Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 мая 2007 г. по делу № А71-2318/2007-А25

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 2 мая 2007 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе судьи Е.А. Бушуевой,
при ведении судьей протокола судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
отдела государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики, с. Шаркан,
к закрытому акционерному обществу "Шаркан-трикотаж", с. Шаркан,
о привлечении к административной ответственности,
в присутствии представителей сторон по доверенностям:
от заявителя - Пешковой К.С.,
от ответчика - Воронцова Д.В.
Отдел государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО "Шаркан-трикотаж" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование требования заявитель указал, что обществом осуществляется предпринимательская деятельность в области пожарной безопасности (эксплуатация пожароопасных производственных объектов) без соответствующей лицензии.
Ответчик заявленные требования не признал, указав в отзыве, что заявителем в нарушение ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", п. 22 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ, утвержденной приказом МЧС РФ от 17.03.2003 г. № 132, в отношении ЗАО "Шаркан-трикотаж" проведена плановая проверка в области обеспечения пожарной безопасности повторно до истечения двухгодичного срока; заявителем в нарушение норм пожарной безопасности "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 105-03" сделан вывод об использовании ЗАО "Шаркан-трикотаж" помещений, относящихся к категориям В1 - В4 (пожароопасные), без проведения испытаний и расчетов.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
Отделом государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения противопожарного состояния ЗАО "Шаркан-трикотаж", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, с. Шаркан, ул. Ленина, д. 51а.
В ходе проверки установлено, что при отсутствии лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности (эксплуатацию пожароопасных производственных объектов) ЗАО "Шаркан-трикотаж" осуществляется деятельность, связанная с производством, хранением, раскройкой и пошивом швейных изделий, способных гореть при взаимодействии с кислородом воздуха. Так, установлено, что на территории ЗАО "Шаркан-трикотаж" расположены объекты: административный корпус; склад готовой продукции объемом 3400 м куб. (хранится выпускаемая продукция - швейные изделия); производственный цех объемом 4434 м куб. (хранится суточный запас пряжи - п/ш, п/э/вискоза, хлопок/акрил); склад сырья и материалов объемом 288 м куб. (хранится месячный запас пряжи - п/ш, п/э/вискоза, хлопок/акрил); склад фурнитуры и материалов объемом 288 м куб. (хранятся пуговицы, пряжа, молнии, тесьма и т.д.); здание складов запасных частей и вспомогательных материалов; пять помещений газовых котельных; здания дизельной электростанции, кузницы, магазина.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 27.03.2007 г.
В отношении ЗАО "Шаркан-трикотаж" вынесено предписание от 27.03.2007 г. № 55 об устранении нарушений.
2 апреля 2007 г. отделом государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики составлен протокол об административном правонарушении по факту осуществления ЗАО "Шаркан-трикотаж" предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает, что ЗАО "Шаркан-трикотаж" не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.02 г. № 595.
Пунктом 1 (подпунктом "а") Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов определено, что под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Из материалов дела следует, что заявителем при проведении проверки установлен факт эксплуатации ЗАО "Шаркан-трикотаж" пожароопасных производственных объектов, относящихся к категориям В1 - В4 пожарной опасности.
Приказом МЧС России от 18.06.03 № 314 утверждены Нормы пожарной безопасности "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 105-03", устанавливающие методику определения категорий помещений и зданий (или частей зданий между производственными стенами - пожарных отсеков) производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от количества и пожаровзрывоопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств.
Определение пожароопасных свойств веществ и материалов производится на основании результатов испытаний и расчетов по стандартным методикам с учетом параметров состояния (давления, температуры и т.д.).
Допускается использование справочных данных, опубликованных головными научно-исследовательскими организациями в области пожарной безопасности или выданных Государственной службой стандартных справочных данных (п. 3 НПБ 105-03).
Заявителем сделан вывод об отнесении помещений ЗАО "Шаркан-трикотаж" к категориям В1 - В4 (пожароопасные), которые характеризуются наличием (обращением) веществ и материалов в помещении - горючие и трудно горючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б.
Определение пожароопасной категории помещения В1 - В4 осуществляется путем сравнения максимального значения удельной временной пожарной нагрузки на любом из участков с величиной удельной нагрузки, приведенной в таблице 4 (п. 24 НПБ 105-03).
Таким образом, определение пожароопасных свойств веществ и материалов производится на основании результатов испытаний и расчетов, а также на основании справочных данных научно-исследовательских организаций или Государственной службы в области пожарной безопасности.
