовательскими организациями в области пожарной безопасности или выданных Государственной службой стандартных справочных данных (п. 3 НПБ 105-03).
Заявителем сделан вывод об отнесении помещений ЗАО "Шаркан-трикотаж" к категориям В1 - В4 (пожароопасные), которые характеризуются наличием (обращением) веществ и материалов в помещении - горючие и трудно горючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б.
Определение пожароопасной категории помещения В1 - В4 осуществляется путем сравнения максимального значения удельной временной пожарной нагрузки на любом из участков с величиной удельной нагрузки, приведенной в таблице 4 (п. 24 НПБ 105-03).
Таким образом, определение пожароопасных свойств веществ и материалов производится на основании результатов испытаний и расчетов, а также на основании справочных данных научно-исследовательских организаций или Государственной службы в области пожарной безопасности.
В протоколе об административном правонарушении от 02.04.2007 г. перечислены производственные объекты ЗАО "Шаркан-трикотаж" с указанием их площади и назначения. Данных, указывающих на расчет значения удельной временной пожарной нагрузки на производственных объектах ЗАО "Шаркан-трикотаж", признаваемых пожароопасными, в протоколе не имеется. В качестве приложения к протоколу указаны в том числе расчеты по определению категории помещений, зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, показатели пожарной опасности обращающихся веществ и материалов. Однако указанные документы заявителем в материалы дела не представлены.
Следовательно, вывод об отнесении производственных объектов ЗАО "Шаркан-трикотаж" к категориям В1 - В4 (пожароопасные) сделан заявителем без проведения соответствующих испытаний и расчетов, а также без использования справочных данных. Указанный факт заявитель в судебном заседании признал.
Поскольку доказательств того, что ЗАО "Шаркан-трикотаж" имеет опасные (пожароопасные) производственные объекты, для эксплуатации которых необходимо наличие лицензии, заявителем не представлено, а в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд считает, что оснований для привлечения ЗАО "Шаркан-трикотаж" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ не имеется. Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Судом принимается довод ответчика о том, что фактически заявителем проведена плановая проверка соблюдения противопожарного состояния ЗАО "Шаркан-трикотаж". При проведении плановой проверки заявителем нарушены требования ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", п. 22 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ, утвержденной приказом МЧС РФ от 17.03.2003 г. № 132 относительно периодичности ее проведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного Закона мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений органов государственного контроля. В распоряжении о проведении мероприятия по контролю указывается, в частности, предмет проведения мероприятия по контролю.
В сентябре 2005 года на основании распоряжения начальника ОГПН Шарканского района № 70 от 28.09.2005 г. проведена проверка ЗАО "Шаркан-трикотаж" по соблюдению требований пожарной безопасности. По результатам выявленных нарушений составлен акт от 16.10.2005 г.
На основании распоряжения начальника ОГПН Шарканского района от 16.03.2007 г. № 36 в период с 20.03.2007 г. по 28.03.2007 г. назначена проверка соблюдения противопожарного состояния ЗАО "Шаркан-трикотаж". В материалах дела имеются два распоряжения начальника ОГПН Шарканского района № 36 от 16.03.2007 г.: в одном из них назначена внеплановая, а в другом - плановая проверка соблюдения противопожарного состояния ЗАО "Шаркан-трикотаж" в период с 20.03.2007 г. по 28.03.2007 г. Предметом проверки в данных распоряжениях указан контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений.
При проведении указанной проверки заявителем осуществлен не только контроль за исполнением ЗАО "Шаркан-трикотаж" предписания об устранении нарушений, выявленных при проведении предыдущей проверки, а установлены новые правонарушения в области противопожарного состояния. Так, при проверке установлена необходимость проведения в административном здании демонтажа вращающегося турникета, в производственном цехе - монтажа системы пожаротушения, впервые осуществлена проверка склада сырья и материалов, склада фурнитуры и материалов, подготовительного цеха, склада кроя и купонов, склада готовой продукции, а также выявлено отсутствие лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Учитывая изложенное, фактически заявителем в отношении ЗАО "Шаркан-трикотаж" осуществлен не только контроль за исполнением предписания об устранении выявленных нарушений (внеплановая проверка), но и осуществлена плановая проверка соблюдения ответчиком правил пожарной безопасности.
На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", п. 22 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ в отношении одного юридического лица каждым органом госконтроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
В нарушение указанных норм заявителем проведена плановая проверка ЗАО "Шаркан-трикотаж" в период с 20.03.2007 г. по 28.03.2007 г. до истечения установленного двухгодичного срока.
Однако указанное нарушение не является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административном правонарушении состоит из настоящего Кодекса (который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях), а также принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из изложенного следует, что производство по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Кодекс не содержит каких-либо ограничений относительно содержания распоряжения (приказа) о проведении мероприятий по контролю, а также относительно периодичности проведения мероприятий по контролю.
Документом, фиксирующим факт административного правонарушения, и доказательством факта совершения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ЗАО "Шаркан-трикотаж" явилось непосредственное обнаружение должностным лицом ОГПН Шарканского района данных, указывающих на совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ; производство по делу осуществлялось в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; порядок производства по делу об административном правонарушении, предусмотренный нормами КоАП РФ, заявителем не нарушен.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
отказать в удовлетворении требования отдела государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики о привлечении ЗАО "Шаркан-трикотаж" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, через Арбитражный суд Удмуртской Республики, г. Ижевск.
Судья
Е.А.БУШУЕВА