В протоколе об административном правонарушении от 02.04.2007 г. перечислены производственные объекты ЗАО "Шаркан-трикотаж" с указанием их площади и назначения. Данных, указывающих на расчет значения удельной временной пожарной нагрузки на производственных объектах ЗАО "Шаркан-трикотаж", признаваемых пожароопасными, в протоколе не имеется. В качестве приложения к протоколу указаны в том числе расчеты по определению категории помещений, зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, показатели пожарной опасности обращающихся веществ и материалов. Однако указанные документы заявителем в материалы дела не представлены.
Следовательно, вывод об отнесении производственных объектов ЗАО "Шаркан-трикотаж" к категориям В1 - В4 (пожароопасные) сделан заявителем без проведения соответствующих испытаний и расчетов, а также без использования справочных данных. Указанный факт заявитель в судебном заседании признал.
Поскольку доказательств того, что ЗАО "Шаркан-трикотаж" имеет опасные (пожароопасные) производственные объекты, для эксплуатации которых необходимо наличие лицензии, заявителем не представлено, а в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд считает, что оснований для привлечения ЗАО "Шаркан-трикотаж" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ не имеется. Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Судом принимается довод ответчика о том, что фактически заявителем проведена плановая проверка соблюдения противопожарного состояния ЗАО "Шаркан-трикотаж". При проведении плановой проверки заявителем нарушены требования ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", п. 22 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ, утвержденной приказом МЧС РФ от 17.03.2003 г. № 132 относительно периодичности ее проведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного Закона мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений органов государственного контроля. В распоряжении о проведении мероприятия по контролю указывается, в частности, предмет проведения мероприятия по контролю.
В сентябре 2005 года на основании распоряжения начальника ОГПН Шарканского района № 70 от 28.09.2005 г. проведена проверка ЗАО "Шаркан-трикотаж" по соблюдению требований пожарной безопасности. По результатам выявленных нарушений составлен акт от 16.10.2005 г.
На основании распоряжения начальника ОГПН Шарканского района от 16.03.2007 г. № 36 в период с 20.03.2007 г. по 28.03.2007 г. назначена проверка соблюдения противопожарного состояния ЗАО "Шаркан-трикотаж". В материалах дела имеются два распоряжения начальника ОГПН Шарканского района № 36 от 16.03.2007 г.: в одном из них назначена внеплановая, а в другом - плановая проверка соблюдения противопожарного состояния ЗАО "Шаркан-трикотаж" в период с 20.03.2007 г. по 28.03.2007 г. Предметом проверки в данных распоряжениях указан контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений.
При проведении указанной проверки заявителем осуществлен не только контроль за исполнением ЗАО "Шаркан-трикотаж" предписания об устранении нарушений, выявленных при проведении предыдущей проверки, а установлены новые правонарушения в области противопожарного состояния. Так, при проверке установлена необходимость проведения в административном здании демонтажа вращающегося турникета, в производственном цехе - монтажа системы пожаротушения, впервые осуществлена проверка склада сырья и материалов, склада фурнитуры и материалов, подготовительного цеха, склада кроя и купонов, склада готовой продукции, а также выявлено отсутствие лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Учитывая изложенное, фактически заявителем в отношении ЗАО "Шаркан-трикотаж" осуществлен не только контроль за исполнением предписания об устранении выявленных нарушений (внеплановая проверка), но и осуществлена плановая проверка соблюдения ответчиком правил пожарной безопасности.
На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", п. 22 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ в отношении одного юридического лица каждым органом госконтроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
В нарушение указанных норм заявителем проведена плановая проверка ЗАО "Шаркан-трикотаж" в период с 20.03.2007 г. по 28.03.2007 г. до истечения установленного двухгодичного срока.
Однако указанное нарушение не является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административном правонарушении состоит из настоящего Кодекса (который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях), а также принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из изложенного следует, что производство по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Кодекс не содержит каких-либо ограничений относительно содержания распоряжения (приказа) о проведении мероприятий по контролю, а также относительно периодичности проведения мероприятий по контролю.
Документом, фиксирующим факт административного правонарушения, и доказательством факта совершения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ЗАО "Шаркан-трикотаж" явилось непосредственное обнаружение должностным лицом ОГПН Шарканского района данных, указывающих на совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ; производство по делу осуществлялось в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; порядок производства по делу об административном правонарушении, предусмотренный нормами КоАП РФ, заявителем не нарушен.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

отказать в удовлетворении требования отдела государственного пожарного надзора Шарканского района Удмуртской Республики о привлечении ЗАО "Шаркан-трикотаж" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, через Арбитражный суд Удмуртской Республики, г. Ижевск.

Судья
Е.А.БУШУЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru